Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

(1807 – 1867 гг.)

 

Святитель Игнатий, в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, происходил из древнего дворянского рода, берущего начало от соратника Дмитрия Донского, Михаила Бренко. С детства Дмитрий Брянчанинов мечтал об иноческой жизни, но подчинился воле отца, определившего его в 1822 году в Главное инженерное училище в Петербурге. Окончив училище в декабре 1826 года, он несмотря на открывающуюся блестящую светскую карьеру, сразу же подал прошение об увольнении от службы, которое было удовлетворено в ноябре 1827 года. После четырехлетнего послушания в различных монастырях принял монашеский постриг, а в 1833 году был наречен настоятелем Сергиевой пустыни в Петербургской епархии. В 1857 году был хиротонисан во епископа Черноморского и Кавказского, а в 1861 году, по состоянию здоровья ушел на покой и поселился в Николо-Бабаевском монастыре, Костромской епархии, где получил давно ожидаемое, «время на покаяние прежде кончины». Последние свои годы святитель Игнатий проводил в молитвах и трудах по завершению и подготовке к изданию своих сочинений. 30 апреля 1867 года, в Неделю жен мироносиц, епископ Игнатий тихо скончался.

Проповеди святителя Игнатия – плод его напряженной духовной мысли и истинно подвижнической жизни. Поэтому оценить их можно лишь в свете его общих христианско-аскетических воззрений, которые он с замечательной последовательностью воплощал в опыте.

По мнению святителя Игнатия, боговдохновенный спасительный опыт святых отцов для современных христиан остался в туне. Вместо внутреннего делания, дающего смирение и очищение сердца, большинство усвоило поверхностное служение Богу, перемешанное со служением страстям, исповедание Бога устами вместо исповедания деятельностью и сокровенной жизнью сердца. «Судьбы Божии привели меня быть свидетелем одной из горестных сеятств плевелов, враждебных церкви» («Письма... к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому», М., 1875, с. 17). В нечувствии людей ко греху епископ Игнатий видел распространившуюся душегибельную опасность. Добрые дела, идущие от падшего естества, нельзя смешивать с христианскими добродетелями, требующими нелицемерного соблюдения заповедей Божиих. Глубокое и искреннее сознание греховности ведет к покаянию, отверзающему двери сердца для Небесного Царя. Один из смыслов спасительной христианской жизни святитель Игнатий видел в терпении скорбей: не несущий креста своего не может быть учеником Христовым.

Он указывал на важность для христиан сознания, что все совершается по воле Божиего Промысла. Последняя предсмертная работа его была посвящена этой теме: «Судьбы Божии» (СПб., 1867). Он говорил и писал, что в мире быстро множатся соблазны. «Дух времени, подобно вихрю, завывает сильно и рвет, ломает многое». Много людей, не сознавая того, вступают в союз с падшими духами и отпадают от Бога. С приближением кончины мира христианин должен возлюбить покаяние и духовным трезвением готовиться ко спасению. «Установлен Богом тесный и прискорбный путь из земной жизни к небу, заповедано шествие по этому пути под крестом».

В проповеди святитель Игнатий видел великое оружие служения Богу «Божественная цель слова в писателях, во всех учителях, а паче в пастырях – наставление и спасение человеков». Святитель Игнатий характеризует святителя Иоанна Златоуста, как церковного писателя, который необыкновенною чистотою, ясностью, силою христианского учения мог вознести читателя превыше всего земного».

К составлению проповеди святитель Игнатий приступал в благодатном состоянии духа, которое стяжал молитвою. По свидетельству его бывшего келейника (И.В. Малышева), ставшего впоследствии настоятелем Троице-Сергиевой пустыни: «После долгого затвора всегда являлись его поучительные творения, и сам он выходил из своей темницы с светлым необыкновенно радостным лицом».

Святитель Игнатий почти сорок лет провел в монастырях, около тридцати лет занимал настоятельские должности. Поэтому значительная часть его гомилий адресована монахам; другая их часть обращена к священникам и мирянам (преимущественно во время архипастырской деятельности), однако все его проповеди поучительны для всех христиан.

В своих проповедях святитель Игнатий стремился внушить пастве, что спасение требует внутреннего подвига. Подвиг этот многотруден ввиду силы и распространенности греха. О грехе в своих поучениях, словах и беседах епископ Игнатий говорит часто. Так в «Поучении в Неделю о самарянке» он касается падшего естества человека влекущего его исключительно ко злу. Пребывание лишь в падшем естестве погружает человека во мрак глубочайшего неведения. «Грех, живущий в уме, сердце, теле, прямо противоположен исповеданию Христа». («Поучение в Неделю всех святых»). В некоторых проповедях он особо говорит об отдельных грехах и их преодолении: о самомнении («Поучение в Неделю о слепорожденном. О самомнении и смиренномудрии»), о лихоимстве («Поучение в Двадцать шестую неделю), лицемерии («Поучение в среду 1-й Недели Великого поста. О вреде лицемерства»), о ересях, как изобретении падших духов («Слово в 1-ю Неделю Великого поста. О Православии»). Нечувствие греха делает его всепроникающим. «Действует во мне грех мыслию греховною, действует ощущением греховным, ощущением сердца и ощущением тела, действует через телесные чувства, действует через воображение». Зрение греха своего, данное человеку Богом – начало исцеления души. Зрением греха возбуждается покаяние. Святитель Игнатий много поучал на тему покаяния: 2 поучения в Неделю по Богоявлении, «Поучение II в Неделю мытаря и фарисея. О молитве и покаянии», «Поучение в Неделю блудного сына. О покаянии» и др. «Возлюбим покаяние – и получим спасение», – призывал святитель Игнатий. Покаяние должно быть глубоким и сердечным. Нет греха, который устоял бы против покаяния. «Смирение и покаяние – единственная жертва, которой взыскует и которую приемлет Бог от падшего человечества». Для поддержания немощи нашей, для врачевания язв греховных Бог даровал нам таинство Евхаристии, которым Богочеловек вводит нас в теснейшее общение с Собою (проповеди эти собраны в кн. «Приготовление к таинствам исповеди и Святого Причастия» СПб., 1900). Установившееся общение с Богом нужно укреплять постоянной сердечной молитвой. В своей проповеднической деятельности святитель Игнатий придавал особое значение научению молитве «Слово о церковной молитве», «Слово о молитве устной и гласной», «Слово о молитве умной, сердечной и душевной», «Слово о молитве Иисусовой»). Молясь нужно взирать в глубину сердца. «Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму». Он призывает к молитве, чуждой парений фантазии, помыслов и мечтаний.

Требуют к себе внимания слова и поучения о молитве, обращенные к монахам. Святитель Игнатий видел современное ему монашество удалившимся от тех духовных высот, на которых было древнее иночество. Оно сосредоточилось на благовидности наружного поведения и телесном подвиге, что вводит в душу самомнение, развиваются душевные страсти, которые телесный делатель в себе заметить не может. Святитель Игнатий разъясняет это инокам во многих поучениях: «Дух молитвы новоначального», «О существенном делании монаха», «Слово о келейном молитвенном правиле», «Слово о поучении или памяти Божией» и др. В этих проповедях он поучает, что «молитва есть мать всех истинных, божественных добродетелей». Инок должен стремиться достичь такого состояния, когда все существо его соделывается как бы едиными устами, произносящими молитву. В такой смиренной молитве человек умирает для мира, для всего, что чуждо Бога. Не стремящийся к этому даже в неисходном затворе будет возмущен молитвою помыслов.

Для назидательного чтения монахов святитель Игнатий составил «Отечник». Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их».

В своих проповедях святитель Игнатий говорил о возрастании признаков кончины мира. «Человечество не будет видеть свои бедственные положения в нравственном и духовном отношении, оно, напротив того, будет трубить о своем преуспеянии, будучи ослеплено преуспеянием в вещественном развитии для времени и земли, отвергнув христианское для духа, для вечности, для Бога» ( «Поучение в понедельник 26 недели. О Царствии Божием». «О кончине мира. Три поучения»). В другой проповеди («Поучение в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном. О наказаниях Божиих») он говорит только, что нередко особенный род греха объемлет целые общества и навлекает на них казнь Божию. «Последнею казнию должно быть разрушение и кончина этого видимого мира за отступление от Искупителя, за окончательное уклонение человеков в общение с ангелами отверженными» (с. 157). Христианин должен быть готов к этому часу, должен оставить плотскую и греховную жизнь и посредством покаяния и жизни по евангельским заповедям очистить себя. Понимание святителем Игнатием духов как имеющих тончайшую телесность (он опирался на некоторые места в творениях святых Иоанна Дамаскина и Макария Великого) вызвало богословские возражения святителя Феофана Затворника («Душа и Ангел не тело, а дух», М., 1891).

Назидательно-поучительный характер имеют у святителя Игнатия стихотворения в прозе. Он стремится показать религиозно-символический смысл происходящих в природе явлений. Описание зимнего сада он заканчивает словами: «ежегодно природа повторяет пред глазами всего человечества учение о воскресении мертвых» («Сад во время зимы»). В другом произведении он отмечает: «солнце всецело изображается в каждой смиренной и чистой капле росы» («Роса»).

Проповедям святителя Игнатия в целом присуща острота духовной мысли. Они отмечены особым воодушевлением и облечены в строгую форму. Хорошо знакомый с лучшими образцами русской литературы, он много работал над чистотой языка, стремясь исключить из своих поучений слова и выражения «сколько-нибудь натянутые, тяжелые, неестественные».

Литература о святителе Игнатии

1. Соколов Л. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. В двух частях с приложениями, Киев, 1915.

2. Аскоченский В.И. Преосвященный Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский (Биографический очерк). – «Домашняя беседа», 1867, №№ 24-25.

3. Учитель иноков (Жизнь и труды преосвященного епископа Игнатия Брянчанинова). – «Русский паломник», 1886, № 42 (без подписи).

4. Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова и письма преосвященного к близким ему лицам. СПб., 1881. Иеромонах Игнатий (Садковский). В поисках Живого Бога, Сергиев Посад, 1913.

5. Иеромонах Марк (Лозинский). Святитель Игнатий (Брянчанинов) // «ЖМП», 1968, № 11.

6. Игумен Марк (Лозинский). Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям епископа Игнатия (Брянчанинова) // «Богословские труды» – М., 1971. сб. 6.

 

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 300. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.021 сек.) русская версия | украинская версия








Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7