Беспечный поэт-мечтатель, философ-эпикуреец, жрец любви, неги и наслаждения, Батюшков умел не только задумываться и грустить, но знал и диссонансы сомнения муки и отчаяния.
Периоды творчества: 1) 1804 – 1811 2) 1812 – 1814 3) 1815 – 1821 I период (1804 – 1811) 18 мая 1787 в Вологде Бат. появился на свет, дворянский род. Мать страдала наследственным заболеванием, в результате почти лишилась рассудка. Отец собрал очень хорошую библиотеку и хотел дать сыну отличное образование. М.Н.Муравьев, друг отца, способствовал хорошему образованию Б. У Муравьева Б. встретился с Державиным и Капнистом, которые сформировали его лит. вкус. Знакомство с Олениным. У него – знакомство с Гнедичем, Крословым (?) 1805 – Б. принят в лит. общество любителей словесности. Б. – теоретик «легкой» поэзии, связывал классицизм с романтизмом. Эротическая поэзия – интимная поэзия, подобная лирике в изящной форме, вежливо и красиво рассказывает о внутренних чувствах человека (Статья о легкой поэзии). Легкая поэзия «общежительна». Творчество для Б. – вдохновенное общение с близкими людьми => его жанры: посвящения (друзьям, женщинам), послания => диалогическое начало (проявляется и в его баснях, эпиграммах, элегиях). Б. – признанный эпикуреец. Это связано с его мировоззрением. «Веселый час» (1810) – стих, проповедывающий жизненную идеологию Б. «Умру, и всё умрет со мной» - мог сказать Б. Воспевает любовь (очень скромен в отношении женской красоты, обобщенный женский образ): верная подруга, очарование юности, о женской красоте – с восхищением, благоговением, «душа небесная во образе прекрасном и сердца доброго все редкие черты» - идеальная красота, взаимопонимание и постоянство в любви, любовь одухотворяет человека. Послания к друзьям: Б. славит дружество, дружба – поддержка в поражениях и победах, любовь и дружба – неприходящие ценности бытия. 1811 – «Мои пенаты» - дружеское послание, адресованное Жук. И Вяземскому. Воспевает свой домик в Хантоново (?) – отеческие пенаты, дорогие ему, хоть и убогие. Здесь не будет разврата, придворных друзей, но нежность, поэтическое вдохновение, познание лучших творений друзей. Только Ж. и Вяз. он зовет в эти пенаты. Создал идиллию деревенской жизни. Мотив мирной (?) жизни будет много повторяться. Герой с любимой, счастливый. Символы: розы, крылья, чаша. Роза – праздничность, красота, античность, молодая женщина, счастье и наслаждение, человек. Крылья, чаша – наслаждение, человек с правом на счастье. Герой Б. окрылен. Мечты, часы, счастье, миг, буря, ветерок – крылатые. Чаша – человек, наполненный счастьем, радостью, жизнью. Идеальность отношений человека с окружающим миром. Зависимость легкой поэзии от культуры общения между людьми, от образованности общества. До 1812 послание будет ведущим жанром Б. Духовное, интеллигентное удовольствие. Чтение лит-ры. Предромантические мотивы. 1807 – записался в ополчение. Поход в Пруссию. Не имел ни дня, истинно покойного. «Вечное беспокойство – вот моя история». Столкновение с главным войском Наполеона – гвардейский Лейгерский (?) полк – война со Швецией. 1810 – оставил службу. Муравьев скончался во время Прусского похода. Сестра Анна умерла, пока он был в Финляндии. Отец второй раз женился – разногласия – переезд в Хантоново (?) с сестрами. Безответная любовь. 1809 – зрелый период творчества в Хантоново. «Видение на брегах Леты» - сатира. Лета – река забвения. Мерзляков, Шариков приходили сюда. Члены шишковских любителей русской словесности – их больше всего. Они гибнут в глубинах Леты. На поверхность всплывают только произведения Крылова. Б. впервые употребляет термин «славянофилы». Сатира четко определяет этические позиции Б. О том, что он популярен, Б. узнал только в 1810. Он уехал и заболел. «Прогулка по Москве» - чистейшая проза. В начале 1812 покидает Хантоново. Едет в СПб и становится сослуживцем Крылова и Гнедича в публичной библиотеке. II период (1812 – 1814) Война. Б. присутствует в Москве, сожженной, разоренной. В 1813 попадает в армию, сражается в Лейпцигском сражении. Вступает в Париж. Побывал в Англии, Швеции. В его творчестве – полный перелом. Б. отказывается от эпикурейских мотивов. Во время испытаний не должно писать о наслаждениях. 1813 – «Послание к Дашкову». Образец гражданской поэзии. Картины разоренной столицы. Воспевает русское оружие во многих стихах. Свободолюбие, любовь к Родине, честь. Предромантизм в этот период получает гражданственность. Элегия исторического романтизма. Образ известного, одного из многих. Батальные картины. Древнерусское начало. Изменяется его стиль, его мировоззрение. 1814 – вернулся из похода. III период (1815 – 1821) Романтическая тенденция. Новое представление о человеке, о ценности жизни. Обостряется его интерес к истории. Много элегий, определенных философских раздумий о бесконечности жизни, быстротечности времени, памяти сердца (дань сердца), любви – чувстве высоком, но приходящем, трагическом. Анна Фурман – любовь Б. Встретился с ней после похода снова. Печален, страдает. Стихи полны трепетных чувств. Жестокий жребий поэта, злой рок. Элегии: образ погибшего друга. «Тень друга» (1814) Идея неизбежности, утраты. Надежды на лучшую жизнь в потустороннем мире: «Надежда». Это близко мотивам Жуковского. «Подражание древним» (1821) – цикл стихов, изящные миниатюры. Мироощущение Б. становится пессимистичным. Но он работает много. «Опыты в стихах и прозе» (1817) – двухтомник. Вступает в «Арзамас». Задумывает написать книгу о Дании. 1818 – секретарь русской миссии в Неаполе, дипломатическая командировка. Там прогрессирует его болезнь. «Я похож на человека, не дошедшего до своей цели» - говорит о себе Б. Он не могу служить больше, т.к. стремительно терял рассудок. В Вологде в семье племянника он прожил вторую часть жизни, не зная ни о чем, резко приходя в себя. Умер в 65 лет в 1855.
|