Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Семен (симеон, СВ.





(? — 1289) — первый тверской епископ. Его «Наставление», обращенное к полоцкому князю Константину, было включено в юридический сборник «Мерило праведное» (XII—XIII вв.; рукописи XIV—XVI вв.), представляющий собой пособие для судей, в котором наряду с собственно юридическими нормами имелась часть, состоящая из «слов» назидательного, поучительного и разъяснительного характера. Основная тема «Наставления» Семена — зависимость праведности суда от характера отношения князя к своим подданным: княжеский человек, которому доверено вершить суд, будет умным, добрым, правдивым

или жестоким в зависимости от того, каким является князь.

НАСТАВЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ЕПИСКОПА СЕМЕНА

Полоцкий князь Константин, прозванный Безруким, собираясь укорить у себя на пиру за что-то своего тиуна ', сказал при всех епископу: «Владыко, где будет тиун на том свете?» Епископ Семен отвечал: «Где и князь!» Князь же, рассердившись, говорит епископу: «Тиун неправедно судит, взятки берет, имущество людей с торгов продает, мучит, злое все делает, а я тут при чем?» И говорит епископ: «Если князь хороший, богобоязненный, людей бережет, правду любит, то выбирает тиуном или иным начальником человека доброго и богобоязненного, исполненного страха божия, разумного, праведного, творящего все по законам божиим и судить умеющего. Тогда князь — в рай, и тиун — в рай. Если же князь лишен страха божия, христиан не бережет, сирот не милует и вдовиц не жалеет, то ставит тиуном или начальником человека злого, бога не боящегося, закона божия не знающего, судить не умеющего, — только для того, чтобы добывал князю имущество, а людей не щадил. Как взбесившегося человека напустить на людей, вручив ему меч, — так и князь, дав округу злому человеку, губит людей. Тут и князь в ад, и тиун с ним в ад!»

==77


СЕМЕН, ЕПИСКОП

Печатается по: Памятники литературы Древней Руси: XIII век.— М.: Худож.лит., 1981.—С. 465.

ПРИМЕЧАНИЕ ι igyn _ здесь: судья низшей инстанции.

==78


«ПЧЕЛА»

— переводной памятник, включающий изречения из Евангелия, сочинений «отцов церкви» и светских авторов, очень распространенный на Руси с XII—XIII вплоть до XVII вв. Изречений на политические темы в «Пчеле» немного, но они дают ясно понять, каким путем и в какой форме на Руси распространялись популярные византийские представления о власти, правлении, законах и т. д.

Обращает на себя мысль о «славной войне», которая «лучше неполного мира», — средневековая апология войны, противоположная гуманному представлению о том, что «худой мир лучше доброй ссоры».

О ВЛАСТИ И О ПРАВЛЕНИИ

Плутарх. Пословица говорит: детям ножа не давай; я же добавлю: ни детям богатства, ни людям невежественным силы и власти доверить нельзя.

Дион Римский. Все, что велишь подчиненным своим — как быть и что делать, — сначала выполни сам, потом же учи. Тем самым ты лучше научишь, чем наказаньем согласно закону: там ведь идет подражанье, здесь — страх, а лучше всегда с подражаньем, чем со страхом, идти к совершенствованию.

Демокрит. Пожелай быть любимым при жизни, а не страшным: ибо кого все боятся, тот сам всех боится.

Царь короной ума не получит, ибо царствует ум.

Агафон. Князю необходимо о трех вещах помнить: первое — что людьми управляет; второе — что закон ему дан от бога; третье — что власть эта переменна и пресекается.

Эпаминд из Фив увидел множество воинов без достойного вождя и сказал: «Велик зверь, а головы не имеет».

Когда фивейцы гордились тем, что владели Лакедемонией, фракийский царь Кутус, услышав это, сказал: «Я видел много ручьев, которые больше рек — но на краткое время». [...]

==79


«ПЧЕЛА»

О ЗАКОНЕ

Д и о н. Следует действующие законы соблюдать твердо и никакой из них не изменять, ибо лучше старому следовать закону, нежели новому, даже если он и кажется лучше.

С е л е в к. Закон подобен паутине, ибо, если влетит в нее муха или комар, то увязнет, если же пчела или шершень, то, разорвав, вылетают. Таков и закон: если попадется бедный и незнатный человек, то увязнет в нем, если же богатый и могущественный, то, словом разорвав, выберется. [...]

О МИРЕ И О ВОЙНЕ

Сын Фабия сказал отцу: «Нападем на врагов, и сотни из нас не погибнет». Тот же ответил: «Кто знает, может быть, ты и будешь один из сотни».

Славная война лучше неполного мира. [...]

Печатается по: Памятники литературы Древней Руси: XIII век.—М.: ту Xî

Худож. лит., 1981.—С. 495, 513— 515, 517.

К оглавлению

==80


ДОГОВОРНАЯ ГРАМОТА

ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВАСИЛИЯ ДМИТРИЕВИЧА И УДЕЛЬНЫХ КНЯЗЕЙ ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВИЧА И ЮРИЯ ДМИТРИЕВИЧА С ТВЕРСКИМ ВЕЛИКИМ КНЯЗЕМ МИХАИЛОМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ И ДЕТЬМИ ЕГО (1399)

Образовавшееся в 30— 40-х гг. XII в. Тверское великое княжество вскоре превратилось в центр политики объединения русских земель. Соперником Твери выступило Московское великое княжество, образовавшееся в середине XIV в. Сначала борьба между Тверью и Москвой шла с переменным успехом: то тверской, то московский князья оказывались на владимирском великокняжеском престоле, т. е. формально возглавляли все русские земли, входившие во владения Золотой Орды. Постепенно Москва все более брала верх над Тверью. Хотя в 1370—1371 и 1375 гг., соперничая с Дмитрием Донским, тверской князь Михаил Александрович (1333—1399) получал от Орды ярлык на великое княжение во Владимире, в конце концов ему пришлось уступить и признать себя — вопреки фактическому старшинству в роде Рюриковичей — младшим братом московского князя. Однако после разгрома Москвы ханом Тохтамышем князь Михаил вновь стал добиваться владимирского престола, а это означало, что он не отказывается от соперничества с Москвой за гегемонию на Руси. Договор 1399 г. фиксирует политические отношения между Москвой и Тверью в момент, когда борьба между ними еще не закончилась. Это договор пока еще равноправных сторон прежде всего о союзе против всех тогдашних противников Северо-Восточной Руси. В истории русской средневековой политической мысли договор является одним из документальных свидетельств происходившего в XIII—XIV вв. процесса исчезновения прежних понятий о праве старшинства в роде князей династии Рюриковичей, перерастания родовых отношений в политические, опирающиеся на силу государства. Московский князь апеллирует уже к династии

==81


ДОГОВОРНАЯ ГРАМОТА (1399)

Даниловичей. Договор высвечивает также характер торгово-экономической и судебно-правовой политики на Руси к концу XIV в.: государство в лице его великокняжеской власти уже регулирует эти сферы вплоть до мелочей.

Божьей милостью и Пречистой Его Богоматери, по благословению отца нашего Киприана, митрополита всея Руси. На этом всем целуй нам крест, своим братьям: мне, Великому князю Василию Дмитриевичу, моим братьям младшим: князю Владимиру Андреевичу и князю Юрию Дмитриевичу, со своими детьми — князем Иваном и князем Василием Михайловичами. Добра вам мне хотеть во всем в Орде и на Руси без хитрости. А что вы слышали о нашей грамоте или об имуществе, о том вам нам поведать. А побуждают нас к ссоре татары, вам отдают нашу отчину — Москву, Великое княжение и Великий Новгород. И вам, брат, не брать нашу отчину Москву, Великое княжение и Великий Новгород, ни тебе, ни твоим детям, ни твоим внучатам, ни твоим племянникам. [Это] моя [отчина] и моих братьев младших: князя Владимира и князя Юрия. [Не брать отчину] ни наших братьев младших, ни наших детей. А которые земли и воды принадлежали нашей отчине Москве, Великому княжению и Великому Новгороду при нашем прадеде Великом князе Иване Даниловиче и при Великом князе Семене Ивановиче, и при моем прадеде Великом князе Иване Ивановиче, и при моем отце Великом князе Дмитрии Ивановиче — того тебе, брат, у нас не брать, ни у меня, ни у моих братьев младших -— князя Владимира и князя Юрия, ни у наших братьев младших, ни у наших детей. [Не брать] ни твоим детям, ни твоим внучатам, ни твоим племянникам. А быть нам, брат, против татар, против Литвы, против немцев, против поляков вместе. А если по грехам нашим пойдет на нас Царь ' войной или войско татарское, — сяду на коня сам со своими братьями. И тебе, брат, послать ко мне на помощь своих двух сыновей и двух племянников, а сына тебе одного у себя оставить. А пойдут, брат, на нас Литва, или немцы, или поляки, то тебе, брат, послать детей своих и племянников на помощь. А корм им взять, а иным ничем не пользоваться. Если также пойдут на вас татары или Литва, или немцы, то мне к вам самому идти на помощь со своими братьями. А если мне какого брата понадобится оставить себе для охраны, то мне его оставить, а корм взять, и не пользоваться ничем другим. А на ком будет пеня давняя, то

==82


ДОГОВОРНАЯ ГРАМОТА (1399)

в военное время ее не взыскивать, не искать с обеих сторон. А что я воевал с Царем, и потребует он от нас возместить ущерб, то тебе, брат, тогда нам не давать ничего, ни твоим детям, ни твоим внучатам. И в том нам самим разбираться. А от моей клятвы Витовту отказаться, и тебе, брат, то же сделать, потому что ты с нами заодно. А если нам придется заключить союз с Витовтом или с Литвой, то нам, брат, без тебя союз не заключать, ни без твоих детей, ни внучат. А вам, брат, без нас союза с ним не заключать, ни тебе, ни твоим детям, ни твоим внучатам, без наших братьев, без наших детей. А в Орду тебе, брат, к Царю путь свободен, и твоим детям, и твоим внучатам, и вашим людям. А что судил митрополит Киприан судей наших общих. Поликарпа, Михаила, Ивана и Климентия, и что решили суды наши общие и грамоты подавали, то что из них можно взять, то взять. А что нельзя будет взять, то это предать забвению и грамоты тех судов разодрать. А пленных тебе, брат, наших Московского Великого княжения и Великого Новгорода отпустить без выкупа. А если кто купил пленного, то пусть он заплатит цену после целования креста. А рубеж Москве, Великому княжению и Великому Новгороду оставить как был он при нашем деде Великом князе Иване Даниловиче, при Великом князе Семене Ивановиче, при моем деде Великом князе Иване Ивановиче и при моем отце Великом князе Дмитрии Ивановиче. А с Новгородом быть тебе как в старину, как было при нашем прадеде Великом князе Иване Даниловиче, при Великом князе Семене Ивановиче, при мрем деде Великом князе Иване Ивановиче, при моем отце Великом князе Дмитрии Ивановиче, также и при твоем отце, при Великом князе Александре Михайловиче, который жил без Великого княжения, при князе Константине, при князе Василии Михайловичах и при тебе. А новых тебе пошлин не придумывать, а при старых пошлинах брать с воза по мортке2 с двумя ушками, а при костках3 — с человека — мортка. А если кто поедет на лошади с торгов — тоже брать мортку. А если кто уклонится от уплаты пошлины, то с воза брать штраф по шестьдесят [алтын] и штраф за нарушение — шестьдесят один, сколько бы возов ни было. Штрафы брать там, где объезжают таможню. А если кто проедет сборщика пошлин, а заставы там не будет, то ни пошлины, ни штрафа не будет. А если догонит его сборщик пошлины, то пусть возьмет свою пошлину, но не штрафует. А с ладьи и с частных договоров брать два алтына пошлины, но не более. А со струга—алтын всей пошлины. А с каждого рубля брать алтын тамги 4 и осминичее5. А кто торговал, но поедет мимо.

==83


ДОГОВОРНАЯ ГРАМОТА (1399)

тому платить пошлину и штраф, а более того пошлины не брать. А кто поедет из неторговавших, с того пошлины не брать. А между нами людям нашим и купцам пусть будет путь свободный, без границы. А тех, кто проведет границу или установит пошлину при ее переходе, то их выдавать после разбирательства. Всему спорному между нами суд свободный, общий с того времени как отец наш. Великий князь Дмитрий Иванович скончался — и пусть судит наш общий суд и старших людей с целованием креста. А осужденного вновь не судить. А вора, душегубца, разбойника, грабителя где поймают, там пусть и судят. А станет проситься на судебное разбирательство, то его на судебное разбирательство отпустить. А по. делам о холопе, о рабыне, о данном6, о положенном7, о заемном8, о поручном9, о земле, о воде — суд как был от века. Если кто поставит холопа или должника перед волостным управителем — в том ему вины нет, а если в чем обвинит, а перед волостным управлением не поставит — в том ему вина. А если холоп или рабыня станет вести тяжбу с господином и сошлется на свидетеля, но не будет за них поруки, то их обвинить и пошлину брать с семьи три алтына, а с одной головы — алтын. А [если] холоп и рабыня не станут вести тяжбу — пошлин с них не брать. А [если] кто из моих князей отъедет к тебе, кого мне Бог поручил и моим братьям младшим, то в их вотчины не вступаться, ни тебе, ни твоим детям, ни твоим, племянникам, ни при наших младших братьях, ни при наших детях. А боярам и слугам свободным между нами свобода, и домами им своими управлять, а нам на них не посягать. Размер дани и подсудность определять по величине земли и воды. А с холопов, за которых ключники крест целовали, дани не брать. А у которых из ваших бояр и слуг есть села, а они станут жить в нашей вотчине, брать вам с них дань, как со своих. А закладной'° вам, брат, не держать в нашей вотчине Москве, в Великом княжестве и в Великом Новгороде. А людей вам наших москвитян и жителей Великого Новгорода охранять как и своих. А возьмет Бог кого из нас, то вам, брат, заботиться о наших княгинях и наших детях после смерти нашей. А на этом на всем, брат князь Великий Михаил Александрович, целуй нам крест, своим братьям и мне, Великому князю Василию Дмитриевичу, и моим братьям младшим князю Владимиру Андреевичу и князю Юрию Дмитриевичу со своими детьми: с князем Иваном и с князем Василием Михайловичами по любви истинно, без хитрости. А от этого целования не отказываться, и соблюдать этот договор

^4

==84


ДОГОВОРНАЯ ГРАМОТА (1399)

с нами и нашими братьями младшими, и нашими детьми, и нашими внучатами.— Пер. Л. Н. Смольниковой.

