Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Святитель Феофан (Говоров), Вышенский Затворник




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

(1815-1894 гг.)

 

Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился в семье священника в селе Чернавске Орловской губернии. В 1837 году окончил Орловскую духовную семинарию, а в 1841 году Киевскую духовную академию (уже иеромонахом). По окончании академии состоял последовательно: инспектором и профессором Новгородской духовной семинарии, инспектором и преподавателем Петербургской академии, членом русской духовной миссии в Иерусалиме, ректором Олонецкой духовной семинарии, настоятелем русской посольской церкви в Константинополе, ректором Петербургской академии. 29 мая 1859 г. архимандрит Феофан был наречен во епископа, а 1 июня хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. При святителе Феофане в Тамбовской епархии ревностные проповедники среди священников поощрялись, а священники, долго не произносившие проповеди, штрафовались в пользу вдов и сирот духовного звания. В 1883 году епископ Феофан был переведен на Владимирскую кафедру, а в 1866 году поселился в Шацкой Вышенской пустыне, где провел 27 лет 5 месяцев и 2 дня. 19 февраля 1873 года в первый день Великого Поста начал затвор, который прерывал лишь дважды. В Вышенской пустыне епископ Феофан проповедей не произносил, но пастырско-назидательную деятельность продолжал в статьях в журнале «Домашняя беседа» и в обширной переписке. Здесь проходила его многоплодная работа по переводу творений святых отцов на русский язык. 6 января 1894 года, в день праздника Богоявления, который он особенно любил, святитель Феофан Затворник безболезненно и мирно скончался.

Среди русских проповедников XIX века святитель Феофан занимает особое место. Стремясь к восстановлению святоотеческих традиций заметно ослабевших в синодальный период Русской Православной Церкви, он всю свою пастырскую деятельность посвятил указанию и разъяснению путей к истинно-христианской жизни, основанной на духовной собранности и «внутреннем трезвении, в котором око ума выну зрит внутрь сердца» («Слова к Тамбовской пастве», СПб., 1861 /вып. I/, с. 18). Лишь внешнее соблюдение церковных обрядов, без очищения сердца, без постоянной ревности к живому общению с Богом постепенно погружает человека в опасный греховный сон. Великим средством пробуждения грешника к тернистому труду стяжания спасительной благодати святитель Феофан считал проповедь. Побудительную силу христианской проповеди он видел в истине. «Проповедь святых апостолов, а по их стопам и всех проповедников Евангелия состояла в простом, без умствований, представлении истины». Перед ясным и полным знанием истинного пути некуда укрыться лукавому сердцу. Поэтому надо провозглашать истину просто и искренне; «обставленная образами, офигуренная и разукрашенная, она остается в фантазии, – загромождается соображениями и доказательствами, задерживается в рассудке или душе, не достигая духа и оставляя его праздным». Проповедь спасительных путей Божиих святитель Феофан понимал широко: все, что очищает сердце и открывает его для благодати. «Надлежит только заботиться, – чтобы пути, коими расходится слово Божие, были хранимы и непресекаемы, чтобы не умолкла проповедь искренняя, чтобы богослужение совершалось по чину и в назидание, чтобы иконописание было здраво и свято, пение трезвенно, просто и благоговейно». Образцовыми святитель Феофан считал проповеди святителя Тихона Задонского: он глубже других понимал, что лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на пробуждение грешника.

Епископ Феофан остро сознавал гибельную опасность для спасения подмены внутреннего делания внешним и видел возрастающее обольщение людей духом мира сего. Отсюда неутомимость его проповеднической деятельности и разнообразие ее видов.

Для святителя Феофана как гомилета принципиальное значение имела деятельность на кафедре нравственного и пастырского богословия Санкт-Петербургской духовной академии. В этот период скристаллизовались те духовные мысли, которые он проповедовал почти полвека своей пастырской деятельности. В систематическом виде они изложены были в лекциях, представляющих собой (как можно судить по книге «Путь ко спасению») гомилии: по форме (наличествуют местоимения второго лица, повелительные формы глаголов), по структуре (построены так, чтобы быть руководством к исполнению), по содержанию (дают истину о стяжании спасительной благодати). Эти лекции требуют к себе внимания, ибо дают возможность лучше представить его проповедническую деятельность в целом. По мысли епископа Феофана, «холодное исполнение уставов Церкви, равно как регулярность в делах, устанавливаемая расчетливым рассудком, исправность, степенность и честность в поведении еще не суть решительные указатели, что наличествует в нас истинно-христианская жизнь». Для этого нужна ревность пребывать в деятельном общении с Богом. Человек своими силами не может устроить христианскую жизнь, ему нужна благодать Божия. Впервые целительная благодать сообщается человеку в таинстве Крещения. Однако сохранить себя от греха человеку не удается. «Состоя в живом союзе со всем этим миром, всякий грешник опутывается тысячесплетенною его сетью» (там же, вып. 2, с. 8). Узами для человека оказываются не только плотские и душевные соблазны, но и вещи благовидные: ученость, художественные занятия и пр. Постепенно он погружается в глубокий греховный сон. Первый шаг ко спасению – отвращение от соблазнов мира, обращение лица своего к Богу. Здесь многоценна проповедь священника, призванного «благовременно и безвременно» возвещать спасительные истины. Покаяние и исповедь – важнейшие средства врачевания души. Однако полнота оживления души достигается в таинстве причащения. Этот начавшийся живой союз с Богом будет стойким, когда пробудившийся от греховного сна постоянно возгревает в себе пламень духовной ревности и внутренним деланием следит за чистотой сердца, которое есть корень христианской жизни.

Для проповеди этих духовных истин, святитель Феофан чаще всего использовал письма, применяя к своему веку традицию, сложившуюся в древней Церкви. Форма письма придавала его проповеди много гибкости, позволяла свободно выбирать вопросы, соединять различные темы. Письма давали ему широкую аудиторию. Большинство его посланий опубликовано: «Письма о христианской жизни» (СПб., 1860-62, вып. 1-4, изд., М., 1908), «Письма о духовной жизни» (СПб., 1872; М., 1908), «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» (М., 1878; 5 изд., М., 1904), «Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни» (М., 1882; М., 1908). В них заключены духовно-нравственные проповеди, в которых святитель Феофан наставляет в сокровенном во Христе внутреннем делании, необходимом для стяжания спасительной благодати. Форму письма он использует также для обличительной проповеди против пашковской ереси: «Письмо к одному лицу в Санкт-Петербурге по поводу появления там нового учителя веры» (М., 1880).

Ценной частью гомилетического наследия святителя Феофана являются храмовые проповеди. В печати известно свыше 270 «Слов». Большая часть их была произнесена за сравнительно непродолжительный период архиерейского служения: 110 в Тамбовской епархии (за 4 года 2 мес.), и 138 во Владимирской епархии (за 2 года 9 мес.). В этих словах и беседах, произнесенных в праздничные и воскресные дни, а также по случаю некоторых церковных и общественных событий, святитель Феофан стремился научить паству видеть духовно-спасительный смысл христианских и церковных событий. Так, в «Слове на освящение придела святой великомученицы Екатерины в Санкт-Петербургском кафедральном Исаакиевском соборе» он говорит об обязанности каждого стать живым храмом Господним и расчистить ему основание в душе покаянием. В день Введения во храм Богородицы святитель Феофан разъясняет степени внутреннего восхождения христианина к Богу. В «Слове на Сретение Господне» он напоминает о долге каждого носить в себе Господа.

В «Словах» святитель Феофан часто обличает дух мира сего как дух вражды на Бога, взаимного разделения людей, соблазна преходящими ценностями, гонений на все святое и небесное. Истинной мерой перемен должна быть сообразность их с духом веры, которая неизменна, ибо Сам Господь хранит ее. Святитель Феофан предостерегает об опасности для судьбы народа охлаждения его к святой вере. По мере этого охлаждения будет отдаляться от него Божие благословение и приближаться Его отвержение. «Созреет охлаждение – будет произнесено и окончательное отвержение, а с ним всякое нестроение, смятение и пагуба».

«Слова» святителя Феофана сравнительно кратки. В них нет нарочитых риторических приемов. Он почти сразу стремится приступить к основной мысли. Язык его проповедей лексически и синтаксически близок к народной речи. Фразы строятся свободно и смело, без стилистического напряжения. Отсюда – нередко встречающиеся неологизмы. По тону проповеди святителя Феофана теплы, искренни и задушевны, поскольку проникнуты заботой о спасении пасомых.

Многочисленные экзегетические труды епископа Феофана без затруднения можно назвать проповедями. Он сам указывает на беседовательное толкование как на главную цель своих опытов по объяснению апостольских посланий святого Павла и некоторых псалмов. Предлагая читателям книгу «Тридцать третий псалом», он говорит о своем «желании дать не столько ученое толкование псалма, сколько «представить опыт, как обращать в созидание духовное столь употребительные в церкви Давидовские песни, извлекая из них уроки упорядочения своих мыслей и доброго настроения сердца и всей жизни». Этими же проповедническими целями вызваны были и другие экзегетические труды святителя Феофана: «Толкование пастырских посланий святого апостола Павла», «Толкование послания к римлянам», «Толкование Послания к галатам», «Толкование Первого послания к коринфянам», «Толкование Посланий святого апостола Павла к филиппийцам и солунянам, первого и второго» и др.

Ревность к проповеди слова Божия побудила святителя Феофана опубликовать «Евангельскую историю о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложения словами святых евангелистов, с указанием, почему именно такой, а не другой избран порядок последования евангельских событий одних за другими» (М., 1885; 2 изд., М., 1899).

Литература о святителе Феофане

1. Корсунский И. Преосвященный епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский, М., 1895.

2. Смирнов П.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского затворника, Шацк, 1905.

3. Хитров М.И. Преосвященный Феофан Затворник Вышенский, М., 1905, 2 изд.

4. Иеромонах Георгий (Тертышников). Богословское наследие епископа Феофана Затворника (1815-1894) // «Богословские труды». – М., 1976. сб. 16. Имеется обширная библиография трудов епископа Феофана.

 

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 341. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.02 сек.) русская версия | украинская версия