Протоиерей Родион Тимофеевич Путятин
(1807-1869 гг.)
Родион Путятин родился в семье священника. Образование получил в Рязанской семинарии и в Московской Духовной Академии, которую окончил в 1834 г. со степенью магистра. Во время пребывания в Академии у него сложилась гомилетическая теория, которой он держался во все время своего пастырского служения. Позднее протоиерей Р. Путятин писал: «И тогда еще я замышлял держаться в проповеди главным образом исторических фактов, примеров из прологов, Четий-Миней. Наконец, я положил написать краткие поучения об истинах веры и деятельности из этих исторических опытов». Священническое служение его протекало с 1835 г. в Ярославле, а с 1845 г. в Рыбинске. С принятием священства Родион Путятин начал проповедническую деятельность, которую считал своим первейшим долгом. Уже в 1842 г. появился в печати первый выпуск его «Кратких поучений» (всего 12), количество их с течением времени увеличивалось, и после смерти автора в 1869 г. осталось более 300 поучений, носящих название кратких и катехизических. Они переиздавались около 30 раз, цифра, которой не достигали в России ни чьи поучения. Однако при рассмотрении их становится очевидным, что каких-либо очевидных внешних достоинств эти поучения не имеют. Чему же они обязаны своим беспримерным успехом? Прежде всего – соответствием духовным нуждам простого русского народа. Осознав непригодность проповеди в форме синтетического слова или рассуждения, написанного по всем правилам ораторского искусства, со множеством мыслей, выраженных языком отвлеченным и образным, протоиерей Р. Путятин осмелился выступить с проповедью в небывалом тогда виде краткого аподиктического[14] поучения, какая и оказалась вполне отвечающей нуждам большинства русских людей. Влияние кратких поучений не замедлило обнаружиться: во многих местах, сельские пастыри стали не только читать их, но и составлять свои по данному образцу, иногда и превосходя самый образец. Тем не менее проповедям протоиерея Р. Путятина принадлежит преимущество почина. Что же представляют собой «Краткие поучения» протоиерея Р. Путятина в плане содержания и формы? Содержание у них – истины общехристианские, излагаемые в самом доступном виде, по сути для первоначального ознакомления с христианским учением. Есть у него поучения догматического характера, но подавляющее большинство – нравоучительные. Проповедуя для простого народа, которому сложно было удержать в своей памяти сразу несколько мыслей, проповедник ограничивался изложением одной – двух. При этом, памятуя, сколь авторитетно было тогда слово священника для простого народа, протоиерей Р. Путятин оставлял по большей части эти мысли без особого развития и доказательства, говорил аподиктически, заботясь только об одном – о ясности выражения и общедоступности своих поучений. С этой же целью проповедник поясняет свои мысли историческими примерами и образами, заимствуя их из Библии и житий святых, а также из жизни народа, нередко говорит языком самого народа и даже как бы смотрит его глазами на мир. В словах проповедника народ видит свои мысли, чувства и взгляды и принимает это с удовольствием и сознательно, чем и объясняется популярность поучений и их необычайный успех. Нельзя сказать, чтобы протоиерей Р. Путятин совсем не имел предшественников. Уже святитель Димитрий Ростовский ясно сознавал, что проповедь, написанная по правилам ораторского искусства, не годится для простого народа и потому составлял особые проповеди для «простого и препростого» народа в Ростове. В конце ХVIII – начале XIX вв. Санкт-Петербургский митрополит Михаил (Десницкий) писал поучения под названием «Как простолюдинам молиться Богу в кратких беседах предложенные». Но первым посвятил себя делу проповеди для простого народа именно протоиерей Р. Путятин. Такие проповеди-миниатюры соответствуют и духу нашего времени. Говорить сейчас следует немного, но веско, не столько словами, сколько внутренней силой пастырского духа и убеждения. Поэтому сборники проповедей Р. Путятина, как образец для подражания, должны, по возможности, быть настольной книгой и современного пастыря-проповедника.
|