Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Иларион





— древнерусский религиозно-политический писатель, первый киевский митрополит не грек, поставленный князем Ярославом Мудрым в 1051 г. в целях обеспечения политической и церковной независимости Руси от Византии. Поставление Илариона митрополитом фактически обозначило отказ признать византийскую церковно-политическую концепцию совмещения императором светской и духовной власти, главенства императора над церковью в Византии и во всех принявших христианство из Византии странах (принцип «цезарепапизма»), а также нарушение прерогатив константинопольского патриарха. Трактат Илариона «Слово о законе и благодати», богословский по содержанию, формально написанный в традиции противопоставления христианства и иудейской религии, фактически представлял собой историософскую концепцию, противопоставляющую византийской теории вселенской империи и вселенской церкви идею равенства всех народов и государств. Отвергая сказание о проповеди апостола Андрея на Киевских холмах, Иларион приравнивает деяния князя Владимира по христианизации сильной и известной в мире Руси к апостольским. Уподобив Владимира римскому императору Константину I, считавшемуся первым и великим христианским государем, Иларион заложил фундамент возникшей впоследствии теории «Москва — третий Рим». Идеализируя деяния великих князей Владимира и Ярослава Мудрого, Иларион первым на Руси пытался создать идеальный образ русского христианского государя (источником его власти является божественная воля, но княжеский стол он занимает по законам родового наследования; великий князь — самодержец всей Русской земли; это храбрый, мужественный, грозный, но милостивый государь, у которого жестокости должно быть поменьше, а милости побольше, который должен «пасти» всю землю «правдой», т. е. по справедливому закону).

==27


ИЛАРИОН

СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ

[...] Хвалит же хвалебными словами Римская земля Петра и Павла, от которых уверовали в Иисуса Христа, сына божьего, Азия и Эфес и Патм — Иоанна Богослова, Индия — Фому, Египет — Марка. Все страны, города и люди чтут и славят своих учителей, которые научили их православной вере.

Похвалим же и мы по силе нашей малыми похвалами великое и чудное сотворившего — нашего учителя и наставника, великого кагана ' земли нашей Владимира, внука древнего Игоря, сына же славного Святославова, которые в годы своего владычества мужеством и храбростью прославились во многих странах. И поныне победы и могущество их вспоминаются и прославляются. Ведь не в слабой и безвестной земле владычествовали, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли.

Сей каган наш Владимир, славный от славных родился, благородный от благородных. И вырос и окреп, с детских лет возмужав, крепостью и силой совершенствуясь, в мужестве и понимании преуспевая. И, будучи самодержцем земли своей, покорил себе окрестные страны: одних миром, а непокорных мечом. Итак, когда он жил и пас землю свою справедливо с мужеством и пониманием, тогда сошла на него милость всевышнего — взглянуло на него всемилостливое око благого бога, и воссиял разум в сердце его, чтобы понять суетность идольской лжи и обрести единого бога, создавшего всю тварь видимую и невидимую. Еще слышал он постоянно о благоверной Греческой земле, христолюбивой и крепкой верой, где бога единого в троице чтут и поклоняются, как свершаются у них чудеса и знамения, как многолюдны церкви, как все города исповедуют единую веру, все в молитвах предстоят, все служат богу. И, слыша это, возжелал сердцем, возгорел духом, чтобы быть ему христианином и земле его.

Так и стало, когда бог пожелал, сбросил каган наш человеческое естество и с ризами ветхого человека снял тленное, стряхнул прах неверия, вошел в святую купель и возродился от святого духа и воды, во Христе крестился, во Христе облекся и вышел из купели очистившимся, стал сыном нетленья, сыном воскресения, принял из поколения в Поколение вечно прославляемое имя Василий2, с которым записан в книги животные в вышнем граде, в нетленном Иерусалиме.

С того времени, как это произошло, и до сих пор не прекращается подвиг благоверия. И не только тем явил

==28


ИЛАРИОН

имевшуюся в нем к богу любовь, но еще и потрудился, повелев по всей земле креститься во имя отца, сына и святого духа, светло и громогласно прославлять во всех городах святую троицу, быть всем христианами — незнатным и знатным, рабам и свободным, юным и старым, боярам и простолюдинам, богатым и бедным. И не было ни одного, кто воспротивился бы благочестному его повелению, а если кто не по доброй воле крестился, то из-за страха перед повелевшим, поскольку благоверие того было соединено с властью.

В одно время вся наша земля восславила Христа с отцом и со святым духом. Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и зори благоверия явились. Тогда тьма бесослужения рассеялась, и слово евангельское землю нашу озарило; жертвенники были разрушены, а церкви поставлены; идолы сокрушены, а иконы святых предстали; бесы бежали — крест города освятил; пастыри словесных овец христовых — епископы встали пред святым алтарем, жертву чистую возносят попы и дьяконы; и весь клир изукрасил и красотою одел святые церкви; апостольская труба и евангельский гром огласили все города; фимиам, богу воскуряемый, воздух освятил; монастыри на горах поднялись, монахи появились, мужчины и женщины, знатные и незнатные, — все люди заполнили святые церкви, восславили бога, говоря: «Един святой, един господь Иисус Христос во славу богу-отцу! Аминь!» «Христос победил, Христос одолел! Христос воцарился! Христос прославился!», «Велик ты, господи, и чудны дела твои, боже наш, слава тебе!».

Тебя же как похвалим, чтимый и прославляемый среди земных владык, предоблестный Василий? Как подивимся доброте твоей, крепости же и силе? Как возблагодарим тебя за то, что с тобою узнали господа и от идольского обмана избавились, что твоим повелением по всей земле твоей Христос прославляется? И как назовем тебя, христолюбец, друг справедливости, пониманию место, милостыни гнездо? Как уверовал? Как воспылал любовью к Христу? Как вселился в тебя разум выше разума земных мудрецов, чтобы невидимого возлюбить и к небесному устремиться? Как обрел Христа, как предался ему? Поведай нам, рабам твоим! Поведай, учитель наш, откуда пахнуло на тебя благоухание святого духа? Где испил сладкую чашу понимания будущей жизни? Откуда исповедал и узнал, сколь благ господь? Не видел ты Христа, не ходил за ним. Как учеником его сделался? Иные, видевшие его, не верили, ты же, не видя, уверовал! Во истину сбылось на тебе господом Иисусом сказанное Фоме: «Блаженны не видевшие и веровавшие».

==29


ИЛАРИОН

Поэтому с дерзновением, без сомнения зовем тебя, о блаженный, когда сам спаситель так назвал тебя в слове твоем истинном: «Блажен, кто веровал в него и не усомнился в нем». «Блажен, кто не усомнился во мне». Знавшие закон и пророков распяли его. Ты же, ни закона, ни пророков не читав, распятому поклонился. Как раскрылось сердце твое, как вошел в тебя страх перед богом? Как проникся к нему любовью? Не видел апостола, пришедшего в землю твою, который склонил бы сердце твое к смирению нищетою своею и наготою, гладом и жаждою. Не видел, как бес изгонялся именем Иисуса Христа, как больных исцеляют, немым возвращается дар речи, как жар в холод превращается, как мертвые восстают — всего этого не видя, как уверовал? Удивительное чудо! Другие цари и властители, видевшие, как все это совершалось святыми мужами, не только не верили им, но на муки и страдания отдавали их. Ты же, о блаженный, без всего этого пришел ко Христу, только по благому пониманию и остроте ума, уразумев, что бог — творец невидимых и видимых, небесных и земных — один и что послал он в мир ради спасения возлюбленного сына своего. И, осмыслив это, вошел в святую купель. И что иным безумием кажется, тебе силой божией представляется (I Кор. 1: 23, 24).

К тому же, кто поведает о твоих многочисленных милостынях и удивительной щедрости, которые денно и нощно оказывал ты бедным и сиротам, больным и должникам, вдовам и всем просящим сострадания. Ибо слышал слово, сказанное Даниилом Навуходоносору: «Да будет угоден тебе совет мой, царь Навуходоносор: «Грехи твои милостынями искупи и беззакония твои щедростью к нищим»». То, что слышал ты, о досточтимый, не для молвы оставил сказанное, но делом свершал: просящим подавая, нагих одевая, голодных и жаждущих насыщая, больных всячески утешая, должников выкупая, порабощенным свободу даруя. Щедроты и милостыни твои и ныне людьми вспоминаются, особенно же пред богом и ангелами его. Поскольку свершаешь любезную богу милостыню, как истинный Христов раб, большую смелость имеешь перед ним. И помогают в том слова, гласящие: «Милость превозносится над судом» и «Милостыня мужа как печать — с ним». Истинно сказанное господом: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Иное же более ясное и верное свидетельство приведем о тебе, сказанное в святых писаниях апостола Иакова: «Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и искупит множество грехов». Если и тому, кто одного человека обратил, такое вознаграждение от благого Бога, то каково

~0

К оглавлению

==30


ИЛАРИОН

же спасение обрел ты, Василий, какое бремя грехов рассыпал, обратив от заблуждения идольской лести не одного человека, не десять, не город, а всю эту страну! Сам спаситель Христос показывает и убеждает, какой славы и чести сподобил тебя на небесах, говоря: «Кто исповедует меня пред людьми, того исповедаю и я пред отцом моим, который на небесах». И если получит признание от Христа перед богом-отцом каждый признавший его перед людьми, то сколько же похвал ты примешь от него, не только признавший, что сын божий есть Христос, но признавший это и веру в него установивший не в одном соборе, но во всей земле своей церкви христовы воздвиг, служителей ему привел. Ты, уподобившийся великому Константину3 по уму и христолюбию. Ты, так же как и Константин, чтишь служителей господа! Он — со святыми отцами Никейского собора закон людям установил. Ты же — с новыми нашими отцами-епископами, часто собираясь, с великим смирением совет держал, как среди людей, только что познавших господа, закон установить. Тот у эллинов и римлян цесарство богу подчинил, ты же — в Руси. Уже и у них, и у нас Христос цесарем зовется. Он с матерью своею Еленою крест из Иерусалима принес, по всем владениям своим части его разослал, веру утвердил. Ты же с бабкою твоею Ольгою принес крест из нового Иерусалима — града Константина — по всей земле своей поставил и утвердил веру. Тебя, уподобившегося Константину, единой с ним славы и чести удостоил господь на небесах благоверия твоего ради, что было в жизни твоей.

Добрый наставник благоверию твоему, о блаженный, святая церковь святой богородицы Марии, которую ты создал на правоверной основе, и где теперь лежит мужественное тело твое, ожидая трубы архангела. Добрый и верный восприемник, твоего благочестия — сын твой Георгий4, которого господь сделал наследником твоего владычества. Не нарушает он твоих уставов, но укрепляет, не расточает сокровищ твоего благоверия, но еще больше преумножает, не говорит, но действует, завершая не доконченное тобою, как Соломон дела Давыдовы. И дом божий великий святой Премудрости его создал на святость, на освящение города твоего, ее же изукрасил всякой красотой, золотом и серебром, дорогими каменьями и священными сосудами. Красуется эта церковь и прославляется во всех странах соседних, потому что не найдется другой такой во всем подлунном мире в полунощных странах от востока до запада. И славный город твой Киев, как венцом, величием увенчал. Вручил народ твой и город святой всеславной Богородице, скорой на

==31


ИЛАРИОН

помощь христианам. Ей же и церковь на Великих вратах поставил во имя первого господского праздника, святого Благовещения. И то, что пророчествовал архангел деве, будет и граду сему. Ибо к ней: «Радуйся, обрадованная, господь с тобою!» (Лк. I: 28), к городу же: «Радуйся, благоверный град, господь с тобою!» [...]

Радуйся, во владыках апостол, не мертвых телом воскресил, но нас, душою мертвых, от недуга идолослужения умерших, воскресил! С тобою приблизились к богу и Христа — жизнь вечную — познали. Согнуты были бесовским обманом, а с тобою распрямились и вступили на путь жизни. Слепыми были от бесовского обмана, а с тобою прозрели сердечными очами, ослепленные были невежеством, а с твоею помощью увидели свет трисолнечного божества. Немые были, а с тобою обрели дар речи. И теперь уже, незнатные и знатные, славим единосущную троицу.

Радуйся, учитель наш и наставник благоверию! Ты и в правду облачен, крепостью препоясан, в истину обут, разумом увенчан и милосердием, как гривной и золотым украшением красуешься. Ты, о честный муж, был нагим одеяние, алчущим — кормитель, жаждущей утробе — охлаждение, был вдовам помощник, странникам — пристанище, бездомным — кров, обиженным ты был заступник, бедным — обогащение. [...]

Печатается по: Идейно-философское наследие Илариона Киевского — Ч. Ι.— Μ., 1986,— С. 54—59.

ПРИМЕЧАНИЯ

' Каган — у древних тюркских народов титул главы государства; с конца VIII — начала IX в. употреблялся восточными славянами наряду с титулом «князь».

2 Василий — христианское имя, которое получил князь Владимир при крещении.

3 Константин I Великий (ок. 285—337) — римский император, в правление которого христианство впервые стало сначала равноправной, а затем официальной и господствующей религией Римской империи. За свое покровительство христианству был причислен церковью к лику святых.

4 Георгий — христианское имя Ярослава Мудрого.

==32


00.htm - glava04







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 530. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия