Общая характеристика литературного процесса второй четверти ХIХ века.
История русской литературы второй четверти XIX века (1826-1855 гг.)
Николаевская эпоха и литературно - общественное движение. Завершение "пушкинского периода" русской литературы и вступление ее в "гоголевский период". Периодизация литературного процесса второй четверти XIX в.: 1)1826 - 1842 гг. (т.н. ЗО-е годы) - сложное соотношение и переплетение романтических и реалистических тенденций, 2)1842 - 1855 гг. - становление "натуральной школы" и завоевание ею ведущего положения. Общественная ситуация после поражения восстания декабристов и вступления на престол Николая 1 Ориентация правительства на жандармско-бюрократическую диктатуру и усиление идеологического влияния. Цензурная политика (Уставы 1826 и 1828 гг.) Теория «официальной народности» С.С.Уварова Противоречивые тенденции в общественных настроениях второй половины 20-30-х гг.: апатия и бездействие значительной части общественности и в то же время активизация идейных исканий мыслящей части общества Проблема "самоосознания" личности, освобождения ее от "вериг патриархальности". Поиск этического идеала. Интерес к "философии истории". Социально-историческая проблема "Запад - Россия -Восток" (П.Я.Чаадаев, западники и славянофилы). Развитие романтической эстетики и преодоление ее требований в литературно-художественном сознании 30-х гг. (Н.А.Полевой, С.П.Шевырев, И.В.Киреевский, Н.И.Надеждин, В.Г.Белинский). Течения в романтизме и их воплощение в лирике, драме и эпосе. «Высокий» романтизм и реализм в творчестве М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя. Нарастание кризиса самодержавно-крепостнической системы в 40-е годы. Революционные события в Европе и оценка их в России. «Мрачное семилетие» (1848-1855 гг.). Вызревание либеральной идеологии (Т.Н.Грановский, ВП.Боткин, К.Д.Кавелин, Б.НЧичерин и др.). Восприятие идей материализма и утопического социализма (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, НП.Огарев, В.Н.Майков, петрашевцы). Социально-историческая утопия первого поколения славянофилов (АС.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков, Ю.В.Самарин). Актуализация проблемы "искусство и действительность" и вопроса о назначении писателя в 40-х - первой половине 50-х гг. Формирование реализма как ведущего литературного направления. В.Г.Белинский -сторонник «поэзии действительности», теоретик "натуральной школы" и журналы «Отечественные записки» и «Современник», альманахи «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». Господство прозы над поэзией. Анализ "действительности в фактах" в творчестве А.И.Герцена и других писателей "натуральной школы". Возникновение "эстетической" критики (А.В.Дружинин, П.В.Анненков) как движения сторонников «чистого искусства». Обострение литературно-общественной борьбы к середине 50-х гг. Демократизация как характерная черта литературного движения второй четверти XIX в. Увеличение количества авторов из разночинской и крестьянской среды, усиление сочувственного внимания к социальным низам, расширение читательской аудитории. Словесность и коммерция. Издательская деятельность А.Ф.Смирдина и его роль в литературном процессе 30-х гг. ("смирдинский период русской словесности"). Часть 1. Общая характеристика литературного процесса. 1.1826-1842 гг. Роль А.С.Пушкина и его наследия в литературном процессе 30-х гг. Определяющее значение творчества М.Ю.Лермонтова и Н.В Гоголя. Судьба романтизма: новый подъем и кризис направления. Начало вытеснения поэзии прозой. Общая характеристика поэзии. Традиции романтизма 20-х гг. и эволюция поэтического мышления и языка поэзии. Тяготение к философской насыщенности поэзии. Эмоциональная и образная гиперболизация. Опыт декабристской поэзии и творчество А.И.Одоевского. Идеи патриотизма, межнациональной солидарности и преемственности поколений в борьбе за свободу. Традиции гражданского романтизма в поэзии А.И.Полежаева. Вольнолюбивые мотивы в поэме "Сашка" и конфликт с царем. Соединение элегически-пессимистического и бунтарского начала в лирике поэта. Эклектичность поэтического мироощущения и стиля в творчестве В.Г.Бенедиктова. Эпигонство и экспериментаторство. Феномен популярности и причины ее падения. Литературно-эстетические традиции кружка любомудров и творчество АС.Хомякова. Национально-романтические тенденции в его поэзии. Образ России. Женщины-поэты Е.П Растопчина, К.К.Павлова. Их место в литературном процессе. Творчество А.В.Кольцова как крупнейшего представителя нового течения в лирике 30-х гг. Поэзия крестьянской жизни: радость труда и горечь нужды. Жанровые предпочтения, особенности стиля и стихосложения. Народность, связь с фольклором. Влияние Кольцова на развитие русской лирики Общая характеристика прозы. Развитие традиций романтической прозы 20-х гг. Новаторство Пушкина-прозаика и его влияние. Новые тенденции в прозе 30-х гг. Расширение тематики. Изменения в системе жанров. Популярность исторической, нравоописательной, философско фантастической повести. Становление романа. Литературный путь ААБестужева-Марлинского. Проблема личности в его романтических повестях 30-х гг.: свобода воли и рок, страсть и долг ("Испытание", "Фрегат "Надежда"). Влияние Марлинского на прозаиков 30-40-х гг. Демократические тенденции в нравоописательных повестях писателей-разночинцев М.П.Погодина ("Нищий", "Черная немочь"), Н.А.Полевого ("Живописец"), Н.Ф.Павлова. ("Три повести")."Именины" Павлова - повесть о судьбе крепостного музыканта. Своеобразие композиции и стиля повествования. Творчество В. Ф Одоевского и традиции "любомудрия". Интерес к миру сверхчувственного ("Сильфида", "Саламандра"), проблемам творчества ("Последний квартет Бетховена", "Себастиян Бах"). Критика дворянского общества ("Княжна Мими", "Сильфида"). Цикл "Русские ночи" как своеобразная энциклопедия идей и образов русских романтиков, Одоевский и дальнейшее развитие литературы и литературно-художественной критики в России. Фантастика и ирония в прозе АА.Перовского (Антония Погорельского -"Двойник") и АФ.Вельтмана ("Странник").Поэтическая картина национальной жизни в "малороссийских былях и небылицах" и русских сказках О.М.Сомова. Популярность жанра исторического романа. Традиции В.Скотта и беллетристика М.Н.Загоскина ("Юрий Милославский", "Рославлев") и И.И.Лажечникова ("Ледяной дом"). Проблема "поэтического" отношения к истории и фактической достоверности. Писатели-пропагандисты теории "официальной народности". Н. В.Кукольник и его романтические произведения (лирика, драма "Рука Всевышнего Отечество спасла"). Читательский успех "литературного триумвирата" - ФВ.Булгарина, НИ.Греча и ОИ.Сенковского. Место "нравственно-сатирических" ("Иван Выжигин") и исторических ("Дмитрий Самозванец") романов Булгарина в литературно- общественном процессе. 2.1842-1855 гг. Традиции М.Ю.Лермонтова и НВ.Гоголя и новые тенденции в литературе 40-х - первой половины 50-х гг. Обострение интереса к анализу "действительности в фактах". Господство прозы над поэзией, переживающей сложный переходный период. Преобладание социальной проблематики. Закономерность появления "натуральной школы" как нового этапа в развитии реалистического направления в русской литературе. Связь раннего творчества ИС.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Н.АНекрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, И.А.Гончарова, А.Н.Островского, Л.Н.Толстого с идейно-художественными принципами "натуральной школы". Общая характеристика поэзии. Традиции "поэзии мысли" 20-30-х гг. и "рефлективная поэзия". Поэты кружка Н.В.Станкевича, Н.П.Огарев, А.А.Григорьев. Идеи утопического социализма в лирике А.Н.Плещеева и др. поэтов-петрашевцев. Творческие искания Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Поэзия Н.А.Некрасова и принципы "натуральной школы". Общая характеристика прозы. История зарождения "натуральной школы" и завоевания ею ведущего положения. В.Г.Белинский - организатор, теоретик и пропагандист "натуральной школы". Происхождение термина и его смысл. Альманахи "Физиология Петербурга" и "Петербургский сборник": организационное оформление группы писателей "натуральной школы". Обостренное внимание к общественным противоречиям в их будничных проявлениях. Особенности типизации. Отличительные черты русского физиологического очерка. Социальная повесть и социально-психологический роман. Демократизация стиля. Гоголевские традиции в изображении социальных низов: горькая правда и гуманистический пафос. Драма деревенской и городской бедноты в ранних произведениях А.И.Герцена, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, В.И.Даля "Деревня", "Антон Горемыка" Д.В.Григоровича и крестьянская тема в русской литературе. Антикрепостническая направленность повестей. Эволюция "натуральной школы" и судьбы ее участников. Новые герои и новые темы в прозе 40-х гг. "Полинька Сакс" А.В Дружинина: вопрос о положении женщины в обществе и идеи Жорж Санд в России. Жанровые особенности повести, способы раскрытия характеров. Панорама жизни русского общества в 'Тарантасе" В.А.Соллогуба Своеобразие жанра, сюжета и композиции. Славянофильская утопия и авторская позиция. Часть 11. Творчество крупнейших писателей второй четверти XIX в. М.Ю.Лермонтов (1814-1841) Этапы творческого пути: ранний (1828 - 1832 гг.), переходный (1832 - 1836 гг.), зрелый (1837 - 1841 гг.). В.Г.Белинский о Лермонтове как выразителе нового этапа русского общественного сознания. Лирика Лермонтова как голос поколения 30-х гг. Автобиографические и условно-романтические черты лирического героя. Своеобразие лирики раннего и переходного периода. Свободолюбие, настроения мятежного бунтарства и отчаяния. Философские, религиозные и богоборческие мотивы. Субъективизм, антиномичность мировосприятия. Монологичность и исповедальность, роль контрастов и антитез. Лирика зрелого периода. Эволюция лирического героя. Переосмысление темы "поэт и толпа". Углубление анализа внутренних противоречий личности и общества. Размышления о вечных ценностях, о патриотизме и национальной вражде. Медитативность, отказ от исключительной монологичности. Жанры философской думы и "лирической новеллы". Проявление реалистических тенденций. Жанр поэмы в творчестве Лермонтова. Байроническая традиция и ее преодоление. "Песня про... купца Калашникова" как "историческая поэма в народном стиле". Своеобразие конфликта и трактовки характеров. Художественные особенности. "Мцыри" как "лирическая повесть". Романтический герой и проблема судьбы. Форма поэмы-исповеди и значение авторского вступления. Поэма "Демон": история создания и публикации. Герой Лермонтова и демонические персонажи в мировой литературе. Проблема романтического индивидуализма и авторская позиция. Драматургические опыты Лермонтова. "Маскарад" и традиции русской драмы. Романтические и реалистические начала в трагедии. Критика светского общества и тема рока. Эволюция прозы Лермонтова: от исторического романа ("Вадим") к светской повести ("Княгиня Лиговская") и 'Терою нашего времени" -вершине лермонтовской прозы. Лермонтов - один из основоположников русского социально-психологического и философского романа. Своеобразие жанра и композиции. Проблема личности. Печорин как "герой времени". Система образов. Авторская позиция. Полемика вокруг романа: оценки В.Г.Белинского и С.П.Шевырева. Место и значение творчества Лермонтова в истории литературы. Н.В.Гоголь (1809-1852) Периодизация творчества: 1) ранний, петербургский период (1829 -1835 гг.), 2) расцвет творчества (1835 - 1842 гг), 3) последнее десятилетие (1843 - 1852 гг.). Духовная эволюция Гоголя и изменение его взглядов на литературу. А.С.Пушкин и В.Г.Белинский о своеобразии таланта Гоголя. Гоголь и народная смеховая культура. Проблема этического идеала в творчестве писателя. "Вечера на хуторе близ Диканьки": поэтизация народной жизни. Образ вымышленного издателя. Национальный и исторический колорит в повестях. Элементы бытописи и фантастики (комической и романтически-трагической). "Миргород": романтические и реалистические тенденции в повестях. Традиции "Вечеров..." в "Вие". 'Тарас Бульба" и героический эпос. Особенности конфликта и авторская позиция. "Старосветские помещики" и "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем": переосмысление традиционных сюжетов о любви и дружбе. Образы обывателей и тема скуки. "Арабески" в творческой эволюции Гоголя. Петербургские повести: внутреннее единство и идейно-тематическое разнообразие. Образ Петербурга. Социальная и нравственная проблематика в повестях. Тема художника и вопрос о сущности и назначении искусства в "Невском проспекте" и "Портрете". Тип "маленького человека": комическое и трагическое в героях "Шинели" и "Записок сумасшедшего". Ирония и гротеск в изображении пошлости и абсурдности русской жизни ("Коляска", "Нос"). Отрывок "Рим": значение итальянских мотивов. Гоголь - комедиограф и традиции "высокой" комедии. Общие черты в тематике и поэтике гоголевских комедий ("Женитьба", "Игроки", "Ревизор"). Особенности комического в "Ревизоре". Система образов и роль Хлестакова. Смысл развязки. Восприятие комедии критикой и авторская интерпретация. "Теория" комедии в "Театральном разъезде" Гоголя. История создания поэмы "Мертвые души". Своеобразие жанра, сюжета и композиции. Эпическое и лирическое начала. Реалистическая сатирическая панорама жизни крепостнической России. Чичиков как новый "герой времени". Проблема духовной деградации и возрождения души. Принципы типизации. Образ автора. Темы и значение авторских отступлений. Усиление религиозных настроений Гоголя в 40-е гг. и переосмысление им задач писателя. Отражение этих тенденций во втором томе поэмы. Сочетание сатиры и стремления создать образы "положительно прекрасных" людей. Полемика вокруг поэмы. В.Г.Белинский, С.П Шевырев и К.С.Аксаков о "Мертвых душах". "Выбранные места из переписки с друзьями": замысел и его реализация. Особенности жанра. Синтез исповедальных и проповеднических начал. Размышления о задачах литературы, о значении Слова Программа индивидуального и общего жизнестроения. Споры современников о книге и "Авторская исповедь" Гоголя. Продолжение полемики вокруг "Выбранных мест," во второй половине XIX - XX вв. Гоголь и "гоголевский" период в истории русской словесности. Мировое значение и современное звучание гоголевского творчества. А.И.Герцен (1812-1870) Творческий путь: 1) ранний период (1834 - 1842 гг.); 2) период 40-х годов (1842 - 1847 гг.), 3) в эмиграции (1847 - 70 гг.). Эволюция социально-политических, философских, эстетических взглядов Герцена и его место в развитии русской общественной мысли, освободительного движения и литературы. Роман "Кто виноват?" и "натуральная школа". Тема "непризнанного человеческого достоинства" в феодально-крепостническом обществе. Бельтов и тип "лишнего человека" в русской литературе. Изображение разночинской интеллигенции. Своеобразие авторской иронии. "Доктор Крупов": черты памфлета в повести. История "поврежденного" общества и история Левки. Анализ причин "всемирного безумия". Антикрепостнический пафос "Сороки - воровки" Трагизм положения крепостной интеллигенции. Отражение идейных споров западников и славянофилов и позиция автора. "Былое и думы": творческая история. Свобода формы и синтез жанров. Хронологические рамки повествования. Проблема взаимодействия человека и истории, личности и среды Широкое отражение духовной жизни общества в России и Европе середины XIX в. Реалистическая достоверность изображения и философская глубина осмысления явлений и событий. Восприятие книги современниками на Родине и за рубежом.
|