Студопедия — Эмпирический метод
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эмпирический метод






- Наглядность

- Чувственная воспринимаемость

- Изучение объекта с внешней стороны

- Сущностные связи еще не выявляются

Результат фиксируют в фактах, статистических данных, на их основе составляются схемы, диаграммы. На его основе формируются предварительные выводы. Эмперич. знание получается из опыта.

Методы: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение, описание.

Теоретический метод:

- отображает закономерности объекта, раскрывает его сущность, объясняет новые факты

- всегда достоверен

-не его основе формируется научное предвидение

- аппосредованное знание

- высшая форма-теория

Методы: формализация, аксиоматический метод, гапотико-дедуктивный метод (создание системы гипотез, которые дедуктивно между собой взаимосвязаны, из которых выводится утверждение о фактах).

От абстрактного к конкретному

Для обоих уровней: синтез, анализ, абстрагирование, обобщение

 


 

  1. Антропологический поворот в философии 19, 20 веков. Основные философские идеи М. Шелера в его работе «Положение человека в ксомосе»

Философская антропология - философское учение о природе и сущности человека; -направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др. Макс Шелер (1874-1928) - незнание сущности человека приводит к кризису в культуре, к отказу от самого человека. Кризис общества — это кризис человека, кризис личности. Причина этого в неправильном подходе к познанию.

Шелер выстраивает иерархию наук: естественные науки, науки о культуре (в том числе философия) и учение о спасении- религия. Знание о человеке должно предполагать некое синтетическое знание, включающее в себя знание всех трех наук. Человек - единственное существо, кот подпадает под все эти учения, но познать человека во всем этом синтезе нереально. Человек- «вещь столь обширная», что все его определения неудачны. Человека он превосходит любое определение, любую науку. Проблема человека — это главная проблема философии. Человек и Бог. Бог - высшая ценность, и человек -есть существо, живущее в ценностном мире. Святой- это совершенный человек — человек, который постиг Бога и через Бога, через Его совершенство стал сам так же совершен. Природа человека - 2 основных начала в человеческой природе - это жизненное начало, некий жизненный порыв, и дух, идущий от Бога. По своему жизненному началу человек есть животное, живое существо, но также и существо разумное, обладающее духом — поскольку Бог его им наделяет.

Шелер усматривал сущность человека не в мышлении или волении, а в любви. Любовь- это акт духовного единения, сопровождающийся прозрением высшей ценности объекта. Достояние духа достигается благодаря человеческому слову. В словах выражается вся мысль и вся культура. Слово - некий символом, через кот. человек может познать Бога. Символы — это и наука, и религия, философия и т. п. Из знания о человеке ч/з знание символов возможно и познание всего мироздания.

Эрнст Кассирер (1874-1945) утверждал, что поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через его проявления, через те функции, которые человек выполняет. Основное отличие человека от животного - это его деятельный труд. Трудовая деятельность может быть самой разнообразной. Человек создает вещественные предметы, создает науки, религию, искусство, язык и т. п. — все это есть продукты человеческой деятельности. Поэтому познание человека возможно через его функциональные проявления, то есть через его культурную и творческую деятельность. Объединяет всю деятельность и все проявления человека то, что все они — и язык, и наука, и религия — есть символы некоей действительности. Но, в отличие от Шелера, Кассирер утверждает, что человеку доступны только символы. Что бы за этими символами ни скрывалось, доступны человеку только они, и познание человека возможно только через познание символов. В отличии от Шелера, Кассирер не призывает восходить ч/з символы к бытию Бога


  1. Антропологические концепции в философии 19, 20 веков.

Шелллер «Положение человека в космосе»

Человек – одна из центральных проблем. Основоположник Шелер.

Исходя из теории Дарвина: растительный мир, животный мир (появление рефлекса), человек (появл. духа).

Человек – единственное существо, которое способно жить в пространственно-временом континууме

- осмысление, осознание того, что делает

- ч. способен к аскетическому образу жизни

- ч. существо акосмическое (создает искусственную среду – культуру. Человек продукт культуры)

Сам поворот к философии человека связана с Кантом.

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

→Что такое человек?

Человек - био-социальное существо. Характер привит окружением. По своей природе человек агрессивный, жестокий, эгоист. Ч. должен поступать нравственно, как существо разумное. Его никто не заставляет совершать добро, это заложено в разуме. Свобода проявляется в нравственных поступках.

Самая сложная проблема, с которой он столкнулся, это он сам.

Немецкая классич. Философия

Гегель: создатель диалектики как учения о развитии. Принципы: взаимосвязь и развитие. Законы: единство противоположностей. Отрицание отрицания.

Диалектика и теория познания совпадают

Созидательная + познавательная деятельность

Процесс развития абсолютной идеи приобретает форму понятий, а понятия лежат в основе вещей.

 

Современная: Марксистская диалектика

Учение о развитии

Философия Гегеля стоит на голове (если перевернуть, то будет все ок. Недобрую роль таких очков сыграло неверное понимание Классиками содержания категории «понятие»: они приняли для нее содержание, определяемое формальной логикой, а Гегель понимал понятие «в другом и высшем смысле»: как объективную программу развития, как логику вещей).

Диалектика-учение о наиболее общих закономерностях развития природы. Гл. особенность: развитие по восходящей рассматривается как прогресс.

Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности.

 

В современной диалектике к базовым категориям относят:

 

Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

И др.

 

Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия, как-то общее, что проявляется во множестве законов.

 

Основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий. Более того, они суть развёрнутые категории. Даже само понятие закона есть категория. Это с одной стороны. С другой стороны, некоторые категории сами по себе тоже являются законами.

 

Принцип – это сложная, концетрированная форма знания, аккумулировавшая в себе основную напраленность исследования, его «дух». К таковым принципам традиционно относят принцип развития, принцип всеобщей связи, принцип тождества

(единства) диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического.

Принцип развития является прямым следствием признания движения главным свойством (атрибутом) материи. Совместно с тем принцип развития выделяет в бессчетных видах движения его ведомую форму – развитие. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность, цикличность.

Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, как бы раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение, развитие нереально в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего. Наконец, само развертывание противоречия как основное содержание принципа развития есть особая форма связи противоположностей.

Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество. Этот принцип приводил в некое смущение марксистских диалектиков. В гегелевской диалектике этот принцип воплотился (как принцип тождества мышления и бытия) со всей вероятной последовательностью. В материалистической диалектике появились трудности с его применением. Его другая формулировка – единство диалектики объективной, диалектики природы и диалектики субъективной, диалектики мышления. В таковой формулировке различие различных форм диалектики признается, но не раскрывается. Когда же возникают наименования трех разных теоретических дисциплин – диалектики, логики и теории познания, то становится естественным и «принципиальным» существование развития в разных формах. Один из предлагаемых ответов заключается в следующем: диалектика изучает проявление развития в природе, это диалектика объективного; логика изучает особенности развития в человеческом мышлении; теория познания пробует связать диалектику объективную и субъективную с помощью принципа отражения.

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному аккумулируют в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует процесс познания. «Абстрактное» и «конкретное» имеют несколько значений.

почаще всего в повседневности абстрактное соображают как синоним понятийности, в различие от чувственности, образности, которая, соответственно, и есть конкретное. Не считая того, абстрактное – это отвлечение от ряда несущественных параметров и выделение главных. В этом смысле познание постоянно абстрактно, поскольку оно обобщает, отвлекается от личного, оперируя понятиями.

Конкретное, соотносимое так понимаемым абстрактным, есть сама объективная реальность, где существенное и несущественное не разделены.

Абстрактное и конкретное как этапы познавательного процесса имеют другой смысл. Конкретное - это отражение объективной реальности в системе понятий, это теоретическое воспроизведение единства проявлений, параметров, связей предмета. Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики развития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и противопоставляющее одну сторону иным. Высшая форма конкретного – научная теория, обычное проявление абстрактного – «житейские» суждения. Познание происходит как движение от конкретного в реальности и конкретному в познании.

Принцип единства логического и исторического помогает понять, как конкретное в реальности трансформируется в конкретное в познании.


  1. Личность и общество. Социальное отчуждение личности и способы его преодоления.

Личность и общество - социально-философская проблема, суть к-рой состоит в том, какие условия каждое исторически конкретное О. представляет для становления и развития Л. и в какой мере деятельность Л. сказывается на О., как увязываются интересы О. и л. В основе домарксистских социальных теорий лежит идея о неустранимости и вечности противоречия между О. и л., взгляд на них как на некие самостоятельные целостности.

 

Так, в рабовладельческом О. наряду с теориями Платона и Аристотеля, обосновывавшими необходимость подчинения л. политическому целому - государству, существовали теории стоиков, скептиков, эпикурейцев, в к-рых власть государства рассматривалась как подавляющая, враждебная Л. сила.

В феодальной формации жесткое закрепление положения, прав и обязанностей Л,; сословно-кастовой структурой О. находило свое отражение в безраздельно господствовавшей религиозной идеологии с ее апологией иерархичности! проповедью повиновения богу и т. п.

Возникновение капитализма уничтожает сращенность человека с общиной, сословием, кастой, цехом и формирует т. зр. отделившегося индивидам О. предстает перед ним как совокупность формально равных частных сов-ственников, к-рым оно должно обеспечить наилучшие возможности для проявления личных способностей и энергии.

В 17 - 18 вв. усиленно разрабатываются теории общественного договора, согласно к-рым общественное и государственное устройство есть продукт договора индивидов и может быть преобразовано, если оно перестает служить благу людей, т. е. нарушает договор. Однако утверждение и развитие капитализма, особенно в эпоху империализма, показало, что освобождение Л. к-рое провозглашали его идеологи, оказалось на самом деле ее закабалением вещными отношениями, денежными связями, отношениями чистогана. Дегуманизация и обезличение человека охватывают здесь не только сферу труда, но и сферу умственной деятельности, обюрократившуюся сферу управления и даже сферу досуга и развлечений.

Этот процесс находит свое отражение в буржуазной философии, неспособной вскрыть зависимость конфликта О. и л. от частнособственнических отношений, превращающей его в некое извечное, неустранимое метафизическое противоречие.

Марксизм, показав, что развитие и смена формаций есть вместе о тем исторический процесс становления и развития человеческой Л. связал возникновение противоречия между О. и л. с существованием антагонистических общественных отношений, раскрыл конкретный характер его проявления и пути его неизбежного преодоления. Уже на стадии развитого социализма возрастают возможности для гармоничного сочетания общественных и личных интересов, когда, с одной стороны, О. все делает во имя человека и для его блага, а с др.- члены О. сознательно служат общественным интересам, повышая для этого свой профессиональный и общекультурный уровень, социальную ответственность, организованность и дисциплину, т. е. развивая себя как социально богатую Л.

 

Развитие европейской культуры в XX веке было отмечено не только усилением традиционных, но и одновременным появлением и развитием новых форм социального отчуждения, почти не известных культурам прошлого. Различные формы социального отчуждения взаимопроникают друг в друга, что приводит к тому, что отчужденный субъект постепенно настолько теряет специфические для него субъектные характеристики, а значит и сам процесс отчуждения уже перестаёт осознаваться как таковой. Субъект как бы «растворяется» в аморфной социальной среде, осознавая себя лишь как носителя определенной социальной роли.

Как отмечал отечественный исследователь этой проблемы А.И. Пигалев, «электронные средства массовой коммуникации включаются в систему вещного опосредования, ибо возникают как её продукт и необходимый элемент. Вещные отношения не отменяются, но существенно модифицируются, создавая новый, «клишированный» способ социального контроля как формы культуры». В результате становится возможным говорить о крайней степени отчуждения в условиях чрезвычайно дифференцированной степени разделения труда и общества в целом.

Совершенно не случайно, что именно проблема человеческой личности, персональности и как основание «человеческая сущность» становятся в общественном сознании XX наиболее животрепещущими проблемами. М. Хайдеггер обозначит в своём творчестве данную проблему прежде всего через антитезу двух установок - технического оперирования, «овладения» бытием и противопоставленного этому «обживания» мира.

Социальное отчуждение как процесс тем самым представляет собой соединение двух взаимосвязанных явлений: процесса разрушения механизмов открытой (свободной) коммуникации с одной стороны и возрастания власти техники над человеческой личностью с другой.

 

«В ХХ столетии человеческое самоотчуждение, - отмечает западный социолог Хайнеманн, - вследствие доминирующего влияния техники, вступило в новую фазу».

По мнению Хайнеманна доминирующей формой социального отчуждения становится отчуждение техническое, обусловленной ростом места техники в жизни современного человека. В связи с активно идущими в культуре Европы процессами социального отчуждения в настоящий момент становится возможным говорить о самоотчуждении культуры - процессе самоотрицания культурой существующих в ней базовых представлений и ценностей, что нередко приводит целый ряд мыслителей, религиозных и общественных деятелей к поиску альтернативных для культуры Европы в целом мировоззренческих парадигм. Интегративные процессы в сфере информации приводят к более тесному взаимодействию различных культур, а осознание целым рядом западноевропейских мыслителей идеи исчерпанности традиционных мировоззренческих парадигм и необходимости культурной переориентации в целом приводит к тому, что как писал Х. Сколимовски «философы должны быть посланы в индейские резервации, где придерживаются ещё альтернативных мировоззрений, культивируют их и внедряют в альтернативные стили жизни; они должны быть посланы в общества и культуры Востока, где альтернативные способы постижения мира жизнеспособны еще и служат основой как знания, так и жизненного стиля».

Как показывает опыт, современную ситуацию развития культуры Европы характеризует такой уровень внутренней интеграции социальной системы, связанный прежде всего с развившимися к концу XX века новыми возможностями коммуникации (электронные средства информации, ИНТЕРНЕТ, телевидение, радио, спутниковая связь и т.п.), когда концепции, представления и идейно-ценностные ориентации, сформировавшиеся в специализированных формах общественного сознания практически с момента своего возникновения получают неограниченное распространение в массовом сознании. «В современных условиях, - пишет известный западный социолог М. Маклюэн, коммуникативная функция предметов культуры перешла на качественно иной уровень...уничтожает(ся) пространство и время, создавая фактически социальную целостность «контактного типа». Тем самым именно проблема коммуникации становится одной из основных проблем современности.

 

 


  1. Проблема социальной и личной свободы и ответственности личности.

Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях, их нельзя

противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление

его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может выступать

и как самобытная индивидуальность.

В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль

личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще

возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи свободы и

необходимости ее признания их органической взаимосвязи принадлежит Спинозе,

который определил свободу, как осознанную необходимость.

Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с

идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из

признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания

человека - как вторичного производного.

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый

человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами

общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна

поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в

противном случае ему грозит наказание от имени общества.

В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности

становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее

время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.

Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так

как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент

исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы,

права и свободы.

Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не

вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет

ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.

Ответственность - это категория этики и права, отражающая

особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу,

человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного

начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному

управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной

свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

В праве гражданская, административная и уголовная ответственность

устанавливается не формальным путем выяснения состава преступления, но и с

учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени сознания

вины и возможности исправления в дальнейшем. Это сближает правовую

ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества в

целом и в конечном счете понимания законов поступательного развития истории.

 

 

у чел-ка нет сущности есть существование

чел-к - проект автор которого он сам, каждый деь чел-к творит себя заново

проект- выбор неизбежен в существовании человека

свобода - груз на плечах человека- ответств за поступки и все происходящее

чел-ку не на что опереться ни внутри ни во вне








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 467. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия