Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Три диаспоры в бывшем СССР: прошлое и настоящее




Армянская, греческая и еврейская диаспоры на территории бывшего СССР имеют глубокие исторические корни и различны по своему происхождению. Все три диаспоры разного возраста и находятся на разных стадиях "диаспоризации". Эти народы в России и в других республиках бывшего СССР дают хороший пример того, как принадлежность общины к диаспоре меняется в пространстве и во времени. Исторически настоящими диаспорами были еврейская и греческая, поскольку центры этих наций были расположены за пределами Российской Им­перии и бывшего СССР. Армянские общины на протяжении последних двух веков формировались в результате миграций армян в границах одной страны -- России, в состав которой входила часть их исторической родины (табл. 1).

Современное пространственное распределение армянской, греческой и еврей­ской диаспор на территории бывшего СССР имеет некоторые общие черты и в то же время значительные различия, прежде всего в численности: по данным послед­ней переписи населения, в Советском Союзе было 4,6 млн армян, 1,4 млн евреев и 351 тыс. греков (табл. 2).

Первоначально армянские общины возникли во многих странах, включая Россию, в результате массовых переселений и депортаций армян из Армении, тяжелого экономического, национального и религиозного гнета со стороны иноземных захватчиков. Первые армянские колонии были основаны до начала V века н. э. в странах Ближнего Востока. В дальнейшем в результате арабского владычества (VII-- IXвека) и нашествия сельджуков (XI век) эмиграция приня­ла более массовый характер, распространившись на Европу, города Золотой Орды, Крым, Польшу, Украину. В XI--XIVвеках увеличилось число армян в Византии, Египте, Сирии, Ливане, образовались большие армянские колонии в Галиции, Молдавии, Венгрии и других районах. На рубеже XIVвека увеличилось переселение армян в Грузию, Малую Азию, Россию, Крым. В на­чале XVII века армяне основали в Иране город Новая Джульфа. Торговые компании этой крупной армянской колонии были связаны со многими странами мира. В начале XVIIIвека много армян переселилось из Ирана в Индию, Китай, Бирму, на Филиппины, Яву. В начале XVIIIвека Россия официально предоставила армянам убежище [7].

В России армянские колонии существовали в Петербурге (с 1710 года), в Москве, Астрахани, а также на Северном Кавказе. В 1778--1779 годах армяне

 

Распределение еврейской, армянской и греческой диаспор по территории Российской Империи (в%) *

 

Названия регионов Национальные общины
1989 г. 1897 г. евреи армяне греки
Молдавия Бессарабия 7.49    
Литва   20.79    
  Ковенская губ. 14,14    
  В иле некая губ. 6,65    
Белоруссия   32.83    
  Витебская губ. 5,72    
  Гродненская губ. 9,15    
  Минская губ. 11,28    
  Могилевская губ. 6,68    
Украина   31.87    
  Екатеринославская 3,25   25,38
  Киевская губ. 6,96    
  Подольская губ. 12,13    
  Полтавская губ. 3,62    
  Таврическая 1,82 1,04 9,38
  город Одесса 4,09   2,64
Российская Федерация Россия (без Польши и   4.70 20.89
  Финляндии)      
  Обл. Войска Донского   3,10 1,17
  Кубань   1,60 10,48
  Черноморский округ     3,10
  Терская обл.     6,14
Грузия     25.60 21.66
  Тифлисская губ.   22,80 14,12
  Кутаисская губ.   2,80 7,54
Армения Эриванская губ.   51,36  
Азербайджан Елисаветпольская губ.   6,08  
Турция, Карсский вилайет Карсская обл.   8,55 16,97
Итого   92,88 97,33 96,92

* Учтены только территории, на которые приходится более 1 % еврейского, армянского или грече­ского населения Российской Империи. Таблица составлена по данным переписи населения 1897 года [51.

 

основали в устье Дона несколько сел и город Нор (Новый) -Нахичевань. В армян­ских колониях шла оживленная общественно-политическая жизнь, в них откры­вались школы, типографии, театры, функционировали армянские церкви [ 8].

Сложившаяся армянская диаспора на территории России и бывшего СССР за время своей истории претерпевала существенные изменения, которые следовали за политическими сдвигами. После присоединения Армении к России армянская диаспора стала внутренней на территории России и Украины и была таковой до 1991 года, до распада Советского Союза. За время существования СССР она была внутренней на всей его территории. Армянская диаспора на территории бывшего СССР была широко распространена, но наибольшая концентрация армян наблю­дается на юге России, в Краснодарском и Ставропольском краях, а также в крупных городах.

В самой Армянской ССР проживало 2/3 армян Советского Союза. Вне рес­публики они составляли большинство населения в Нагорном Карабахе и в двух районах Грузии -- Ахалцихском и Ахалкалакском -- близ границы с Арменией. Они проживали также компактными группами в некоторых других районах Грузии и до драматических событий 1988--1990 годов -- в Баку, Сумгаите и некоторых других районах Азербайджана, а также на Северном Кавказе, в Крас­нодарском и Ставропольском краях и во многих крупных городах почти по всей стране. За период между переписями населения 1959 и 1989 годов общее количе­ство армян в СССР увеличилось на 1,8 млн человек, т. е. на 66%.

За 30 лет (1959--1989 годы) армянское население сократилось в абсолютном и относительном выражении (на 4%) только в одном из 88 регионов России -- в примыкающем к Азербайджану Дагестане, где быстро растет мусульманское население. В противовес этому крупные армянские общины в Москве и Ленингра­де выросли, соответственно, в 2,4 и 2,7 раза. Число армян значительно увеличилось также на Северном Кавказе (в 2,3 раза -- в Краснодарском крае, в 2,8 раза -- в Ставропольском и на 25% -- в Ростовской области). За период между переписями 1970 и 1989 годов число армян очень сильно выросло в Тюменской области (в 9,4 раза), в Бурятии (в 7,7 раза), в Амурской области (в 6,8 раза). Такой прирост можно объяснить наплывом на крупные стройки, нефтегазопромыслы Западной Сибири, поскольку строительные профессии относятся к числу традиционных для армян, тюменская же нефть могла привлечь армян-специалистов из Баку.

В отдаленных регионах России почти не отмечено конфликтов между армя­нами и другими группами населения. Армянские общины здесь сохраняют или устанавливают вновь прямые связи с Республикой Арменией (Армянской ССР до 1991 года). Например, армянская община города Красноярска, насчитывающая 15 тыс. человек, организовала после землетрясения 1988 года ассоциацию "Армения" с целью сохранения родного языка, распространения информации об армянской культуре и о положении в Армении, а также чтобы помочь республике выйти из экономического кризиса.

Совершенно иная ситуация на юге России и на Северном Кавказе. После землетрясения 1988 года, погромов в Сумгаите и других городах Азербайджана, с началом войны в Нагорном Карабахе многие крупные российские города с давно укоренившимися там армянскими общинами (Москва, Санкт-Петербург, Саратов и др.) и прежде всего юг страны испытали мощный приток беженцев из Армении и Азербайджана. В 1990 году после резни в Фергане многие армяне вынуждены были покинуть города Средней Азии и переселиться на Северный Кавказ. Позд­нее, в 1992 году, когда разгорелась грузино-абхазская война, новая волна бежен­цев обрушилась на Северный Кавказ. Армянское население Краснодарского края увеличилось в 1979--1989 годах более чем на 50% и на 26% с 1989 года по сентябрь 1992 года, достигнув 230 тыс. человек (только по официальным данным, без учета незарегистрированных беженцев).

Вынужденные мигранты и беженцы искали приют прежде всего у своих родст­венников и поэтому направлялись в районы усиленной концентрации своих со-

 

отечественников. Так, по местным официальным данным, 28,7% армян Абхазии в 1989--1992 годы переселились в город-курорт Сочи, ближайший к Абхазии, с давней и хорошо укоренившейся армянской общиной и к тому же обладающей значительной санаторно-гостиничной инфраструктурой, легко приспосабливае­мой для приема беженцев. Около 6% беженцев из Абхазии направились в Армавир (Краснодарский край), город с наибольшей долей армян среди жителей (12%), одной из старейших армянских колоний. Для части мигрантов Краснодар и другие города края служат транзитным пунктом на пути дальнейших передвижений, но многие хотели бы здесь остаться.

Местное же население, особенно в селах и казачьих станицах, воспринимает новоприбывших как конкурентов при возможной приватизации земли, столь пло­дородной в этих краях, и недвижимости. Нередко все "кавказцы", включая армян, воспринимаются здесь как богачи и мафиози, жаждущие подчинить себе всю торговлю и другие выгодные виды деятельности. Многие беженцы, будучи маргиналами или поневоле ставшими ими, усугубляют криминогенную ситуацию в крае. Нельзя не отметить также противоречия между беженцами (армянами и азербайджанцами, количество которых в Краснодарском крае с каждым годом растет). Эта ситуация беспокоит коренную местную армянскую диаспору и не позволяет переселенцам интегрироваться в ее среду.

Могут ли влиять армянская диаспора в России и русское национальное меньшинство в Армении на взаимоотношения между обоими государствами? Число русских в Республике Армения столь мало, что они не могут влиять на ее политику. Политическая ситуация и многовековые традиции побуждают Армению к союзу с Россией. Армянская диаспора в России могла бы влиять на взаимоотношения между обеими странами, если бы не была столь разобщена, разнородна и неорганизована. Армянские общины в России большей частью далеки от политической жизни Армении. Потомственные члены старых ар­мянских общин глубоко, вплоть до обрусения, интегрированы в российскую жизнь, а новые переселенцы происходят чаще всего не из Армении, а из Азербайд­жана и других регионов бывшего Советского Союза. Впрочем, во влиятельных политических кругах России есть несколько заметных фигур армянского происхождения. Не занимаясь специально армянскими проблемами, но будучи большей частью проводниками политики "сильной России", что в конечном счете выгодно Армении, они косвенно способствуют укреплению связей между обеими странами.

Численность евреев в бывшем СССР до 1960 года была сопоставима с количе­ством армян (соответственно, 2,3 и 2,8 млн человек в 1959 году), но в последующие три десятилетия динамика развития обеих диаспор была весьма различна. Количество еврейского населения на территории СССР, по данным переписи населения 1989 года, составило 1,4 млн, а по другим оценкам варьировало от 2,3 до 5--6 млн (мы придерживаемся официального источника -- переписи насе­ления) .

Первые еврейские общины появились на территории Древней Руси -- в Киеве и других городах -- в XI веке. Еврейская диаспора в бывшем СССР была вторичной по своему происхождению: евреи пришли сюда из Европы, прежде всего из Германии и Польши, и были носителями языка идиш. Их доля в насе­лении Российского государства увеличилась после раздела Польши в конце XVIII века и присоединения правобережья Днепра и Белоруссии к России.

В истории еврейской диаспоры в России, к сожалению, было немало черных страниц. В 1796 году правительство установило "черту оседлости", ограничившую расселение евреев в империи Бессарабской, Виленской, Волынской, Гродненской, Екатеринославской, Ковенской, Минской, Могилевской, Подольской, Полтав­ской, Таврической, Херсонской, Черниговской и Киевской губерниями (за исклю­чением городов Киева, Севастополя и Ялты). В течение XIX века периоды относительного "либерализма" (при Александре I и Александре II) сменялись новыми репрессиями и погромами. Во всех странах преобладающая часть

 

еврейских иммигрантов за период 1875--1917 годов происходила из Российской Империи. Только официально зарегистрированные погромы во время граждан­ской войны унесли более 200 тыс. жизней. В советскую эпоху (за исключением 20-х годов) также проявлялись более или менее очевидные формы антисемитизма, особенно в конце 40-х -- начале 50-х годов.

По официальным данным, число евреев в СССР сократилось за 1959--1989 годы более чем на 1/3 -- с 2,3 до 1,4 млн человек. Это сокращение лишь частично можно объяснить эмиграцией: по данным международных еврейских организаций, эмиграция евреев из СССР за 1959--1990 годы не превысила 300 тыс. человек. Гипотеза о "естественном" сокращении в результате преобладания смертности над рождаемостью также не подтвердилась. В наибольшей мере сокращение численности еврейского населения в СССР объясняется его быстрой ассимиляцией: если в 1970 году 17,7% советских евреев считали идиш своим родным языком, то в 1989 году -- только 8,9%. Кроме того, во многих смешанных семьях детей записывали русскими, украинцами и т. д. Из всех данных наиболее показательна статистика эмиграции.

Среди еврейского населения на территории бывшего СССР имеется несколько особых групп: горские евреи (таты), среднеазиатские (бухарские), грузинские, крымчаки. Некоторые ученые включают в эту группу и караимов, но следует учитывать, что самоидентификация караимов имеет разночтения. Остальные указанные группы объединены по религиозному признаку, хотя они говорят на разных языках, имеют различное этническое происхождение и культуру. Ис­торически они происходят от древнего населения Израильского и Иудейского царств. Позднее они смешались с местными народами и приняли их язык и культуру.

Евреи Средней Азии говорят на диалектах таджикского языка и живут в крупных городах Узбекистана, прежде всего в Бухаре. Таты говорят на персидских языках и населяют южные районы Дагестана и другие республики Северного Кавказа, однако таты Азербайджана -- мусульмане (шииты); сущест­вует также группа татов-христиан (монофизитов). Крымчаки -- небольшая этническая группа (1,5--2 тыс. человек), проживающая в городах Крыма (Симфе­рополе, Севастополе, Керчи, Феодосии) и Кавказа (Новороссийске, Сухуми). Их язык относится к тюркской группе, но в настоящее время большинство считает своим родным языком русский. Предполагают, что крымчаки образовались в результате смешения древнего местного населения с евреями, турками и, вероят­но, итальянцами (генуэзцами).

Евреи живут преимущественно в городах центральной части России, Украины, Белоруссии и Молдавии. Их было много в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, Харькове, Кишиневе, Минске и в областных центрах Украины (Днепро­петровске, Виннице, Донецке, Житомире), а также в Гомельской и Могилевской областях Белоруссии. Более 1/3 еврейского населения было сосредоточено на Украине, где они составляли третью по численности национальную группу после украинцев и русских. В то же время в Еврейской автономной области, искусствен­но созданной в 1934 году на Дальнем Востоке, евреев насчитывалось в 1989 году не более 4% населения, к тому же сократившегося до 200 тыс. человек.

В 1917 году еврейское население было сконцентрировано на западе, юге и юго-западе Украины, т. е. в черте оседлости, определенной для него царским правительством еще в XVIII веке. После революции эта концентрация стала быстро ослабевать в результате миграций в большие города и за границу. В 1989 году в Белоруссии насчитывалось меньше 8% евреев Совет­ского Союза, в Молдавии -- меньше 5%. В период 1959--1989 годов удельный вес еврейской диаспоры в этих исторических районах продолжал сокращаться.

В России численность и доля еврейского населения снизились практически повсеместно, прежде всего в районах Северо-Запада и Центра (Псковская, Брян­ская, Рязанская, Тульская, Калужская области), а также в Воронеже и Ростове,

 

Иркутске и на Сахалине и во многих районах Поволжья. Резко упала численность еврейского населения в Москве (и области) и в Санкт-Петербурге.

В областях Центра и Черноземья, так же как и в Сибири, наблюдается тен­денция к замещению еврейского населения армянскими общинами, однако здесь армяне выступают не в традиционном качестве строителей, а коррелируют с евреями в других своих профессиональных предпочтениях -- в ювелирном деле и вкоммерции.

Греческая диаспора в России и бывшем Советском Союзе никогда не была столь же значительной, как армянская и еврейская. Она отличается большей древностью и большей дисперсностью. Первые греческие колонии появились на берегах Черного моря в античное время, а современная греческая диаспора на территории бывшего Советского Союза сформировалась в основном в XVIII--XIX ве­ках из греков, бежавших от преследований в Оттоманской империи [ 9]. Это выходцы из района Трапезунда и Карсской области, т. е. понтийские греки. Хотя практически все советские греки -- понтийцы, говорят они на разных языках. Часть греков, "урум", говорят на диалекте турецкого языка и проживают преиму­щественно в районе Цалки, в Грузии, и в Донецкой области Украины. Другие греки (ромеи) говорят на понтийском диалекте новогреческого языка.

Численность греков в бывшем Советском Союзе за период 1959--1989 годов увеличилась незначительно из-за интенсивной эмиграции. Казахстанская часть греческой диаспоры бывшего Советского Союза представляет собой наследие сталинских времен, когда греки наряду с другими народами были депортированы в Казахстан и Среднюю Азию. В настоящее время греки возвращаются из мест ссылки, но часто непосредственно на свою историческую родину -- в Грецию. Они направляются также в Краснодарский край и в некоторые крупные города России. Их географическое размещение на территории бывшего СССР меняется в пользу России и в ущерб Украине.

В 1989 году 28% советских греков (из общего количества 351 тыс. человек) было сосредоточено в Грузии, в прибрежных районах Абхазии и в узкой полосе вдоль южных склонов Главного Кавказского хребта (в районе Цалки, вокруг Кобулети); 27% греков проживало на Украине, прежде всего в Приазовье и в Крыму; 25% -- в России, в приморских районах Краснодарского края, по берегам Кубани и в крупных городах; 13% греков проживало в Казахстане.

Армянское, еврейское и греческое население бывшего Советского Союза и в частности России переживает период серьезных изменений, вызванных, с одной стороны, эмиграцией в "дальнее" и "ближнее" зарубежье, а с другой стороны, демократизацией, возрождением национального самосознания, самоорганизацией в территориальные общины и ассоциации, которые образуют национальную сеть, связанную с международной диаспорой.

Эти группы хорошо интегрированы в общество и в то же время сохраняют свою идентичность, их опыт может быть полезным для других национальных общин в бывших республиках СССР.

Крупные политические изменения, такие как распад Советского Союза, неред­ко порождают новые диаспоры и оказывают влияние на существующие. Пока еще трудно сказать, образуют ли в будущем русские и другие народы бывшего Совет­ского Союза настоящие диаспоры. Это будет зависеть от политического развития суверенных государств, которые объективно заинтересованы в интеграции национальных меньшинств и в поддержании их уровня жизни. История круп­нейших мировых диаспор очень поучительна. Для России их опыт полезен с точки зрения защиты прав русского национального меньшинства в новых государ­ствах -- бывших республиках СССР -- и возможности избежать большого на­плыва русских репатриантов оттуда в Россию, поскольку в современных условиях их абсорбция в России затруднительна. Не менее важно сохранить язык и куль­туру русского национального меньшинства за рубежами России, создать и под­держивать единую систему научной информации и культурных контактов.

 

ЛИТЕРАТУРА

-- Mouradian С. De Staline a Gorbatchev. Histoire d'une republique sovietique: Armenie. Paris, 1990.

-- Народы мира. Историко-этнографический справочник/Под ред. Ю. В. Бромлея. М., 1988.

-- Kolossov V., Galkina Т., Kouibychev M. La geographie des diasporas et les communautes armenienn
juive, grecque de I,ex-URSS//Bruneau M. (coordinateur). Diasporas. Paris, 1995. P. 132--150.

-- Сэмюэлс Р. По тропам еврейской истории. М., 1991.

-- Перепись населения Российской империи, 1897. СПб., 1898.

-- Население СССР. 1989. Статистический ежегодник. М., 1990.

-- Армения. Энциклопедия путешественника. Ереван, 1990.

-- Александропулос М. Армяне. М., 1990.

-- Вопросы истории понтийских греков в России. Сборник научных статей. Вып. 1. Пятигорск, 1994.

No В. Колосов, Т. Галкина, М. Куйбышев, 1996

 


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 466. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.035 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7