Кириллица, использовавшаяся в древнерусском языке 48 страница
РЕЦЕНЗИЯ. 1) Критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле и т.п. 2) Один из видов (жанров) профессионального – сочинения-рассуждения с элементами описания и повествования, в котором даются выходные данные книги (статьи и т.д.), раскрывается проблематика произведения, излагается авторская позиция, анализируются авторские выводы, объясняются поставленные автором задачи, обосновывается своевременность или несвоевременность выхода в свет данной книги; говорится об актуальности поднятых проблем; оценивается практическая значимость сделанного автором; указывается на оригинальность концепции; определяется достоверность исследуемого материала. Кроме того, дается итоговая оценка книги (статьи и т.п.). 3) Один из видов творческих работ учащихся старших классов. Работа может быть как обучающей, так и контрольной. Рецензия включает следующие компоненты: а) Библиографическое описание; б) Общую характеристику книги (раскрытие ее проблематики, изложение авторской позиции, анализ авторских выводов; объяснение поставленных автором задач; актуальность поставленных проблем, оригинальность книги); в) Какое место занимает эта книга в литера- Реципиент. Участник, который становится обладателем пациенса в результате целенаправленной деятельности агенса: отдайте выигравшему миллион; он получил корреспонденцию. РЕЧЕВАЯ (ИЛИ ЯЗЫКОВАЯ) СРЕДА. Речь, которую воспринимает человек в естественных условиях: язык семьи, радио, телевидения, язык книг. В школе на уроке в учебных целях может создаваться искусственная речевая среда, и чем более она приближена к естественным условиям, тем успешнее учитель сможет использовать развивающий потенциал речевой среды.
говорящего. Часть общественной деятельности человека. Активное использование языка говорящим, речевая способность которого также активна и динамична. Индивидуальность речевой деятельности проявляется в том, что на базе языковой синонимии возникает речевая сино- нимия, индивидуальное использование форм слова и самих лексем, синтаксических конст- рукций и т.п. РЕЧЕВАЯ ОБЩНОСТЬ. 1. Группа индивидов, сформировавшаяся на общности какого-либо социального или социально-демографического признака, обнаруживающая единый комплекс речевых закономерностей, использующая; 1) разговорную и письменную формы литературного языка; 2) стили литературных языков; 3) профессиональные языки; 4) корпоративные жаргоны; 5) диалекты. Один и тот же человек может входить в разные речевые общности, если он использует все формы, стили, диалекты языка и речи. 2. Группа людей, объединяющаяся временно на основе использования одной из форм речи для общения в зависимости от ситуации. РЕЧЕВАЯ СИСТЕМНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ. Взаимосвязь языковых средств в конкретной речевой разновидности как внутри каждого языкового уровня, так и между ними на основе выполнения ими коммуникативного задания, обусловленного экстралингвистической основой той или иной речевой разновидности. РЕЧЕВАЯ СТРАТЕГИЯ. См.: Речевое поведение. РЕЧЕВЕДЕНИЕ. Область лингвистического знания, отражающая переход от изучения языка к изучению речи Н.С. Болотнова трактует речеведение как комплекс наук о речи, о реальном функционировании языковых единиц в рамках определенной сферы общения и конкретной речевой ситуации, включающей экстралингвистические и лингвистические факторы общения. Среди экстралингвистических факторов выделяются адресат, адресант, их взаимоотношения, наличие цели и определенные обстоятельства общения. Лингвистические факторы общения – это отбор и особая организация языковых единиц в соответствии с экстралингвистическими факторами общения. К речеведческим дисциплинам Н.С. Болотнова относит риторику, лингвистику текста, психологию речевого общения, стилистику текста, социолингвистику, теорию коммуникации, теорию словесности, культуру речи. РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГОВОРЯЩИХ: 1) гармоничное, характеризующееся согласованностью коммуникативных намерений; 2) нейтральное; 3) полемичное при различии точек зрения на обсуждаемую в диалоге проблему; 4) конфликтное. РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Термин, заимствованный из западной социолингвистики, связанный с бихевиористической теорией человеческого поведения (поведение является реакцией на внешние стимулы). Речевое поведение изучается с точки зрения процесса выборки языка или языкового варианта для построения социально корректного высказывания. Оно реализуется в конкретных видах или стратегиях, в зависимости от темы, обстановки, цели общения, ролевых отношений коммуникантов, их социального статуса и установки. РЕЧЕВОЙ АКТ (В СОЦИОЛИНГВИСТИКЕ). Одно из проявлений речевого поведения, отдельный акт речи, построенный с учетом социально обусловленных правил общения, действующих в той или иной коммуникативной системе; двусторонний процесс, каждый из участников которого выступает в той или иной социальной роли: речевой акт охватывает говорение, восприятие, понимание услышанного, при письменном общении – писание и чтение (зрительное восприятие и понимание написанного) при условии, что участники речевого акта могут быть отделены друг от друга в пространстве и времени. Характер речевого акта зависит от: 1) личности отправителя сообщения; 2) личности адресата; 3) наличия или отсутствия третьих лиц; 4) языкового кода, используемого собеседниками; 5) темы и специфического содержания сообщения; 6) его формы; 7) свойства канала; 8) конкретной ситуации или социальной ситуации; 9) цели сообщения. Выделяются прямые и косвенные речевые акты. Последовательность речевого акта создает дискурс. Речевой акт. Психофизический процесс, связь между говорящим (адресантом) и слушателем (адресатом), предполагающий три компонента: 1) говорение (писание); 2) восприятие; 3) понимание речи (текста). Речевой акт как диалог предполагает установление связи между собеседниками. Речевой акт – это единство передачи сообщения и совместного мышления, «единство, – по выражению Л.С. Выготского, – общения и обобщения». Речевой аппарат. Органы человеческого организма, приспособленные для производства и восприятия звуковой речи. В широком смысле слова речевой аппарат – это и центральная нервная система, органы слуха (и зрения), необходимые для восприятия звуков и коррекции звукообразования, и органы речи, необходимые для производства звуков речи. Речевой аппарат в узком смысле – что органы речи, состоящие из дыхательных органов, гортани и надгортанных полостей. Речевой аппарат напоминает духовой инструмент: легкие – мехи, дыхательное горло – труба, ротовая полость – клапаны.
РЕЧЕВОЙ КОЛЛЕКТИВ. Коллектив, отличающийся от других употреблением языковых единиц в речи. Речевой поток. Звучащая речь в ее линейной последовательности, представленная звуками речи, употребляемыми в составе слога, слова и фразы. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ. Система устойчивых формул общения, выработанных обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке. РЕЧЕВОЙ/ЯЗЫКОВОЙ РЕПЕРТУАР. Совокупность речевых форм, употребляемых индивидом или группой в социально значимом языковом взаимодействии; набор лексических, фонематических и грамматических «наслаивающихся» вариантов, из которого говорящими производится выбор в соответствии с правилами речевого этикета. Например, жители Воронежской области в сфере образования используют русский литературный язык, в семейной и бытовой сферах – русские и украинские диалекты, бытующие в названной области. РЕЧЕВЫЕ ШТАМПЫ. Функционирующие в речи устойчивые формулы, ориентированные на экспрессию и стандарт, паразитирующие на речевой культуре, претендующие на стилистическую окрашенность: красной нитью, жареные факты, желаю счастья в личной жизни, догнать и перегнать. РЕЧЬ КНИЖНАЯ. Литературная, как правило, письменная речь, обладающая следующими свойствами: 1) общелитературными и специфическими книжно-письменными языковыми средствами; 2) кодификацией; 3) функциональными стилями речи. РЕЧЬ РАЗГОВОРНАЯ. Речь носителей литературного языка, функционирующая в устной форме. Для устной речи характерны: 1) экспрессивные языковые средства; 2) экстралингвистические условия: неподготовленность, непринужденность, неофициальность ситуации речи, сокращенность, эллипс; жесты и мимика. РЕЧЬ. 1. Последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации. 2. Деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, для планирования своих действий. 3. Результат речевых действий, выраженный в текстах. РИТМ [др.-греч. ρυθμός ]. 1) В поэзии: упорядоченное чередование звуковых речевых компонентов; 2) в лингвистике текста: упорядоченность звукового, синтаксического и словесного состава речи, обусловленного смыслом. РИТМИКА [др.-греч. ρυθμίκός равномерный, размеренный]. 1 ) В литературоведении: раздел стиховедения; 2) в лингвистике текста: совокупность всех проявлений ритма. РИТОР [др.-греч. ρητωρ]. 1) Оратор в Др. Греции, Риме, с III в. до н.э. преподаватель риторики или ученик риторической школы; преподаватель риторики в западноевропейских странах, а также в Российской империи; 2) опытный, умелый оратор, умеющий красиво произносить содержательные речи; 3) в связи с развитием в слове энантиосемии появилось прямо противоположное значение слова «ритор», отражающее негативное отношение к деятельности ритора: Р. – оратор, умеющий красиво говорить, преподнося слушателям бессодержательные речи, умелый болтун, усыпляющий бдительность своих слушателей; 4) человек, создающий влиятельные публичные высказывания. РИТОРИКА [др.-греч. ρητώρίκη]. 1) Теория и искусство красноречия; 2) наука, исследующая приемы выразительной; стилистически дифференцированной речи, методы и приемы дискутивно-полемической речи; 3) под влиянием энантиосемии развилось значение слова Р., включающее негативную оценку: Р. – красивая, напыщенная, малосодержательная речь; 4) По Волкову А.А.: филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову; сфера действия Р. – прозаическая речь или публичная аргументация. «Грамматика, поэтика, лексикография, текстология, история литературы, стилистика возникли позже риторики и в течение долгого времени развивались как предметы вспомогательные или подготовительные для изучения риторики»; сегодня риторика как филологическая дисциплина стоит в ряду лингвистики, стилистики, текстологии, теории и истории художественной литературы, фольклористики и занимает в системе филологических дисциплин место, оправданное исторически и методологически; Р. сосредоточивается на структуре языковой личности отправителя и получателя речи, на речевой технике аргументации и методе построения целесообразного высказывания; Р. обобщает опыт общественно-языковой практики, изучая специфический для каждой культурно-языковой общности тип языковой личности и характер речевых отношений; общая Р. изучает принципы построения целесообразной речи; частная Р. изучает конкретные виды речи; современная русская техника аргументации имеет глубокие исторические корни: она восходит к византийской античной культуре публичной речи и восприняла методы и формы аргументации западноевропейских обществ; 5) Р. – учебная дисциплина, предполагающая специальное и литературное образование ритора; общественные задачи Р. состоят: а) в воспитании ритора; б) создании норм публичной аргументации, обеспечивающих обсуждение значимых для общества проблем; в) организации речевых отношений в области управления, образования, хозяйственной деятельности, безопасности, правопорядка; г) в определении критериев оценки публичной деятельности, на основе которой отбираются лица, способные занимать ответственные должности. Наука об искусстве речи, о красноречии, ораторском искусстве. Р. обобщает опыт мастеров слова, устанавливает правила.
РИТОРИЧЕСКАЯ ЭМОЦИЯ. Частный пафос, направление общего пафоса на положи- РИТОРИЧЕСКАЯ ЭТИКА. Поведение ритора, основанное на правовых, нравственных, моральных и технических нормах речи. РИТОРИЧЕСКИЙ [< риторика]. Относящийся к риторике; Р. вопрос – это ораторский прием, ориентированный на экспрессивное утверждение или отрицание; напр., «Станет ли он заниматься этим?», – «Нет, не станет». РИТОРИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ. Завершенная словесно оформленная мысль, оцениваемая аудиторией как истинная, правильная, уместная, приемлемая. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС. Экспрессивное утверждение или отрицание; используется в научно-популярном, публицистическом, художественном стилях. РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН включает следующие этапы: 1) инвенцию (изобретение того, что надо сказать); 2) диспозицию (расположение элементов); 3) элокуцию (отбор средств для того, чтобы лучше это сделать, как сказать); 4) меморию (запоминание); 5) акцию (представле- РИТОРИЧЕСКИЙ ПАФОС образуется отношением ритора, предмета речи и пропозиций – решения, которое ритор предлагает аудитории; разновидности Р.п.: сентиментальный, героико-романтический и натуралистический (реалистический) пафос.
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ. Показное выражение эмоций: негодования, изумления, восхищения; используется в публицистическом, художественном, разговорном стилях. РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ (АПОСТРОФ). Высказывание, непосредственно адресованное конкретному лицу и представляющее собою повеление, выраженное в форме утверждения или вопроса. РИТОРИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ. Метод создания высказывания; включает три основные части: начало, середину и конец; в начале речи ритор концентрирует этос, чтобы вызвать доверие аудитории; в середине речи он концентрирует логос; в конце речи применяется пафос, поскольку решение требует волевого усилия. Род (грам.). Класс одноименных морфологических категорий, характерных для существительных, местоимений, прилагательных, отчасти числительных и глаголов и выражающих противопоставление по биологическому полу: учитель пришел – учительница пришла. Однако биологический признак не является единственным при различении рода как грамматической категории. Например, сад – существительное мужского рода, и определяем мы это по наличию сочетаемости: «великолепный сад». То есть, в данном случае категория рода не имеет номинативной функции. Почти все существительные русского языка относятся к мужскому, женскому и среднему роду. Категории рода у существительных нет, например, в английском и армянском, во всех тюркских и финно-угорских языках. РОД ВСТУПЛЕНИЯ в риторике: существует три рода вступлений: 1) обычное; 2) с ораторской предосторожностью; 3) внезапное (ex abrupto). РОД и ВИД в риторике: категории, обозначающие классы и подклассы; соотношение рода и вида относится к топам определения; родо-видовые отношения позволяют не только отнести подчиненный терм к тому или иному разряду, но и частично идентифицировать или развести термы отношения. РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ ПРИЧАСТИЙ аналогичны роду, числу и падежу имен прилагательных и определяются по аналогичным категориям имени существительного, от которого зависит причастие (показателем рода, числа и падежа служит окончание причастия). РОДИТЕЛЬНЫЙ И ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖИ НА -У. Формы слов, употребляемые как одно из средств разговорной речи. Выражает ее непринужденный характер (из дому, в отпуску, нет сахару, сахарку). РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Форма слова, употребляемая в тексте построения речи как одно из стилистических средств. Считается, что использование в творческих работах учащихся цепи слов в родительном падеже, – это речевая ошибка. Но между тем в научной речи употребление такой «цепи» является нормой стиля: Они поедают, растаскивают значительное количество продуктов питания человека и фуража (Батхиев А.М.). В официально-деловой речи может встречаться до 17 форм Р.п. в одном предложении. РОДНОЙ ЯЗЫК. 1. То же, что материнский язык; первый язык, усвоенный человеком с детства (язык колыбели), совпадающий с языком родителей или одного из них. 2. То же, что этнический язык. 3. То же, что функционально первый язык. 4. То же, что национальный язык (2); язык любого народа, населяющего РФ, кроме русского. РОДОВАЯ СИСТЕМА. Система, использующая муж., женск. и средн. род. В чистом виде практически не бывает. РОДО-ВИДОВАЯ АБСТРАКЦИЯ. Разновидность лингвистической абстракции, метод исследования, ориентированный на рассмотрение родо-видовых отношений между языковыми единицами. Одна из наиболее разработанных в науке классических форм – родо-видовая абстракция, основанная на выделении общих (родовых) и единичных (видовых) понятий. Родо-видовая абстракция связана с целым рядом логических операций, которые позволяют выделить общие признаки единичных предметов, но с их помощью мы не можем отделить существенные признаки от несущественных, хотя операции иногда дают результаты со знаком «плюс» (при описании значения терминов, отдельных лексических групп). К указанным логическим операциям относятся: 1) классическое определение, или явное определение (подобное определение принято также называть родо-видовым); 2) деление понятий, удовлетворяющее четырем основным требованиям: а) деление ведется только по одному основанию; б) нельзя пропускать отдельные члены деления; в) члены деления взаимно исключают друг друга; г) непрерывность деления; 3) дихотомия (разделение пополам) на начальных стадиях изучения объекта; 4) классификация, представляющая собой многоступенчатое, разветвленное деление, результатом которого является единая, стройная система соподчиненных понятий. Используя перечисленные логические операции, понятие «функциональный стиль» можно расчленить на видовые понятия: научный стиль, деловой стиль, публицистический стиль и т.п. Но подобная процедура выявит внешние признаки стилей, их некоторые общие свойства, которые могут оказаться несущественными для функциональных стилей как многомерных объектов.
Родственные языки. Языки, в основе которых лежит общий праязык. Например, общеславянский (праславянский) язык существовал с III тыс. до н.э. до VI–VII вв. н.э. На его основе впоследствии развились украинский, белорусский, польский, чешский, болгарский и другие славянские языки, Чеченский и ингушский – это тоже родственные языки, в основе которых лежит более древний, общий язык. РОДЫ СООТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ (КАТЕГОРИЙ) ТЕКСТА: 1) интеграция, РОЛЕВОЕ ОЖИДАНИЕ (РОЛЕВОЕ ПРЕДПИСАНИЕ). Ожидаемое для той или иной социальной роли поведение, сформировавшееся в соответствии со стереотипным поведением, выработанным в рамках той или иной системы, не зависящее от конкретного человека. РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Поведение человека, занимающего определенную социальную позицию в соответствии с ожиданиями людей. РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ. Конфликт между социальными ролями, выполняемыми говорящими в процессе общения, возникающий в следующих случаях: 1) неправильное понимание роли индивидом или тем, кто связан с ними по роли; 2) носители ролей имеют разные ожидания относительно роли одного из них; 3) в конфликт вступают две плохо совместимые роли одного и того же индивида. РОЛЕВОЙ НАБОР. Совокупность социальных ролей, присущих говорящему с определенным социальным статусом. Каждая из ролей реализуется в зависимости от изменяющейся ситуации общения. РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Взаимоотношения между участниками коммуникативного акта, определяемые социальной ситуацией и меняющиеся при изменении ситуации общения. Говорящие выбирают из репертуара ролей соответствующие той или иной ситуации роли: ученик – учитель, милиционер – нарушитель. РОМАН [фр. roman > стар.-фр. romans повествование на романском языке (а не по латыни)]. 1) В литературоведении: литературный жанр; художественное произведение, гл. образом в прозе, хотя может быть и в стихах; Р. отличается большим объемом, многообразием действующих лиц, наличием нескольких сюжетных линий, временной протяженностью; 2) в лингвистике: один из жанров художественного стиля, отличающийся симметрией стилевой структуры: в нем активизируются такие стилевые черты, как конкретность, эмоциональность, образность, выразительность; в романе используются языковые средства всех уровней. РОМАНИЗАЦИЯ [< лат. romanus римский]. Усвоение римской культуры и латинского языка народами, вошедшими в Римскую империю или насильно присоединенными к ней.
|