Понятие, термин
| Определение
|
плинфа
| Розовый кирпич, который использовался для строительства храмов в Киеве
|
Крестовокупольный тип храма
| Имеет в плане форму креста
|
парус
| Специальная строительная конструкция, обеспечивающая переход от квадратного в плане пространства между столбами к круглому барабану
|
нефы
| Внутренние залы (или зал) в храме
|
хоры
| Примыкающие к нефам пристройки в храме
|
смальта
| Кусочки цветного непрозрачного стекла из которых выкладывали декоративные узоры мозаичных полов, настенные и купольные картины
|
фрески
| Иконы написанные красками по мокрой штукатурке
|
миниатюры
| Небольшие рисунки и заглавные буквы, которые использовались при оформлении летописей (рисованные маленькие заставки в рукописных книгах)
|
капители
| Украшенные животным и растительным орнаментом верхушки колонн
|
рельефы
| Полуобъемные резные украшения
|
крестовокупольные храмы
| Тип сооружения храмов на Руси, характерен для сооружений IX-XIII века, встречался с в более поздний период. Основание храма представляла собой крест.
|
скань
| Кружевное плетение из проволоки
|
филигрань
| Техника изготовления украшений из проволоки, когда ее плющили, надрезали под разными углами. Она начинала напоминать блестящие камешки и узоры. Такие изделия после изготовления тщательно полировали
|
чернь
| Путем травления серебра наносились разнообразные рисунки черного цвета
|
зернь
| Трудоемкая ювелирная техника. При изготовлении на металлическую поверхность наносили от десятка до тысячи мелких металлических отполированных шариков. Сочетание шариков разного диаметра позволяло создавать оригинальные композиции
|
эмаль
| Стеклообразная непрозрачная масса, которую наносили на металл. С начало в металле делали выемку и туда заливали эмаль, затем освоили более сложную технику перегородчатой эмали. Работая в этой технике мастер напаивал на основу тонкие перегородки – контуры рисунка. Эмаль заливалась между этими перегородками.
|
«дворы» или «грады»
| т.е. огороженное забором место
|
хоромы
| Поставленные по кругу срубы и башни
|
«сени»
| Широкая галерея для летних пиров
|
вежа (донжон)
| Высокая башня
|
требы
| Жертвоприношения (часть охотничьей добычи, питье, фрукты и пр.
|
оберег
| Священный знак, который вырезали на деревянных, костяных, а позже металлических амулетах или вышивали на одежде
|
левкас
| Меловой грунт, который наносился на липовую или сосновую доску перед написанием иконы
|
Икона
| Особый вид религиозной живописи, отображающий лики богов и святых мучеников, используемые для поклонения и созерцания. Особенность этой живописи заключается в том, что в иконописи используется не прямая, а обратная перспектива, и это имеет глубочайший смысл: точной, в которой сходятся все линии, становится смотрящий на икону человек
|
Иконостас
| Чисто русское изобретение, Византия его не знала. Это перегородка, отделяющая алтарь, зримая стена «встречи двух миров» - земного и небесного. Иконостас имеет несколько рядов икон – чинов. В центре – деисусный чин: Христос на троне, Богоматерь, Иоанн Предтеча и апостолы. Верхние ярусы – праздничный (изображения евангельских событий от Богоявления до Успения Богоматери) и пророческие чины, внизу, на Царских вратах и по обе стороны от них, - погрудные изображения Богоматери и иконы месточтимых святых или праздников, которым посвящен храм. В XVI веке добавился праотческий чин.
|
кириллица
| Одна из двух первых достоверно известных славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя, переводчика богослужебных книг на старославянский язык Кирилла. Первоначально использовалась параллельно с глаголицей, но в дальнейшем вытеснила ее и стала основой современных славянских систем письменностей
|
«палеологовский ренессанс»
| (Название происходит от правившей в Византии династии Палеологов) Для этого направления характерно возрождение традиций античности, тяготение к правильным пропорциям
|
хитон
| Нижняя одежда, рубашка
|
гиматий
| Верхняя одежда, плащ
|
клеть
| Жилая комната в избе-пятистенке
|
сени
| Меньшая комната (вход в кладовую)
|
«Красный угол»
| Свободный угол напротив двери – там помещали иконы
|
«Кухонный угол»
| Место, где располагалась печь. Здесь имелись полочки для посуды и кухонной утвари
|
Шатровый стиль
| Стиль русского зодчества, возникший в начале XVI века. Данный стиль был преобладающим на протяжении двух веков. На основании восьмиграннике помещались восьмигранники поменьше и так в несколько ярусов, которые венчались куполом-шатром
|
«Великие Четьи Минеи»
| Книга, составлена под руководством митрополита Макария, предназначалась для домашних месячных чтений. В нее вошли жития святых, располагавшиеся по месяцам с соответствии с днем памяти святого, а также множество известных «душеполезных» произведений. Состояли их 12 томов, поэтому часто именуется первой энциклопедией церковной литературы для повседневного чтения
|
«Домострой»
| Сборник житейской мудрости и наставлений. Дано большое количество советов по ведению домашнего хозяйства. Получил широкое распространение и глубоко вошел в менталитет русского народа.
|
нестяжатели
| Круг духовных лиц, объединившихся вокруг старца Нила Сорского, которые боролись против падения нравов у духовенства. Требовали отказаться от владения вотчинами и прочими богатствами, сосредоточиться на служении Богу, тем самым призывали духовенство совершить духовный подвиг
|
иосифляне
| Соратники Иосифа Волоцкого, которые выступали за чистоту православия. Были сторонниками независимости Русской церкви от Константинополя. Учреждение Московского патриаршества в 1589 году было их заслугой. Они считали себя ревностными служителями московских царей, признавали зависимость от помазанника Божьего, нередко шли на компромисс с церковным законом во имя государственных интересов
|
ереси
| Религиозное течение в христианстве, отклоняющееся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. Решениями вселенских соборов подлежали осуждению и проклятию. Возникали уже во время формирования христианства, но наибольшее распространение получили в средние века
|
анафема
| проклятие
|
хронографы
| Краткие обзоры всемирной истории
|