Студопедия — Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!






 

 

Помимо нахождения рефрена есть еще один способ очертить строфическое деление псалмов - обратив внимание на местоположение слова “селах”.

 

Итак, что же представляет собой “селах”?

 


 

4. Значение и функция слова “селах”[28]

 

Всего в книге Псалтирь это слово используется 71 раз (+ 3 раза в псалме Аввакума 3:3, 9, 13). Этимология и значение остаются до конца невыясненными. Иногда используется в конце строф (Пс. 3:3, 5), иногда в конце всего псалма (Пс. 3:9), иногда после кажущейся цитаты (Пс. 43:9), иногда же вообще не понятно, с какой целью оно используется (Пс. 67:8).

 

Одно определенно - этот термин имеет некоторое музыкальное значение. За редким исключением это слово используется в тех псалмах, что имеют заголовки. Большинство псалмов с “селах” имеют отношение к Давиду или левитским певцам + 75% этих заголовков содержат указание “начальнику хора”.

 

Несколько теорий относительно значения этого слова.

 

2. пауза, интерлюдия, “громче”;

 

3. палестинская иудейская традиция, представленная в Таргуме и некоторыми ранними христианскими богословами (Иероним) объясняет смысл “селах” - во веки, хотя этимологически это показать невозможно. Другими словами, согласно такому толкованию, в этом месте необходимо было спеть припев или благословение;

 

4. моменты использования псалма в ходе богослужения, когда верующие должны были падать ниц и поклоняться в почтении Богу.

 

Скорее, предпочтение следует отдать первой точке зрения, поскольку, как отмечает W. Kaiser, “усиление пения хора и крещендо музыкальных инструментов вполне уместны в конце смысловой единицы текста, то есть, строфы”[29].

 

Другой важной в структурном отношении формой древнееврейской поэзии является акростих. Что же можно сказать о псалмах, написанных в форме алфавитного акростиха?


 

1. Акростих

 

В книге Псалтирь встречается восемь примеров использования акростиха. Что касается других примеров вне этой книги, то таких случаев три: Плач 1-4; Прит. 31:10-31; Наум 1:2-8.

 

Вот что собой представляют псалмы, написанные в форме акростиха:

 

Псалом Не/полный Единица текста (ср) Комментарий

 

9 неполный 4 строки “Давида”

отсут. Гимн/плач

восстан.

Перемена мест

 

24 полный 2 строки “Давида”

двусмысл. плач

В конце

 

33 почти полный 2 строки “Давида”

отсут. Смеш.

В конце

 

36 Полный 4 строки “Давида”

мудрость

 

110 Полный 1 строка Аллелуия

гимн

 

111 Полный 1 строка Аллелуия

мудрость

 

118 Полный 8 стихов “Надпис.”

16 строк отсут.

Мудрость

 

144 почти полный 2 строки “Давида”

отсут. секция гимн

в большинстве евр. mss.

 

 

Очевидно многообразие в структуре (от 1 до 16 стихов/строк), авторстве, жанре (гимн, плач, мудрость).

 

Что касается причин использования акростиха, то есть несколько точек зрения[30]:

 

2. художественный прием, особо помогавший автору лучше выразить свои мысли;

 

3. образовательная роль: дети скорее могли выучить их[31], что вполне согласуется с жанром мудрости, в котором написана значительная часть акростихов. Следует предположить, что эти псалмы записывались на писчей табличке следующим образом. Сначала писались буквы еврейского алфавита в колонку справа. Потом начинался процесс композиции. Обычно писалась одна строка напротив каждой буквы алфавита (Пс. 24, 33, 110, 111- короткие строки + Пс. 144). Вероятно, такому процессу предшествовали упражнения детей в школе в письме с целью выучить алфавит. Иногда поэты чувствовали себя свободней и позволяли себе делать “неакростические” утверждения (Пс. 9, 36). Автор же Пс. 118 уделил по 8 строк ровно на каждую букву, всего - 176. При такой лексической композиции текст выглядел более как антология и собрание притч, чем как пример живого языка молитвы и проповеди. Это можно сравнить с современными богословскими словарями и энциклопедиями специальных терминов. Как считает Seybold, 118 псалом есть пример богословия Слова Божьего в провербиальной (вошедшей в поговорку, общеизвестной) форме[32]. Хотя нам ближе другая точка зрения на этот счет[33];

 

(2) такой способ организации и выражения мысли отражает полноту, другими словами, представляет вопрос исчерпывающим образом, от А до Я (если использовать идиоматическое выражение);

 

(3) использование акростиха без видимой цели, абстрактно - искусство ради искусства. По-нашему мнению, такая точка зрения меньше других имеет право на существование.

 

Вот что вкратце можно было сказать об использовании акростиха в книге Псалтирь.

 

6. Хиазм

 

??????????

7. Вывод

 

Обобщая вышесказанное, следует заметить, что каждая часть отдельно взятого псалма, будь то его заголовок или имеющиеся в нем строфы, должна стать предметом самого тщательного анализа. При этом следует обращать внимание и на мельчайшие слагаемые текста, которые открываются исследователю на пределе дробления каждой текстовой единицы. Другими словами, используя методологию риторического критицизма, можно не только лучше увидеть характерные для того или иного псалма художественные черты, но и больше приблизиться к пониманию выраженного в композиции псалма главного смысла автора.

 

Итак, разбив текст на строфы, мы должны определить гл. мысль каждой из них, а также

сформулировать концепт всего псалма. Но прежде чем сделать это, необходимо еще проанализировать микроструктуру псалма.

 

 

ОТДЕЛЬНЫЕ ПСАЛМЫ: МИКРОСТРУКТУРА

 

 

Что имеем в виду, когда говорим о микроструктуре псалмов? Мы исходим из предпосылки, что не только общая структура псалма подчинена авторскому замыслу, но и структура каждой отдельной строфы содержит в себе определенную модель организации его мысли. Это достигается за счет таких языковых средств как ритм и параллелизм. Из-за недостаточного знания древнееврейского мы вынуждены не рассматривать вопрос о ритмических особенностях поэтического текста псалмов. Заметим лишь, что среди исследователей нет общего согласия относительно всех сторон ее метрического аспекта[34].

 

Итак, что же собой представляет параллелизм?

 

1. Параллелизм и его виды

 

Согласно ставшего классическим определения этого главного принципа еврейской поэзии, которое принадлежит его открывателю епископу Robert Lowth (1753), параллелизм - это “соответствие одного стиха или строки с другой [в данном случае “стих” означает единицу ритмически организованной художественной речи]... Когда делается одно утверждение и к нему добавляется второе, или же пишется под ним, эквивалентное или противопоставленное ему по смыслу, или схожее с ним по форме своей грамматической конструкции, то такие строки я называю параллельными; а слова или фразы, соотносящиеся друг с другом в соответствующих стихах, - параллелизмом”[35].

 

Есть разные способы классификации параллелизмов. Так, сам Lowth различает три вида параллелизма: синонимический, синтетический и антитетический[36]. Что же касается Briggs, он называет и перечисляет с конкретными примерами шесть видов параллелизма: синонимический, синтетический, антитетический, символический, лестничный, обращенный внутрь[37].

 

Сегодня обычно различаются три основных группы параллелизмов и несколько их подгрупп[38]. Вот как выглядят эти подгруппы:

 

(2) Грамматический параллелизм. Соответствие двух стихов/строк по форме, то есть, с точки зрения грамматики, но не по смыслу: подлежащее сказуемое прямое дополнение. Однако с точки зрения экзегетического исследования различение данного вида параллелизма не существенно[39].

 

(3) Семантический параллелизм - соответствие стихов по смыслу, которое может сопровождаться и сходством грамматических форм. Есть два вида семантического параллелизма:

 

60. синонимический - второй или последующий стих/строка повторяет смысл первого, но другими словами (Пс 23:1,2);

61. антитетический - мысль второго или последующего стиха противопоставлена идее первого (Пс 26:10; 36:7);

 

1. Риторический параллелизм - использование определенных литературных приемов с целью украсить или упростить значение. Есть следующие виды риторического параллелизма:

 

62. кульминационный (climactic) - повторение мыслей, прогрессивно развивающихся к пику (Пс 10:4); или строящихся в лестничном порядке (Пс. 95:13);

63. синтетический - изложение мыслей автора таким образом, чтобы в конечном итоге идея была передана в целостной форме (Пс 1:1);

64. хиастический - изложение мыслей от А до Б и затем обратно от Б` к А`. Таким образом вырисовывается греческая буква Х. “В хиастическом параллелизме одна и та же идея не выражается дважды. Этот вид параллелизма нацелен в такой последовательности передать мысль автора, чтобы выразить суть излагаемого в более полной и рельефной форме”[40]. По крайней мере есть три вида хиастического параллелизма:

 

65. простой хиазм - Ис. 11:13б

66. линейный хиазм - Прит. 23:15,16

67. строфический хиазм - Иов 26:12,13

 

68. сравнительный - второй стих, имея в себе сравнение с первым, иллюстрирует или образно объясняет его мысль (Пс 41:1);

69. merismus - часть используется для обозначения целого и наоборот. (Мал. 1:11);

70. paronomasia - можно увидеть только в языке оригинала (Ис. 5:7);

71. балансирующий вариант параллелизма - при отсутствии того или иного члена предложения в более коротком стихе его удлинение в другомю То есть, когда началу второго стиха недостает какого-то члена предложения, тогда конец этого, второго стиха, удлиняется (Пс 102:6).

 

Виды параллелизмов: примеры

 

2. семантический

 

а. синонимический - Пс 23:1,2 б. антитетический - Пс 26:10; 36:7

 

Господня - земля, и что наполняет ее, Ибо отец мой и мать моя оставили меня,

Вселенная и все живущее в ней. Но Господь примет меня.

 

Ибо Он основал ее на морях Покорись Господу и надейся на Него.

И на реках утвердил ее. [но] Не ревнуй успевающему в пути своем,

человеку лукавому.

 

 

3. риторический

 

а. кульминационный - Пс 10:4; 95:13

 

Господь во святом храме Своем, Ибо идет,

Господь на престоле Своем в небесах; Ибо идет судить землю.

Очи Его зрят, Он будет судить вселенную по правде,

Вежды Его испытывают сынов человеческих. И народы - по истине Своей.

 

б. синтетический - Пс 1:1

 

Блажен муж,

который не ходит на совет нечестивых,

и не стоит на пути грешных,

и не сидит в собрании развратителей.

 

в. хиастический (1) простой/вилочный - Ис 11:13б

 

Ефрем

не будет завидовать

Иуде,

и Иуда

не будет притеснять

Ефрема.

 

4. линейный - Прит. 23:15,16

 

Сын мой! Если сердце твое будет мудро,

То порадуется мое сердце;

И внутренности мои будут радоваться,

Когда уста твои будут говорить правое.

 

1. строфический - Иов 26:12,13

 

Силою Своею волнует море,

и разумом Своим сражает его дерзость.

От духа Его - великолепие неба;

Рука Его образовала быстрого скорпиона.

 

Г. сравнительный - Пс 41:1

 

Как лань желает к потокам воды,

Так желает душа моя к Тебе, Боже!

 

Д. merismus - Мал. 1:11

 

Ибо от востока солнца

до запада

велико будет имя Мой между народами.

 

Е. paronomasia - Ис.5:7

 

И ждал Он правосудия (mishpat),

но вот - кровопролитие (mishpach);

ждал правды (tsedaqah),

но вот - вопль (tseaqah).

 

Ж. “балансирующий” параллелизм - Пс 102:6

 

Он показал пути Свои Моисею,

дела Свои - сынам Израилевым.

 

Таким образом, приступая к толкованию отдельных псалмов, исследователю необходимо иметь четкое представление о природе параллелизма как одного из основных свойств древнееврейской поэзии. Не придавая значения параллелизму в разных его видах, исследователь очень легко может сосредоточить свое внимание на какой-то одной мысли автора и проигнорировать при этом другие. Таким образом вряд ли ему удастся сформулировать главную идею той или иной строфы, не говоря уже о концепте всего псалма.

 

Заканчивая говорить о микроструктуре псалмов, нельзя не сказать несколько слов о значение самого первого и самого последнего слов псалма.

 

2. Значение первого и последнего слов при толковании отдельного псалма

 

В любой речи первое слово чрезвычайно важно, так как указывает на то, куда целится оратор; где он сам стоит, откуда он хочет, чтобы его услышали; куда направлена его речь; где, как он думает, находятся те, кто слушает его. Тон и интонация, с которыми произносятся первые слова, выдают состояние говорящего и обстоятельства, в которых он находится. Начало речи подает уже первый сигнал того, почему он говорит то, что говорит, почему он молится или поет, плачет или ликует, к кому он обращается и что он надеется достичь. Так выражаются его цель и намерение. См. начало следующих псалмов:

 

72. Пс. 1:1 - “ Блажен человек...” - очевидно, что речь пойдет о благословении;

73. Пс. 2:1 - “ Зачем мятутся народы..?” - тщетность, суета, риторичность вопроса;

74. Пс. 3:1 - “Господи!” - обращение, вопль, зов о помощи;

75. Пс. 5:1 - “Услышь, Господи...” - стремление быть услышанным и выговориться;

76. Пс. 11:1 - “Спаси, Господи...” - сигнал SOS;

77. Пс. 15:1 - “Храни меня...” - прошение о ниспослании Божественной защиты;

78. Пс. 19:2 - “Да услышит тебя Господь...” - выражение благословения, благого пожелания;

79. Пс. 25:1 - “Рассуди меня...” - обращение к Богу как к Судье, выражение надежды на справедливое и беспристрастное решение своей судьбы;

80. Пс. 34:1 - “Вступись...” - сигнал SOS;

81. Пс. 50:1 - “Помилуй...” - отчаянный вопль о прощении грехов.

 

Не менее важно и то, как заканчивает автор свой псалом. Он знает, что его последнее слово останется звучать в ушах и сформирует заключительный аккорд, который еще долго будет звучать в умах слушателей. Поэтому самые впечатляющие слова и фразы он приберегает на конец. Вот какие слова используются в конце вышеупомянутых псалмов:

 

82. Пс. 1:6 - “путь нечестивых погибнет ” - суровое предупреждение и жесткая необходимость сделать правильный выбор;

83. Пс. 2:12 - “Блаженны все, уповающие на Него ” - только Бог и то, что Божье, незыблемо. Сравнив такое окончание с началом этого псалма, не трудно заметить структуру вопрос - ответ;

84. Пс. 3:9 - “Над народом Твоим благословение Твое ” - вновь вопрос - ответ;

85. Пс. 5:13 - “благоволением как щитом венчаешь его ” - молитва услышана, ответ получен;

86. Пс. 11:9 - “ничтожные возвысились из сынов человеческих ” - вновь возвращение мысли человека к существующей опасности как указание на то, что и после исполнения этого псалма необходимость в Божественной защите остается;

87. Пс. 15:11 - “блаженство в деснице Твоей вовек ” - выражение упования на защиту Господа;

88. Пс. 19:10 - “услышь нас, когда будем взывать ” - просьба ниспослать Свое благословение на взывающих и молящихся о благополучии других;

89. Пс. 25:12 - “в собраниях благословлю Господа ” - благодарность и выражение верности по отношению к Господу за обещание ответить на отчаянный зов сотворить псалмопевцу правду;

90. Пс. 34:28 - “и язык мой будет проповедовать... хвалу Твою всякий день ” - выражение веры в то, что молитва будет услышана, и желание человека своей жизнью отблагодарить своего Господа за это;

91. Пс. 50:21 - “тогда возложат на алтарь Твой тельцов” - сжигаемые на жертвеннике тельцы станут “продолжением” покаянного вопля сокрушенного сердца и духа псалмопевца.

 

Таким образом, на примере данных псалмов можно заключить то, насколько это важно для исследователя не упустить из поля своего зрения такие, казалось бы незначительные текстовые частички отдельных псалмов, какими являются первое и последнее слова.

 

Итак, на основании приведенных выше примеров можно утверждать то, что при толковании отдельных псалмов очень важно самое пристальное внимание обращать, во-первых, на такой основной прием древнееврейской поэзии, каким является параллелизм, и, во-вторых, на арочную структуру текста. Делать это тем более важно, чем яснее исследователь понимает то, что псалмы древними людьми воспринимались главным образом на слух, а не зрительно.

 


 

КУЛЬТОВЫЙ КОНТЕКСТ КНИГИ ПСАЛТЫРЬ

 

(Реконструкция по A.Weiser)

 

Псалтырь - книга религиозной поэзии евреев.

Религия Израиля - это культ/поклонение Яхве

 

Культ Яхве

 

 

actio Dei reactio hominum

 

теофания заявление о верности Яхве Исх.19:8;24:3,7;И.Н.24:15,24

-исход отречение от других богов И.Н.24:14,23; Быт.35:2; Суд.10:16

-Синай то есть, очищение/освящение общины верующих

-скиния

 

возвещение имени Божьего

Исх.3:6,14;6:2;24:3;33:19;34:5;20:2;Лев.10:2

 

раскрытие природы Б. в Его делах –

(суммирование дел Б. в прош. И.Н.24:2...1Ц12:8)

 

радость избавления

возвещение воли Божьей (декалог, идея суда)

страх наказания

 

идея Яхве-царя

Исх.15:18;19:5;Числ.23:21;Суд.8:23

 

 

ПРАЗДНИК ОБНОВЛЕНИЯ ЗАВЕТА ЕСТЬ SITTZ IM LEBEN БОЛЬШИНСТВА ПСАЛМОВ. ПРАЗДНОВАЛСЯ ЕЖЕГОДНО (?) см. Manual of Discipline 2.15.

 

Хотя литургия праздника обновления завета не дошла до нас в цельном виде, все же на основе свидетельств Кумранской общины и отдельных фрагментов Псалтыря мы можем определить основные элементы этого культа. Так, обращает на себя внимание Пс.49 как часть литургии праздника в Иерусалимском храме - “Соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве” (:5) + следующие неотъемлемые элементы данного культа:

 

92. упоминание о явлении Яхве на Сионе - “С Сиона, который есть верх красоты, является Бог” (:2);

93. суд Яхве над Его народом (:4);

94. возвещение Его воли и имени - “Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя; Я Бог, твой Бог” (:7);

95. указание на обещание людей быть верными завету и его заповедям - (:16);

96. отделение святых от нечестивых (:5,16) и суд над теми и другими (:22).

 

Псалом, таким образом, предполагает определенные культовые действия на празднике обновления завета. И когда в псалмах о Яхве говорится, что Он “помнит” о Своем завете (104:8; 110:5; ср. 97:3), то эту фигуру речи следует понимать не только как абстрактное воспоминание о чем-то, но как актуализацию события в прошлом в ритуальном акте праздника. Об этом же говорит и Пс.110:4 - “Памятными Бог соделал чудеса” + “Радуйтесь, праведные, о Господе, и славьте память святыни Его” (96:12 и 29:5). В литургии Пс.80 мы встречаем упоминание об обязанности регулярно праздновать праздник Яхве и передавать такой обычай последующим поколениям: “...в день праздника, ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева. Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской” (:4-6). Традиция праздновать праздник Яхве восходит еще ко времени скитаний по пустыне. О том же, что речь здесь идет о празднике обновления завета, говорит следующее:

 

97. указание на самораскрытие Яхве, Его имени и провозглашение заповедей:8-11;

98. суд:13

 

+ Пс.77:5 “Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их... не забывать дел Божьих и хранить заповеди Его”. Как мы видим, обязательство передавать последующим поколениям заповедь отмечать праздник обновления завета лежала на всей общине. На это же указывает и стилизованные литургические формулы “Да скажет Израиль”, “Так да скажут избавленные”, “Да славят Господа (123:1; 117:2; 128:1; 106:2,8,15,21,31). Все это происходило на празднике обновления завета.

 

Аллюзии на теофанию. Их немало в псалмах, и пониматься они должны как отражение культовой теофании Яхве, которая имела место над херувимами священного ковчега в виде

облака как колесницы Божества: Пс.17:8-16; 49:2; 67:2; 76:15,17; 96:2-5; 103:3; + обращенный к Яхве призыв “восстань” 3:7; 7:6; 9:20,33; 16:13; 20:14; 42:23,26; 56:5,11; 73:22; 81:8; 93:2; 131:8, что повторяет обещание Самого Яхве “восстать” см.11:6; 45:11; 101:13 или “яви Себя” в 79:2; 93:1; 49:2. Все это - культовые выражения для обозначения теофании, открывающейся в свете небесной славы (ср. Втор.33:2 “Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана, и шел со тьмами святых; одесную его огнь закона” + Исх.24:16 “И слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней...”. Древнее выражение из Числ.10:35 “Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!” + Пс.67:2 “Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его!” ассоциируются с ковчегом завета. Было высказано предположение, что культовый возглас “восстань!” (34:23; 43:23; 56:8; 58:4 и др.) был заимствован ВЗ от языческого ближневосточного культа, воссоздававшего умирание и возвращение к жизни бога-царя. Если даже это было так, то сейчас он был наполнен совершенно иным смыслом: встреча с Богом в теофании, на что указывают параллельные выражения “будь превознесен” в 56:6 и 58:6 + контекст. А на основе Пс.79:2 и 4 можно также доказать то, что выражение “Да воссияет лицо Твое, и спасемся” (включенное, кстати, в древнюю литургическую форму благословения Числ.6:24) использовалось в псалмах в контексте его изначальной связи с культовой теофанией (4:6; 30:17; 66:2; 79:4,8,20; 117:27), поскольку призыв “Да воссияет лицо Твое” используется как параллель и эквивалент по своему смыслу выражению “восседающий на херувимах, яви Себя”. Все эти отрывки проливают больший свет на те выражения в псалмах, где встречаются слова “лицо Господне”, чтобы показать (1) встречу Яхве с человеком, поклоняющемся Ему: “Предстанем лицу Его со славословием” (94:2; ср. 68:18); (2) или факт Его действительного присутствия в святилище (Пс.95:13; 97:9 “пред лицом Господа, ибо идет”; ср. 67:4); или (3) в священных культовых событиях (43:4 “Ибо они не мечем своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и свет лица Твоего”; ср. Числ.10:35; Пс.67:2; 79:17; 97:1; 15:11) - корни всех этих формул в концепции, переданной культовой традицией, согласно которой теофания Яхве есть откровение и реализация Его спасения.

 

2. Горячее желание верующих обрести/вкусить спасение в псалмах выражалось так:

 

99. “взирать на лицо Твое” (16:15; 10:7; 26:4; 62:2; 83:7);

100.похожие слова “явиться пред лицо Божие” в отношении посещения места поклонения (Исх.23:17; 34:23; Втор.31:11; 1Ц.1:22; Ис.1:12; Пс.41:3 + фраза “искать лица Его” 23:6; 26:8; 104:4 + “ходить во свете лица Его” 88:15; 40:13; 55:14; 101:28; 115:9; 139:13);

3. Причиной физических и духовных страданий человека было

101.сокрытие Богом Своего лица 21:25; 26:9; 68:18; 87:15; 101:3;

102.изгнание человека их Его присутствия 50:13; 67:3; 79:17; 103:29;

 

1. В Божьем спасении и Его благодати могут быть уверены те, на ком глаз Его

103.на тех, кто боится Его 12:3; 32:13,18; 58:4; 79:14; 83:9; 112:6; 137:6; ср. Быт.4:4 + коррекция существующего представления в Ам9:4;

 

1. Также идея лица Божьего в псалмах связана с феноменальными природными явлениями, которые сопровождали теофанию Яхве:

104.землетрясение, огонь и др. 28:6; 113:6; 67:8; 95:9; 96:3;

105.небесный свет славы 62:2; 23:6;

106.“сила и великолепие” 104:4; 95:6;

107.“милость и истина” 88:14; 84:9,13; ср. Исх.34:6; Пс.42:3 - все это - сателлиты Яхве, сопровождающие Его везде, где Он появится.

 

Все эти факты, почерпнутые нами просто из содержания отдельных псалмов, свидетельствуют о том, в какой большой степени мир идей и язык псалмов были обусловлены традицией культовой теофании Яхве, которая находилась в сердце праздника обновления завета.

 

Что же касается возвещения имени Божьего, которое имело место при теофании, это также оставило свои следы в книге Псалтырь. Согласно 2Ц.6:2 (“ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах”), культовое имя Яхве провозглашалось над ковчегом и, как видно из Пс.23:10, играло важную роль в связи с пришествием Господа Ковчега, что составляло часть литургии. Принимая во внимание контексты, в которых оно встречается, можно предположить дальше, что имя Яхве (Элохим) Саваофа, которое дается Богу в ниже следующих псалмах, относится к Богу, о Котором люди думали как о присутствующем над ковчегом в культовой теофании, помимо Существа, управляющего небесными воинствами. Другими словами, эти псалмы своими корнями уходят также в культ/праздник завета:

 

108.Пс.45:8 “Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш”;

109.47:9 “Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего; Бог утвердит его навеки”;

110.57:6 “Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, восстань посетить все народы, не пощади ни одного из нечестивых беззаконников”;

111.68:7 “Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил”;

112.79:5 “Господи, Боже сил! Доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?”

113.:8 “Боже сил! Восстанови нас; да воссияет лицо Твое, и спасемся!”

114.:15 “Боже сил! Обратись же, призри с неба и воззри, и посети виноград сей!”

115.:20 “Господи, Боже сил! Восстанови нас; да воссияет лицо Твое, и спасемся!”

116.83:1 “Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!”

117.:8 “Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Израилев!”

118.88:9 “Господи, Боже сил! Кто силен как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя”.

 

Более того, то, как употребляется имя Божие в Псалтыре при разных обстоятельствах, показывает, что изначально оно ассоциировалось с Его теофанией в культе завета:

 

119.74:2 “Славим Тебя, Боже, славим; ибо близко имя Твое”;

120.82:17 “Исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!”

121.75:2 “Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его”;

122.110:9 “Свято и страшно имя Его!”

123.123:8 “Помощь наша - в имени Господа, сотворившего небо и землю”;

124.53:3 “Боже! Именем Твоим спаси меня”;

125.19:2 “Да защитит тебя имя Бога Иаковлева”;

126.135:13 “Господи! Имя Твое вовек”.

 

Все эти тексты указывают на имя Яхве почти как на эквивалент его личного присутствия (ср. Иер.3:17 “В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего”).

 

Раскрытие природы Б. в Его делах в культовой драме праздника:

 

2. похожим образом как и в Пятикнижии: “Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море” - Исх.15:1; ср.:

127.“Придите и воззрите на дела Бога, страшного в делах над сынами человеческими” 65:5;

128.“В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя; при водах Меривы испытал тебя” 80:7,8;

129.“Он превращает реки в пустыню и источники вод - в пустыню” 106:33;

130.и т. д.

 

3. Некоторые псалмы содержат вариации в деталях относительно того, что сообщается Пятикнижием:

131.Пс.77;

132.Пс.104;

133.Пс.105;

134.Пс.134 и 135.

135.помимо зависимости от письменных источников, следует помнить и об устной традиции передачи того, что было совершено Богом в прошлом. На это недвусмысленно указывают следующие тексты псалмов:

136.“Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние” 43:2;

137.“Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего” 47:9 + “Пойдите вокруг Сиона... пересчитайте башни его... рассмотрите дома его, чтобы пересказать грядущему роду”:13,14;

138.“Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога” 61:12;

139.“... возвещают чудеса Твои” 74:2;

140.“Что слышали мы, и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил” 77:3,4;

141. Обязанность общины передавать... “Возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его” 95:3; 104:1; “Дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его в Иерусалиме” 101:22; “Памятными соделал Он чудеса Свои” 110:4;

142. Обязанность передавать даже влияла на молитвы отдельныхлюдей: “Боже! Ты наставлял меня от юности моей, о доныне я возвещаю чудеса Твои” 70:17; 76:12,13;142:5;

143.и отражалась в торжественных обетах молящихся: 9:2; 21:23 “Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя” + 32. “Чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои” 25:7; “Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас – кто уподобится Тебе – хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число” 39:6; 72:28; 117:17 и др.

 

4. Часто о спасительных деяниях Яхве говорится в очень лаконичной формуле: милость и истина/верность (Исх.34:6 “Господь, Господь.... многомилостивый и истинный”; Ос.2:19 “И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии”).

144.97:3 “Вспомнил Он милость Свою и верность Свою к дому Израилеву”; 24:10 “Все пути Господни - милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его”; 25:3; 35:6; 56:11; 60:8; 84:11; 87:12; 88:2,15,34; 91:3; 99:5; 116:2; 137:2.

145.а также в литургической формуле “Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его” 105:1; 106:1; 117:1,4; 135:1 ср. Исх.33:19; 34:6, которые взяты из культового нарратива, читаемого на празднике.

 

Такие ссылки на традицию Heilsgeschichte отражают ее культовый аспект и представляют часть сакральной драмы, имеющей большое значение для всех участвующих. Последние не только являются свидетелями спасительных деяний Божьих в прошлом, но сами переживают их на опыте во время праздника завета. Божье присутствие на святом месте указывает на то, что и вся Его спасительная деятельность в прошлом “присутствует” одновременно в настоящем, и через культ оказывает свое влияние на всю общину:

 

146.“Сегодня, когда услышите глас Его, не ожесточите сердца вашего, как в Мериве” 94:7,8;

147.“Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч. Среди их Господь на Синае, во святилище” 67:18;

148.“Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду” 105:6;

149.113, в котором события в пустыне представлены так актуально, как если бы они происходили в настоящем + 45:9-11; 46:2; 67:33; 92; 95; 96; 97:2,3; 98:1.

 

Откровение воли Яхве в псалмах можно увидеть по-разному:

 

150.цитирование непосредственно вступления к декалогу 49:7 “Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя”; 80:9-11.

151.указание на закон 39:8 + 149:9 (ср. с И.Н.24:25; Пс.104:10).;

152.цель представления/изложения Heilsgeschichte – воспитательная (104:45; 110:10; 77:7; 80:14; 105;

 

Что же касается идеи суда, вытекающей из откровения воли Яхве, ясно, что она органически связана с ВЗ теологией завета. См.:

 

153.9:5

154.10:4

155.16:2

156.49:4

157.67:2

158.72:18,27

159.73:22

160.74:3

161.75:9

162.93:2

163.95:13

164.96:2

165.97:9

166.98:4

167.и т. д.

 

Идея суда представляет собой звено, соединяющее историю и закон. Идеологически и в культовом отношении она представляет собой ось, вокруг которой вращаются другие идеи. Фактически в культе история представлена как суд.

 

168.17:21

169.24:9

170.32:4-5

171.43:2,18

172.49:6,17

173.77:3,7

174.80:66

175.105:2

176.95:12,13

177.97:9

 

Суд значил спасение праведника и уничтожение нечестивого. Тот факт, что идея многих псалмов – суд, наводит на мысль о том, что эти псалмы своими корнями уходят в культ/праздник завета с Яхве. Эта же идея тесно связана и с другими – благословение/проклятие и очищение общины Яхве, которое происходило при совершении ритуала отделения благочестивых от нечестивых. При этом благочестивые могли принять участие в спасении завета, в благословении Божьего присутствия и Его “близости”, в то время как нечестивые отсекались от жизни общины завета, подвергались проклятию и уничтожению (Втор.27; И.Н.24 + древняя формула “истребится душа та из народа своего” – Лев.19:8; 20:18 и т. д.).

 

В этой связи достойно упоминания

 

возвещение имени Б. (Исх.3:6,14; 6:2;24:3; 33:19;

34:5; 20:2; Лев.10:2)

 

откровение природы Яхве (И.Н.24; Суд.5:11)

 

 

Наше знание книги Псалтирь фрагментарно:

178.значение определенной части текста ясно и со временем мы узнаем еще больше;

179.многое утрачено, об этом можно лишь догадываться.

Как максимально приблизиться к исходному пониманию псалмов? Путем исторического и экзегетического исследования.

 

Итак, каковы результаты исследований учеными этой библейской книги?

 

5. Книга Псалтирь: история написания и передачи текста

 

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 487. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия