Нучно-техническая революция
Научно-техническая революция - коренное, качественное изменение, происходящее в совр. системе науки и техники, захватывающее все компоненты этой системы, все стороны технологических отношений и характеризующееся прежде всего тем, что техника вступает в новый этап своего развития - этап автоматизации, к-рая представляет собой генеральное направление производственного применения результатов Н.-т. р. Машинное производство, при к-ром рабочий вынужден непосредственно участвовать в технологическом процессе, выполнять технические, машинные функции, начинает уступать место автоматизированному производству, где предмет труда обрабатывается всецело самой технической системой, действующей без прямого участия рабочего. В развитых формах автоматизации системе автоматических линий придается кибернетическая аппаратура, осуществляющая счетно-решающие, контролирующие, управляющие функции. Кибернетическая техника внедряется не только в материальное производство, но и в управленческую деятельность, в сферу обслуживания, науку, образование. В ходе Н.-т. р. изменяются и технологические методы производства. Механическая технология обработки предмета труда, занимавшая доминирующее положение в материальном производстве, вытесняется более эффективными методами, при к-рых изменяется не просто форма предмета, но молекулярная и атомная структура вещества, происходит его преобразование в новое вещество с заданными свойствами. Соответственно изменению технологии изменяются и материалы, сырье, все более широкое применение находят искусственные материалы, резко возрастает производственное потребление электроэнергии.
Итак, в XVII в. в Европе возникла новая философия на идеях самоценности разума и важности целенаправленного экспериментально-опытного изучения мира. Выделяют два основных направления: 1) эмпиризм. Чувственный опыт – единственный источник знаний: а) идеалистический эмпиризм (Д. Беркли, Д. Юм). Опыт - совокупность ощущений и представлений; б) материалистический (Ф. Бэкон, Т. Гоббс). Источник чувственного опыта - внешний мир; 2) рационализм. На первом плане - логическое основание науки, разум - источник познания и критерий истинности. Сенсуализм опирается прямо на наше зрение, слух, обоняние, осязание, и вкус. Он считает, что всё что мы можем знать, ограничивается нашими ощущениями. То есть высказывание сенсуалиста примерно следующее: "Я знаю что сахар сладкий, так как когда я пробую его, я чувствую сладость". Их критикуют за то, что чувства довольно обманчивы и зависят порой от слишком многих факторов, а потому не могут служить достаточным основанием для каких либо выводов. Эмпиризм уже чуть более абстрактен, и опирается на так называемый чувственный опыт. То есть это не сами ощущения, а тот опыт который мы приобретаем посредством восприятия. Эмпирик, не тот кто считает опыт единственным возможным источником знания, но тот который считает что опыт должен быть до логического рассуждения о природе вещей. Высказывание эмпирика: "Я не вижу различия между этими двумя зелёными шарами, значит они одинаковые". Грань между этими направлениями довольно тонкая, но она есть. Сенсуализм может давать только знания о свойствах вещей, а эмпиризм уже может строить логические связи, основанные на опыте.
В целом великое достоинство науки Бэкон (1561-1626. английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма) считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила». Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришел к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы, как, например, утверждают теологи. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей. Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.
|