Студопедия — АТРИБУТ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

АТРИБУТ






при ЦК КПСС. В 1968—74 зам. гл. ред. газ. «Правда», в 1974 — 76 гл. ред. журн. «Коммунист», с 1976 гл. ред. гаа. «Правда». Осн. труды по проблемам научного коммунизма, управления, филос. вопросам биоло­гии. Чл. ЦК КПСС с 1976. Деп. Верх. Совета СССР с 1979.

• Проблема целостности в философии и биологии, М., 1904; Науч. управление обществом, M., 19732; Социальная информация и управление обществом, М., 1975; Человек в управлении об­ществом, М., 1977; Основы филос. знаний, M., 197811; Систем­ность и общество, М., 1980; Общество: системность, познание, управление, М., 1981.

АФФИЦИРОВАНИЕ (от лат. afficio — причиняю, влияю, действую), понятие философии Канта, означаю­щее воздействие внеш. объекта («вещи в себе») на душу, обладающую способностью чувств. восприятия. Тер­мин «А.» берёт начало в поздней схоластике. В «Филос. словаре» (1613) Гоклениус различал внеш. A. (affec-tio externa), к-рое испытывается субъектом в силу внеш. причины, и внутр. A. (affectio interne), проистекающее из начал, лежащих в самой душе. Согласно Декарту, вещи аффицируют чувства, вследствие чего в послед­них возбуждаются соответств. движения («Страсти души», 1649, §§ 23—25). Спиноза в «Этике» развивал учение об аффектах, определяя их как состояния тела, отображённые в душе; власть над ними достигается пу­тём их адекватного познания. У Канта А. выступает связующим моментом между человеч. представлениями и непознаваемой «вещью в себе». Воздействие «вещи в себе» на органы чувств вызывает ощущение. Произво­димое вещами А. даёт, согласно Канту, чувств, созер­цанию мир явлений, хотя порядок и форма этих явле­ний привносятся в опыт самим субъектом.

Фихте переосмыслил кантовское понятие А., рас­смотрев ощущение как своеобразную границу взаимо­действия субъекта и объекта («Я» и «не-Я»). Однако, поскольку источником деятельности выступает именно субъект, ощущение предстаёт у Фихте как граница дея­тельной активности субъекта. Аналогичный смысл А. приобретает у Шеллинга, к-рый толкует его не как простое воздействие объекта на чувства человека, а как проявление самодеятельности субъекта, отрицат. мо­мент его собств. активности.

Отказавшись от кантовского учения об А. чувствен­ности «вещью в себе», представители неокантианства (Г. Коген, П. Наторп) утверждали, что предмет позна­ния не «дан», а всегда «задан» осн. функциями позна­ния, фундамент. «принципами» и категориями мышле­ния; поэтому данная в сознании действительность есть порождение понятий науки, а содержание ощущения проистекает из его естественнонауч. смысла.

Рациональные моменты кантовского учения об А. получили развитие в диалектико-материалистич. тео­рии познания, рассматривающей ощущение как источ­ник знаний человека об окружающем мире, как исход­ную основу процесса познания. См. Ощущение, Теория познания.

• Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, M., 1964, с. 127—43; Шеллинг Ф. В., Система трансценден­тального идеализма, пер. с нем., М.— Л., 1936, с. 96 —136, 273—89; Кант и кантианцы, М., 1978.

АХИНСА [санскр., букв.— непричинение вреда (жи­вому)], воздержание от нанесения вреда живому, наи­более характерный этич. принцип инд. философии и ре­лигии, являющийся дополнением тапаса. Отражает идею родственности всего живого, неотделимости чело­века от окружающей природы. Восходит к добрахма-нистско-ведийским представлениям, осмысленным в фи­лос. категориях брахманизма. Доминирующее нравств. правило в индуизме, приобретает особое значение в буд­дизме и джайнизме. Важнейшая характеристика А.— её универс. направленность на всё живое без к.-л. огра­ничения и выбора; оборотной стороной этого оказы­вается слабость нравств. акта: А. предстаёт прежде всего как постоянное чувство жалости к окружающе­му, так что речь идёт здесь скорее об определ. нравст, настроении, а не о к.-л. действии.

АХУНДОВ Мирза Фатали [30.6(12.7). 1812, Шеки, ны­не Азерб. ССР, —26.2(10.3).1878, Тбилиси], азерб. фи-лософ-материалист и атеист, драматург, обществ, дея­тель. Мировоззрение А. формировалось под влиянием прогрессивных филос. и науч. идей мыслителей Азер­байджана и России. А. сблизился с сосланными на Кавказ декабристами — А. А. Бестужевым-Марлин-ским, А. И. Одоевским. А. хорошо знал историю фило­софии стран Востока и Запада, в частности работы франц. материалистов 18 в. В 60-х гг. написал филос. трактат «Три письма инд. принца Кемал-уд-Довле к перс. принцу Джелаль-уд-Довле и ответ на них сего последнего» и перевёл его на рус. и перс, языки; ему принадлежат также филос. ст.«Критика „Ек кельме"», «Ответ философу Юму» и др.

Отвергая идею о боге как первопричине мира, источ­нике бытия Вселенной, А. придерживался той т. зр., что бытие Вселенной в своём происхождении не нужда­ется в к.-л. другом бытии. Частицы, из к-рых состоит Вселенная, есть атомы. «Как время, так и пространство суть атрибуты этого существа» — Вселенной (Избр. филос. произв., Баку, 1953, с. 107). В природе господ­ствует строгая закономерность. А. отвергал бессмертие души. Все религии, по А.,— «абсурд и вымысел», гл. тормоз в развитии и раепространении просвещения, нау­ки и культуры; страх, надувательство и обман — их основа. Считая ощущения результатом воздействия внеш. мира на органы чувств человека и источником познания, отводя большую роль в познании также и разуму, А. не смог, однако, постигнуть диалектику перехода от чувств, знания к логич. мышлению.

Выступая за «прогресс и цивилизацию», против феод, порядков и деспотизма, А. уповал на нар. избранника, к-рый учредит парламент и будет заботиться о народе; вместе с тем он допускал, что подобное преобразование может быть осуществлено и путём насильств. свержения угнетателей. «...Сам народ должен издавать законы со­ответственно положению и требованиям эпохи, выра­ботать конституцию и следовать ей» (Избранное, М., 1956, с. 271). А. был сторонником единения азерб. и рус. народов.

А.— основоположник азерб. драматургии. Работы А. оказали большое влияние на развитие культуры наро­дов Востока.

•Ахвердов А., Жизнь и деятельность Мирзы Фатали А., [Б., 1928]; Гусейнов Г. Н., Филос. взгляды Μ. Φ. Α., Б., 1942 (лит.); его ж е, Из истории обществ, и филос. мысли в Азербайджане в 19 в., Б., 19582; К а с у и о в Μ. Μ., Μ. Φ. А. и рус. революц.-демократии, эстетика 19 в., Б., 1954; М е л и-к о в а М. Ф., Обществ.-политич. взгляды Μ. Φ. Α., Б., 1958; Рафили М. Г., Μ. Φ. Α., Жизнь и творчество, Б., 1957; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 737—45; История философии, т. 2, М., 1957, с. 413—15; Мамедов Ш. Ф., Мировоззрение Μ. Φ. Α., М., 1962; P з а е в А. К., Политич. взгляды Μ. Φ. Α., В., 1968.

АШАРИ Абу-ль-Хасан (873/874, Басра,—935 или 941, Багдад), мусульм. теолог. наряду с Матуриди один из основоположников ортодоксального калама. В полеми­ке с крайними рационалистами — мутазилитами А. пользовался их же методами, доводы разума он стре-

мился соединить с буквальным следованием авторите­там. А. выступал как против дословного понимания текстов Корана, так и против крайнего аллегоризма в их истолковании. В отличие от мутазилитов, отожде­ствлявших атрибуты и сущность бога, А. доказывал существование извечных атрибутов бога, отличных от его сокровенной сущности, отстаивая, в частности, несотворённость Корана как атрибута речи бога. А. признавал существование эсхатологич. реалий, описы­ваемых в Коране (напр., весы деяний, мост испытания и т. п.), и утверждал возможность непосредств. видения бога. А. был сторонником мутазилитской концепции присвоения — касб, критикуя одновременно как край­них фаталистов — джабаритов, так и защитников сво­боды воли — мутазилитов. Последователи А. нек-рое время подвергались преследованиям со стороны более ортодоксальных правоведов. В 10—11 вв. учение А. получило широкое распространение в суннитском ис­ламе.

• Макалят аль-исламийин, т. 1—2, Стамбул — Лейпциг, 1929—30; Kitäb al-ibänah an usul ad-diyänah, transl. with introd. and notes by W. Klein, New Haven, 1940; The theology of aJ-Asha-ri, ed. and transl. by R. J. McCarthy, Beyrouth, 1953.

• M a k d i s i G., Ashari and the asharites in Islamic religious history, «Studia islamica», 1962, v. 17, p. 37—80; 1963, v. 18, p. 19—38; A l l a r d M., Le Probleme des attribute divins dans la doctrine d'al-Ashari et de ses premiers grands disciples, Bey­routh, 1965.

АЭТИЙ (Άέτιθ£), согласно концепции Г. Дильса — автор единственного сохранившегося полностью доксо-графич. (см. Доксографы) компендия «Свод мнений», составленного ок. 100 и реферирующего «Физич. воз­зрения» греч. философов от Фалеса до Ксенарха Пери­патетика (современник Августа). Текст А. реконструи­рован Дильсом в 1879 из двух редакций: 1-й кн. «Фи­зич. эклог» (выборок) Иоанна Стобея (нач. 5 в.) и до­шедшего под именем Плутарха «Компендия физич. мне­ний философов» в 5 кн. (лат. сокращ. «De Placitis Philosophorum», или просто «Placita» — «Мнения»; со­ставлен ок. 150), а также цитат гл. обр. у патристич. авторов. После Дильса до недавнего времени было при­нято цитировать уже не Стобея и Псевдо-Плутарха, а А. по сводному тексту. Однако имя А. засвидетельст­вовано очень плохо (только у церк. писателя 5 в. Фео-дорита, нередко путающего имена), атрибуция и дати­ровка Дильса ненадёжна; на сводный текст следует поэтому ссылаться как на «Мнения философов». Воз­можно, автором их был филос. учитель Августа Арий Дидим. В любом случае их следует датировать 2-й пол. 1 в. до н. э. Согласно Дильсу, для периода от Фалеса до Платона «Мнения философов» используют материал «Физич. мнений» Теофраста и в своей композиции отра­жают их структуру: первоначала (кн. 1), космология (кн. 2), метеорология (кн. 3), психология (кн. 4), эмб­риология и физиология (кн. 5).

Издания. Сводный текст: D i е I s H., Doxographi Graeci, Berolini, 1879, p. 267—444; Редакция Стобея: S t o b a e-us I., Anthologium, re. C. Wachsmuth et 0. Hense, v. 1, Berolini, 1884 (Printed in Germany, 1958); Редакция Псевдо-Плутарха: Plutarch! Moralia, ed. J. Mau, v. 5, fasc. 2 p. 1, Lpz., 19712.

Б

БААДЕР (Baader) Франц Ксавер фон (27.3.1765, Мюн­хен,—23.5.1841, там же), нем. учёный, религ. философ. Автор работ по физике, медицине, горному делу и т. д. Мировоззрение Б. с его универсализмом выросло на основе теософских учений (Бёме, Л. К. де Сен-Мартен); его соч. в целом не дают филос. синтеза, оставаясь фрагментарными по содержанию и стилю («Fermenta cognitionis», v. 1—6, 1822—25; «Vorlesungeu über speculative Dogmatik», Bd 1—5, 1828—38). Б. оказал силь­нейшее влияние на становление нем. романтизма, преж­де всего на его натурфилософию (Новалис, Шеллинг); уже в сер. 80-х гг. Б. формулирует романтич. понима­ние знака, символа, иероглифа. В то же время сам Б.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 279. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия