Атомизм Эпикура
Атомизм Эпикура
Развивая идеи атомизма, Эпикур (341—270 гг. до н. э.) углубил понимание Самодвижения, которое не сводится к равномерному однообразному перемещению материальных частиц, обладающих возможностью случайного спонтанного отклонения от своих траекторий. Без этого принципа не может обойтись современная квантовая физика при описании движения элементарных частиц. Их отклонение от траекторий движения является настолько существенным, что требуется новая форма математического выражения законов движения, которые имеют не динамический, а статистический характер действия. В квантовой физике нельзя одновременно зафиксировать точную величину координаты и импульса элементарной частицы и предсказать ее состояние с абсолютной достоверностью. Можно сделать это с той или иной степенью вероятности в рамках соотношения неопределенностей. Вот такие логические загадки и головоломки дает нам физика. Идеи Эпикура получили конкретизацию и в понятиях нестационарного состояния атомов, в формах нарушения конкретных типов симметрии, в принципе запрета Паули. В химии важную роль играет изучение нестационарного состояния молекул; в биологии изучение отклонений при передаче наследственных признаков и в развитии видов. Все это свидетельствует о том, что принцип Эпикура, выражающий возможность отклонений от основной линии движения и развития, обусловленных внутренними особенностями индивидуального объекта, имеет существенное методологическое значение в современной науке.
Гедони́зм (др.-греч.ηδονή,лат.hedone — «наслаждение», «удовольствие») —этическоеучение, согласно которомуудовольствиеявляется главнойдобродетелью, высшимблагоми целью жизни. Разновидностью гедонизма являетсяэвдемонизм. Антагонистом гедонизма являетсяангедонизм.
|