Студопедия — Религия. Древняя армянская религия была типичной для оседлых земледельцев (со множеством богов, олицетворявших явления природы) и испытала сильное влияние соседнего
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Религия. Древняя армянская религия была типичной для оседлых земледельцев (со множеством богов, олицетворявших явления природы) и испытала сильное влияние соседнего






Древняя армянская религия была типичной для оседлых земледельцев (со множеством богов, олицетворявших явления природы) и испытала сильное влияние соседнего Ирана. Особенно сильным было это влияние в I-III вв.н.э., когда на армянском троне сидела младшая ветвь парфянских Аршакидов. Однако уже с первых веков новой эры в стране распространилось христианство. В конце III в.н.э. царь Тиридат III Великий казнил проповедников Рипсимэ и Гаянэ, ставших святыми и великомучениками, а уже через несколько лет, в 301 г., крестился сам — под влиянием проповеди великого деятеля армянской культуры Григория Просветителя. Таким образом, Армения стала первым в мире христианским государством (в Римской империи христианство лишь в 313 г. вышло из подполья, и только в 380 г. указ Феодосия I «О вселенской вере» сделал его государственной религией). Сам же Григорий Просветитель стал первым главой армянской церкви — католикосом всех армян.

Не в первый и не в последний раз судьбы религии определила политика. Римская империя пыталась использовать церковь как орудие подчинения страны: армянских епископов больше ста лет рукополагали в Кесарии Каппадокийской, в имперских владениях. Иран, со своей стороны, на этом основании преследовал всех христиан, в которых видел агентов Рима, а затем Византии. Чтобы избежать римско-византийской кабалы и иранских гонений, в 506 г. армянская церковь объявила своей доктриной монофизитство — учение, признающее в Христе не двойственную (богочеловеческую), а единственную (божественную) природу[8]. Согласно монофизитству, Христос был только богом, человеческого в нём не было. Конечно, это более ясно, чем католическое и православное учение о двойной природе Христа, и более рационально, хотя православные тоже по-своему правы, упрекая монофизитов: если Христос не был человеком, в чём тогда заключается его искупительная жертва? Да и в Византии монофизиты стояли чуть ли не вне закона. Зато принятие оппозиционного толка в христианстве позволило армянам и соблюдать дистанцию в отношениях с Империей, и избавиться от подозрительности иранского двора. Национальная церковь (армяно-григорианская, названная так в честь Григория Просветителя) стала фактором, позволившим армянам в течение двух тысяч лет сохранять этническую самобытность.

В наши дни резиденцией католикоса всех армян является город Эчмиадзин (древний Вагаршапат, недалеко от Еревана). Здесь находится кафедральный собор (303 г.), храмы в честь Рипсимэ и Гаянэ (VII в.), а неподалёку — Звартноц, гордость армянской архитектуры.

Светская и религиозная философия

Наука и техника

Военное дело

Внешний вид

Имена

Брак и семья

Питание

Архитектура и градостроительство

Для армянских селений характерна скученная планировка, нередко с разбивкой и кварталы родственников. Нередко в горах возникали укреплённые селения на склонах гор, напоминавшие пуэбло юго-западных штатов США: дома располагались ярусами, крыша нижнего дома служила двором для верхнего.

Традиционное жилище — каменное, со ступенчато-пирамидальным перекрытием на деревянных столбах. Единственным источником света часто был дымоход или световое окно в крыше. В центре дома располагался очаг, в который была врыта глиняная печь, нередко у стены делался камин. Вдоль стены тянулись деревянные тахты, а ниши в стенах (с дверцами) играли роль встроенных шкафов. Основной мебелью служили сундуки и полки с посудой, а также передвижной деревянный амбар на ножках с двумя отделениями: одно для зерна, другое — для муки. Непременная принадлежность дома — ковры (как и у соседних народов) и шерстяные одеяла, которых в доме гораздо больше, чем членов семьи.

Язык и письменность

Язык

Древнеармянский язык входил в южную группу индоевропейской семьи — вместе с фригийским, а по мнению некоторых учёных, и с фракийским (Габриелян и др. 1984: 114). В наши дни лингвисты насчитывают в армянском языке 800-900 корней индоевропейского происхождения и примерно 400 урартских или хурритских корней (Grigorean 1993: 39).

Литературный язык сложился в последние века до нашей эры на основе диалектов Центральной Армении и до XIX в. оставался единственным языком письменности, хотя большинство народа уже не понимало его на слух, как современные романские народы не понимают латынь. Он так и назывался: грабар — «письменный язык», и владели им лишь образованные люди, в основном церковники. Предполагали даже, что это вообще был искусственный язык, созданный образованной элитой, однако ведущие арменисты не разделяют этого мнения. Ссылаются они, в частности, на Страбона (XI, 14, 5), писавшего, что в его время все армяне говорили на одном и том же языке, который и был государственным (Grigorean 1993: 39-40).

В раннем средневековье в противовес грабару начал складываться среднеармянский язык (миджин хайерен), первый документ на котором датирован 1057 годом. На нём создано много произведений – научных, философских, беллетристических и даже официальных (прежде всего в канцелярии Киликийской Армении), хотя языком литературной классики оставался грабар. Почти параллельно со среднеармянским возникает «светский язык» — ашхарабар, очищенный и от архаизмов, и от особенностей местных диалектов. С середины XIX века он стал литературным языком. Впрочем, ашхарабар существует в двух разновидностях — восточной и западной, в зависимости от того, диалекты каких частей Армении легли в его основу. Государственный язык современной Армянской республики — восточная разновидность ашхарабара, основанная на ереванском произношении. Помимо этого, сохраняется множество местных говоров, но ни один из них не может претендовать на роль особого языка.

В позднем средневековье армянский язык испытал сильное влияние турецкого. Так, в армянском диалекте Константинополя насчитывалось до 4 тысяч заимствованных слов и выражений, в основном турецких. Язык при этом опускался до уровня жаргона. Поэтому в XIX веке была проведена настоящая реформа языка. Пуристы оставили в нём не более 20 турецких слов – только для обозначения понятий, специфичных для Турции. В наши дни армянский язык производит новые слова на собственной основе: твабанутюн – арифметика, мардаказмутюн – анатомия, херагир – телеграф, херустатесутюн – телевидение, и т.п. (Grigorean 1993: 42).







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 329. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия