Студопедия — Рассказ/история в псалмах
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Рассказ/история в псалмах






 

При изучении нарративной природы текста мы будем пользоваться методологией, предложенной Greimas. Суть его методологии состоит в следующем. На основе анализа структур множества различных историй/рассказов была смоделирована их стандартная базовая основа, с помощью которой мы можем изучать отдельные примеры рассказов/историй. Вот что она представляет собой:

 

отправитель --------------------- предмет передачи ------------------------- реципиент/получатель

 

 

помощник ---------------------------- субъект -------------------------------- оппонент

 

 

Названы они были актантами, а не актерами, так как речь идет не о конкретных персонажах, а об абстрактной схеме, в которой каждый актант выполняет определенную функцию.

 

41. Отправитель - инициатор какого-то действия, пытающийся удовлетворить какую-то нужду в реципиенте. Это - фигура вдали, появляющаяся гл. о. в начале и в конце. Но ее присутствие как лица, несущего за все ответственность, всегда подразумевается. В сказках - это царь, а не рыцарь, или же такие абстрактные понятия как судьба, рок, боги. В нашем случае - это Бог Израиля.

 

42. Предмет передачи - то, что должно быть сообщено или передано. Причем речь идет о чем-то жизненно важном для благополучия реципиента, о том, чего у него самого нет.

 

43. Реципиент - человек, находящийся в нужде. Нередко это целый город, село, страна, народ.

 

44. Субъект - лицо, вызвавшееся осуществить акт передачи предмета от отправителя к получателю. Это - герой рассказа, как Иона или Есфирь.

 

45. Оппонент - тот/то, кто/что стоит на пути осуществления акта передачи, угрожая уничтожить субъект и оставить получателя в нужде и отчаянии.

 

46. Помощник, как и оппонент, может быть один или их может быть несколько. Это - человек, зверь, вещи, тайное знание и т.д.

 

Взаимоотношение этих шести актант формирует модель актант, которая включает в себя три различных аспекта или оси: коммуникация, волевой акт, власть. Рассмотрим каждую такую ось:

 

2. Ось коммуникации: самораскрытие Бога Израилю и всему человечеству. Он - отправитель. Предмет передачи выражается по-разному: счастье, состояние шалома, знание Бога, знание пути, ведущего к счастью. Реципиентами могут быть Божий народ, праведники, нации, человечество.

 

3. Ось волевого акта. Субъект вызывается передать предмет получателю. Начинается процесс передачи. Все зависит от его воли: предать необходимое тому, кто в нужде, несмотря на все препятствия. Таким субъектом в псалмах может быть праведник, Божий слуга или Израиль. Часто это просто “Я” того или иного псалма. В какой-то степени лицо, говорящее что-то в псалме, одновременно выступает в роли субъекта и получателя. Гл. функция субъекта - свидетельствовать другим. Предмет передачи передается им через его образ жизни и путем провозглашения истины. В псалмах плача подчеркивается особая роль субъекта в минуты тяжелого испытания.

 

4. Ось власти. (1) оппонент препятствует субъекту; (2) отправитель посылает помощника субъекту, чтобы акт передачи мог быть завершен. Эта ось предрешает исход дела. В зависимости от того, какая сила возобладает, миссия исполнится или нет. Оппонент обладает властью воспрепятствовать осуществлению акта. Субъект нуждается в помощи извне. Эта ось подразумевает то, что субъекту придется проходить через отчаянные обстоятельства. Момент кризиса является поворотным.

 

В книге Псалтырь на уровне подтекста имеет место такая модель шести актант. Особо подчеркивается момент кризиса, трудных обстоятельств, что находит свое выражение в форме мольбы. Мольба обращена в будущее. Несмотря на частичное исполнение или на полное неисполнение, взор читателя обращен в будущее, к окончательному исполнению, которое предсказывается, ожидается и является предметом молитв. Решение противоречия, очевидного в конфликте бинарных противопоставлений находится здесь, в нарративном подтексте, в истории, благополучный исход которой еще впереди. В этом смысле книга Псалтырь является бесспорно эсхатологической в своей сущности.

 

Выводы. Наличие различных видов скрытых структур, обнаруживаемых в тексте книги Псалтырь, убеждает нас в том, что книга имеет внутреннюю цельность, связность, несмотря на кажущееся произвольным расположение отдельных псалмов. Этим читатели приглашаются к тому, чтобы рассматривать себя участниками тех стесненных обстоятельств, о которых нередко говорится в псалмах, чтобы в конечном итоге услышать и предлагаемый ответ. Поэтому книгу Псалтырь в целом следует рассматривать как дидактическую. Весть ее закодирована в подразумеваемой нарративной структуре. Весть эта есть история жизни каждого праведного человека, история читателя. История эта универсальна и воспринимается подсознательно. Более того, она имеет четкую эсхатологическую направленность, что объединяет ее с другими частями Писания.

 

Например, пророк как слуга Божий. Он берется за то, чтобы передать весть Божью народу. И мы вновь встречаем оппозицию и угрозы (Иер.20) и ту же веру в окончательное торжество справедливости (Ис.52-53). Поэтому нас не должно удивлять то, что в псалмах нам могут встретиться элементы пророчеств или наоборот. Речь идет о схожем выражении общего подсознательного миросозерцания. Поэтому мы просто не вправе преуменьшать значение практики приписывания псалмов Давиду как архетипу слуги Божьего. Его жизнь была паттерном для понимания опыта жизни самого читателя.

 

Это же верно и в отношении литературы мудрости: те же сеты бинарных противоположностей, тот же призыв избрать праведную жизнь и жить в свете Божьих наставлений, тот же кризис веры в авторитет, те же вопросы о справедливости существующего порядка вещей. Также мы встречаем здесь элемент увещевания, чтобы не поддаться ложным ценностям, даже под угрозой противостояния и преследования (Прит.2-3).

 

То же относится и к апокалиптическим книгам (Даниил и др.), особенно если вести речь о видении будущего, когда обещано непременное вмешательство Бога, справедливого Судьи, Который восстановит в мире должный порядок вещей. Апокалиптических авторов больше заботит вопрос настоящего, чем будущего, поскольку их весть обращена к людям, чья вера находится под угрозой ввиду жестоких преследований.

 

Таким образом, синхронный структурный анализ Псалтыря наводит на мысль о возможности такого подхода к литературе мудрости и апокалиптики.

 


 

ОТДЕЛЬНЫЕ ПСАЛМЫ: МАКРОСТРУКТУРА

 

(2) Заголовки псалмов

 

а. сведения общего характера

 

Большая часть псалмов книги Псалтирь (116 из 150) имеют заголовки или “надписания”. При толковании отдельно взятого псалма чрезвычайно важно обратить внимание на информацию, содержащуюся в заголовке, особенно если учесть то, что они являются частью канонического текста Священного Писания. Фактически, заголовки могут служить экзегетическим ключом к истолкованию псалмов.

 

Но сначала хотелось бы сказать о функциональном назначении заголовков. Так,

 

1. в заголовках обычно содержится информация следующего характера: к какой коллекции принадлежит псалом, к какому виду псалмов относится, какие музыкальные инструменты должны использоваться при его исполнении, иногда иные детали (биографические справки, см. ниже);

 

2. заголовки, вероятно, не были написаны самим автором, но принадлежат издателям и компиляторам, которые сделали их в разные периоды истории формирования книги[7]. Кажется, что порой они появляются совершенно произвольно: почему Пс.17 и 59 имеют такие расширенные рубрики, а Пс. 34, 70 и 92 их не имеют? Также следует отметить, что в последней трети Псалтири заголовков заметно меньше;

 

3. далеко не все заголовки содержат информацию функционального характера;

 

1. Когда речь заходит о жанре (гимн, песнь, молитва, поэма, литания), кажется, что заголовки не всегда имеют близкое отношение к содержанию текстов. Например, двум почти одинаковым текстам (13 и 52) даны разные заголовки;

 

б. информация историко-биографического характера о жизни Давида

 

Что же касается содержащейся в заголовках информации биографического и исторического характера (особенно в связи с жизнью Давида), то следует отметить, что не во всяком псалме можно проследить прямую связь (косвенную можно, о чем пойдет речь дальше) между ними и содержанием самого псалма. Это утверждение усиливается, если сравнить заголовки в LXX, Таргуме и Пешите. Это может объясняться широко распространенной тенденцией в раннем раввинистическом Мидраше “историцизировать неисторическое”[8], т. е. соотносить псалмы МТ с событиями священной истории. В Midrash Tehillim xvii. 1 написано: “Все, что было сказано Давидом в этой книге [Псалтирь], было сказано им о себе, обо всем Израиле, а также о прошлом и будущем Израиля”[9]. Но как справедливо заметил Slomovic, “Заголовки псалмов, соединяя их с тем или иным событием из нарративной литературы, не претендуют на то, что этим они формируют полное соответствие между псалмом и событием”. Кроме того, традиция отождествлять в библейской литературе псалмы с тем или иным событием или какой-то личностью восходит еще к временам первого храма; она продолжилась в период после вавилонского плена и расцвела в раввинистической литературе. Поэтому было бы одинаково неверно утверждать как то, что все псалмы написаны Давидом, так и то, что его имя лишь использовалось для придания большей исторической достоверности содержанию псалмов.

 

Однако на основе замеченных многочисленных лингвистических сходств и концептуальных параллелей между различными псалмами и теми историографическими источниками, на которые имеются ссылки в заголовках, исследователи Childs и Slomovich предположили[10], что исторические данные в заголовках псалмов Давида отражают экзегетическое восприятие той связи, что существует между этими псалмами и историческими повествованиями. Таким образом, заголовки представляют собой экзегетический мост между двумя текстовыми единицами - повествованием (нарративной литературой) и псалмами. Да, (1) невозможно точно сказать, когда именно псалмам были даны заголовки, однако (2) можно и нужно проследить, какими экзегетическими методами пользовались те, кто давал эти заголовки; и хотя (3) авторство безымянных псалмов может принадлежать или не принадлежать Давиду, если нам советуется на содержание того или иного псалма (с заголовком) через призму какого-то события из жизни Давида или другой личности, у нас нет веской причины не последовать данному совету.

 

Прежде чем мы рассмотрим конкретные примеры той связи, что существует между заголовками отдельных псалмов в LXX и МТ, необходимо сказать о том, что такое есть соединительный/связующий Мидраш. Сделаем это (1) на примере из Mteh.XXIV,8 342-343, где речь пойдет о личности:

 

Отрывок, начинающийся словами КТО ВЗОЙДЕТ НА ГОРУ ГОССПОДНЮ? Является аллюзией на Авраама, которому Господь сказал: “пойди в землю Мориа... на одну из гор, о которой Я скажу тебе” (Быт.22:2). ИЛИ КТО СТАНЕТ НА СВЯТОМ МЕСТЕ ЕГО? это есть указание на Авраама, о котором написано: “И встал Авраам рано утром и пошел на место, где стоял пред лицом Господа” (Быт.19:27). ТОТ, У КОТОРОГО РУКИ НЕПОВИННО указывает на Авраама, который сохранил себя непорочным, когда сказал царю Содома: “Даже нитки и ремня из обуви не возьму из всего твоего” (Быт.14:23). И СЕРДЦЕ ЧИСТО здесь указывается на сердце Авраамово, о котором сказано: “И нашел сердце его верным пред Тобою” (Неем.9:8). КТО НЕ КЛЯЛСЯ ДУШЕЮ СВОЕЮ НАПРАСНО указывает на Авраама, который сказал царю Содома: “Поднимаю руку мою к Господу” (Быт.14:22). ТОТ ПОЛУЧИТ МИЛОСТЬ (ОПРАВДАНИЕ) ОТ БОГА СПАСИТЕЛЯ СВОЕГО как говорит Писание об Аврааме: “поверил Авраам Господу, и Он вменил это ему в праведность” (Быт.15:6).

 

2. на примере из Mteh. XXVII,3 369, где речь пойдет о событии:

 

Раввин Елеазар толковал весь 26 псалом как относящийся к детям Израилевым у Красного Моря. Таким образом, ГОСПОДЬ - СВЕТ МОЙ у Красного Моря, потому что сказано: “...облако... дало свет и освещало ночь” (Исх.14:20). И СПАСЕНИЕ МОЕ у Красного Моря, ибо сказано: “Избавил Господь Израильтян в день тот” (Исх.14:30). КОГО МНЕ БОЯТЬСЯ? У Красного Моря Моисей сказал народу: “Не бойтесь” (14:13). ГОСПОДЬ - КРЕПОСТЬ ЖИЗНИ МОЕЙ. У Красного Моря Израильтяне пели песнь: “Господь - крепость моя” (15:2). КОГО МНЕ СТРАШИТЬСЯ? “Да нападет на них страх и ужас” (15:16) у Красного Моря. ЕСЛИ БУДУТ НАСТУПАТЬ НА МЕНЯ ЗЛОДЕИ “Фараон приблизился” (14:10), ЧТОБЫ ПОЖРАТЬ ПЛОТЬ МОЮ - Фараон сказал: “погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя...” (15:9). ПРОТИВНИКИ И ВРАГИ МОИ... ПРЕТКНУТЬСЯ И ПАДУТ, ибо сказано: “И низверг фараона и войско его в море Чермное” (Пс.135:15). Народ Израильский сказал: отныне ЕСЛИ ОПОЛЧАТСЯ Египтяне ПРОТИВ МЕНЯ, НЕ УБОИТСЯ СЕРДЦЕ МОЕ; ЕСЛИ ВОССТАНЕТ НА МЕНЯ ВОЙНА с Амаликом, И ТОГДА БУДУ НАДЕЯТСЯ, будь Он благословен, Святой Израилев (Mthehilim, XXVII, 3 369).

 

Итак, на основе данных примеров мы видим следующее:

 

3. Лингвистические и тематические аналогии, также как и соответствие образов является основанием для соединения Псалмов с определенными личностями и событиями истории Израильтян. Результатом такой связи является отождествление.

 

4. Раввинистический Мидраш избирателен в его отношении к тексту и не ставит своей целью достижение полного соответствия между псалмом и той или иной единицей текста. Избираются отдельные слагаемые, между которыми имеется соответствие, и опускаются те, которые такого соответствия не имеют.

 

5. (?) Экзегеза мидраша есть попытка применить текст к меняющейся жизни общины и наоборот - открывает возможность изменившимся условиям жизни дать новое толкование прошлого.

 


 

Итак, рассмотрим то, какие заголовки даются псалмам в LXX и как они соотносятся с указанными в них событиями. Но сразу должны сказать, что невозможно отследить все детали того экзегетического процесса, что предопределил появление тех, а не иных заголовков. Тем не менее складывается впечатление, что в основе его лежали те же предпосылки, что и в раввинистическом мидраше.

 

Пример/ы из нарративной литературы     Такие события, как попытка Саула пригвоздить его копьем (1Ц.18:10-13) и другие, вплоть до помазания - история бесконечного бегства и борьбы. Другие попытки покушения на его жизнь (1Ц.19:9-10,11-18,19-24;23:19-24)...   Множество битв, инициированных Саулом и его армией (1Ц.23:8-28; 24:2; 26:1-3)...   Вынужденное разделение с родителями (1Ц.22:3-4)...   Лжесвидетельство против Давида (1Ц.22:9-11; 24:9)... 26 псалом Давида, до того как он был помазан   “Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнуться и падут” (:2);   “Если ополчится против меня полк... если восстанет на меня война” (:3);   “Ибо отец мой и мать моя оставили меня...” (:10);   “...ибо восстали на меня свидетели лживые и дышут злобою” (:12).

 

  70 псалом. Сынам Ионадава и тем, кто был пленен первым   “Ибо Ты надежда моя, Господи...”:5;     “Ибо враги мои говорят против меня... “Бог оставил его...”:10,11;     “Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей; да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла!”:13;   “Уста мои будут возвещать правду Твою... Войду в размышление о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою”:15,16;   “Правда Твоя, Боже, до превыспренних”:19.   Иеремия 50-51     “...согрешили пред Господом... надеждою отцов их” 50:7;   “...и притеснители их говорили: “Мы не виноваты, потому что они согрешили пред Господом” 50:7;   “Стыдно нам было, когда мы слышали ругательство; бесчестие покрывало лица наши, когда чужеземцы пришли...” 51:51;   “Господь вывел на свет правду нашу; пойдем и возвестим на Сионе дело Господа, Бога нашего” 51:10;   “приговор о нем [Вавилоне] достиг до небес и поднялся до облаков” 51:9.

 

  Псалом 136. Иеремии.     “Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима”:7;   “Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!”:8;   “блажен, кто... разобьет [поразит] младенцев твоих о камень!”:9.   Иеремия     “Об Едоме так говорит Господь Саваоф: “...разве оскудела мудрость их?”” 49:7;   “И воздам Вавилону и всем жителям Халдеи за все то зло, какое они делали на Сионе в глазах ваших, говорит Господь” 51:24;   “поражал... поражал... поражал” как лейтмотив в стихах 51:20-24.
   

 

 

Похожие параллели можно встретить и между другими псалмами и отрывками из нарративной литературе: Пс.28 На Ошерет праздника Кущей; 75 и 79 Ассирийцев; 95 Когда был построен дом после пленения; 96 Когда успокоилась земля; 137 Давида, Аггея и Захарии; 142 Давида, когда его сын преследовал его; 143 О Голиафе; 146-148 Аггея и Захарии.

 

Данный анализ показывает, что (1) авторы заголовков псалмов в LXX видели связь между псалмами и событиями или людьми, о которых они сделали упоминание, благодаря методологии раввинистического мидраша: тематические и лингвистические сходства + похожая образность; (2) как и мидраш LXX не стремится к установлению полного соответствия между отдельным псалмом и тем или иным событием.


 

А теперь рассмотрим заголовки некоторых псалмов в МТ.

 

 

Пс.50 Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии. ________________________________________   “согрешил я”:6   “помилуй меня, Боже”:3   “лукавое пред очами Твоими сделал”:6   2Царств 12:13-23   Рассказ о том, как согрешил Давид   _______________________________________   “согрешил я”:13а   “не помилует ли меня Господь и дитя останется живо?”:22   “сделав зло пред очами Его”:9

 

тема “духа и сердца сокрушенного”:19 напоминает печаль царя, вызванную либо смертью рожденного от Вирсавии младенца, либо его искреннее раскаяние в соделанном грехе.

 

 

Псалом 7 Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса из племени Вениаминова     “Если я платил злом тому, кто был со мною в мире”:5;   “Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей”:9.   1Ц.24       “...ты правее меня; ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом... Господь воздаст Тебе добром за то, что сделал ты мне сегодня”:18-20;   “Господь да будет судьею, и расссудит между мною и тобою. Он рассмотрит... и спасет меня от руки твоей”:16.

 

 

Помимо исторических данных, некоторые “надписания” имеют ссылки на определенные личности. Например:

 

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 574. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия