Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

АРКЕСИЛАЙ





• G 1 в o n O., Zur Geschichte der sogenannten Neuen Akademie «Museum Helveticum», 1944, Bd l, S. 47—64; Weische A. Cicero und die Neue Akademie, Münster, 1961; Krämer H. J., Platonismus und Hellenistische Philosophie, B,—N. Y. 1971, р. 5 —107. Ю. А. Шичалин.

ΑΡΟΗ;(Aron) Раймон (р. 14.3.1905, Париж), франц. социолог и публицист, идеолог правого крыла либе­ральной буржуазии. В ранних работах по философии истории и социологии проповедовал крайний историч. релятивизм и презентизм, сочетавшийся позднее, в неск. смягчённом виде, со сравнительно-историч. ана­лизом и технологич. детерминизмом. В работах по исто­рии социологии и обществ. мысли старался обелить консервативные традиции бурж. обществоведения.

Один из основателей концепций деидеологизации и т. н. «индустриального общества», А. считает, что еди­ная технико-экономич. основа не исключает серьёзных различий в социальном и политич. строе между стра­нами. В ряде работ стремился дать теоретич. оправда­ние антикоммунизма; пытается доказать, что в совр. условиях марксизм якобы устарел, приобрёл характер «светской религии» и распался на отд. течения. А. от­рицает освободит. роль рабочего класса, сторонник по­литич. интеграции Зап. Европы и укрепления её сою­за с США.

• Dimensions de la conscience histqrique, P., [1961]; Paix et guerre entre les nations, P., 1962; Dix-huit lecons sur la soclete industrielle, P., 1962; La lütte des classes, P., 1964; Trois essais sur 1'age industriel, P., 1966; Les etapes de la pensee sociologique, P., 1967; Introduction ä la Philosophie de l'histoire, nouv. ed., [P., 1967]; L'opium des intellectuels, [P.], 1968; Les desillusions du progres, P., 1969; R6publique imperiale, P., 1973; Penser la guerre, Clausewitz, v. 1—2, P., 1976; Plaidoyer pour l'Europe decadente, P., 1977; Le epectateur engage, P., 1981.

ΑΡΧΕ;(αρχή), начало, принцип (лат. princi-pium), термин др.-греч. философии. В дофилос. слово­употреблении (начиная с Гомера): 1) отправная точка, начало чего-либо в пространств. или временном смыс­ле; 2) начало как зачин, причина чего-либо; 3) начало как начальство, власть, главенство. Процесс термино-логизации (А. как «первоначало, принцип», не initium, но principium) произошёл в 4 в. до н. э. в Академии, вероятно, под влиянием языка математиков, где А. во множественном числе — исходные пункты доказа­тельства, аксиомы. Уже у Платона А. употребляется в значении 1) онтологич. принципа (ср. схоластич. principium reale) и 2) начала познания, гносеологич. принципа (ср. principium cognoscendi). Для 1-го осо­бенно важен «Федр» (245 b 10 слл., d1 слл.: «начало есть нечто невозникшее; в самом деле, все возникающее по необходимости должно возникать из некоего начала...»), для 2-го — 6-я кн. «Государства·» [510 b 5 слл.— о «бес-предпосылочном начале», где, однако, А. имеет также онтологич. смысл (идеи Платона суть одновременно принципы бытия и познания)].

Аристотель впервые даёт семантич. описание А. (Метафизика Δ 1. 1012 b 34 слл.) и различает: 1) эписте-мологич. начала («начала, исходя из которых доказы­вают», «силлогистич.», «аподиктич.», «науч.» начала) и 2) онтологич. начала («начала сущности» — там же, В 1.995 b 7), причём «начала познания» часто высту­пают как синонимы «исходных посылок», «постула­тов», «аксиом» («начала вывода — посылки»: Anal. рг. 1,27. 43а 21). «Наиболее надёжным, наиболее достовер­ным, безусловным» из «начал доказательств» Аристо­тель провозглашает закон противоречия (Метафизика Г 3—6; К 5—6), отрицавшийся Гераклитом. «Начала» должны обладать самоочевидной достоверностью, они «недоказуемы» (Magn. Мог., 1197 а 22), не могут быть получены силлогистич. путём (EN 1139 b 30; 1098 b 1; Top. 101 b 1); «начало» науч. знания («эпистеме») — интуитивный ум (нус) (Anal. post. 23, 84 b 37; 23,88 b 35; EN 1140 b 33; 1143 b 10). «Начала сущности», или принципы бытия,— то же, что «причины» (αίτίαι), их столько же, сколько метафизич. «причин», т. е. четыре: материя, или «то, из чего», форма (эйдос), или «чтойность», начало движения и цель, или «то, ради чего» (телос). Они выступают факторами, конституирующими конкретную вещь, «вот-это-вот-неч-то» (τόδε τι), или первую сущность (πρώτη ουσία). «Движущую А.» Аристотель называет «началом в собств. смысле» (напр., Meteor. 346 b 20). В историч. очерке учения о «началах» (Метафизика α 3—9, ср. Физика, 1, 2 слл.) Аристотель рассматривает всех своих пред­шественников с т. зр. предвосхищения ими одного или неси, из «четырёх начал» (причин) бытия. «Боль­шинство первых философов», согласно Аристотелю (Ме­тафизика 983 b 6 слл.), предвосхищали материальное «начало» (А.). Именно в этом смысле следует понимать утверждения Аристотеля, Теофраста и позднейшей доксографии (см. Доксографы), что Фалес, Анаксимен, Гераклит и др. «принимали за А.» собственно воду, воздух и огонь, и нет никаких оснований приписывать перипатетич. термин «А.» ионийским натурфилософам (употребление А. в значении, близком к онтологич. принципу, впервые засвидетельствовано для Филолая, DK фр. В 6).

• Лебедев А. В., Об изначальной формулировке традиц. тезиса Фалеса ΤΗΝ ΑΡΧΗΝ ΥΔΩΡΕΓΝΑΙ, в кн.: Balcanica. Лингвистич. исследования, М., 1979, с. 167—76; Lumpe Α., Der Terminus «Prinzip» ('αρχή) von den Vorsokratikern bis auf Aristoteles, в кн.: Archiv für Begriffsgeschichte, Bd l, Bonn, 1955, S, 104—16.

АРХЕТИП (греч. άρχέτυπον, от αρχή — начало и τύπος — образ), в позднеантич. философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. В «аналитич. психологии» Юнга изначальные, врождённые психич, структуры, первичные схемы образов фантазии, содер­жащиеся в т. н. коллективном бессознательном и апри­орно формирующие активность воображения; лежат в основе общечеловеч. символики, выявляются в мифах и верованиях, сновидениях, произведениях лит-ры и иск-ва и т. д.

АСАНГА (ок. 310—390), инд. философ-буддист, один из основателей школы йогачара. Первоначально при­мыкал к хинаяне, потом стал одним из основателей ма-хаяны. Наиболее известное соч.— «Махаяна-сумуччая» (или «Абхидхарма-самуччая»). Филос. значение имеет «Махаяна-санграха». Для концепции А. характерно принятие ряда понятий хинаяны, особенно в области психологии. Считается также одним из предшественни­ков развитого тантризма.

• Tucci G., On some aspects of the doctrines ot Maitreya (Natha) and Asanga, Cale., 1930. См. также лит. к ст. Йогачара.

АСИМОВ Мухамед Сайфитдинович (р. 1.9.1920), сов. философ, чл.-корр. АН СССР (1974), акад. АН Тадж. ССР (1965), президент АН Тадж. ССР (с 1965). Чл. КПСС с 1945. Окончил в 1941 Узб. ун-т им. Алишера Навои. В 1946-62 на педагогам, работе, в 1962—65 — на парт. и гос. работе. Ведёт науч. работу по пробле­мам диалектич. материализма и истории философии. Деп. Верх. Совета СССР с 1966.

М Асари барчастаи философия и марксиста (Дар бораи асари В. И. Ленин «Материализм ва эмпириокритицизм»), [Душанбе], I960; Материя ва тасвири физикии олам, Душанбе, 1966; Пай-доиш ва инкишофи таффакури фалсафй, Душанбе, 1970.

АСКЕТИЗМ (от греч. ασκητής — упражняющийся в чём-либо, а также отшельник, монах), ограничение или подавление чувств. желаний, добровольное перене­сение физич. боли, одиночества и т. п., присущие прак­тике нек-рых филос. школ (напр., киников) и особенно различных религий (монашество и т. п.). Целью А. может быть достижение свободы от потребностей, со­средоточенности духа, подготовка к экстатич. состоя­ниям, обретение «сверхъестеств. способностей» (йога), в христианстве — соучастие в «страданиях» Христа в т. д. Нередкий мотив А.— отказ от пользования при­вилегиями в условиях обществ. неравенства (толстов­ство и др.). А. представляет собой одну из характер­ных черт ранних крест. движений, грубоуравнитель-ного неразвитого коммунизма и «казарменного комму­низма».

АСМУС Валентин Фердинандович [18(30). 12. 1894, Киев,- 5.6.1975, Москва], сов. философ, д-р филос. наук (1940). Окончил историко-филологич. ф-т Киев­ского ун-та (1919). С 1919 на научно-исследоват. и пе-

дагогич. работе. Проф. Моск. ун-та (с 1939) и старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1968). Осн. работы по вопросам истории философии (в част­ности, истории нем. идеализма и рус. философии), теории и истории логики, эстетики и литературоведе­ния. Гос. пр. СССР (1943) за участие в создании труда «История философии».

• Диалектич. материализм и логика, К., 1924; Диалектика Канта, М., 19302; Логика, [М.], 1947; Учение логики о доказатель­стве и опровержении, [М.], 1954; Декарт, М., 1956; Демокрит, М., 1960; Нем. эстетика 18 в., М., [1963]; Проблема интуиции в философии и математике, Μ., 19652; Избр. филос. труды, т. 1—2, М., 1969—71; Иммануил Кант, М., 1973; Платон, Μ., 19752; Античная философия, М., 19762.

АССОЦИАНИЗМ, ассоциативная психо­логия, направления в психологии, в к-рых понятие ассоциации выступало как гл. объяснит. принцип всей психич. жизни; А. стремился утвердить строго причин­ный подход к поведению и сознанию человека. В основу А. легло представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внеш. воздействий на организм. Предполагалось, что по­скольку взаимодействие организма с физич. миром совершается по законам механики, то и связи идей воз­никают по этим же законам. Это положение, впервые выдвинутое Гоббсом, было развито Спинозой, сформу­лировавшим закон ассоциации: «Если человеческое тело подвергалось однажды воздействию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, вообра­жая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других» («Этика», в кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 423). В сер. 18 в. Гартли, опираясь на механику Ньютона, обосновал теорию о том, что все проявления психич. жизни, включая разум и волю, подчиняются закону ассоциации — универсальному и неотврати­мому, как закон всемирного тяготения. Влияние этой теории, полагавшей, что любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу, было исключительно велико. Оно рас­пространялось не только на психологию, но и па этику, эстетику, биологию, педагогику, логику. В противовес этому сстественнонауч. направлению возник идеали-стич. ассоцианизм Беркли, Юма, утверждавших, что связь между психич. элементами дана внутри созна­ния и является чисто субъективной. Свойственный А. взгляд на сложные процессы сознания как продукт сое­динения элементов (ощущений, представлений) привёл в нач. 19 в. к механистич. концепции Джеймса Милля, согласно к-рой всё здание психич. жизни составлено из «кирпичей» — ощущений и связывающего их «це­мента» — ассоциаций. Стремясь смягчить крайности этой концепции, Дж. С. Милль и А. Бэн признавали, что из ощущений могут возникать качественно новые пси­хич. единицы.

Принципы А. оплодотворили психологич. исследова­ния, в частности разработку новых методов изучения памяти (механической — Г. Эббингауз и образной — Ф. Гальтон), эмоций (Ч. Дарвин), мотивации (3. Фрейд, К. Г. Юнг). Концепция А. преобразуется на новой фи-зиологич. основе в учении об условных рефлексах и в бихевиоризме. Нек-рые психологич. школы (вюрц-бургская школа и гештальтпсихология) подвергли А. критике за механицизм, атомизм, неспособность объ­яснить целостность и активность сознания. Углубляя эту критику, марксистская психология в то же время положительно оценивает вклад А. в причинное объяс­нение психич. деятельности.

• Ивановский В.Н., Ассоцианизм психологический и гносеологический, Казань, 1909; Ярошевский М. Г., История психологии, Μ., 19762, гл. 6: W а г г e n Н. С., A his­tory of the association psychology, [L.], 1921.

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, см. Ассоцианизм.

АССОЦИАЦИЯ (от позднелат. associatio — соедине­ние) в психологии, связь, образующаяся при







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 351. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия