Студопедия — Ф. как форма знания: эволюция, формы, уровни.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ф. как форма знания: эволюция, формы, уровни.






Вопрос о соотношении философии и науки является дискуссионным.

Исторически между философией и наукой, в любом ее виде существовала тесная связь.

1.Научное познание явилось одним из истоков философии и средств победы логоса над мифом.

2.Философия была длительное время колыбелью научного знания.

3.Вплоть до нового времени наука развивалась в рамках философии, что дало основание ей называться Царицей наук.

Но, начиная с 17 века, после дифференциации научного знания, связь философии и науки была разорвана. Кроме того, эта связь даже укрепилась в некоторых философских учениях в метафизику знания.

В результате этого философия приобрела такие сущностные черты науки как:

1.объективность понятий;

2.логическая последовательность и цельность;

3.самоопределение через систему рациональных категорий;

4.веру в безграничность мира и бесконечность знаний;

5.отсутствие тайны, чуда, авторитета.

Все это послужило основанием считать философию универсальной, всеобщей или синтезирующей науку о мире и человеке.

Но внутренним устремлением философии было любомудрие. Это ставило ее в оппозицию науке.

Для философии характерно субъективное индивидуальное начало или субъективная трактовка понятий.

ВЕРНАДСКИЙ: ПОДЛИННАЯ ФИЛОСОФИЯ – ГЛУБОКО ЛИЧНОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ.

Философию интересует не столько целостность, сколько бесконечная раздвоенность противоположностей действительности, где есть рациональное и нерациональное.

Безграничность научного познания для философии – это существенный вопрос.

Таким образом, философия и наука, взаимодополняя друг друга, роднятся с искусством и художественным творчеством.

Шеллинг: Весь механизм познания, который использует философия, объективируется художественным творчеством.

А искусство для философии есть наивысшее, где есть то, что позволяет людям в изначальном единении видеть природу, историю и в них человека. То есть представление о природе и человеке, которое искусственно строит философ, для искусства изначально и естественно.

Кант (характеризуя отношения философии и искусства): В мире есть удивление и благоговение, которые характерны для человеческого общества и которые создают поэтическую форму неба и морального закона в человеке.

Перменид, Лукреций, Кант считали философское и поэтическое творчество нераздельным.

Фихте: Настанет то время, когда философию будут изучать наизусть.

Ницше: Философия – это радостное восприятие жизни.

Гоббс: Философы – скульпторы и художники жизни, но они не творят формы, а выявляют сущность, подражая акту творения.

Философия и теология стоят перед одними и теми же проблемами, но решают сущностно различными средствами:

в религии – вера и откровение;

в философии – разум и знание

Как бы они не конфликтовали, приоритет всегда на стороне философии. И это вызвано тем, что философия ориентирует на вопросы гуманизма и вечности без каких-то обязательств, которые в определенной мере есть в религии.

Отождествление науки и религии происходит у тех философов, которые считают, что любомудрие, актролоцентризм, поиски смысла жизни и есть смысл философии.

Фактически философия вбирает в себя весь круг проблем связанных с жизнью человека, общества и природы.

Бедсмор отвечая на вопрос взаимоотношения философии и науки связал его с убыстряющимся техническим и промышленным прогрессом. В результате этого он пришел к выводу, что развитие техники и промышленности идет за счет оскудения гуманистического начала и вызвано этом тем, что:

1) Научно-технический прогресс развивается на основе удовлетворения не духовных, а материальных потребностей людей.

2) Естественные науки не стремятся преодолеть пагубность этого пути и при наличии социальных заказов не только не воспринимают гуманизм философии, но и отрицают ее.

Философия переносит свои знания и воззрения в обыденную жизнь, к чему не стремится наука. Наука всегда безразлична во всем, что касается индивида.

Поэтому философия используя научные данные все таки находится в объятиях искусства и религии.

У религии с философией установлены тесные связи. Религия как и наука – одни из истоков философского знания. Философия всегда питалась и питается религиозными источниками. Фактически философия вбирает в себя весь круг проблем связанных с жизнью человека, общества и природы.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 402. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия