Комментарий. [1] Контекстным синонимов А
[1] Контекстным синонимов А. часто выступает ее параметр: двусмысленность, а также родовое понятие неоднозначность. Именно с этими словами, а не с термином "А", можно найти многочисленные метаязыковые примеры, в том числе и лексические функции (ср. снятие двусмысленности или разрешение неоднозначности). А. же встречается, как правило, только как definiendum (ср., например, [Хазагеров, Ширина 1994, 127]). Получается, что "житейский" синоним (двусмысленность), а также наличие современного термина синтаксическая омонимия (см. примечание [3]) явились причиной того, что А. в русском языке стала привилегией левой части терминологического словаря, жизнь же А. как слова русского языка еле теплится. [2] А. может быть как стилистической фигурой, так и ошибкой. Критерий различения здесь - как и во многих подобных случаях -намеренность/ненамеренность употребления. Так, если выражение мусоросборники, засорившиеся жильцами рассматривать как заведомый каламбур, то мы будем иметь А. как стилистическую фигуру, если же перед нами объявление в ЖЭКе - то это речевая ошибка. [3] А., обусловленная лексически (см. пример МЛ.Гаспарова) -достаточно редкое явление. Поэтому, говоря об А., чаще всего имеют л виду ее синтаксическую разновидность - синтаксическую омономию, которая одновременно является источником возникновения А. и как фигуры, и как ошибки. Поэтому мы объединили две тезаурусных функции: "вид" и "имплицирующее". [4] В предложении именно детерминантный член наиболее предрасположен к А., ср. Тебе звонила Эмма из Праги (детерминант или атрибут?) [Лаптева 1988, 149]. [5] Термин понимание введен потому, что А. требует усилий со стороны слушающего, мысленно корректирующего предложение для правильного его понимания. [6] "Имплицирующим" (причиной) и одновременно "инструментом" (механизмом) для А., с одной стороны, выступают некоторые языковые явления (полисемия, омонимия) и правила (порядок слов), а с другой - факторы речи и орфографии. В числе последних можно назвать неудачный анжамбеман (см. строки из Батюшкова, о которых Ю.Н.Тынянов писал как о примере "стихового единства": на понимании стиха "...сказывается фактор тесноты связи слов в одном ряду" [ Тынянов 1965, 95]); отсутствие точной пунктуации (классический пример - Казнить нельзя помиловать) и различное актуальное членение высказывания, ср.: Писать II долго не мог и Писать долго // не мог. АНАДИПЛОЗИС, -ы, анадиплосис,анадиплоз (anadiplosis). Повтор последнего слова (группы слов) стиха или колона в начале следующего [1]. • Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. (К.Бальмонт) Твоим детским рукам утюги поднимать, Утюги поднимать да веревки вязать. (О.Мандельштам) По лугу-лугу течет реченька, Течет реченька знать медовая (духовный стих) ■* [отсутствует] Ш "В художественной литературе способность анадиплозиса символизировать непрерывность движения позволяет особенно эффективно и красочно использовать его для создания эффекта замедленной съемки. Ср.: ...Повалился он на холодный снег, / На холодный снег будто сосенка, / Будто сосенка во сыром бору... (М.ЮЛермонтов. Песня про купца Калашникова)" [Хазагеров, Ширина 1994, 90]. Цепь анадиплозисов Т. Синоним: эпаналепсис, акромонограмма, стык, подхват [2] Род: лексический повтор, стилистическая фигура, лексико-композиционный прием [4] Целое: градация2 Пространство реализации: два смежных стиха/колона Функция: эмфаза; эстетическая, экспрессивная Операция=Инструмент: повтор [3] Сфера А: поэзия, народная поэзия, художественная проза Сфера В: поэтика, риторика, стилистика, фольклористика Прочее: анафора, эпифора; тематическая прогрессия Комментарий [1] Определение А. дается по МЛ.Гаспарову [1987, 22]. [2] Эпаналепсис, как и А., является термином античной риторики; акромонограмма - термин А.Квятковского, стык О.Брика, подхват - Г.Шенгели. [3] Термин "А.", как и многие другие, реализует в себе самую распространенную многозначность "процесс-результат". Как композиционный прием и стилистическая фигура А. - результат, и тогда пункт "операция" в тезаурусном описании заполняется словом повтор. [4] А.Квятковский понимает А. (акромонограмму, по его терминологии) шире: помимо лексического повтора указанного типа, это еще и повтор слогов на стыке двух смежных строк, и даже рифменная акромонограмма - смежная рифмовка слов, находящихся На стыке двух строк [ Квятковский 1966, 13-14]. АНАКОЛУФ, -ы (anacoluthon). Синтаксическая несогласованность частей или членов предложения (как небрежность • или как средство выразительности) при наличии согласования по смыслу [1]. • Голова его, когда долго не мытая, его кудри пахнут флоксами (Л.Петрушевская). А звери из лесов сбегаются смотретьЖак будет океан и жарко ли гореть (И.А.Крылов). Со многими его воззрениями я - да и не только я - нельзя согласиться-, (из радиопередачи). => анаколуфный (фраза, предложение) Ш "В основе анаколуфа лежит, во-первых, согласование по литературного языка" [Квятковский 1966, 30]. Анаколуф заключается в том, что... Т. Коррелят: амфиболия, солецизм; умолчание [2] Род: стилистическая фигура V погрешность; синтаксическая конструкция Вид: анантаподотон, анаподотон [3] Компонент: пауза [4] Пространство реализации: предложение Параметр: согласование по смыслу Функция: экспрессивная Выражение=Инструмент: синтаксическая контаминация Операция (А. - результат): нарушение правильной синтаксической связи Имплицирующее: топикализация [5], инверсия Имплицируемое (А. - фигура): разговорный синтаксис Уровень: синтаксис Сфера А: художественный текст, разговорная речь Сфера В: синтаксис, стилистика
|