Студопедия — Становление культурологической мысли в европейской философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Становление культурологической мысли в европейской философии






Ключевые слова: философия, Античность, Возрождение, Просвещение.

Прежде чем говорить о развитии культурологической мысли, необходимо отметить следующие моменты. Во-первых, почти все крупные мыслители любой исторической эпохи обращались к проблемам культуры. Во-вторых, теоретическое познание культуры гораздо шире обыденного представления о ней как о культпросвете и культуре поведения. В-третьих, эволюция взглядов на культуру может быть понята только в конкретно-историческом контексте.

Культура как совокупность навыков и умений, а также результатов деятельности человека была выделена в качестве предмета осмысления уже в античном обществе. Древнегреческие мыслители различали природное и нравственное как два противостоящих друг другу начала. Греческая пайдея (культура), сделав человека мерой всех вещей, избегала всего того, что не сообразовывалось с человеком и его понятиями. Достоинство древнегреческой культуры в том, что она открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы. Греки впервые дали идеалы демократии и гуманизма.

Древнеримский мыслитель Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н. э.) в своих сочинениях говорил о культивации души и разума. Культура для мыслителя не исчерпывается образованностью, развитием наук и искусств. Подлинная культура заключена для Цицерона в особом строе жизни, где духовное состояние человека и общие интересы государства находятся в противоречивом и неразрывном единстве. Знаменитый оратор считал, что противоположностью варварства является культура. Слово "культура" переводится с латинского как возделывание, преобразование, обработка земли. В 45 г. до н. э. в своем труде "Тускуланские беседы" Цицерон впервые применил слово "культура" в переносном смысле – применительно к воздействию на человеческий ум.

В эпоху средневековья происходит радикальное переосмысление основополагающих принципов, лежащих в основе культуры. Главной ценностью становится Бог. Все важнейшие разделы средневековой культуры выражали этот фундаментальный принцип, реализованный в символе веры. Наиболее развернуто христианское понимание культуры у религиозного мыслителя средневековья Августина Блаженного (354 - 430 гг.). Ориентация человека на человека, считал Августин, не должна иметь место. Земные блага, по Августину, - только средства для культивирования внеземных ценностей. Жизнь по Богу является единственно ценной и достойной человека. Абсолютное превосходство нематериальной души над тленным телом требует аскетического отношения ко всем благам и соблазнам чувственного мира.

Эпоха Возрождения открывает новый этап в осмыслении культуры. Гордость и самоутверждение собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека этой эпохи. Формируется совершенно новое самосознание человека. У деятелей эпохи Возрождения стоит на первом плане не столько природа, сколько художник. По мнению мыслителей этого периода времени, Бог дал свободную волю человеку, который должен сам решать свою судьбу, определяя свое лицо и место в мире. Человек не просто сотворенное существо, он – творец самого себя и этим отличается от природы. Человек не просто удовлетворяет свои частные интересы и земные нужды – он творит все земные блага, красоту для самого себя. У деятелей эпохи Возрождения (гуманистов) культура приобретает человеческую, гуманистическую направленность. Таким образом, европейское Возрождение вернулось к античному идеалу, но глубоко трансформировало его в культе Человека как деятельного, свободного, творческого существа – центра мироздания. Культура – это не только преобразованная человеком природа, но и преобразование самого человека.

Мыслители эпохи Просвещения в своих взглядах и рассуждениях о культуре идут уже не от разума к природе, а от природы к разуму, который получен человеком от природы, и, следовательно, должен быть приспособлен к ней. Термин "культура" стал употребляться для обозначения достигнутого уровня общественного состояния человека. Утверждая разумность человека, просветители считали, что он может и должен следовать природе, в этом – человеческая мудрость, и она достижима. Говоря о "разумности природы", идеологи Просвещения вовсе не отождествляли ее с духом и не выискивали какого-то сидящего внутри нее "разума". У самой природы нет ни разума, ни цели, но природа порождает разумных людей. Она рациональна в том смысле, что человек, следуя законам природы, может и должен стать счастливым. Его желания счастья соответствуют законам природы. Природа была бы неразумной, нелепой, абсурдной, если бы она обрекала своих детей на одни лишь мучения. Но этого нет. Природа разумна, т. к. разум людей приемлет ее законы, одобряет их, рано или поздно следует им, и, в конце концов, в действии всех людей законы берут верх. Просветители убеждены в том, что на этой основе возможен прогресс, расцвет ремесла, науки и искусства. У них складывается вера в особую, решающую роль просвещения в социальном развитии.

Итальянский гуманист Дж. Вико (1668 - 1744 гг.) в трактате "Основания новой науки об общей природе наций" эволюцию культуры представляет по аналогии с теорией возрастов. Детство культуры он называет "божественным веком", юность – "веком героев", а зрелость – "человеческим веком". Идею прогресса Вико ограничивал рамками анализа отдельных культурных циклов. Мыслитель впервые поставил вопрос о естественных причинах возникновения языка. Вико также принадлежит идея о целостности культуры как органическом единстве государственной, нравственной и художественной деятельности людей. Дж. Вико считает, что переход к демократии знаменует начало нисхождения культуры. Век заката оказывается наиболее благоприятным для удобной жизни отдельного человека.

Под влиянием этих идей формируется просвещенская модель культуры. Так, например, Ф.Вольтер (1694-1778) сводил содержание культурно-исторического процесса к развитию разума, поэтому цель культуры, соответствующая высшему назначению разума, – сделать всех людей счастливыми, живущими в гармонии с запросами своей естественной природы. Культурность нации или страны в противоположность дикости и варварству первобытных народов состоит в "разумности" их общественных порядков и политических учреждений и измеряется совокупностью достижений в науке и искусстве. Подчеркивая ценность культуры, Вольтер рассматривал ее в контексте истории и понимал как борьбу за прогресс и образование. Определяющей стороной культуры он считал духовную сферу, стоял на позиции самостоятельности каждой культуры и был противником европоцентризма. Огромное значение мыслитель придавал воспитанию, а среди его составных частей называл искусство и такие нравственные ценности как любовь к равенству и умеренности.

Концепция культуры выдающегося деятеля Просвещения в Германии Иоганна Гердера (1744 - 1803 гг.) представлена в его сочинениях "Идеи к истории философии человечества", "Трактат о происхождении языка", "Письма для поощрения гуманности". Мыслитель пытается ответить на вопросы: что такое культура, каковы ее специфические признаки, в чем ее смысл?

Культура, считает Гердер, - результат космогенеза и биогенеза. История общества непосредственно примыкает к природе, сливаясь с ней. Грань между природой и культурой - это язык, человеческая речь, которая образует связующее звено от одного поколения к другому. По мнению философа, язык выполняет трансляционную функцию по передаче опыта и формирует такое свойство культуры как воспроизводство прошлого. Прошлое же выполняет роль воспитателя. Язык не только сплотил людей, но и способствовал развитию науки, ремесел, искусства. Человек становится не только разумным, но и деятельным.

Культура, таким образом, становится соразмерна процессу исторического развития человеческого сообщества. Природа культуры также носит деятельностный характер и способствует возрастанию и интеллектуального и технического могущества человека. Отвечая на вопрос о смысле культуры, Гердер пытается решить следующие проблемы: все ли элементы человеческого общества являются культурой? Можно ли считать культурой войны, каннибализм, жестокость и насилие? Не противоречат ли они представлениям человека о счастье? Смысл культуры Гердер видит в реализации гуманизации человека и общества. Гуманность соответствует природе человека. Если люди не достигли такого состояния, то они должны винить только самих себя; никто свыше не поможет им, но и никто не связывает им руки. Вся история народов является школой соревнования в скорейшем достижении гуманности, никакой деспотизм, никакие традиции не могут воспрепятствовать этому. Человек имеет право на счастье в этом мире, именно здесь он должен осуществить гармоническое развитие своей личности.

Таким образом, Гердер сумел сформулировать такое понимание культуры, которое в будущем составило основу европейской культурологической мысли.

С критикой культуры выступил французский философ Жан-Жак Руссо (1712 - 1778), который характеризовал современную ему цивилизацию как плод и источник неравенства. Свои взгляды Руссо обосновал в работах: "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми", "Об общественном договоре", "Способствовало ли возрождение наук и искусства улучшению нравов?", "Эмиль, или о воспитании", "Исповедь", "Новая Элоиза", "Прогулки одинокого мечтателя".

Общественный прогресс, по мнению Руссо, глубоко противоречив, что связано с социальным процессом отчуждения. Его суть в превращении деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Мыслитель анализирует политическое отчуждение правителей от их подданных и потребностей государства, социально-экономическое (частная собственность порождает социальное зло), моральное (стремясь жить лучше, люди ввергают себя в нравственное оскудение), психологическое (по мере развития общества людьми овладевает чувство одиночества) и общекультурное (лживость и фальшь проникают в искусство, науку и отношения между людьми). Вследствие отчуждения происходит моральное оскудение, которое перерастает в опустошенность личности. Чувствуя себя и свободным, и рабом одновременно, человек пытается возвратиться к себе, к природе, но в условиях извращенной цивилизации это невозможно, поэтому Руссо призывает человека вернуться к своим истокам, отойти от социального, рассудочного к естественному, искреннему, устремиться от культуры к природе.

Конечно же, Руссо идеализировал прошлую историю человечества, но он не звал назад в буквальном смысле к тому архаическому, первобытному состоянию, когда у людей не было ни наук, ни искусств. Свой идеал философ видел в будущем, которое должно было возродить ряд черт прошлого естественного состояния – равенство людей в имущественном отношении, отсутствие политической жизни. Люди свободны, они не имеют узаконенной частной собственности и живут независимо друг от друга. Возрождение прошлого и должно состоять в натурализации культуры, гарантирующей людям счастье.

Решить проблему соотношения культуры и природы пытался немецкий философ Иммануил Кант (1724 - 1804), который рассматривал этот вопрос с точки зрения морали и ее уникальных характеристик. Мыслитель полагал, что мораль не может считаться неотъемлемой характеристикой человека, потому что в реальной жизни человек, знающий, что такое хорошо и что такое плохо, может совершать дурные поступки, противоречащие моральным принципам. Таким образом, Кант не признает врожденного человеческого благородства. Мораль, считает Кант, не может являться внутренним механизмом естественных склонностей и стремлений человека. Мораль, напротив, ограничивает стихийно-непосредственные влечения человека. Таким образом, Кант приходит к выводу, что мораль и нравственность – это долженствование, обращенное к человеку, а не от природы заложенное в нем стремление или чувство. Именно нравственность делает человека культурным существом. Моральный закон имеет объективный характер, он извне определяет психику человека и лишь в самом сознании может выступать как нечто внутреннее, коренящееся в самой душе человека. И если мы, говорит Кант, воспринимаем моральные принципы как свойства нашего разума, то в силу этого мы должны добровольно следовать нравственным принципам, а не путем принуждения.

Кант доказывает, что нравственные поступки может совершать только свободный человек. Внутренняя свобода человека – мера его самоуважения, достоинства. И если человек как сознательно-моральное существо с уважением относится к самому себе, то с таким же уважением он должен относиться и к другим людям. Человек, считает философ, есть высшая культурная ценность, и любые попытки принижения и порабощения личности (экономического, идеологического, политического, нравственного) бесчеловечны и антикультурны. В этом заключается суть гуманистической концепции И. Канта. Таким образом, родоначальник немецкой классической философии выдвинул на первый план фундаментальную проблему: культура как человеческое изобретение.

Существенный вклад в разработку философии культуры внес немецкий мыслитель Ф. Шиллер (1759 - 1805). Свои взгляды, касающиеся эстетических аспектов культуры, Шиллер излагает в "Письмах об эстетическом воспитании человека". Он считал, что перед красотой, созданной человеком, никто не сможет устоять. Искусство покоряет и возвышает людей. Шиллер указывает на то, что меркантилизм и предпринимательство враждебны красоте. Он возмущен тем, что общество, разделив людей имущественно, разделило их культурно.

Шиллер развивает концепцию эстетического воспитания. Он считает, что только красота ведет к свободе, добру и справедливости. А красота творится в сфере искусства, в котором достигается не только воспроизведение жизни, но и ее идеализация. Идеализация же основана на игре творческих сил художника. Такая игра является инструментом, с помощью которого человек создает мир прекрасного. Красота, по мнению Шиллера, это необходимое условие для формирования разумного индивида. Все остальные виды деятельности развивают лишь отдельные силы человека, делая его односторонним. Важнейшей функцией культуры мыслитель считает именно эстетическую. Мир эстетического идеален, искусственно создан, но он привлекателен для людей, потому что в нем люди могут получить наслаждение, отдохнуть от реальных забот и проблем повседневной жизни.

Таким образом, считает Шиллер, игра творческих сил художника и эстетическая видимость – это базовые ценности культуры, гарантирующие человеку мораль, справедливость и равенство. Шиллер отказывается от социальных преобразований, средства борьбы с негативными явлениями в обществе он видит в развитии искусства.

Знаменитый немецкий философ Г. Гегель (1770 - 1831) фундаментальной силой исторического процесса считает разум. Именно у Гегеля получает свое завершение и наиболее полное воплощение идея западноевропейской культуры о дерзновенной, прометеевской мощи человеческого разума. Но философ считает, что только европейская культура является каноном, образцом, которому должны подражать другие народы.

Гегель назвал культуру сотворенной человеком "второй природой", "второй реальностью", надстроенной над естественным мирозданием. Человеческий разум, по мысли философа, не только познает мир, но и преобразует его. Он подчиняет внешний мир своим целям, и с такой энергией, которая обеспечивает ему господство над этим миром.

Гегель считает, что все предметное колоссальное тело культуры – это мышление в его чувственно-предметном воплощении. Соответственно и вся история человечества рассматривается Гегелем как процесс внешнего обнаружения силы мысли, как процесс эволюции человеческой культуры через эволюцию духа.

В работе "Феноменология духа" духовную культуру философ представляет в ее закономерном развитии как постепенное выявление творческой силы "мирового разума". Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, мировой дух одновременно познает и себя как их творца.

Духовное развитие индивидуума воспроизводит стадии самопознания "мирового духа", начиная с чувственного акта познания вещей и кончая абсолютным знанием, т. е. каждый человек с детства начинает приобщаться к культуре посредством усвоения ее через окружающие его предметы. Затем постепенно, по мере перехода каждого человека от чувственного постижения мира к логическому, человек может усваивать все более сложные идеи культуры.

Таким образом, каждый индивид в своем интеллектуальном развитии воспроизводит историю интеллектуального развития общества. Люди как бы просеивают через свой индивидуальный опыт историю человеческой культуры. Отсюда следует, что схема эволюции духа выступает в качестве всеобщей схемы научного образования индивидуального сознания.

 

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 739. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия