Студопедия — ОТ АВТОРА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОТ АВТОРА






 

Рядом Фурье функции называется сумма

где - отрезок, где задана функция , - коэффициенты ряда Фурье,

 

 

Пусть . Тогда

Пример 8. Коэффициент ряда Фурье функции , заданной на отрезке соотношением равен

Решение. Полагаем . Тогда

 

 

Матюшин Геральд Николаевич

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Зав. редакцией А.И. Самсонов Редактор В.В. Артемов Младший редактор Н.А. Степанова Художественный редактор Т.Г. Никулина Редактор карт Н.В. Заболотная Технические редакторы Н.Н. Бажанова, Л.В. Марухно Корректоры Л.С.Вайтман, Н.В. Бурдина ИБ No 15053 Изд. лиц. ЛР No 010001. Сдано в набор 04.04.94. Подписано к печати08.12.95. Формат 60X90 1/16. Бум. офсетная No 2. Гарнит. Литературная.Печать офсетная. Усл. печ. л. 19,0 + 0,25 форз. Усл. кр.-отт. 38,75.Уч.-изд. л. 20,65+0,42 форз. Тираж 40000 экз. Заказ 4377. Ордена Трудового Красного Знамени издательство "Просвещение" КомитетаРоссийской Федерации по печати. 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи,41. АО "Учебная литература". 117571, Москва, проспект Вернадского, 88.Московский педагогический государственный университет. Смоленский полиграфический комбинат Комитета Российской Федерации попечати. 214020, Смоленск, ул. Смольянинова, 1. ISBN 5-09-004958-0 Матюшин Г.Н., 1995

ОТ АВТОРА

Большая часть истории человечества изучается исключительно поархеологическим данным, ибо 99,99% ее приходится на период до возникновенияписьменности. Открытия археологов ежегодно вносят существенные коррективы внаши представления о прошлом, однако большая часть этих открытий неизвестнани учителям, ни тем более школьникам. Чтение научной литературы поархеологии без словаря часто недоступно для широкого круга читателей. Ксожалению, ни одного археологического словаря на русском языке до недавнеговремени не издавалось. В 1990 г. вышел переводной словарь У. Брея и Д.Трампа, но он написан для английского читателя, и термины, характерные дляархеологии нашей страны, там отсутствуют. Учитывая это, автор попыталсясоставить словарь, который бы смог оказать помощь в изучении археологическойлитературы. Безусловно, этот словарь не претендует на освещение всехархеологических терминов. Те термины, которые имеют для изучения историиособо важное значение, раскрыты более полно, другие, встречающиеся реже, -кратко. Основное внимание в словаре уделено терминам по доистории, т.е. потому периоду истории человечества, который нам известен в основном поархеологическим данным. Термины, связанные с периодом протоистории, т.е. спериодом, который освещается и письменными источниками, употребляютсяменьше, ибо они объясняются в словарях и энциклопедиях историческогопрофиля. Особого внимания заслуживают термины по русской археологии, однакоони требуют особого рассмотрения. Российское археологическое общество,зарегистрированное в декабре 1991 г., планирует создание словаря русскойархеологии, в связи с чем в данном словаре дается лишь минимум терминов поданным сюжетам. Надеюсь, что словарь по русской археологии будет создан вближайшие годы. Археология не может решить проблему истолкования найденных материаловбез привлечения данных смежных наук. Данные из атомной физики помогают точнодатировать по изотопам культурные слои стоянок, пыльцевые анализы даютвозможность представить климат прошлого, знание законов архитектуры помогаетпонять развалины древних строений и реконструировать их. В связи с этим всловаре приводятся и термины из этих смежных с археологией наук, которымишироко пользуются археологи при реконструировании раскапываемых ими остатковдревних поселений, стоянок, жилых сооружений и т.п. Учитывая, что данное издание - первый опыт археологического словаря длянашей страны, в нем неизбежны отдельные огрехи и недостатки, за которыеавтор приносит читателю заранее свои извинения. Следует иметь в виду, что вомногих статьях, особенно в тех, где нет пока у ученых единого мнения, авторприводит свое мнение, собственное истолкование, которое может отличаться отмнения других специалистов. Автор будет благодарен за замечания, высказанныечитателями. Они помогут доработать и исправить все недочеты при последующихизданиях. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

англ.

английский

в.

восток, восточный

в.

век (после римских цифр)

вв.

века

г.

год, годы

г.

город (перед названием населенного пункта)

г

грамм (после цифры)

д.

деревня

др.-греч.

древнегреческий

др.-рус.

древнерусский

з.

запад, западный

ит.

итальянский

кг

килограмм

км

километр

лат.

латинский

м

метр

мл

миллиметр

млн.

миллион

млрд.

миллиард

н.э.

наша (новая) эра

напр.

например

нем.

немецкий

о.

озеро

ок.

около (перед числами и числительныными)

ПВЛ

Повесть временных лет

р.

река

рус.

русский

с.

север, северный

с.

село (перед названием населенного пункта)

с.-в.

северо-восток, северо-восточный

с.-з.

северо-запад, северо-западный

сер.

середина

совр.

современный

см

сантиметр

т

тонна

тыс.

тысяча, тысячелетие

фр.

французский

ю.

юг, южный

ю.-в.

юго-восток, юго-восточный

ю.-з.

юго-запад, юго-западный

А

АБАШЕВСКАЯ КУЛЬТУРА - культура эпохи бронзы сер. II тыс. до н.э.Лесостепное Подонье, Поволжье и Приуралье, верховье р. Урал. Название данопо первому открытому в 1925 г. могильнику у д. Абашево, в 20 км на ю.-в. отЧебоксар. Открыты как укрепленные, так и неукрепленные поселения. Особеннохорошо изучены могильники. Покойников хоронили в неглубоких ямах, покрытыхберестой, большей частью в скорченном на спине положении. Могилаперекрывалась досками или бревнами. Над могилой насыпался курган с кольцевойвыкладкой из камней. В могилу помещали посуду, вещи и куски туш животных.Есть следы колесниц. Посуда глиняная - колоколовидной или баночной формы.Орнамент сложный, часто геометризированный, наносился в верхней части сосудапрочерчиванием или тонким гребенчатым штампом по сырой глине в видеразличных линий, зигзагов, желобков, треугольников, ромбов. Найдены остаткидомашних животных, упряжки коня, бронзовые орудия. АББЕВИЛЬ (АБВИЛЬ) - местонахождение орудий раннего палеолита на берегур. Сены (Франция), где в отложениях 45-метровой террасы еще в XVIII в.находили кости ископаемых животных. В 1835 г. М. Пикар нашел там первыекаменные орудия. Исследования в А. продолжил Буше де Перт. В 1932 г. Ф.Брейль предложил называть ранний палеолит А. (вместо применявшегося тогдатермина шелль). В настоящее время термины шелль и А. в значении первойстадии палеолита Европы не применяются. АБОРИГЕНЫ (от лат. ab origine - от начала) - коренные жители какой-либообласти, в противоположность мигрантам. А. соответствует др.-греч.автохтоны. Обычно под аборигенами понимают отсталое население. Напр.,аборигены Австралии не знают земледелия и скотоводства. Они живут так, какжили наши предки в донеолитические времена, 8-10 тыс. лет назад. Однако онихорошо знают природу, знают, где и как можно искать себе пищу. О жизниаборигена Ф. Робертса, который прошел путь от охотника каменного века доизвестного врача Австралии, Д. Локвуд написал книгу "Я - абориген" (М.,1971). "Я чистокровный абориген из племени алава, - рассказывает Роберте. -Я прошел все испытания племенной инициации и соблюдал табу... Я верю вЗмею-радугу, но верю также в нашего Господа Бога, хотя противоречие междуэтими религиями приводит меня в замешательство. В юности меня учили выслеживать диких животных и охотиться на них, житьтолько тем, что дает земля, кормить свою семью с помощью копий и вумуры(копьеметалки)... Несмотря на то, что я стал цивилизованным человеком, явсегда останусь аборигеном. У меня есть обязанности перед племенем..." Каждые три года Роберте снимает с себя одежду и вместе со своимисоплеменниками пешком путешествует через всю Австралию. Они берут с собойтолько каменные орудия, а пищу находят в лесу и на полянах (-Роберте, крометого, носил сумку с лекарствами). Однажды во время такого путешествия аборигены встретились с белымиморяками, заброшенными в джунгли для изучения реки. Исследователи голодали.Питание им сбрасывали с самолета. Хотя они имели всевозможные орудия лова,оружие, но никак не могли ни поймать рыбу, ни убить дичь. Белые пили грязнуюводу и болели дизентерией. На вопрос, почему они пьют эту воду, белыеответили: "Потому что другой нет". "Галбаранга (абориген) рассмеялся. Некоторые из наших мужчин тожеулыбнулись. - Чистая вода под вами, - сказал Левша. - На том самом месте, где вы стоите... С помощью двух аборигенов он вынул несколько фунтов песку. Отверстиенемедленно наполнилось свежей водой. Белый закричал: - Эй, Блю! Свежая вода! Смотри, чистая как кристалл!.. - А не поймаете ли вы нам рыбы? - попросили белые. - Хорошо, - сказал Галбаранга. - Сколько? - По одной на каждого. Мужчины, что помоложе, побежали к реке и через час принесли дюжинубольших рыб. Моряки молчали, но глаза их были красноречивее любых слов... Когда мы подошли к лагерю, моряки разговаривали с нами добродушно, но соттенком жалости, может быть, из-за того, что мы были голые и грязные.Теперь они прониклись к нам уважением..." Как показывают последние исследования, люди, до сих пор живущие науровне каменного века, не так уж беспомощны. На своей земле абориген "точнознает, что она производит и в какое время года. Он знает, какими способамиобеспечить себя всем этим. Соответственно он распределяет посещенияразличных частей своей охотничьей территории... в хижинах туземцев всегдацарит изобилие... за два-три часа могут добыть достаточно пищи на целыйдень", - пишет один из первых исследователей Австралии Дж. Грей. В. Р. Кабоприводит данные о другом племени, которое тоже сейчас живет на уровнеохотников каменного века, - о бушменах Африки: "Для того чтобы обеспечитьдостаточным количеством пищи всех членов группы, каждому взросломудостаточно было трудиться 2,5 дня в неделю, если считать за рабочий день 6часов. Это составит 15 часов в неделю или 2 часа 9 минут в день... Напомню,что бушмены, подобно аборигенам Австралии, живут в экстремальных условиях". АБСОЛЮТНЫЙ ВОЗРАСТ - методы определения абсолютного (выраженного вгодах) возраста отложений земли и расположенных в них археологическихнаходок. Основаны на свойстве химических элементов и их соединенийраспадаться на изотопы и молекулы с течением времени. В археологии чащевсего применяется калий-аргоновый и радиоуглеродный метод. Помимо химическихсуществуют и другие методы (см. варвохронология, дендрохронология,лихенометрия). Самые древние остатки человеческой культуры, датированныерадиометрически, имеют А.В. в 2,6 млн. лет (Кооби Фора, Хадар). АВСТРАЛОПИТЕК - древнейший и наиболее примитивный вид человека. Рост -ок. 1,5 м, вес - до 70 кг. Прямохождение, зубная система более близка ксовременному человеку, чем к обезьяне. Мозг относительно крупный (ок.500-600 см3). Всеяден. Выделяют подвиды: А. бойсеи (зинджантроп), А.африканский. А. массивный (робустус - раньше называвшийся парантропом) ичеловек умелый, который, видимо, является предком человека прямоходящего.Основные места находок останков А. - В. и Ю. Африка. Появились ок. 5,5 млн.лет и исчезли ок. 1 млн. лет назад. АВСТРАЛОПИТЕК АФАРЕНСИС - прямоходящий предок человека. Известен понаходкам в В. и С.-В. Африке (включая Люси}. Назван Д. Джохансоном понаходке на с. Эфиопии в местности Афар. Считается самым древнимпредставителем рода человека. Возраст ок. 4 млн. лет. Имели прямую походку ибольший, чем у человекообразных обезьян, объем черепа. Орудий из камня неизготовляли. АВСТРАЛОПИТЕК АФРИКАНСКИЙ - впервые останки были найдены Р. Дартом в Ю.Африке. Он назвал его "южной обезьяной" (А.). Позднее Р. Брум предложилназывать более точно плезиантропом (почти люди). Большей частью находки А.а. сосредоточены в Ю. Африке. Орудий из камня не изготовляли. АВСТРАЛОПИТЕКИ РОБУСТУСЫ И БОЙСЕИ - впервые найдены в пещерах Ю.Африки. Десятки черепов, сотни зубов и кости скелета показывают, чторобустусы были более массивны, чем А. африканский. Сходные с робустусамимассивные А. были найдены Л. Лики в В. Африке и названы вначалезинджантропами, а позднее А. бойсеи. А. р. и б. орудий из камня неизготовляли. АВТОХТОН (от др.-греч. autochthon - местный, коренной,противопоставление - аллохтон). Культуры, возникшие на месте. АГИДЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА - поздний неолит и энеолит Ю. Предуралья,Волго-Уральского междуречья. Памятники раннего этапа: Муллино III,Давлеканово III, Бельская I; поздний этап - Муллино IV, Сауз III, Гумерово идр. Керамика на раннем этапе кругло-донная с наплывом у венчиков(воротничковая); на позднем этапе - прямые стенки с орнаментом в видекрупной, гребенки. Преобладают орудия из кремня, шлифованные топоры и тесла,ножи и наконечники суртандинского типа, зернотерки, кремневые серпы. Костидомашних животных: лошади, крупного и мелкого рогатого скота (до 35%). КонецV-III тыс. до н.э. АГЛОМЕРАТ - скопление не окатанного грубообломочного материала (глыб,щебня с примесью песка и более мелких частиц). АЗИЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА - раннемезолитическая культура С. Испании и Ю.-З.Франции. Наиболее интересные находки - костяные гарпуны, разрисованныегальки; обычай раскрашивать гальки сохранился у австралийских аборигенов,которые называют их чурингами и считают вместилищами душ умерших. АЗЫХ - одна из древнейших стоянок Кавказа, расположена в пещере вдолине р. Куручай в Нагорном Карабахе, на высоте 1400 м над уровнем моря.Найдено несколько слоев с остатками стоянок палеолита. Остатки костейископаемого человека. Нижний слой предположительно относят к самому началузаселения территории Евразии человеком. АККУЛЬТУРАЦИЯ (от англ, acculturation) - заимствование одним обществомпризнаков другого. АЛАНСКАЯ КУЛЬТУРА - культура Кавказа, Башкирии I тыс. до н.э.Встречается деформация черепов забинтовыванием их в детском возрасте. АЛИ-КОШ - один из памятников становления сельского (производящего)хозяйства. Каменные орудия - микролиты. Керамика. Тепе А.-К. расположено вдолине Де Хлуран на ю.-в. совр. Ирана. В ранний период (фаза Бас Мордех,7000-6750 г. до н.э.) дома были сделаны из нарезанных из естественнойкрасной глины и использованных как необожженные кирпичей. Пол был просто изглины. Население жило за счет сбора дикорастущих зерновых и культивациипшеницы и двурядного ячменя, продукты земледелия составляли только третьрастительной пищи. Люди Бас Мордеха разводили домашнюю козу и охотились надиких копытных. Во второй период (фаза А.-К., 6750-6000 г. до н.э.)архитектура стала более развитой. Стены скреплялись известковым составом иобкладывались штукатуркой. Пшеница (эммер) и двурядный очищенный ячменьтеперь обеспечивали более 90% растительной пищи, хотя продолжали собирать идикорастущие злаки. Коза оставалась единственным домашним животным,усилилась охота на крупных копытных, таких, как дикий бык. Торговля сталаболее интенсивной. 93% орудий сделано из обсидиана, привезенного с о. Ван,прослеживаются контакты с Иранским плато и Персидским заливом. АЛЛЮВИЙ - речные отложения. Равнинный А. состоит, как правило, изпесков и более мелких пород, горный - из галечников с примесью валунов,глыб. А. бывает русловый, пойменный и т.п. АЛФАВИТ - система знаков для записи звукового письма. Первые А.предположительно появились в Леванте (в. Средиземноморье) ок. 1500 г. дон.э. и использовали знаки клинописи. Один из первых А. Европы распространенфиникийцами. В нем были только согласные буквы, греки добавили к ним в VIIIв. до н.э. гласные. Различные А. имеют от 20 до 30 букв. АЛЬПИЙСКАЯ СХЕМА - одна из ранних схем четвертичной истории Земли,основанная на изучении Альп. В 1909 г. А. Пенк и Э. Брюкнер в книге "Альпы вледниковое время" выделили 4 ледниковые эпохи: гюнц, миндель, рисс и вюрм.Уже в 20-е г. XX в. многие ученые критиковали попытки распространить схемуоледенения Альп на весь земной шар. Сейчас многие исследователи считают этусхему устаревшей. АЛЬТАМИРА - пещера в Испании. С. отроги Пиренеев, к ю. от г. Сантандер.В 1875 г. Марселино де Саутуола обнаружил в ней стоянку древнего человека, ав 1879 г. - пещерную живопись палеолита. На потолке различными краскамиизображено стадо бизонов и других животных (длина фигур - до 2,25 м). АЛЬТИТЕРМАЛ - голоценовый максимум температуры на планете. Совпадает сфландрской и атлантической эпохами. АМИНОКИСЛОТНЫЙ МЕТОД - метод абсолютной хронологии, определениевозраста отложений, основанное на постепенном уменьшении содержанияаминокислот в ископаемых остатках (напр., древесине). Используется дляопределения возраста более 110 тыс. лет. АМРАТСКАЯ КУЛЬТУРА - энеолитическая культура Египта V-IV тыс. до н.э.Между бадарийской и герзейской культурами. Поселения изучены плохо,раскопаны подробно крупные могильники, напр. Негада. Земледелие искотоводство. Каменные орудия, медные булавки, гарпуны, бусы. На керамике -крестолинейный орнамент. АМПИР (от фр. "империя") - архитектурный стиль позднего классицизма.Примеры: архитектурные ансамбли Архангельского, Останкина, Кускова,Остафьева, Муранова, Ольгова, Никольского-Урюпина. АМУРСКИЕ КУЛЬТУРЫ - группа неолитических культур бассейна Амура. V-IIтыс. до н.э. АМФОРА - сосуд для хранения запасов, обычно крупных размеров, с широкимтуловом и узким горлом. Всегда с двумя ручками. АНАНЬИНСКАЯ КУЛЬТУРА - культура Прикамья. Железный век. VIII-III вв. дон.э. Название дано по могильнику у с. Ананьино близ г. Елабуги. Селища,городища, могильники. Бревенчатые жилища. Скотоводство и земледелие.Круглодонная керамика с ямочками и оттисками шнура по верхнему краю сосуда.Бескурганные могильники. Каменные стелы на могилах. АНАУ - энеолитическая культура Средней Азии, названная по имени двуххолмов в 12 км к в. от Ашхабада, раскопанных в 1904 г. американскимиархеологами. Выделено 4 периода. В слое А I обнаружены остатки домов изсырцового кирпича, иногда с росписью на стенах, медные украшения, каменныезернотерки, лепные сосуды с темно-коричневой геометрической росписью,треугольники на светлом и красном фоне. В слое А III исчезает расписнаякерамика, появляется гончарная, глиняные модели повозок, статуэтки женщин иживотных. V-III тыс. до н.э. АНГОБ - тонкий слой хорошо отмученной глины для украшения и уплотнениястенок сосуда (перед обжигом подсохший горшок опускали в раствор мелкойглины). АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА - культура Ю. Зауралья, 3. Сибири, Казахстана.Бронзовый век. II тыс. до н.э. - начало I тыс. до н.э. Умерших хоронили вямах, облицованных плитами камня или деревом. Сверху насыпался курган(иногда с каменными оградками). Покойника клали на бок, иногда сжигали.Сосуды с плоским дном украшались в верхней части и у самого дна оттискамитонкого гребенчатого штампа или резными линиями, часто в виде разнообразныхгеометрических фигур - меандров, треугольников, крестов. Селища в виде 10-20крупных жилищ. К ранней А. к. относят поселения (Синташта, Аркаим), гдеимеются крупные укрепленные поселки овального типа, сходные сосреднеазиатскими и ближневосточными крепостями того же и более раннеговремени. В 40-е г. XX в. в А. к. выделяли 3 периода - федоровский,алакульский и замараевский. В последние годы специалисты пришли к выводу,что это не периоды, а 3 самостоятельные культуры, входящие в общность А. к. АННУНАКИ, ЭНЛИЛЬ, НИНЛИЛЬ, ЭНКИ - шумерские божества, известные посамым древним письменным источникам. Более ранняя письменность пока неразгадана. Расшифрована письменность 3100-2900 г. до н.э. На самых древнихиз расшифрованных письменных табличек говорится: После того как небо отделилось от земли, После того как земля отделилась от неба, После того как человеку было дано имя, После того как (бог неба) Ан поднял небеса, После того как (бог воздуха) Энлиль опустил землю... На земле жили одни боги. Правил ими бог Энлиль. Но однажды На горе земли и небес Ан зачал (богов) аннунаков. Аннунаки были самыми младшими богами. Они должны были беспрекословнослужить 50 старшим богам. Среди старших богов самой хитрой былаНунбаршегуну. Она решила сделать старейшину богов Энлиля своим зятем и черезнего управлять миром. Энлиль замечает Нинлиль - дочь хитрой богини. Она емунравится. Однако на ухаживания его она не отвечает. Тогда Энлиль хватает еесилой, сажает в лодку и увозит с собой... Боги возмутились неприличнымпоступком Энлиля. Они схватили своего властелина и изгнали его в подземноецарство. И Энлиль уходит в ад. Однако Нинлиль не оставила его и тоже пошлавместе с ним в подземное царство. Энлилю очень не хотелось, чтобы его первыйсын родился в мрачном аду и остался там навеки. Он задумал с Нинлильсотворить еще трех сыновей и оставить их вместо старшего сына. Нинлильрожает ему в подземном царстве троих детей. Родители оставляют их в адувместо старшего сына. А старший сын Энлиля и Нинлиль - Син - возносится нанебо и становится богом Луны. Энлиль возвращается на землю. Он сотворилдень. Всем растениям он дал жизнь. Он же изобрел мотыгу и плуг - первыеорудия земледельца. Главным помощником Энлиля стал его брат Энки (бог дождяи вод). Он создал стаи рыб и пустил их в реки. Он запретил морским водамзаливать сушу. Он сотворил много других полезных дел... Племя великих богови ануннаков все больше и больше умножалось. Они заселили небесный свод, всюземлю и подземный мир. И им не стало хватать пищи. И вот боги и богиниобратились к Энки, чтобы он создал помощников божественной деве Ашнан,которая заготовляла зерно, и доброму Лахору, который разводил скот дляпитания богов. Однако Энки спал на дне моря и не слышал воззваний богов иануннаков. Тогда его мать Намму (первородный океан) - "мать, давшая жизньвсем богам", - говорит ему: О мой сын, встань со своего ложа... сотвори то, что мудро, Сотвори служителей для богов, дабы они производили себе подобных. Энки просыпается, собирает рать "превосходных и царственных мастеров" иотвечает матери: О мать моя, существо, имя коего ты назвала, уже есть, - Запечатлей в нем образ богов! Замеси сердце из глины, что над бездной, - Превосходные царственные мастера сделают глину густой, Ты же дай рождение конечностям. Нинмах (мать-земля) потрудится перед тобой... Нинмах запечатлит в нем образ богов. Это - человек... Однако не все шло так, как было задумано. Перед сотворением человекаЭнки устроил пир. Энки и Нинмах выпили лишнего. И когда Нинмах начала лепитьиз глины людей, то у нее вначале получались лишь уродцы. Потом и сам Энки стал лепить людей из глины и тоже вначале творил лишьуродцев, но затем он, видимо, протрезвев, сделал хороших людей... Вначале люди жили плохо; Они не вкушали хлеба, Не прикрывались одеждой, Жевали растения, как овцы, И пили воду из канав. АНТРОПОГЕН - последний период геологической истории, следует занеогеном, входит в кайнозойскую эру. Время существования человека. Раньшеэтот период называли четвертичным. Время его определялось не более 500-800тыс. лет. Однако теперь установлено, что гоминиды существуют ок. 6 млн. лет(австралопитек) и ок. 2,6 млн. лет назад он уже изготовлял каменные орудия истроил искусственные жилища. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛЮДЕЙ ПРОШЛОГО - считалось, что развитиечеловека прошло 3 стадии: архантропов (питекантроп, синантроп),палеоантропов (неандерталец) и неоантропов (человек современного типа). АНТРОПОНИМИКА - наука об именах людей, так же как и топонимика,является частью ономастики. Другие разделы ономастики - этнонимия (названияплемен и народов), космонимия (названия космических объектов), зоонимия(названия животных) и т.п. "Между живущих людей не бывает никто безымянным",- устами одного из своих героев - Алкиноя сказал др.-греч. поэт Гомер.Назвать имя - значит тотчас вызвать в сознании мысль о том, кто назван. Имянастолько сливается с самим человеком, что на ранних ступенях развитияобщества имя и его носитель даже отождествлялись. У некоторых народностей С.Сибири сохранилась вера в то, что имя и душа едины, поэтому родившимся даютимена только умерших родственников. Люди видели необходимость имени, но непонимали, что его власть создана ими самими, и поэтому приписывали емусверхъестественную силу. Отсюда и некоторые табу (запрет произносить имямогущественного существа), отсюда и суеверные замены своего имени, чтобывраги, узнав настоящее, не повредили ему. А. может служить историческимисточникам, помогая выяснить былой этнический состав и миграции населения,датировать и локализовать письменные памятники и т.д. От античной эпохидошли до нас имена жителей городов С. Причерноморья, по ним чешский ученыйЛ. Згуста установил, какие народы населяли тогда территорию Ю. Украины. Поличным именам он воссоздал древнюю этническую карту Малой Азии. Географиярус. фамилий позволяет проследить исторические передвижения населения, очагирасселения и его пути. Самоочевидно происхождение таких фамилий, какТамбовцев, Сибиряков, Костромитин; фамилии с окончаниями на -их, -ых (Косых,Босых, Рыжих, Разумовских и т.п.), как правило, отсутствуют на ближайших кМоскве территориях и распространены между Воронежем и Курском, вСеверодвинском районе, встречаются в Вятке и Перми, на Урале и Алтае, вСибири и Забайкалье. Противоположен ареал фамилий с окончанием на -итин: ониобразованы из названий только близких к Москве городов, входивших вмосковские владения не позже XV-XVI вв. (Веневитинов, Боровитинов,Вязьмитинов, Болховитинов, Костромитинов, Тверитинов и др.), а такженекоторых северных (Лалетин - из Лальска) городов. Другие фамилии доносят донас забытые значения многих слов, означающих теперь совсем иное, чем прежде,когда они стали основами фамилий: Дворников - от слова "дворник", но не всовременном смысле - рабочий по двору, а в значении арендатор. Вся история имен социальна. В Древней Руси обособились составные имена- княжеские. Известна борьба за право именоваться с -вичем, т.е. поотчеству. Сословная иерархия диктовала и уничижительный суффикс -ка, ирезкие различия во времени формирования фамилий у разных социальных слоев.Сам состав личных имен, имеющихся в святцах, социально поляризовался - нарубеже нашего столетия дворянка Фекла была так же немыслима, как крестьянкаТамара. Немаловажен географический аспект изучения антропонимов, особенноесли речь идет о прошлом: разобщенность многочисленных этнографических группрус. населения создавала географические различия в антропонимике.Общеизвестны такие региональные антропонимические явления, как местныемаксимумы имен (Иннокентий - в Сибири, Митрофан - в Воронежской губернии). АРГИССА - неолитическое поселение в Фессалии (Греция). Ок. 6000 г. дон.э. Раскопки В. Милойчича 1956-1958 г. Хижины - небольшие ямы, окруженныестенами и перекрытые ветками. Земледелие и скотоводство. Широко торговалиобсидианом. АРЕНСБУРГСКАЯ КУЛЬТУРА - культура позднего палеолита С. Германии иНидерландов. Датируется IX тыс. до н.э. Типичны пластинчатые, слегкаасимметричные наконечники стрел. Наиболее интересный памятник - Штельмооре,где найдено несколько сот скелетов с. оленя, на основании которых некоторыеученые считают, что аренсбургцы имели уже полуодомашненных животных. АРЖАН - курган VIII-VII вв. до н.э. в долине р. Уюк (Тува). "Царя" и"царицу" сопровождали убитые 15 человек и более 150 коней. АРИДНЫЙ КЛИМАТ - сухой климат с большими суточными и годовымиколебаниями температуры воздуха. Типичен для пустынь и полупустынь.Признаками А.К. прошлого являются закрепленные барханы, ископаемые растения,животные пустынного типа и др. АРКАИМ - укрепленное поселение эпохи бронзового века (XVII-XV вв. дон.э.) в Челябинской области. Округлой формы диаметром ок. 170 м.Прямоугольные дома из глинобитных кирпичей. Расположены полукругами вокругцентральной площадки, без дверей, выход на крышу по лестнице. Наружная стенавнешнего круга домов служила стеной города. Аналогично поселениям БлижнегоВостока. Серия таких крепостей расположена на расстоянии 25-30 км друг отдруга в Ю. Зауралье и свидетельствует о приходе сюда большой группынаселения с ю. и смешении их, видимо, с родственным (индоевропейским?)населением суртандинской культуры. Идентичные дома и крепости найдены наБлижнем Востоке и хорошо описаны археологом Меллартом: "Каждый дом имел лишьодин этаж, высота которого соответствовала высоте стен; входили в дом черезотверстие в крыше по деревянной лестнице, прислоненной к южной стене...Из-за своеобразия системы выходов наружная часть поселения представляласобой массивную стену, и другие оборонительные сооружения были не нужны.Защитники, вооруженные луком со стрелами и пращами, вполне могли дать отпорбандам мародерствующих разбойников, которые осмелились бы напасть нагородок, поэтому свидетельства убийств не обнаружены" (см. Чатал-Гуюк). АРХЕОЛОГИЯ - наука, изучающая историческое прошлое человечества повещественным памятникам. Термин "археология" (наука о древностях) впервыеупотребил др.-греч. философ Платон (427-347 г. до н.э. (архайос - древний,логос - наука, слово). В XVIII в. этим термином стали обозначать историюдревнего искусства, и поныне в ряде стран археология означает искусстводревнего мира, а сама история искусств ограничивается последующим временем.Во Франции археологическими, как правило, называют музеи, где собраны толькоантичные древности, а орудия каменного века и другие материалы первобытнойА. хранятся в музеях истории искусств. До сих пор в большинстве з. стран первобытная А. относится не кисторическим, а к биологическим или другим естественным наукам. Археологиработают большей частью на факультетах антропологии, и их международныевстречи происходят не в рамках конгрессов исторических наук, а насимпозиумах антропологов и этнологов или на конгрессах "протоисторических идоисторических наук". В нашей стране А. представляет собой отдел исторической науки. Особенноважную роль А. (наряду с этнографией) играет в научной реконструкциидописьменной истории. Учитывая, что возраст человечества определяется, попоследним данным, примерно в 2,6 млн. лет, дописьменная история составляет вцелом 99,998% истории человечества. Следовательно, большая часть историичеловечества изучается главным образом по археологическим данным. Многиенароды, не имевшие до недавнего времени письменности, могут изучать своюисторию вплоть до наших дней лишь по археологическим данным. А.подразделяется на первобытную (доисторический - дописьменный ипротоисторический период - письменный), античную - раннего железа,средневековую А. и т.д. АРХИТЕКТУРА (от лат. "архитектура" и др.-греч. "архитектон") - этоискусство проектировать и строить здания, сооружения и их комплексы. Под А.понимается и художественный характер построек, и то, насколько удачно онавписана в окружающую местность и т.п. Вместе с тем А. направлена наразрешение практических, утилитарных задач строительной деятельностичеловека (см. глинобитная и деревянная А.). АТАПУЭРКА - стоянка в пещере в 15 км от г. Бургоса (Испания). В 1992 г.найдены черепа Homo erectus вместе с олдувайскими орудиями. АТЛАНТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД - один из климатических периодов, на которыеделится голоцен по схемам Блитта и Сернандера. Следует за бореальным,предшествует суббореальному. Соответствует голоценовому оптимуму,альтитермалю и др. АФАНАСЬЕВСКАЯ КУЛЬТУРА - культура Ю. Сибири (Алтай, Минусинскаякотловина) - энеолит. От сер. III тыс. до начала II тыс. до н.э. Мезолит инеолит здесь изучен еще недостаточно, и хорошо известно лишь население эпохиэнеолита, относимое археологами к А.К. (по имени могильника у Афанасьевойгоры, близ с. Батени, раскопанного в 1920-1923 г. С.А. Теплоуховым). КурганыА.К. были раскопаны в 1925-1932 г. С.В. Киселевым у с. Кси в Минусинскойстепи Красноярского края и в 1937 г. у с. Куроты на Алтае. Позднее былораскопано ок. 200 курганов в Минусинской степи и несколько больше на Алтае.Вначале афанасьевцы хоронили своих покойников в простых могилах, сверхуобложенных камнями. Курганы, появившись позднее, по-прежнему обкладывалиськольцами из камней. Покойников хоронили в скорченном положении. Вместе ссосудами и каменными орудиями в могилах найдены предметы из меди, золота,серебра и даже украшения из металла. Металлических орудий еще не делали, всеорудия из камня. Найдены кости домашних животных (овцы, коровы и лошади).Состав животных очень близок к южноуральским (суртандинская культура). Неисключено, что домашнее животноводство пришло сюда с Ю. Урала. Населениеевропеоидное, в отличие от лесных регионов Сибири, где преобладаломонголоидное население в то же время. Подобные черепа и скелеты хорошоизучены по материалам памятников суртандин-скоботайской культуры Ю. Урала иС. Казахстана. Население, оставившее афанасьевские памятники, родственно снаселением, заселявшим южнорусские и приуральские степи в неолите и энеолите(ташбулатовская, прибельская, суртандинская, агидельская культуры). АФАР (ДАНАКИЛЬ) - пустыня в тектонической впадине в Эфиопии и Джибути.В 1974 г. здесь в местности Хадар найден почти полный скелет предкачеловека, названного Люси. Здесь же обнаружены останки австралопитека бойсеии африканского. Останки Люси датируются в 3 млн. 750 тыс. лет назад.Некоторые ученые считают этот вид австралопитеков единственным предкомчеловека и называют его австралопитеком афаренсисом. АФОНТОВСКАЯ КУЛЬТУРА - верхний палеолит Енисея. Стоянки Афонтова гораI-IV, Кокорево I, III, Таштык I, II. Галечниковые и пластинчатые орудия.20-12 тыс. лет назад. АХЕЙЦЫ - так называл Гомер греков героического периода. Хетты ихназывали Ahhigawa, древние египтяне - Akawasha или "народами моря". Вархеологии их называют микенцами. В историческое время А. называли жителейЮ.-В. Фессалии и С. Пелопоннеса. АШЕЛЬ - культура раннего палеолита. Названа по предместью г. Амьен(Франция) Сент Ашель. Впервые введена в науку Г. де Мортилье в 1885 г. какпятый период палеолита, располагающийся между шеллем и мустье. В настоящеевремя термин А. вытеснил термины шелль и аббевилль. Большинство археологовА. называют все памятники, по времени следующие за олдуваем и предшествующиесреднему палеолиту. Ашельская культура (период) характеризуется такназываемыми ручными рубилами. Это оббитые с двух сторон желвакиминдалевидной или грушевидной формы (сплющенная груша). Самые ранние рубиланайдены во II слое Олдувая, который датируют временем от 1,6 до 1 млн. летназад. В Европе А. делят на 3 периода: ранний А. (700-400 тыс. лет назад),развитой А. и поздний А. - 400-120 тыс. лет назад, за которыми следуетмустье (120-35 тыс. лет назад). В позднем А. выделяют культуры клектон (безрубил), микок, тейяк. Сложна проблема леваллуазской культуры, ибо на многихпамятниках техника леваллуа возникает довольно рано и развиваетсяпараллельно с мустье. Некоторые ученые считают, что творец А. - Homo erectus и само появлениеручных рубил в Олдувае говорят о приходе в В. Африку нового населения.Однако последние открытия в Нарикотоме скелета еректуса древностью в 1,65млн. лет показывают, что еректусы возникли также в Африке, а не пришли сюдаиз Азии или Европы. Скорее всего, техника А. - это естественное продолжениеразвития техники культуры олдувая. Об этом свидетельствует сосуществованиеорудий олдувая и А. во многих памятниках. Сами рубила развиваются изолдувайских проторубил и чоппингов. Собственно, ранние рубила - это те жечоппинги, только с более четкими краями и более "правильной", т.е. болееодинаковой формы. Рубила - довольно массивные орудия длиной до 10-20 см ивесом до 0,5-1 кг. Их приостренное клиновидное острие и утолщенная "пятка"(противоположный конец) говорят о том, что это были рубящие орудия. Их врядли закрепляли в рукоятке и, скорее всего, при рубке держали за пятку в руке.Это было универсальное орудие. Такие орудия типа чопперов и рубилиспользовали тасманийцы в XIX в. Они изготовляли их, ударяя желваком поскале или бросая на другой камень. При этом тасманиец отскакивал, чтобы непораниться отлетающими острыми осколками-отщепами. Сами отщепы такжеиспользовались как режущие орудия. С помощью таких орудий тасманийцынаносили зарубки на дереве, чтобы взбираться на него, и делали множестводругих операций, используя его как универсальное орудие. Рубила продолжают существовать и в эпоху мустье, но приобретают приэтом более миниатюрную форму. Наиболее известные стоянки А.: в Африке Олоргесейлие, где найдено еще в1942 г. огромное скопление рубил, там же обнаружены кости 65 вымершихсимопитеков - предков современных бабуинов, которые были убиты и съеденыеректусами. В Терра Амате (у г. Ниццы во Франции) сохранились остаткишалашевидных жилищ еректуса, а на стоянке Лазаре, там же на ю. берегуФранции, в пещере - следы своеобразной палатки, покрытой шкурами. Возрастстоянок ок. 400 тыс. лет. В Торальба и Амброне (Испания) обнаружены, остаткижилищ, выложенных камнем.

Б

БАДАРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА - культура Древнего Египта. Следует за тазианской.V тыс. до н.э. БАЗИЛИКА - одна из двух ведущих архитектурных форм в церковномзодчестве (базиликальная и центрально-купольная). Б. (от др.-греч. "царскийдом") в античные времена представляла собой общественное здание, гдепроизводился суд, велись торговые сделки и т.п. По типу Б. в IV-VI вв.строятся и первые христианские церкви в Византии. Они имели вытянутуюпрямоугольную форму, разделенную на 3 или 5 продольных частей - нефов рядамистолбов или колонн, при этом средний главный неф был выше и шире боковых. Вв. части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом - апсидой, помещалсяалтарь, в з. - вход. Продольные нефы пересекались поперечным трансептом,выступающим с обеих сторон, так что здание имело в плане форму креста -главного символа христианства. В дальнейшем тип храма-Б. утвердился в 3.Европе (романский стиль), а в самой Византии и на Руси преобладалцентрально-купольный. Отдельные сооружения сочетают в себе обаконструктивных принципа. Напр., храм св. Софии в Константинополе соединяет всебе базиликальный план с купольным перекрытием и центрально-купольный типконструкции христианского храма. Здания этого типа либо квадратные в плане,либо круглые. Круглые (или лепестковые) имеют внутри колонны, несущие купол.Более распространены квадратные храмы. Четыре массивных внутренних столбаделят их пространство на 9 ячеек, соединенных арками, и поддерживают купол,находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод. БАЙКАЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА - культура в Прибайкалье. Неолит. V-II тыс. дон.э. Выделяются этапы (культуры?): хиньская, исаковская, серовская,китойская. БАЛАНОВСКАЯ КУЛЬТУРА - культура бронзового века Среднего Поволжья.Некоторые исследователи считают ее локальной группой фатьяновской культуры.Круглодонные сосуды, шаровидные амфоры. Шлифованные боевые топоры, медныеизделия. БАЛТИЙСКОЕ ЛЕДНИКОВОЕ ОЗЕРО - пресноводный водоем, существовавший междуотступлением последнего ледника из Балтики и вторжением в нее морских вод(14-8,5 тыс. лет назад. (См.: Литориновое море.) БАЛТЫ - народность. Впервые описывает их в VI в. готский историкИордан, тогда они уже занимали территорию от берегов Балтики до НижнегоДона. В др.-рус. летописях сохранялись некоторые имена балтских племен:литва, летгола, земигола, жмудь, корсь, ятвяги, голядь и пруссы. Днепровскиебалты в VI-IX вв. ассимилировались славянами. БАРОККО - направление в искусстве Европы и Америки конца XVI-XVIII в.(от ит. "странный, неправильный"). Сложилось впервые в Италии. Б. вархитектуре - торжественный и пышный стиль, характеризуется изогнутымиформами и линиями, обилием лепных или разных резных внешних и внутреннихукрашений, затейливыми завитками узоров, статуями, лепными виньетками и т.п. Сложившийся в конце XVII в. в России стиль, называемый нарышкинским илимосковским Б., вырос на основе местных архитектурных традиций. Большейчастью эти памятники строились как типичные для Руси ярусные храмы "подколоколы". Основная часть их (напр., построенных рус. крепостнымархитектором Яковом Бухвостовым церквей Спаса в Уборах и Троицы в с.Троицком-Лыкове) - восьмерик на четверике с восьмилотковым сомкнутым сводоми колокольней над ними с небольшой главкой. Эти церкви-колокольни имели врус. архитектуре древние традиции. К ним относятся Духовская церковь XV в. вТроице-Сергиевом монастыре, церковь-колокольня в Александрове XVI в. и др.Церковь Покрова в Филях также в общем относится к башнеобразным храмам,имеющим др.-рус. традиции. Исключение составляет церковь Знамения вДубровицах (1690-1704) в подмосковной вотчине кн. Б. А. Голицина,отличающаяся от других храмов скульптурой не только снаружи, но и внутрихрама. В угоду Петру I церковь была сооружена с использованиемз.-европейских архитектурных приемов Б. Здесь была смело введена религиознаяскульптура, сопровождавшаяся надписями на латыни. В противоположность рус.башенным церквам верхний ярус тяжелее и массивнее, чем нижний, а над низкорасположенными окнами апсид высится массивная рустованная стена. Все этиэлементы з. Б. Только в XVIII в. рус. Б. приобретает з.-европейские черты. В этомстиле строились многие дворцы. Таков Екатерининский дворец в Царском Селе.Его огромной длины фасад, скульптуры, яркая позолота на белом и голубомфоне, серебристые крыши поражают великолепием. Не менее прекрасны иторжественны Зимний дворец, Смольный институт. БЕРИНГИЙСКИЙ МОСТ - суша, периодически соединявшая Азию с Америкой врайоне Берингова пролива. По нему шло распространение животных и человека изАзии в Америку. БЛИТТА-СЕРНАНДЕРА СХЕМА - деление голоцена на климатические периоды -арктический, субарктический, бореальный, атлантический, суббореальный исубатлантический. Основана на изучении спор и пыльцы в торфяниках Норвегии иШвеции. БОГАЗК Й - древний Хаттусас, столица Хеттского государства. Построен нар. Галис (Турция) в 1500 г. до н.э. Площадь 121 га. Окружен оборонительнойстеной из сырцового кирпича. В стене ворота, украшенные монументальнымирельефами с изображениями львов, воинов и сфинксов. Найдена библиотека с1000 глиняных табличек с надписями, которые дали важную информацию о хеттах.Город пал в 1200 г. до н.э. БОЕВОЙ ТОПОР - типичен для фатьяновской, балановской и др. культуршнуровой керамики. Полированный каменный топор с просверленным отверстием имолотковидным обухом топора. На в. известны медные и золотые топоры. Увикингов были железные боевые топоры. БОЛА - оружие. Возникло в раннем палеолите и употребляется до сих пор вЮ. Америке. Состоит из двух или более камней, обернутых кожей и привязанныхк ремню или веревке. Их раскручивают над головой и бросают в бегущееживотное или большую птицу. С помощью крутящегося бола, длина которого можетдостигать метра, не только легче попасть в цель, но и можно опутать ногиживотного. При промахе его нетрудно отыскать и вновь использовать. БОНДАРИХИНСКАЯ КУЛЬТУРА - культура бронзового века лесостепной полосы.Дон. БОРДА СТАТИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД - метод фр. ученого Ф. Борда, которыйсоставил список различных типов каменных орудий (типологический лист),определил их процентное отношение, составил графики, чтобы выявить различиямежду культурами палеолита Франции. БОРЕАЛ - одна из начальных фаз голоцена высоких широт, продолжавшаясяпримерно от 9,5 до 7,5 тыс. лет назад. БОРОДИНСКИЙ КЛАД - найден в Одесской области, состоит из трехнаконечников копий из бронзы, булавки и кинжала из серебра, бронзовыхпластинок, трех булав из алебастра, пяти каменных топоров. Интересенразличным происхождением вещей: булавка сходна с булавками шахтовых гробницМикен, топоры происходят с Кавказа, копья - с Прикамья. Датируется XV-XIIIвв. до н.э. БОТАЙ - поселение энеолита в С.-З. Казахстане. III тыс. до н.э. Одно издревнейших коневодческих поселений степной полосы Евразии. Происходит отсуртандинской культуры Ю. Зауралья. Площадь до 15 га. Состояло из одинаковыхглинобитных домов. Орудия из камня и керамика большей частью суртандинская(ю.-уральская). Имеются предметы средне-восточного типа. Тонны костейлошади, единично кости быка (бизона?). БОЯН - культура развитого неолита Молдавии, Румынии и Болгарии.3500-2700 г. до н.э. Керамика украшена геометрическими фигурами,инкрустированными белой пастой. БРАК И СЕМЬЯ. Брак - оформленный обычным правом или законом союз междумужчиной и женщиной, посредством которого регулируются отношения междуполами и определяется положение ребенка в обществе. Семья - формасожительства брачной пары для самовоспроизводства. Брачные нормы -допускаемый традицией или законами порядок, по которому регулируютсясоединения брачащихся. Формы Б.: Б. умыканием - кража невесты с согласия илибез согласия ее самой или ее родителей; Б. выкупом (калымный брак) - платаза невесту ее семье в денежной или товарной форме; тот же характер носит Б.отработкой - жених работает в хозяйстве родителей невесты определенный сроки только по истечении его имеет право вступить в Б. Известны и многие другиеформы Б. Для общества после неолитической революции характерен моногамныйБ., но известны и полигамия (многобрачие), понимаемая как многоженство(классический пример - гарем), и полиандрия (от др.-греч. "поли" - много,"андрэ" - муж) - многомужество (распространено в Тибете). Формы С.: парнаяС. - нестабильное соединение пар для сожительства и воспроизводства себеподобных, отражающее несамостоятельность С. в условиях родового общества;индивидуальная С. (малая С.) - в условиях отцовского рода долговременноесожительство, носящее признаки социального противостояния родовойорганизации; моногамная С. - социально-экономическая ячейка общества,разделенного на социальные группы. Экзогамия (от др.-греч. "экзо" - снаружи,вне и "га мое" - брак) - буквально "брак вовне", существенный признак рода.Неукоснительное соблюдение принципа экзогамии сыграло важную роль вхозяйственной и семейно-брачной жизни членов рода. Эндогамия (от др.-греч."эндон" - внутри и "гамос" - брак) - буквально "брак внутри". Эндогамия -важный признак племени. При первобытных формах брака семья не имела своегохозяйства; оно было общим, и, как следствие этого, Б. был легко расторжим.Напр., чтобы развести супругов в Индокитае, было достаточно сломать присвидетелях две палочки, которыми едят рис. В Таиланде муж может продатьлюбую из жен, за исключением первой, "непродажной", - с ней надоразводиться. У эскимосов на Аляске мужчина, желающий развестись, уходит издому и отсутствует несколько дней. Жена должна понять этот "намек" иисчезнуть. В Центральной Африке, Азии у некоторых народов существовалобычай: если жена просит разрешения выйти из дома, а муж при этом неговорит: "Возвращайся поскорее!", брак считается расторгнутым. БРОВКА - полоска нетронутой земли между квадратами или более крупнымиучастками раскопа, оставленная для того, чтобы лучше проследить стратиграфиюпамятника. БРОНЗОВЫЙ ВЕК - один из трех веков общей археологической периодизации(каменный, бронзовый и железный века). Эпоха распространения бронзы (сплавмеди и олова в соотношении 9:1). В сравнении с медью бронза плавится приболее низкой температуре, дает меньше трещин при плавлении, и главное -орудия из нее более твердые и прочные, чем медные. Литье бронзовых орудийтребовало редко встречающегося олова, что привело к развитию торговли оловоми распространению технических новинок и знаний. В Азии Б. в. совпадает споявлением цивилизации, поэтому здесь это название практически неиспользуется. Ранний Б. в. в В. Европе изучен еще недостаточно. Поздний Б.в. (культуры: древнеямная, срубная, абашевская, андроновская, катакомбная идр.) - период формирования крупных этнокультурных общностей и миграций. ВАмерике бронза использовалась до 1000 г. н.э. (Аргентина). Ее знали ацтеки,но она не играла такой большой роли, как в Старом Свете. На Ближнем иСреднем Востоке III тыс. до н.э., в Европе - II тыс. до н.э. Б. в. следуетза энеолитом и предшествует железному веку. БУДИМО - раннеашельские стоянки на с. Испании. БУГО-ДНЕСТРОВСКАЯ КУЛЬТУРА - культура неолита. Домашние животные(свинья, бык). Найдены и отпечатки зерен пшеницы на керамике. Встречаютсяостродонные сосуды и плоскодонные горшки. Орнамент криволинейный и налепной.Есть сосуды и с отпечатками гребенки. Предшествует триполью. Время - VI-Vтыс. до н.э. БУМЕРАН Г - представляет собой серповидный кусок дерева длиной всреднем ок. 75 см. Но иногда его длина достигает и 2 м. Используется Б. какударный и отражательный инструмент, но основное его назначение -метательное. Дальность полета до 100 м. Особый вид легкого Б. обладаетспособностью возвращаться к хозяину в случае промаха. Б. сохранились уплемен Америки и в особенности Австралии. Рус. путешественник Э. Р.Циммерман, побывавший в Австралии в 80-х г. XIX в., так описывает полет Б.:"Австралиец швырнул свое деревянное плоское оружие, по форме напоминающеесерп, а величиной около аршина. Бумеранг, крутясь, пролетел высоко повоздуху шагов триста впереди, описав параболу, стал было спускаться, но недошел шагов на двадцать до земли, вдруг перевернулся в воздухе и полетелназад; описав параболу, он наконец упал к ногам туземца. В другой раз негрбросил свое оружие так, что оно, пролетев вперед, перевернулось инаправилось по воздуху в сторону, потом, не падая наземь, перевернулось ещераз и полетело опять в другую сторону".

В

ВАЛДАЙСКОЕ ОЛЕДЕНЕНИЕ - последнее оледенение Рус. равнины.Соответствует позднему вюрму Альпийского ледника. В максимуме (22500-17770лет назад) доходил до Балтийской гряды, Орши, междуречья верхнего Днестра и3. Двины, до Смоленска (между Смоленском и Белым), Вышнего Волочка, Пестова,Молого-Шекснинской озерной равнины. ВАЛЛОНЕ - один из наиболее древних памятников Европы. Грот расположенна ю. Франции, недалеко от г. Ниццы. На глубине 108 м под отложениямиморских глин - слой с находками 900 - 950-ты-сячелетней давности: 11 орудийиз отщепов, галька с ретушью. Кости вымерших животных - ю. слона, макаки,лошади Стенона и др. ВАРВОХРОНОЛОГИЯ - метод определения хронологии по варве - годичнойленте глины, отложившейся на дне ледниковых озер и состоящей из двух слоев -тонкого, мелкозернистого зимнего и более толстого крупнозернистого, летнего.Подсчет варв (ленточные глины) дает возможность определить возраст находок,лежащих под слоем ленточных глин. Охватывает период в 17 тыс. лет.Применяется и к озерным отложениям внеледниковых областей, имеющимотчетливую годичную слоистость. ВЕДЫ И МИФЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА - веды (санскрит, веда - знание) -сборники древних гимнов и жертвенных формул (конец II - начало I тыс. дон.э.). Считается, что веды составили арийские племена, которые ок. 4 тыс.лет назад завоевали Индию. Для. того чтобы не смешаться с местными жителямии не "загрязнять" свою веру их культами, арии собрали все свои священныегимны в Ригведу (Хвалебную веду, или Веду гимнов). Вначале Ригведу училинаизусть из поколения в поколение. Ок. тысячи лет назад ее записали. Ригведасостоит из 1028 мантр - гимнов, песен. Они сгруппированы в 10 мандалов, иликниг. Отрывки и отдельные молитвы были позднее выписаны из Ригведы дляудобства молений, и из них составлены две новые веды - Яджурведа (Ведажертвенных формул) и Самаведа (Веда напевов). Еще позднее была составлена наоснове их еще одна книга священных гимнов - Атхарваведа (Веда магическихзаклинаний). В Индии в торжественные дни и сейчас исполняются отрывки изРигведы. В Ригведе и других древнейших письменных источниках дается свояверсия происхождения человека. В 10-й книге 129-я песня говорит так: Не было не-сущего, и не было сущего тогда. Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним. Что двигалось туда и сюда? Где? Под чьей защитой?.. Кто воистину знает? Кто здесь провозгласит? Откуда родилось, откуда это творение? Далее боги (появились) посредством сотворения этого (мира). Так кто же знает, откуда он появился? Откуда это творение появилось: Может, само создало себя, может, нет, - Тот, кто надзирает над этим (миром) на высшем небе, Только он знает или же не знает. В другой веде говорится о сотворении мира более конкретно: Закон и истина родились Из воспламенившегося жара. Отсюда родилась ночь. Отсюда - волнующийся океан. Из волнующегося океана Родился год, Распределяющий дни и ночи, Владыка всего, что моргает. Солнце и Луну сотворил Последовательно создатель, И день, и землю, И воздушное пространство, затем свет. Другие мифы древних индийцев представляли творение мира и человека так.Вначале не было ничего. Потом возникли воды. Воды породили огонь. Великойсилой тепла в них рождено было Золотое Яйцо... Через год из Золотого Яйцавозник прародитель Брахма. Он разбил яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняяполовина стала Небом, нижняя - Землею, а между ними, чтобы разделить их,Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил Землю среди вод,создал страны света и породил начало времени. Люди же появились из телаПуруши - первозданного человека, которого боги принесли в жертву в началемира. Они рассекли его на части. Из уст его возникли брахманы - жрецы, рукиего стали кшатриями - воинами, из бедер его были созданы вайшью -земледельцы, а из ног родились шудры - низшее сословие. Из разума Пурушивозник месяц, из ока - солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания -ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушейсоздались страны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечныебоги сотворили мир. Древние греки иначе представляли себе происхождение человека. Вначалебыл Хаос, а потом родилась от него Гея - богиня Земли, и родила она Небо -Урана, а от их брака родились титаны... и страшные великаны... ВозненавиделУран своих детей-великанов и заключил их в недрах земли в глубоком мраке...Младший из них, коварный Кронос (Время), хитростью низверг своего отца иотнял у него власть... Кронос боялся, что и против него восстанут дети, иповелел жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостнопроглатывал их. Младшего сына Рея скрыла, дав Кроносу проглотить вместо негокамень. Звали сына Зевс. Вырос Зевс, вскормленный из рога волшебной козыАмалфеи, и сверг Кроноса, заточил титанов в недра земли, а своих братьев исестер освободил из чрева Кроноса. Поселились боги на Олимпе, и сталирождаться от богов люди. В Библии о происхождении человека говорится так: "Вначале Бог создалнебо и землю. Земля была бесформенна, пустынна и погружена в вечный мрак.Всюду простирались только воды, а над ними носился Дух Божий. И сказал Бог:да будет свет! Увидев, что свет хорошо, он отделил его от тьмы и назвалднем, а тьму назвал ночью. На следующий день он сотворил небесный сводпосреди вод, разделивший их на две части, на воды, которые были на земле поднебом, и на воды, которые в виде туч и дождей повисли в небе. На третий деньон собрал воды под небом в одно место, и тогда показалась суша... И повелелон тогда, чтобы на земле произросли многие виды растений, дающих семена, идеревьев, родящих плоды. На четвертый день он создал тела небесные... Напятый день он призвал к жизни чудища морские и всякую иную живую тварь,обитающую в воде, а также птиц, парящих над землей. И благословил их,сказав: плодитесь и размножайтесь и заполняйте как море, так и воздух. Нашестой день создал он скотов и гадов и всяких других животных,передвигающихся по земле. И под самый конец сотворил человека по образу иподобию своему, чтобы властвовал над всею землею, над всем, что жило и рослона земле. На седьмой день Бог отдыхал после своей работы и день этотблагословил и сделал его праздником на вечные времена". ВЕРОВАНИЯ ПЕРВОБЫТНЫЕ - следы первых верований первобытного человекаотносятся к эпохе мустье (ок. 100 тыс. лет назад). В позднем палеолитечеловек изображал в пещерах и на открытых местах различных священныхживотных, по которым можно судить о первобытных верованиях. Фр. археологАндре Леруа-Гуран, профессор Коллеж де Франс, подсчитал животных, которымпоклонялись люди в палеолите. В 66 пещерах Франции и Испании оказалисьизображения 610 лошадей, 510 бизонов, 205 мамонтов, 137 туров, 247 ланей иоленей, 84 с. оленей, 36 медведей, 29 львов, 10 носорогов и т.д. Многорисунков сохранилось на дротиках, рукоятках "жезлов" и т.п. Ок. 10-12 тыс.лет назад украшение пещер прекращается. Остаются только рисунки на предметахобихода и орудиях. Животные, которым древние охотники приносили жертвы, былиразными: мамонты, носороги, бизоны, кабаны, лошади, быки, олени, лоси, рыбы,серны, барсуки и многие другие. Индейцы до сих пор поклоняются разнымживотным. Одни называют себя детьми великого кролика Манабуша, другие -сыновьями лисы, третьи (могикане), как мы помним по романам Фенимора Купера,- змеи. Ок. 10-12 тыс. лет назад резко меняются все верования человека. Кое-гдеок. 8-9 тыс. лет назад появляются настоящие храмы, устроенные в поселках,где жили люди. Вместо тайных храмов в пещерах святилища делают открытыми.Если ранние тайные святилища могли посещать лишь посвященные мужчины, тотеперь - все жители поселка. Если до сих пор каждое племя верило в разныхживотных (судя по рисункам в пещерах, верили почти во всех животных, накоторых охотились), то теперь их количество резко сократилось. Напр., в Вавилоне и Ассирии было всего 4 главных (астральных) бога:Мардук - крылатый бык, главный бог, Набу - крылатый человек, Негал -крылатый лев и Нинуркт - крылатый орел. Образ быка принимал часто и главныйбог древних греков - Зевс (напр., когда похищал Европу). Причем смена боговне была кратковременной. В Вавилоне быку Мардуку поклонялись много сотенлет. Во времена палеолитических и мезолитических охотников к богамотносились менее уважительно. Аборигены Австралии, бушмены Африки, индейцыАмерики и другие племена часто выбирают себе то или иное божество, молятсяего изображению, просят его помочь, но до поры до времени. Если это божество"не помогает", то первобытный охотник просто выбрасывает его и ищет себенового покровителя. Напр., папуасы кивай не верят в какое-либо верховноесущество или в богов, они не приносят публичных жертв, не молятся вместе, иу них нет священнослужителей. Каждый, как правило, сам совершает своиобряды, нужные для общения со сверхъестественными силами. К любомусверхъестественному существу кивай обращается с просьбами до тех пор, покаему кажется, что это приносит плоды, но если он убедится в противоположном,то начинает искать себе других сверхъестественных покровителей, чаще всегоони дают ему советы во сне. Интересное наблюдение сделал академик Б. А. Рыбаков. Он проследил вбыту и обрядах славян обычаи, которые существовали ок. 6 тыс. лет назад, вэнеолите. И сейчас, и тысячу лет назад на рус. избах устанавливалисьодинаковые наличники с замысловатыми кружевами. Рыбаков установил, что ониозначали изображение мира, вселенной. И оказалось, что жители Русипредставляли мир так же, как и 5-6 тыс. лет назад изображали его людинеолита и энеолита Ю.-В. Европы (трипольцы). Примерно так же описаноустройство мира в Ригведе. Главными молениями наших далеких предков былимоления о воде. В славянских праздниках и обрядах - "русальной недели","купала", бросании чучел в воду, пускании венков по реке, жертвоприношенииродникам и источникам - сохранились пережитки обрядов земледельцев каменноговека. При раскопках трипольских поселений (см.: трипольская культура) частовстречаются своеобразные ритуальные сосуды - 3 или 4 (а иногда и одна)женские фигуры воздевают к небу огромную чару. Такой обычай, связанный смагией плодородия, сохранился у многих народов и сейчас. Напр., у. болгар, когда творят священный новогодний хлеб, три старшиеженщины в семье трижды вздымают к небу квашню с тестом. По свидетельствудревних авторов, славяне поднимали к небу ковш, наполненный зерном. Этотобряд перешел потом и в православную церковь. Есть и изображения обрядазаклинаний воды - на трипольском поселении Незвиско найдены миниатюрноепряслице, статуэтка сидящей женщины, модель магического сосуда и миниатюрныйчерпачок. На другом поселении найдена глиняная статуэтка - наорнаментированном стульце сидит обнаженная женщина, на коленях магическаячара для воды. Женщина держит чару обеими руками и откинула корпус назад,чтобы не заслонить небо над сосудом. Статуэтки изображали один из обрядовзаклинания воды. Такие "чаровники"-чародейки в XI-XII вв. на Руси называлисьеще и "облакопрогонителями", т.е. колдунами, повелевающими облаками. На трипольских поселениях (как и на всех раннеземледельческихпоселениях) в большом количестве встречаются и глиняные статуэтки божествплодородия. Во многих из них вмурованы зерна пшеницы. На животах этихфигурок - то оттиск зерна, то небольшой бугорок, означающий беременность, тоизображение колоса. Иногда живот женщины прикрыт магическим рисунком изчетырех квадратов с точками в каждом из них - символ поля с семенами.Пережитки этого древнего обычая видят в изображениях Богоматери, у которойна Руси иногда рисовали на животе еще не родившегося Христа. На древних сосудах масса непонятных магических знаков, все они, видимо,связаны с земледельческой идеологией древних. Кресты и круги, колеса с 6спицами означали солнце; просто полумесяцы - лунные знаки; знаки деревьев споднятыми ветвями, "елочки", колосья означали жизнь, рост, плодоносящую силуземли. Знаки в виде большой спирали означали бег времени, косо поставленныйквадрат, разделенный на четыре части с точками внутри, доживший до XX в. насвадебных рубахах и поневах, означал зарождение новой жизни. На трипольскихстатуэтках его рисовали прямо на животе женщин - что "она понесла во чреве".Изображение женских грудей широко распространено в орнаменте большинстваземледельческих культур Европы от неолита до бронзового века. Этиизображения - самый устойчивый элемент трипольского искусства. На большихсосудах со всех четырех сторон выступают массивные груди, выполненныерельефно и натуралистично, иногда рядом помещался овальный знак плодородия. Поздние отзвуки этих представлений отразилисьв культуре Артемиды-Дианы, которую дунайские племена энеолита изображали ввиде женщины с несколькими парами грудей. Богиня была воплощениемматеринства, расточающая свои блага во все стороны. Очень много в орнаменте изображений змей, видимо, ужей. У греков,армян, украинцев, белорусов, литовцев, болгар и сербов встречается древнийкульт ужа. Ужей держат в домах, поят молоком, почитают как священноесущество, покровителя дома, огородов и полей. Интересны названия ужа:"домовик" (русские), "стопанин" - хозяин (болгары), "домакин" (сербы),"гад-господарик" (чехи), "чувар" - страж и "чуваркуча" - охранитель семьи идома (сербы). Уж представлялся, очевидно, посредником между землей, покоторой он ползал и в толще которой прятался в нору, и небом, откуда он могвызвать дождь, как бы высасывая его из сосцов Матери Неба. Не случайнотрипольцы изображали ужа, обвивающего груди Венеры. Как же представляли люди 6 тыс. лет назад картину мира? На древнихсосудах трипольцы обычно рисунки делили на три части: в верхней частиизображалось скопление воды, в середине помещалось изображение солнца, луны,полос дождя, внизу растут деревья, стоят люди или животные. Сложноетрехчленное деление орнаментируемой поверхности у трипольцев, видимо,отражает представление о трехчленном делении мира. Такое же членение мынаходим в древнейших индоевропейских текстах - гимнах Ригведы (ок. II тыс.до н.э.). Ригведа делит мир на три части: Свах - верхнее небо с запасамиводы, Бхувах - воздушное пространство со звездами, солнцем и луной, Бхул -земля, почва. Установлено, что между др.-греч. и древнеиндийской мифологиейимеется тесная связь, которая говорит о единой семье индоевропейскихнародов. Сходство это иногда поразительно. Имеются даже боги-двойники,напр., богу древних греков Урану соответствует индийский бог Варуна и т.д. ВЕРХНЕВОЛЖСКАЯ КУЛЬТУРА - культура Рус. равнины. Ранний неолит леснойзоны. VI-III тыс. до н.э. Стоянки (Ивановское III, VII, Языково I, Сахтыш IIи др.) расположены по берегам озер и рек. Охота и рыболовство. Шалаши.Горшки с острым и округлым дном, наколы, гребенка. ВЕРХНИЙ (ИЛИ ПОЗДНИЙ)






Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 374. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия