Студопедия — Гипноз. Новейший справочник. Вэкзистенциальном анализе В
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Гипноз. Новейший справочник. Вэкзистенциальном анализе В






В экзистенциальном анализе В. Франкла, или логотерапии (1956), основное внимание уделяется ощущению смысла жизни. Согласно его мыслям, в принципе невозможно оправдать жизнь и найти в ней смысл с помощью интеллектуального анализа и чистой логики. Необходимо попасть в такое состояние сознания, когда эмоционально и физически осознаешь, что жить стоит, и ощущаешь радость от самого факта существования. В мучительных философских изысканиях смысла жизни следует видеть не закономерную философскую тематику, а некий симптом, показывающий, что динамический жизненный поток замутнен и блокирован. Единственным эффективным решением проблемы будет не изобретение надуманных целей жизни, а глубокая внутренняя трансформация и сдвиг в сознании, восстанавливающий течение жизненной энергии. Человек, активно участвующий в процессах жизни и испытывающий живой и радостный интерес к ним, никогда не задастся вопросом, имеет ли жизнь какой-нибудь смысл. В этом своего рода особом состоянии сознания существование воспринимается как драгоценность и чудо, и его ценность очевидна.

Необходимо упомянуть и о гештальт-терапии, разработанной Ф. Перлзом (1976) и очень быстро ставшей одним из самых популярных подходов при работе с особыми состояниями сознания. На ее становление большое влияние оказали концепции 3. Фройда, экзистенциализма и особенно гештальт-психология. Основной принцип немецкой школы гештальта состоял в том, что люди не воспринимают вещи несвязанными и изолированными, а организуют их в процессе восприятия в осмысленные целостности - гештальты. В гештальт-терапии подчеркивается холистичность (целостность) - это метод личностной интеграции, основанный на идее о том, что вся природа есть единый и взаимосвязанный гештальт. Внутри этого целого органические и неорганические элементы составляют непрерывные и постоянно меняющиеся паттерны согласованной активности - «фигуры» (от лат. figura - образ, вид) и «фон» (от франц. fond - дно, основание).

Выделяют три зоны контакта с миром: внутреннюю (образованную ощущениями тела), внешнюю (идущую от осознания окружающей реальности) и среднюю (зону воображения и фантазии, в которой реализуются мысленные игры). Главное

Глава 2. Модели особых состояний сознания 97

внимание гештальт-терапия уделяет не интерпретации проблем, а повторному переживанию конфликтов и травм «здесь и теперь» с внесением осознавания во все телесные и эмоциональные процессы и завершением всех незаконченных в прошлом гештальтов. Пациента побуждают принять на себя полную ответственность за процесс и освободиться от незаконченных гештальтов. Часто в этой терапии используется индивидуальная работа в групповом контексте. Под особым контролем здесь главное условие прогресса - дыхание и полное осознание собственных телесных и эмоциональных процессов. Д. Бруле считает, что каждое состояние сознания, любая внутренняя реальность связаны с особым состоянием или качеством дыхания. Те или иные виды дыхания настраивают нас на восприятие одних вещей и на фильтрацию других. С точки зрения Бруле, согласующейся с методами йоги, изменяя способ, которым мы дышим, мы можем изменять содержание и результаты любого опыта, переживания, состояния. Например, когда человек испуган или расстроен, он обычно дышит высоким грудным поверхностным и неритмичным дыханием через нос. Переключаясь на дыхание ртом, направляя медленный глубокий поток в полость живота или сердца, человек может вернуть себе уравновешенность и испытать ощущение релаксации. Терапевт уделяет большое внимание тому, какими способами пациент прерывает свой опыт. Он устанавливает эти тенденции и способствует свободному и полному переживанию и выражению развертывающихся психологических и физиологических процессов.

Самым выдающимся представителем гуманистической психотерапии стал А. Маслоу (1969). Резкая критика им и психоанализа, и бихевиоризма состояла в том, что он настаивал: психотерапия должна сочетать объективные наблюдения с интроспекцией, в то время как бихевиоризм занимается почти исключительно внешними воздействиями, а психоанализ - интроспективными данными. А. Маслоу подчеркивает: источником информации для психологии человека должны быть человеческие данные, и, что особенно важно, - он впервые сосредоточился на психологически здоровых и самоактуализирующихся личностях, на «растущей верхушке» популяции.

Одно из крупнейших достижений А. Маслоу - проведенное им исследование опыта индивидов, у которых были спонтанные

4 Ахмедов «Гжшш»

Гипноз. Новейший справочник

мистические, или, как он их называет, «пиковые» переживания. В традиционной психиатрии к любому такому опыту обычно относятся как к серьезной психопатологии, считая его ярким признаком психотического процесса. В своем обширном и подробном труде А. Маслоу показал, что спонтанные «пиковые» переживания часто оказывались благотворными для испытавших их людей, которые после этого выказывали отчетливую тенденцию к «самореализации» и «самоактуализации». Автор предположил, что такой опыт относится к категории выше нормы, а не ниже или вне ее, и исходя из этой предпосылки заложил основы для абсолютно нового подхода к особым состояниям сознания. Патология - это ослабление человека, потеря или пока еще неосуществленность человеческих возможностей. Таким образом, болезнь, включающая в себя все обычные психиатрические понятия, и здоровье располагаются на континууме: кем человек стремится быть - кем он может стать.

Другим важным аспектом работ А. Маслоу был анализ человеческих потребностей и пересмотр теории инстинктов, что также имело огромное значение для психотерапии, работающей с особыми состояниями сознания. Он предположил, что высшие потребности представляют собой важный и аутентичный аспект структуры человеческой личности, что их нельзя сводить - как это делает психоанализ - к низшим инстинктам или рассматривать как их производные. По его мнению, высшие потребности играют важную роль в психическом здоровье людей и в развитии болезней. Основной вывод А. Маслоу: высшие ценности (метаценности) и стремление к ним (метамотивация) свойственны природе человека.

Основу клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса составляет позитивная вера в то, что каждый организм имеет врожденную тенденцию к развитию своих оптимальных способностей так длительно, сколько он находится в оптимальной среде. Во время проведения психотерапевтических встреч (они действуют через сам факт их новизны) психотерапевт служит катализатором, с помощью которого пациент реализует свои латентные и лучшие способности для саморазвития. При этом важно не то, что психотерапевт делает, а то, что он собой представляет, и смысл (контекст) психотерапии.

Кроме того, можно еще условно выделить «соматический подход», основывающийся на применении невербальных методов,

Глава 2. Модели особых состояний сознания 99

ведущих к интеграции Я посредством сосредоточения внимания на субъективных телесных стимулах и сенсорных ответах или физических, двигательных методов интенсивного отреагирова-ния и эмоционального «наводнения», в которых акцент делается на телесном стимулировании и высвобождении чувств (первичная терапия А. Янова, биоэнергетический анализ А. Лоуэна, структурная интеграция И. Рольф, эмпирическая психотерапия Э. Гендлина и пр.).

В связи с этим исходные принципы гуманистической психотерапии состоят в том, что в современном обществе люди стали слишком интеллектуалистичными и технократичными, отдалились от собственных эмоций и ощущений, и целью психотерапии является достижение максимальной осведомленности или более высокого состояния сознания, при котором, согласно Р. Мею, «быть осведомленным о своем предназначении в мире в то же самое время означает быть предназначенным для этого». Ее терапевтические подходы разработаны в форме корректирующих эмпирических процедур, часто основанных на вхождении в особые состояния сознания и направленных на излечение от существующих отчуждения и дегуманизации. Хотя в понимании природы терапевтических взаимоотношений существуют различия, реальный «здесь и теперь» диалог является обязательным условием школ этих направлений. Психотерапевты школы К. Роджерса и экзистенциальной психотерапии имеют, по сути, вербальные отношения с пациентом, в то время как гештальт-терапия видит в этом сверхинтеллектуализацию (как часть проблемы пациента, защиту против переживаний и чувств). Во многих психотерапевтических школах основное внимание уделяется эмпирическим, невербальным и телесным средствам личностных изменений, которые способствуют не адаптации и урегулированию внутри- или межличностных конфликтов, а индивидуальному личностному росту и самоактуализации. Терапевтический союз в данном случае не является отношениями врача и пациента (как в психоаналитической психотерапии) или учителя и школьника (как в поведенческой психотерапии), а представляет собой отношение одного человека к другому. Этим самым экзистенциальная и гуманистическая психотерапия создали широкую основу как для развития совершенно новых видов психотерапии, так и для восстановления некоторых ста-







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 357. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия