Истоки управленческой мысли древнейших времен
«История управленческой мысли»
Содержание 1. История управленческой мысли Древнего мира 1.1 Истоки управленческой мысли древнейших времен 1.2 История управленческой мысли в Древнем Египте и Передней Азии 1.3 История управленческой мысли в Древнем Китае 1.4 История управленческой мысли в Древней Индии 1.5 Управленческая мысль Древней Греции и Древнего Рима
История управленческой мысли Древнего мира Истоки управленческой мысли древнейших времен История доклассового общества имеет огромное значение для формирования и развития управленческой мысли. Примитивные орудия труда и средств защиты, а также потребность в выживании и приспособлении к окружающей среде, подталкивали людей объединять свои усилия, координировать свою деятельность. Коллективный труд порождал общественную собственность на средства производства, на орудия защиты и продукты совместной деятельности. В борьбе за выживание стали проявляться зачатки цивилизованного общества как нового этапа всемирной истории. Сегодня историки выделяют несколько основных признаков цивилизации: - создание «производящего» хозяйства, рационально организованной экономики, приносящей значительный прибавочный продукт, поступающий в распоряжение общества; - создание института частной собственности и владения имуществом, концентрация богатств в руках одних и изъятие их у других, расслоение (стратификация) первобытной общины; - создание письменности в виде системы графических знаков и символов, с помощью которых стало возможным фиксировать и передавать потомству человеческую речь с содержащейся в ней информацией; - появление института государства и права как особого органа, регулирующего общественные и иные отношения; - появление города как хозяйственного, военного и культурно-религиозного центра, как места концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов определенного региона; - планирование и организация крупномасштабных строительных работ с привлечением больших трудовых и иных ресурсов, что в итоге позволило возвести монументальные сооружения – пирамиды, храмы, дворцы, зиккураты, сложные оросительные системы и пр. Наличие или отсутствие этих признаков развития цивилизации говорит об уровне развития данного общества. Формирование отношения к средствам производства и роль в общественной организации труда у разных народов проходило неравномерно. У одних становление собственности господствующего класса на средства производства опережало захват ключевых функций в общественном разделении труда, у других – наоборот. Таким образом, в настоящее время, известны два основных пути возникновения классов в развитии человеческого общества: 1) обособление, приоритет и соответствующая монополизация роли общественных функций в общественной организации труда, отношение к средствам производства вторично; 2) организация и развитие частного производства, развитие собственности отдельных семей на средства производства и на рабочую силу. Страны первого пути становления классов называют обществами азиатского способа производства (Древний Восток: Месопотамия, Египет, Передняя Азия, Индия, Китай), страны второго пути – обществами античного способа производства (Древний Рим, Древняя Греция). В ходе исторического развития обществ Древнего мира нам демонстрируются этапы и одновременно причины общественного разделения труда, отделение скотоводов от земледельцев, выделение ремесел, обмен излишками производства, выделение и развитие торговли, формирование управленческой культуры. За многие века развития человеческих сообществ от появления родового строя до формирования мощнейших государств, менялся способ добывания средств к существованию. Эволюция была результатом изменения способов выживания, начиная от присвоения богатств природы, и заканчивая организацией сложнейших по структуре и управлению хозяйств, сконцентрированных зачастую на производстве какого-либо конкурентного товара или услуги. Причем развитие экономических отношений сопровождалось повышением культуры принятия управленческих решений, появления института планирования и подбора персонала. Управление является древнейшим видом человеческой деятельности уже с момента появления на Земле первобытных человеческих сообществ. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что проблемы рациональной организации хозяйств и воспроизводства человека появились в тот же период. Иное дело – их фиксация в устной или письменной форме. Очевидно, в эпоху отсутствия письменности они могли передаваться через родовую память только устно, из уст в уста, и до наших времен дошли в виде мифов древних народов, в сказках и легендах. Однако, даже при наличии средств письменности управленческие идеи могли не фиксироваться (по крайней мере, целенаправленно и регулярно) в силу их меньшей важности и актуальности, чем потребность фиксации правовых норм, правил ведения военных действий и т. п. По мере роста значимости экономного, рационального ведения хозяйств в условиях объективной простой кооперации стала актуализироваться потребность в регулярной фиксации приемов рационального ведения хозяйств, в планировании, учете и контроле расходования средств, в оценке полученных результатов и накопленного имущества, в составлении правил их справедливого распределения, а также правил и наставлений по управлению человеком, группами людей, организациями. По трудам археологов, антропологов и ученых-исследователей других наук известно, что в период существования человечества на Земле до 5-го тыс. до н.э. действительно существовал большой этап, когда идеи и знания об управлении передавались от одного поколения к другому только в устной форме. Начало этому процессу было положено в глубокой древности с появлением первых сообществ людей и их совместной деятельности, а также соответствующего примитивного управления. Идеи и знания управления отражали постепенно обогащающийся опыт управления хозяйством рода, хозяйством нескольких родов – братств (или фратрий), хозяйством племени, хозяйством союза племени, общины, где для выработки общих решений проводились собрания соплеменников и избирались сменяемые руководители-старейшины, а со временем в помощь им и другие выборные лица. Так было в ирокезском роде, где избирались старейшина для мирного времени и вождь – военный предводитель, создавался племенной совет из родовых сахемов и военачальников. Так было в греческом роде, где избирались старейшина– архонт, военачальник – басилей и казначей, формировался совет старейшин и собирались народные собрания. Так было в тысячах других родов, племен, племенных союзов. Таким образом, уже в эпоху материнской родовой общины были отработаны механизмы избрания руководителей и организационные структуры управления этих общин, отражавшие властные отношения, которые формировались в хозяйственной жизни в мирное и военное время (рис.1).
Рис. 1 Организационная структура органов управления в древних государствах С появлением письменности знания об управлении стали фиксироваться в письменных источниках двух видов: - данные, необходимые для управления государственным, а иногда и частным хозяйством (переписи населения, земельные кадастры, многочисленные документы хозяйственной отчетности, программы развития хозяйств, протоколы оперативных переговоров, деловая переписка и др. юридические документы); - документы, относящиеся напрямую к истории управленческой мысли, содержащие обобщенные знания и обладающие научной ценностью.
|