Русская культура конца XV-XVI вв.
Направление
| Достижения
| Фольклор
| — народные песни, сказки («Сказка о Борме-Ярыжке», «Умный мальчик-судья», «Огненный змей», «Мудрая дева» и др.;
— исторические песни, посвященные политике и жизни Ивана Грозного («Поход на Казань», «Казаки идут к Казани», «Взятие Казани», «Иван Грозный молится по сыну», «Смерть Ивана Грозного»), песни о Ермаке Тимофеевиче;
— народные баллады (повествовательные песни драматического характера) «Княгиня и змей», «Беглый княжич», «Гнев Ивана Грозного на сына», «Оборона Пскова»
| Просвещение
| — «азбуковники» — краткие словари;
— открытие Иваном Федоровыми Петром Мстиславцемв
Москве типографии, начало книгопечатания. Первая печатная книга на Руси — «Апостол» (1564 г.);
— евангелие Андрейчины (Новгород, XVI в.);
— монастыри — центры грамотности и просвещения;
— библиотеки при монастырях, в домах знатных людей;
— руководство по грамматике Максима Грека,пособие по арифметике
| Общественно- политическая жизнь и литература
| Ереси:
— «ересь жидовствующих» (70—80-е гг. XV в.) в Новгороде и Москве. «Лиодикийские послания» дьяка Федора Курицына:отрицание монашества;
— ересь стригольников, антитринитариев (Новгород и Псков);
— воззрения Матвея Башкина
Церковные течения:
— «иосифляне» — игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Санин (Волоцкий),митрополиты Даниили Макарий,развивавшие теорию теократического абсолютизма;
— «нестяжатели» — монах Нил Сорский,инок-князь Вассиан Патрикеев,игумен Артемий,ратовавшие за возвращение к идеалам раннехристианской общины.
Светская публицистика:
— послания Василию III игумена псковского Елеазарова монастыря Филофея,изложившего теорию «Москва — третий Рим» (1524 г.);
— челобитная Ивану Грозному И.С. Пересветова,содержащая программу строительства дворянского государства во главе с самодержцем;
— переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским — сторонником сословно-представительной монархии. «История о великом князе Московском» Андрея Курбского;
Максим Грек(1470—1551) — писатель-публицист, ученый афонский монах, приехал в Россию в 1518 г., обучал греческому языку, переводил греческие, византийские произведения, латинские сочинения, осуществил широкую проверку славянских переводов церковных книг, создал новую концепцию самоценности литературного дарования и литературного труда; вокруг него сформировался кружок образованных людей. Сочинения: «Беседа ума с душой», «Слово о покаянии».
Летописные своды, историческая литература, книги для повседневного чтения:
— «Летописец начала царства», в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного (50-е гг. XVI в.);
— «Сказание о князьях Владимирских» (начало XVI в.);
— «Книга Степенная царского родословия» (60-е гг. XVI в.);
— Лицевой летописный свод
— Никоновская летопись, один из списков содержит около 16 тыс. миниатюрных цветных иллюстраций;
— Хронограф (обзор всемирной истории, 1512 г.);
— «Казанский летописец», или «История о Казанском царстве;
— «Домострой» протопопа Сильвестра (середина XVI в.) — сборник житейской мудрости и наставлений;
— «Великие Четьи Минеи» — 12-томный свод для ежедневного чтения, энциклопедия церковной литературы XVI в.; составлен под руководством митрополита Макария;
— «Повесть о Молодинском сражении», «Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков»;
— появление жанра остросюжетной повести в XVI в.: «Повесть о купце Дмитрии Басарге и сыне его Борзомысле».
| Архитектура
| Строительство крепостей:
— возведение новых стен и башен Кремля (1485—1516 гг.) итальянскими мастерами (миланский инженер Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевиз Новый);
— возведение второй линии каменных укреплений в Москве (стены Китай-города) (1534—1538 гг.). Зодчий Петрок Малый;
— возведение третьей линии каменных укреплений в Москве (Белый город). Мастер Федор Конь;
— строительство башен Кремля в Новгороде: Дворцовая, Спасская, Княжая (XV—XVI вв.), церковь Петра и Павла в Кожевниках (XV в.), Грановитая палата (XV в.) в Новгороде;
— Смоленский Кремль (1595—1602 гг., зодчий Ф. Конь);
— крепости в Новгороде (1490—1500 гг.), Туле (1514—1521 гг.), Нижнем Новгороде (1500—1511 гг.), Коломне (1525—1531 гг.).
Храмы:
— Успенский собор Московского Кремля (1475—1479 гг.) итальянской зодчий Аристотель Фиораванти.Храм взят за основу при строительстве: Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (1524—1525 гг.), Успенского собора в Троице-Сергиевом монастыре (1559—1585 гг.), Софийского собора в Вологде (1568—1570 гг.)
— Архангельский собор Московского Кремля (1505—1508 гг.). Зодчий — итальянец Алевиз Новый;
Благовещенский собор (1484—1489 гг.), построенный псковскими мастерами;
— церковь Ризположения (1484—1486 гг.);
— Грановитая палата (1487—1491 гг.). Зодчие Марко Руффои ПьетроАнтонио Солари;
— Золотая Царицына палата (1586 г.);
— храм-колокольня Иоанна Лествичника (Бон Фрязин, 1505— 1508 гг.), называемая колокольней «Иван Великий» (высота 81 м);
— шатровый храм-церковь Вознесения в селе Коломенском (1530—1532 гг.);
— храм Покрова Богородицы на Рву (1554—1561 гг.). Зодчие Бармаи Постник Яковлев(храм известен как собор Василия Блаженного);
— дворец царевича Дмитрия в Угличе (1480—1484 гг.);
— церковь Петра и Павла в Кожевниках (Новгород, XV в.);
— Троицкий собор (1532 г.) Даниловского монастыря в Переяславль-Залесском;
— Донской монастырь (1591 г.) в Москве;
— Соловецкий монастырь;
— Кирилло-Белозерский монастырь;
— Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1423 г:);
— Спасский собор Андронникова монастыря (ок. 20-х гг. XV в.);
— Новодевичий монастырь в Москве, Смоленский собор (1524—1525 гг.)
| Живопись
| — росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502 г.) кисти Дионисия(30—40 гг. XV в. — ок. 1508 г.). Его иконы: «Распятие», «О Тебе радуется», «Спас в силах», «Акафист Божьей Матери», «Богоматерь Одигитрия»;
— росписи Успенского собора в Москве Дионисием,художниками Тимофеем, Ярцеми Конем;
— иконы «Видение Евлогия», «Видение Иоанна Лествичника», «Притча о слепце и хромце» (XVI в.). Перегруженность деталями, символами;
— иконы «Федор Стратилат», «Видение пономаря Тарасия» (XVI в., Новгород);
— икона «Благословенно воинство небесного Царя» («Церковь воинствующая», середина XVI в.). Изображено, словно на картине, возвращение войска Ивана IV после победы над Казанью — радость победы, триумф русского войска;
— росписи Смоленского собора Новодевичьего монастыря (ок. 1530 г.), воплощение идеи «Москва — третий Рим»; — росписи Успенского собора Успенского монастыря в Свияжске под Казанью (1561 г.). Включают портрет государственных и церковных деятелей XVI в. — Ивана Грозного, митрополита Макария => развитие жанра исторического портрета
|
Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...
|
Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...
|
Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...
|
Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...
|
Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки.
В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...
Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка:
а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...
Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...
|
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...
Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...
Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и регистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...
|
|