Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры в России





Направления Достижения
Образование В 1918 году по Положению ВЦИК «О единой трудовой школе РСФСР» объявлялось обязательное бесплатное обучение всех детей от 8 до 17 лет 1919 году принят декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России», закон обязывал всех граждан с 8 до 50 лет обучаться грамоте 1923 году создается общество «Долой неграмотность!» и в стране вводится всеобщее начальное образование Система образования: l начальная 4-летняя школа (1 ступени) l 7-летняя школа в городах l ШКМ (школа крестьянской молодежи) l ФЗУ (школа фабрично-заводского ученичества на базе начальной школы) l школа 2 ступени (5-9 классы) с профессиональными 8-9-ми классами в ряде школ Начали создаваться школы-интернаты. Существенные изменения претерпела и высшая школа: l введены новые правила зачисления студентов в вузы: прием проводится без экзаменов и без документов о среднем образовании, преимуществами при поступлении пользовалась рабочая и крестьянская молодежь l отменена плата за обучение в вузах, установлены стипендии для нуждающихся студентов l 1919 году с целью повышения образовательной подготовки поступающих в вузы были созданы рабочие факультеты (рабфаки) l с тем чтобы помочь высшей школе выйти из сложной финансовой ситуации, Наркомпросом было разрешено пополнять студенческую кассу доходами от кооперативов Проведена работа по национализации библиотек к началу 1920 года. Создается новая сеть клубов и библиотек-читален В декабре 1918 года создается декретом ВЦИК Государственное издательство
Наука Российская Академия наук под руководством А.П. Капринского в начале 1918 года заявила о готовности сотрудничать с большевиками, с апреля 1918 года начинается финансирование работ Академии наук В 1918-1920 году было открыто свыше 40 самостоятельных и входивших в состав Академии научных институтов и высших учебных заведений. Среди них Центральный аэрогибродинамический, государственный рентгенологический и радиологический, химический и др. С целью централизации и планирования развития науки в январе 1918 г. при Наркомпросе создается Отдел мобилизации науки, а в апреле — научный отдел. В марте при ВСНХ был образован Научно-технический отдел (НТО) во главе с Н. П. Горбуновым. При НТО в качестве постоянных сотрудников, кон­сультантов, экспертов к концу 1919 г. работало более 200 академиков и про­фессоров (Н. Е. Жуковский, Н. Д. Зелинский, А. Н. Бах и др.), 300 инженеров и 240 других специалистов. В составе НТО действовало 12 научно-исследова­тельских институтов, несколько технических бюро и ряд других учреждений, издавался журнал «Научно-технический вестник». В 1929 г. была основана Всесоюзная Академия сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) с 12 институтами (президент Н. И. Вавилов), создана Белорусская Академия наук. В области развития общественных наук новая власть взяла курс на внедре­ние коммунистической идеологии. Совнарком РСФСР 15 июня 1918 г. утвер­дил положение о Социалистической академии общественных наук (САОН). В ее деятельности участвовали в основном члены партии большевиков В. Д. Бонч-Бруевич, А. В. Луначарский, Я. К. Крупская и др. Возглавлял САОН М. Я. По­кровский. Академия занималась изучением и пропагандой марксистской тео­рии, подготовкой кадров. В 1920 г. с целью изучения научных методов во всех областях знания в духе революционного марксизма был открыт Институт научной методологии. Российская Академия наук (РАН) занималась как прикладными, так и фун­даментальными научными исследованиями. Под руководством Я.П. Лазарева велось изучение Курской магнитной аномалии. В. И. Вернадский и В. Г. Хлопин руководили изучением и добычей радиоактивных веществ, И. П. Павлов про­должал исследование условных рефлексов, Ф. А. Цандер — разработку теории реактивных двигателей. Я. Я. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Одновременно велись исследования по рентгенографии кристаллов и полупроводников, по решению задач тео­рии вероятностей и математической статистике и др. С 1925 г. Российская Академия наук стала именоваться Академией наук СССР. Наряду с заботой о развитии науки руководство партии большевиков и советское правительство боролось с той частью интеллигенции, которая, по их мнению, являлась антисоветской. Осенью 1922 г. из России за границу были высланы ученые 1-го Московского университета, Петровско-Разумов­ской сельскохозяйственной академии, агрономы, врачи, инженеры, литера­торы. Среди них Я. А. Бердяев, П. А. Сорокин, Н. О. Лосский, Ф.А. Степун и др.
Литература Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало создания «пролетарской культуры», противостоящей всей художественной культуре прошлого. В теоретических разработках двадцатых годов было много проти­воречивого. В абсолютизации классового подхода в художественной культуре особо выделялись две творческие организации — Пролеткульт и РАПП. Пролеткульт — культурно-просветительная и литературно-художествен­ная организация, отрицающая культурное наследие прошлого. Его теоретики А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создана только (!) представителями рабочего класса. Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике даже руковод­ством большевистской партии (знаменитое письмо В. И. Ленина в ЦК РКП (б) «О пролетарской культуре», 1920 г.). Другой очень влиятельной творческой группой была РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Организационно ассоциация оформи­лась на Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 г. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авер­бах, Ф. В. Гладков, А. С. Серафимович, Ф. И. Панферов и др. Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с теоретиками Пролет­культа, РАПП оставалась на позициях пролетарской культуры. В литературе 20-х гг., которая еще не оказалась под жестким контролем идеологии, наблюдались разнообразные литературные группы и течения: — «Серапионовы братья»:объединяло преимущественно прозаиков — К. Федин, Вс. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин и др.; четкой эстетической плат­формы не имели, экспериментировали в области языка и стиля, искали но­вые художественные формы; — «Перевал»: создано при журнале «Красная новь», ее членами были пи­сатели М. Пришвин, В. Катаев, Артем Веселый, П. Павленко и др.; выступали за сохранение преемственности традиций русской и мировой литературы, против рационализма и конструктивизма; — «Кузница»: выделилось из «Пролеткульта»; члены — С. Обрадович, Я.Полетаев, Ф. Гладков и др.; для их произведений были характерны поиски такой художественной формы, которая смогла бы наиболее ярко выразить со­держание послереволюционного времени; — «Литературный центр конструктивистов» — И. Сельвинский, В. Инбер, Я. Адуев называли себя выразителями «умонастроений нашей переходной эпохи», проповедовали «советское западничество»; в области поэзии упор де­лался на «математизацию» и «геометризацию» стиля; — «Левый фронт искусств» В.Маяковский, Я.Асеев, В. Каменский, С. Третьяков и др. были подвержены пролеткультовским и футуристским тео­риям, концепции «литературы факта», отрицавшей художественный вымы­сел, психологизм. Многие писатели и поэты не относились ни к каким группам и объедине­ниям. В 20-х гг. появляются новые повести и романы крупных мастеров доре­волюционной реалистической прозы: Д. Короленко («История моего совре­менника», 1921); А. Толстого («Хождение по мукам», 1921); В. Вересаева («В тупике», 1922); С. Сергеева-Ценского («Преображение», 1923) и др. В середине 20-х гг. ЦК РКП (б) принял резолюцию «О политике партии в области художественной литературы», которая положила начало идеологи­зации литературы и искусства, закрепила над ними партийный контроль. Формально осудив действия РАППа, призывая к свободному соревнованию группировок и течений, в то же время рекомендовала писателям-попутчикам переходить на сторону коммунистической идеологии. Всех деятелей культуры в этот период делили по одному принципу — их отношению к социалистической революции. Прогрессивным признавалось лишь творчество М. Горького (только ранние произведения), Д. Бедного, С. Серафимовича и отчасти В. Маяковского, В. Брюсова, А. Блока. Достижения тех, кто с 20-х гг. находился за рубежом, — Я. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева А. Ремизова, Б. Зайцева, К. Бальмонта, И. Северянина, М. Цветаевой и очень многих других — были отвергнуты. Не были удостоены достаточного внима­ния талантливые литераторы, оставшиеся на Родине, но по-своему воспри­нявшие революционные события: Ф. Сологуб, А. Белый, М. Волошин, А. Ахма­това, С. Есенин и др.
Живопись Визобразительном искусстве продолжали поиски художники многочисленных направлений, школ и группировок: Ассоциация художни­ков революционной России (АХР) — И. Бродский, С. Малютин, В. Мешков идр.; «Общество художников-станковистов» (ОСТ) — А. Дейнека, Д. Штеренберг, А. Лабас, Ю. Пименов и др.; «Общество художников «Четыре искусст­ва» — П. Кузнецов, В. Фаворский, К. Петров-Водкин и др.; «Общество москов­ских живописцев» — Р. Фальк, И. Машков, И. Грабарь; «Мастера анали­тического искусства» — Н. Евграфов, П. Кондратьев, И. Суворов и др. Директором Государственного института художественной культуры (ГИНХУК) в Ленинграде стал К. Малевич. Институт художественной культу­ры (ИНХУК) в Москве находился под значительным влиянием идей В. Кан­динского. Эти два художественных объединения сближали попытки осмыс­лить художественную практику, постичь ее законы и логику. Своеобразным явлением было то, что в 20-е гг. относительно благоприят­ные условия для развития в изобразительном искусстве сложились для раз­вития течений модернистского плана, куда трагичней была судьба художни­ков старой школы реализма. Так, в нищите умер выдающийся живописец В. М. Васнецов. Материальные трудности и лишения испытывали и другие художники, ориентированные не ценности традиционной русской куль­туры. В то же время необычайно популярным становится агитационно-массовое искусство. Основную роль в нем играли плакат, монументальные и агитаци­онно-декоративные росписи, агитфарфор. В праздничном оформлении горо­дов участвовали живописцы и графики Н. И. Альтман, И. И. Бродский, С. В. Ге­расимов, Б. М. Кустодиев, архитекторы А. А. и В. А. Веснины, Л. В. Руднев, скульптор Л. В. Шервуд и др. Петроградский фарфоровый завод выпускал фарфоровые тарелки с революционными лозунгами в сочетании с декоратив­ными элементами и сюжетными изображениями. Произведения искусства, собранные в Эрмитаже, Русском музее, Третья­ковской галерее и в других сокровищницах культуры, стали достоянием широ­ких народных масс. В стране были созданы новые музеи, постоянные и пере­движные выставки (если до революции в России было 30 музеев, то в начале 20-х гг.).
Архитектура Интенсивный поиск новых стилей и форм, начало жилищно­го строительства в рабочих кварталах, сооружение домов и дворцов культуры отличает развитие архитектуры 20-х гг. Широкое развитие получил архитектурный конструктивизм, основой ко­торого было производственное искусство. Объединившись в «Общество со­временных архитекторов» (ОСА) во главе с братьями А. В. Весниными и М. Гинз­бургом, конструктивисты издавали журнал «Современная архитектура». Наи­большую известность получили конкурсные проекты братьев Весниных: Дворец труда в Москве, здание газеты «Ленинградская правда», Дворец куль­туры им. Лихачева и др. Поисками выразительной архитектурной формы занималось еще одно влия­тельное направление — «рационалисты». В1923 г. Н. Ладовским была основана Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА). Крупнейшим архитектурным со­оружением 20-х гг. стал мавзолей Ленина (авторы В. Щуко и В. Гельфрейх).
Театр Подекрету совнаркома (1917) театры передавались в ведение На­родного комиссариата просвещения. В 1919 г. принят подписанный В. И. Ле­ниным Декрет СНК об объединении театрального дела, провозгласивший национализацию театра. Большое значение в процессе развития театральной культуры имело твор­ческое взаимодействие старейших русских театров, выделенных в группу ака­демических, таких как Малый, МХАТ, Александрийский (ныне Петербург­ский театр им. Пушкина), и вновь организованных — 3-я студия МХАТ (1921, позднее Театр им. Вахтангова), Театр Революции (1922, с 1954 — Театр им.Маяковского) и др. Огромное воздействие на развитие театра этого времени оказали талантли­вые режиссеры — К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейер­хольд, Е. Б. Вахтангов, А. Я. Таиров и др. Продолжали выступать актеры старше­го, дореволюционного поколения — М. Н. Ермолова, А. И. Южин, В. И. Качалов и др. Создавались новые театры и театральные студии, передвижные театры. На сцене появилось молодое поколение талантливых актеров — Н. П. Бата­лов, Б. Н. Ливанов, Б. В. Щукин, С. М. Михоэлс и др. Появились первые в мире детские театры.  
Музыка Живую связь между дореволюционным прошлым русской музы­ки и новым, советским ее этапом осуществляла деятельность музыкантов старшего поколения: А. К Глазунова, М. М. Ипполитова-Иванова, А. Д. Кас­тальского, Р. М. Глиэра, М. Ф. Гнесина, исполнителей и педагогов К Я. Игумно­ва, Л. В. Николаева и др., критиков и музыковедов В. Г. Каратыгина, А. В. Оссов-ского, Б. Ф. Астафьева, Б. Л. Яворского, М. В. Иванова-Борецкого. В декрете СНК РСФСР «О Московской и Петроградской консерваториях» от 12 июля 1918 г. впервые определяется понятие «государственное музыкаль­ное строительство». В ведение государства были переданы Большой и Мариинский театры, Синодальное училище в Москве, консерватории, нотные из­дательства, фабрики музыкальных инструментов. В просветительной работе активно участвовали многие композиторы, ис­полнители, музыканты. Среди них С. И. Василенко, А. К. Глазунов, М. Ф. Гнесин, Ф. М. Шаляпин и др.
Кино Получает значительное развитие киноискусство, расширяется его эмоциональное воздействие. Выпускаются первые игровые агитфильмы»: Уплотнение» (режиссер А. П. Пантелеев), «Восстание» (режиссер А. Е. Разум­ный) и др. В 1920 г. создана первая экранизация повести М. Горького «Мать». Широкое развитие получила кинохроника. В 1918—1919 гг. выходил перио­дический хроникальный советский киножурнал «Кинонеделя». В 1925 г. под руководством режиссера С. Эзенштейна создан один из лучших фильмов не­мого кино «Броненосец Потемкин». На Всемирной выставке в Париже в 1927 г. ему была присуждена высшая премия. Заметное место в репертуаре второй половины 20-х гг. отводилось экранизациям русской классики и произведе­ний зарубежных писателей.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 400. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.018 сек.) русская версия | украинская версия