Философия и наука: единство и отличие познавательных функций. Проблемы научности философского мировоззрения.
Содержательная сторона и предмет философии раскрываются в ее функциях. Впервые вопрос о функциях философии был поставлен Кантом в виде 3-х вопросов: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Тем самым была обозначена гносеологическая, практическая и нравственная функции философии. Дополнительно мировоззренческая, методологическая, аксиологическая. Гносеологическая функция философии несет в себе весь груз вопросов познания. Философия познания имеет 2-а аспекта: вопросы познаваемости мира; познание самого знания Гносеология – знание о знании. Познание мира и человека есть функция естествознания и психологии. Философия познает человека с точки зрения знания мира и своего места в нем, иначе говоря, философское познание проблемы ставит человека перед решением других не менее сложных проблем, которые непрерывны в самом процессе познанного и непознанного. Философские агностики (Юм, Беркли, Кант) подчеркивают трудности и наличие границ в познании. Агностицизм противостоит другим философским направлениям и школам, которые уверовали в безграничность возможностей науки, чувств, эмоций, ощущений. Нравственно-аксиологическая функция имеет принципиальное значение для философских учений, провозгласивших философию – нравственной деятельностью. В них в качестве нравственных ценностей признаются поступки и действия людей, направленные на нравственность. Их внимание сфокусировано на идеалах, пропитанных духом человечности. Изучением нравственности занимается этика. Однако связи этики и философии взаимообусловлены и являются определяющими в аксиологии. Аксиологическая функция философии раскрывает все типы ценностей: 1.положительные и отрицательные; 2.нормативные и предписывающие, оценочные; 3.материальные и духовные В аксиологии ценность – целевая и нормативная категория, выражающая все то, что может быть целью, идеалом предметов влечения, интереса. Различают этические, эстетические, религиозные, правовые и иные ценности. Ценности имеют исторический аспект. Они обусловлены деятельностью человека, его сознанием и волей, хотя внешний мир, общество, социальные отношения сущностно влияют на ценности. Мировоззренческая функция философии является интегрирующей, так как она решает вопросы космоса и человека, бога и мира, развития и творения, смерти и жизни, смысла истории и человеческого существования. В связи с этим философия иногда отождествляется с мировоззрением. Мировоззрение – это сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся осмысленными, а сама деятельность целенаправленной. Уровни мировоззрения: жизненно-практический (обыденный); теоретический (интеллектуальный) Жизненно-практический складывается на основе традиций и опыта. Преобладают здесь чувства, эмоции, переживания, соответствующие условий быта, национальность. В основе теоретического лежат различные формы знания предполагающие теоретическое освоение мира. В результате этих 2-х уровней возникает мировосприятие (мироощущение) и миропонимание. Мировоззрение несет в себе многообразные формы жизненно-практических и теоретических знаний мироощущения и миропонимания. Фундаментом мировоззрения являются знания, оценки, ценности, идеалы. Знания в мировоззрении – вся совокупность о мире и человеке. Оценки – выражают отношение людей к миру и самим себе. Ценностные ориентации – формируют идеалы. Идеал – всеобщая форма целеполагающей деятельности людей, характерная для всех сфер человеческой жизни (то есть идеалы могут быть нравственными, эстетическими, религиозными). Мировоззрение воплощает в себе единство познавательного, нравственного, социологического, в каждом из которых проявляется соответствующая его функция. Если исходить из понимания философии как науки, то можно говорить о методологической функции. Методология – учение о методе. Метод – вид или способ познания (Гегель), где соотносится объективное и субъективное. Метод вступает и в качестве приемов выработанных для познания и деятельности. Философия может быть методологией, потому что е. понятие в отличие от конкретных наук имеет универсальный характер и применим к любым сферам деятельности. Фихте: Философия поднимает человеческий ум выше, чем любая другая наука. Философский метод многообразен и дает общий путь решения задач, то есть выступает в качестве одного из принципов знания; в силу совпадения объективного и субъективного в методе, философия позволяет не навязывать никому своей воли. Методологическая, диалектическая рефлексия позволяет раскрывать процесс знания мира и человека. Категории диалектики – универсальные понятия и они в каждом методе способствуют построению любой специфической теории. Поэтому диалектика выступает в качестве любой конкретной науки. В категориях диалектики, идеях и принципах философии аккумулируется весь опыт человеческого знания, что позволяет выделить синтезирующую функцию.
|