Истоки и духовные начала философии
Философия сегодня рассматривается как высшие проявление человеческого духа. От эпохи появления человека сознательного до времени, когда человек осознал себя личностью, философия отразила в себе все формы познания. До появления философии человечество прошло достаточно длительный период своего развития: 1) были одомашнены животные, 2) сложилось богословное и этнографическое восприятие мира. Богословное восприятие – когда мир воспринимается с позиции богопознания, это еще прарелигия, подступы к религии. Этнографическое познание базируется на наивной стадии культуры, которая в конце концов исчезает, и в том и в другом случае жизнь людей, животных как управляемая духами и отождествлялась с дыханием, тенью человека. С одной стороны, это было религиозное мифологическое отношение к миру. С другой, жизненно практическое понимание общественного бытия в этот период было единым основанием для восприятия человеческого и природного, субъективного и объективного. Именно этот период характеризуется как эпоха абсолютной непосредственности и наивности. Что работало на такое понимание целостности: - отсутствие бесконечных задач и достижений - используя в повседневной жизни научные знания, человек не связывал их с общефилософскими вопросами Отсутствие идеологического сознания для философии заключается в том, что в его рамках поставлены и затронуты многие вопросы, которые впоследствии составили каркас предмета философских рассуждений (мир, человек, душа и т.п.). Несмотря на то, что мифы отражали конкретный характер практического бытия, тем не менее, в них всегда была некая отрешенность и абсолютность, которая и позволяла возникнуть философским конструкциям. Идея гармонии, пропорции и мера вещей о наличии которой мы судим по художественной литературе, позволяет соотнести эти знания с сущностью мира, предотвращающего хаос, т.е. именно в этот период была заложена идея исходного начала всего сущего – Хаоса. Этические положения, составляющие основу философской антологии, этики и политики позволили приоритетными сделать добродетели и праведность, которые стали основами коллективного бытия. Но в философских школах, которые ближе подходили к реальной жизни, появились различные орфические ответвления религий и мистерий. В этих направлениях проявляется дуализм души тела. Провозглашается бессмертие души и с этих позиций осмысливается человеческое бытие. В этот период религиозное мифологическое воззрение и философские взгляды вели бархатную борьбу. Это позволило мифу и философии не только сосуществовать многие столетия, но и сохранить философию, как ее духовное начало. Философия берет миф, как свое духовное начало. Научные данные тоже используются философией, но на ранних этапах своего развития наука тоже была мифологична, и поэтому современные знания помогают преодолевать научные концепции, которые находились под влиянием мифа. Философия миф не отрицает, как и не отрицает научные данные, рожденные в мифе (традиционные и нетрадиционные познания). Определенный эффект для философии дает искусство, потому что оно дает знание, имеющее непосредственное отношение к чувственно-эмоциональному и бессознательному. Любые знания в философию приносит философ. Принципиально новое отношение к познанию привнесли древние греки, которые получили название младших физиков. Свою философию науки пытался создать Пифагор, используя числа, математику, космос. С этого периода философия отходит от решения практических задач. Философия обращается к идеальным образам и понятиям, как формам логического мышления, позволяющим отойти от религиозно-мифологического сознания. С того периода, когда появились идеальные конструкции, когда стали выделяться сущности на основе разума, вот тогда-то начинает формироваться настоящая философия. Идеальные конструкции и идеальные отношения всегда связаны с верой, что и предполагает ограничение разума и допущение элементов идеального. Данный вывод позволяет признать философией любое философское воззрение, мировоззрение, миропонимание и согласиться с творчеством мыслителя. В философии существуют 2 понятия: Исток и Источник Исток – исходное начало, первоисток философии в целом, каковыми являются все формы дофилософского познания Источник – это начало отдельного философского направления, школы или концепции. Источник как правило представляет собой предмет источниковедения как вспомогательной науки о методах изучения и использует различные философские и другие материалы. Важное место в философии занимает связь с предшествовавшими философскими концепциями, которые формировались в той или иной философской школе. Любая философская школа имеет свою уникальную идею, которая защищается от опровержений со стороны других философских школ.
|