Печатается по: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи археографическою экспедициею Императорской Академии наук.—T.I.— СПб,1836.—С.9—11.

ПРИМЕЧАНИЯ

' Царь — т. е. хан Золотой Орды.

2 Мордка (мортка) — старинная русская денежная единица.

3 Костки — вид пошлины за проезд по большой дороге.

4 Тамга — вид торговой пошлины.

5 Осминичее — вид торговой пошлины.

6 Данное — выплаченное при оформлении грамоты, вклада и т. д.

7 Положенное — отданное на хранение.

8 Заемное — вид подати.

9 Поручное — имущество, служащее залогом, обеспечением поручительства.

10 Закладень — лицо, переходившее на службу к светским или духовным лицам под залог с целью избавиться от государственного тягла.

==85


слово о житии

И О ПРЕСТАВЛЕНИИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА, ЦАРЯ РУССКОГО

— памятник древнерусской литературы, датируемый 30 — 50-ми гг. XV в. В традиционном по жанру некрологе умершему князю проводится ряд новых политических идей. Придерживаясь наметившейся уже в конце XIII в. тенденции к преодолению родовой идеологии, в частности, древней традиции наследования по праву старшинства в роде Рюриковичей, автор «Слова» прочерчивает новую линию преемственности династии московских князей начиная с деда Дмитрия — Ивана Калиты. Минуя посредствующие звенья, он прямо объявляет московских князей «ветвью» и «прекрасным цветком царя» Владимира I Святославовича. Но родовая идеология преодолевается не полностью: в «Слове» Дмитрий, умирая, передает «стол» отца, деда и прадеда старшему сыну как свою отчину. В «Слове» просматривается уже идея самодержавия: Дмитрий — это господин всей Русской земли, «князь князей», «великий русский князь»; сказитель игнорирует тот факт, что при малолетнем Дмитрии главную политическую роль, в духе теократизма, играл митрополит Алексий, и впоследствии князю не удалось поставить митрополитом «своего человека». Сказитель развивает также появившуюся еще до Куликовской битвы (!) идею «великой России»: Московское княжество — это не просто великое княжение, а «держава Русской земли», «великое царство». В духе концепции идеального христианского государя Дмитрий нарисован как грозный, но справедливый правитель, обладающий множеством христианских добродетелей, прежде всего таких, как любовь к ближнему и всепрощение. Хотя к середине XV в., когда «Слово» уже было написано, идея неограниченного самодержавия уже витала в воздухе, автор отдает некоторую дань старой боярской идеологии, приписывая князю любовь к «князьям своей земли», стремление ничего не делать без их согласия. Вместе с тем он продолжает ставшую традиционной для русской политической мысли идею добрых советчиков при государе.

==86


СЛОВО О ЖИТИИ КН. ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА

Князь сей Дмитрий родился от именитых и высокочтимых родителей: был он сыном князя Ивана Ивановича, а мать его — великая княгиня Александра. Внук же он православного князя Ивана Даниловича, собирателя Русской земли, корня святого и богом насажденного сада, благодатная ветвь и цветок прекрасный царя Владимира, нового Константина, крестившего землю Русскую, и сородич он новых чудотворцев Бориса и Глеба. Воспитан же был он в благочестии и в славе, с наставлениями душеполезными, и с младенческих лет возлюбил бога. Когда же отец его, великий князь Иван, покинул сей мир и удостоился небесной обители, он остался девятилетним ребенком с любимым братом своим Иваном. Потом же и тот умер, также и мать его Александра преставилась, и остался он на великом княжении.

И когда воспринял он скипетр державы земли Русской, престол земного царства, отчину свою — великое княжение, по дарованной ему от бога благодати, почести и славу, еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел, и непристойных слов не любил, и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал. И Священное писание всегда с умилением он слушал, о церквах божьих усердно заботился. И на страже земли Русской мужественно стоял, беззлобием отроку уподобляясь, а умом — зрелому мужу. Неприятелю же всегда был страшен он в бранях и многих врагов, на него поднимавшихся, победил. И славный град Москву стенами он на диво всем оградил. И в этом мире прославился — словно кедр в Ливане вознесся и словно финиковая пальма расцвел.

Когда же исполнилось ему шестнадцать лет, привели ему в невесты княгиню Авдотью из земли Суздальской, дочь великого князя Дмитрия Константиновича и великой княгини Анны. И обрадовалась вся земля свершению их брака. И после брака жили они целомудренно, словно златогрудый голубь и сладкоголосая ласточка, с благочестием пеклись о спасении своем, с чистой душой и ясным умом держа земное царство и готовя себя к небесному, и плоти своей не угождали.

Как кормчий крепкий, идя навстречу ветру, обходит волны, направляемый промыслом всевышнего, и как пророк стоит на страже божественного устроения, так и он правил своим царством. И умножилась слава имени его, как некогда слава святого князя Владимира, и расцвела земля Русская в годы княжения его, как прежде земля Израиля обетованная. И могуществом власти своей оградил он всю землю; от

Yj

==87


СЛОВО О ЖИТИИ КН. ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА

востока и до запада прославлено было имя его, от моря и до моря, и от рек до конца вселенной разнеслась слава его. Цари земные, слыша о нем, дивились, и многие страны трепетали. Враги же, живущие вокруг земли его, позавидовали ему и наклеветали на него нечестивому Мамаю, так сказав: «Дмитрий, великий князь, называет себя царем Русской земли и считает, что превзошел тебя славой, и противостоит твоему царству». Мамай же, подстрекаемый лукавыми советниками, которые христианской веры держались, а сами творили дела нечестивых, сказал князьям и вельможам своим: «Захвачу землю Русскую, и церкви христианские разорю, и веру их на свою переменю, и повелю поклоняться своему Магомету. А где церкви были, тут ропаты ' поставлю и баскаков посажу по всем городам русским, а князей русских перебью». Как прежде Агаг, царь васанский, похваляясь, выступил против кивота завета господня, бывшего в Силоме: похвалившись так, сам и погиб.

И послал Мамай сначала воеводу поганого Бегича

с большим войском и со многими князьями. Услышав о том, князь Дмитрий пошел ему навстречу с великими силами земли Русской. И сошлись с погаными в Рязанской земле на реке Воже, и помог бог и святая богородица Дмитрию, а поганые агаряне2 были посрамлены: одни перебиты были, а другие обратились в бегство; и возвратился Дмитрий с великой победой. И так вот защищал он Русскую землю, отчину свою.

И бесстыдный Мамай покрыл себя позором, вместо

хвалы бесчестие приобрел. И двинулся он сам, бахвалясь, на Русскую землю, и на Дмитрия, обуреваемый злобными и беззаконными мыслями. Услышав же об этом, князь Дмитрий, преисполнившись скорби, обратился к богу и к пречистой его матери и сказал: «О пресвятая госпожа богородица-дева, заступница миру и помощница, моли сына своего за меня, грешного, да удостоюсь славу и жизнь свою положить во имя сына твоего и твое, ибо не имеем другой помощницы, кроме тебя, госпожа. Да не порадуются враги мои, да не скажут поганые: «Где же бог их, на которого они уповают?»,— да будут посрамлены все творящие зло рабам твоим. Так как я раб твой и сын рабы твоей, испроси мне, госпожа, силу и помощь от святой обители твоей и от бога моего против моего супостата и нечестивого врага. Воздвигни мне, госпожа, крепость силы перед лицом врага, и вознеси имя христианское перед погаными агарянами».

И призвал он вельмож своих и всех князей Русской земли, бывших под властью его, и сказал им: «Должно нам, Î8

==88


СЛОВО О ЖИТИИ КН. ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА

братия, сложить головы за правую веру христианскую, да не будут захвачены города наши погаными и не запустеют святые божий церкви, и не будем рассеяны мы по всей земле, да не будут уведены в полон жены и дети наши, да не будем притесняемы погаными во все времена, если за нас умолит сына своего и бога нашего пречистая богородица». И отвечали ему князья русские и вельможи его: «Господин наш русский царь! Обещали мы, служа тебе, жизнь свою отдать, и ныне ради тебя кровь прольем, и своею кровью второе крещение примем».

И восприняв Авраамову доблесть, помолившись богу и призвав на помощь святителя Петра, нового чудотворца и заступника Русокой земли, пошел князь, подобно древнему Ярославу, на поганого, на злочестивого Мамая, второго Святополка. И встретил его в татарском поле на реке Дон. И сошлись полки, как сильные тучи, и заблистало оружие, как молния в дождливый день. Ратники же бились врукопашную, по долинам кровь текла, и вода Дона-реки с кровью смешалась. А головы татарские, словно камни, падали, и трупы поганых лежали подобно посеченной дубраве. Многие же благоверные видели ангелов божиих, помогавших христианам. И помог бог князю Дмитрию, и родичи его, святые мученики Борис и Глеб; и побежал окаянный Мамай перед лицом его. Треклятый Святополк на гибель побежал, а нечестивый Мамай безвестно погиб. И возвратился князь с великой победой, как прежде Моисей, Амалика победив. И наступила тишина в Русской земле. И так враги его были посрамлены. Другие же страны, услышав о победах над врагами, дарованных ему богом, все признали силу его; раскольники же и мятежники царства его все погибли. Обычай был у князя: как Давид — богоотец Сауловых детей помиловал, так он безвинных любил, а виновных прощал. Подобно великому Иову, словно отец был людям, око слепым, нога хромым, опора и защита, образец всем. К свету направляя подданных, от вышнего промысла власть получив... над родом человеческим, он всякое заблуждение в людях исправлял — высоко парящий орел, огонь, выжигающий нечестие, баня, смывающая скверну, гумно чистое, ветер плевелу, одр трудившимся во имя бога, труба, пробуждающая спящих, мирный воевода, венец победы, плавающим пристанище, корабль богатству, оружие на врагов, стена нерушимая, меч ярости, злоумышляющим сеть, ступень неразрушимая, зеркало житию, с богом все творящий и за него борющийся, высокий умом, смиренный в помыслах, ветрам тишина, глубина разуму. Князей русских в земле

g^

==89


СЛОВО О ЖИТИИ КН. ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА

своей сплачивал, в приказаниях вельможам своим спокоен и приветлив бывал, никого не оскорблял, но и всех одинаково любил, молодых словом наставлял, и всех одаривал, нуждающимся же руку помощи подавал.

И еще дерзну и не постыжусь поведать о житии нашего царя Дмитрия, да, услышав это, цари и князья научатся так

же поступать.

С юных лет бога он возлюбил и усердствовал в духовных делах; хотя и не изощрен был в книжной премудрости, но духовные книги в сердце своем держал. И еще одно поведаю о жизни его: тело свое в чистоте берег до женитьбы, церковь свою сохранил святому духу неоскверненной. Очи всегда опускал к земле, из которой и взят был, душу же и ум обращал к небу, где и подобает ему пребывать. И после бракосочетания также тело в чистоте соблюдал, к греху непричастным. Сбылись на нем слова божественного апостола Павла, который сказал: «Вы — храм бога живого, говорившего: «Вселюсь в них ив них пребуду»». Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и все ночи простаивал на молитве, сну лишь ненадолго предаваясь; вскоре снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных. Землею Русскою управляя и на престоле сидя, он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы всякий день облечься желал. Всегда почести и славу от всего мира принимал, а крест Христов на плечах носил, божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресение святых таинств приобщался. С чистейшей душой перед богом хотел он предстать; поистине земной ангел и небесный человек.

И прожил он со своей княгиней Авдотьей двадцать два года в целомудрии, и имел с ней сыновей и дочерей, и воспитывал их в благочестии. А княжне великое держал, отчину свою, двадцать девять лет и шесть месяцев, и многие славные деяния свершил, и победы одержал как никто иной другой, а всех лет жизни его было тридцать восемь и пять месяцев. А потом разболелся он и мучился сильно. Но после полегчало ему, и возрадовалась великая княгиня радостью великою, и сыновья его, и вельможи царства его. И снова впал он в еще больший недуг, и стоны вошли в сердце его, так что разрывалось нутро его, и уже приблизилась к смерти душа его.

В то же время родился у него сын Константин. И призвал князь к себе княгиню свою, и других сыновей своих, и бояр своих, и сказал: «Послушайте меня все. Вот и отхожу

%

К оглавлению

==90


СЛОВО О ЖИТИИ КН. ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА

я к господу моему. Ты же, дорогая моя княгиня, будь детям своим за отца и мать, укрепляя дух их и наставляя все делать по заповедям господним: послушными и покорными быть, бога бояться и родителей своих почитать, и страх пред ними хранить в сердце своем во все дни жизни своей». И сказал сыновьям своим: «Вы же, сыны мои, плод мой, бога бойтесь, помните сказанное в Писании: «Чти отца и мать, и благо тебе будет». Мир и любовь между собой храните. Я же вручаю вас богу и матери вашей, и в страхе перед нею пребудьте всегда. Повяжите заветы мои на шею себе и вложите ' слова мои в сердце ваше. Если же не послушаете родителей своих, то вспомните потом написанное: «Проклятие отца дом детей его разрушит, а вздохи матери до конца искоренят». Если же послушаете — будете долго жить на земле, и в благоденствии пребудет душа ваша, и умножится слава дома вашего, враги ваши падут под ногами вашими, и иноплеменники побегут пред лицом вашим, избавится от невзгод земля ваша, и будут нивы ваши изобильны. Бояр своих любите, честь им воздавайте по достоинству и по службе их, без согласия их ничего не делайте. Приветливы будьте ко всем и во всем поступайте по воле родителя своего».

И сказал боярам своим: «Подойдите ко мне, да поведаю вам, что совершил я в жизни своей. Старцы — что отцы мне были, средних лет мужи — словно братья, молодые же — как дети. Знаете, привычки мои и нрав: при вас я родился, на глазах у вас вырос, с вами и царствовал и землю Русскую держал двадцать семь лет, а от рождения мне сорок лет. И воевал с вами против многих стран, и супротивным страшен был в бранях, и поганых попрал божьей помощью, врагов покорил, княжество укрепил, мир и тишину на земле водворил. Отчину свою, которую передал мне бог и родители мои, с вами сберег, чтил вас и любил, под вашим правлением свои города держал и великие волости. И детей ваших любил, никому зла не причинял, ничего силой не отнимал, не досаждал, не укорял, не разорял, не бесчинствовал, но всех любил и в чести держал, и веселился с вами, с вами же и горе переносил. Вы же назывались у меня не боярами, но князьями земли моей. Ныне же вспомните о словах своих, сказанных мне в свое время: «Должны мы, тебе служа и детям твоим, за вас свои головы сложить». Скрепите их правдою, послужите княгине моей и детям моим от всего сердца своего, в часы радости повеселитесь с ними, а в горе не оставьте их: пусть сменится скорбь ваша радостью. Да будет мир между вами».

И, призвав сначала сына своего старшего, князя Василия, на старейший путь, передал в руки его великое

==91


СЛОВО О ЖИТИИ КН. ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА

княжение — стол отца его, и деда, и прадеда, со всеми пошлинами, и передал ему отчину свою — Русскую землю. И раздавал каждому из сыновей своих: передал им часть городов в отчину, и каждому долю в княжении их, где кому из них княжить и жить, и каждому из них дал по праву3 его землю. Второму сыну своему, князю Юрию, дал Звенигород со всеми волостями и со всеми пошлинами, а также и Галич, который когда-то был Галицким княжеством, со всеми волостями и со всеми пошлинами. Третьему же сыну своему, князю Андрею, дал город Можайск да другой городок — Белоозеро, со всеми волостями и со всеми пошлинами; это княжение было когда-то Белозерским. Четвертому же сыну своему, князю Петру, дал город Дмитров со всеми волостями и со всеми пошлинами.

И так утвердил он все это златопечатной грамотой, и, поцеловав княгиню, и детей своих, и бояр своих прощальным целованием, благословил их, и, сложив руки на груди, предал святую свою и непорочную душу в руки истинного бога девятнадцатого мая, в день памяти мученика Патрикия, на пятой неделе после Пасхи в среду, в два часа ночи. Тело его честное осталось на земле, душа его святая в небесную

обитель вселилась.

Когда же преставился благоверный и христолюбивый, благородный князь всея Руси Дмитрий Иванович, озарилось лицо его ангельским светом. Княгиня же, увидев его мертвым на постели лежащего, зарыдала во весь голос, горячие слезы из глаз испуская, нутром распаляясь, била себя руками в грудь. Словно труба, на бой созывающая, как ласточка на заре щебечущая, словно свирель сладкоголосая, причитала: «Как же ты умер, жизнь моя бесценная, меня одинокой вдовой оставив! Почему я раньше не умерла? Померк свет в очах моих! Куда ушел ты, сокровище жизни моей, почему не промолвишь ко мне, сердце мое, к жене своей? Цветок прекрасный, что так рано увядаешь? Сад многоплодный, уже не даруешь плода сердцу моему и радости душе моей! Почему, господин мой милый, не взглянешь на меня, почему не промолвишь мне, не обернешься ко мне на одре своем? Неужели забыл меня? Почему не посмотришь на меня и на детей своих, почему им не ответишь? На кого ты меня оставляешь? Солнце мое, — рано заходишь, месяц мой светлый, — скоро меркнешь, звезда восточная, почему к западу отходишь? Царь мой милый, как встречу тебя и как обниму тебя или как послужу тебе? Где, господи, честь и слава твоя, где господство твое? Господином всей земли Русской был — ныне же мертв лежишь, никем не владеешь! Многие страны ^

==92


СЛОВО О ЖИТИИ КН. ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА

усмирил и многие победы показал, ныне же смертью побежден. И померкла слава твоя, и на лицо твое легла печать смерти. Жизнь моя, как приласкаюсь к тебе, как повеселюсь с тобой! Вместо драгоценной багряницы облачаешься в простые и бедные ризы, не мною расшитую одежду на себя одеваешь, вместо царского венца простым платом голову покрываешь, вместо палаты красной гроб себе приемлешь! Свет мой светлый, почему ты померк? Гора высокая, как ты рушишься! Если бог услышит молитву твою, помолись обо мне, о своей княгине: вместе с тобою жила, вместе с тобою и умру ныне, юность не оставила нас и старость еще не настигла. На кого оставляешь меня и детей своих? Не много, господи, нарадовалась я с тобою: вместо радости и веселья печаль и слезы пришли ко мне, вместо утехи — сетование и скорбь мне явились. Зачем родилась и, родившись, прежде тебя почему не умерла,— не видела бы тогда смерти твоей, а своей погибели! Неужели не слышишь, князь, печальных моих слов, неужели не трогают тебя мои горькие слезы? Крепко, господин мой дорогой, уснул, не могу разбудить тебя! С какой битвы пришел ты, истомившись так? Звери земные в норы свои идут, а птицы небесные к гнездам своим летят, ты же, господин, от своего дома без радости отходишь! Кому уподоблюсь и как себя нареку? Вдовой ли себя назову? Не знаю сама. Женой ли себя назову? Лишилась я царя! Старые вдовы, утешьте меня, а молодые вдовы, со мной поплачьте: вдовье горе тяжелее всех у людей. Как восплачу или как воскричу: «Великий мой боже, царь царей, будь мне заступником! Пречистая госпожа богородица, не оставь меня, в дни печали моей не забудь меня!»»

И принесли его в церковь святого архангела Михаила, где стоит гроб отца его, и деда, и прадеда, и, отпев его по обычаю, положили его в гроб месяца мая в двадцатый день, на память святого мученика Фалалея. И плакали над ним князья и бояре, вельможи и епископы, архимандриты и игумены, попы и дьяконы, черноризцы и весь народ от мала до велика, и не было никого, кто бы не плакал, и было не слышно пения в громком плаче. Был тут гость — митрополит трапезундский, грек Феогност, и владыка смоленский Данило, и Савва, епископ сарайский, и Сергий-игумен, преподобный старец, и многие другие; разошлись все, горько плача.

Пятый же сын его, Иван, умер, а шестой сын его, Константин, самый маленький, еще младенец, ибо остался он тогда после отца четырехдневным, седьмой же сын его старший — Данило.

^

==93


СЛОВО О ЖИТИИ КН. ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА

О страшное чудо, братия, удивления исполнено, о видение, приводящее в трепет! Ужас объял всех! Услышь, небо, и поведай земле! Как воспишу о тебе и как возглашу о представлении твоем: от горя душевного язык немеет, уста затворяются, голос пропадает, разум мутнеет, взор меркнет, сила слабеет. Если ж умолкну, заставляет меня язык яснее прежнего говорить.

Когда же уснул вечным сном великий царь земли Русской — Дмитрий, воздух взмутился, земля тряслась, и люди пришли в смятение. Как назову тот день — день скорби и уныния, день тьмы и мрака, день беды и печали, день вопля и слез, день сетования и горести, день поношения и страдания, день рыдания и возгласов отчаяния, не решаюсь сказать — день погибели! Только и слышал я, как множество людей говорило: «О, горе нам, братья! Князь князей почил, господин властителей умер! Солнце затмевается, луна облаком закрывается, звезда, сияющая на весь мир, к западу

грядет!»

Скажу, что понудило меня слово божье писать житие его. И пусть никто не дивится, что промысел дал мне помощь в сложении речи, ибо бога имею помощником в похвале святому — бога Авраама, и Исаака, и Иакова, — святому — любвеобилия и добродетели царю, ни в чем не подражая писаниям некоторых древних языческих философов, но согласно жизни его слагая ему правдивые похвалы. Словно в зеркале вижу его, подобного мудрости божественного Писания. Чья еще в мире так же просияла светлая, и славная, и чести достойная жизнь, и чье имя так возвысилось в людях! Прекрасен обликом и чист душою, совершенен умом! О ином ведь слагают сказания для славы, к сложению похвал побуждает дружеская любовь. Великому же этому поборнику благочестия — светлая жизнь его украшение, и предков достоинство.

По словам великого Дионисия: говор воды ветром вызывается и влага земли солнцем иссушается. Ум — властитель чувствам человеческим, в соединении с чувством ум в сердце сад взращивает, сердце же плод ума речью миру возвещает. Так же князь Дмитрий знаменит в роду своем; не удостоились другие родители такое же чадо родить, не достойно и такому дивному чаду от других родителей родиться, но свершилось это по воле всех создателя — бога. Что могу прибавить к славе его, ибо неизмерима она, словно море, которое полно и без текущих в него рек. И не бывает, чтобы людям в начале жизни хвала была, но одним, когда возмужают, другим — в старости. Сей же в хвале доброде-

?4

==94


СЛОВО О ЖИТИИ КН. ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА

тели все годы жизни своей прожил, сразу благочестивым родился и к славе предков свою славу присоединил. Думаю, что он ничем не уступал пчеле, медоточивые слова изрекая, из словесных цветов соты составляя, чтобы все ячейки сердца сладостью наполнить; разумом слов учителей убеждал и уста философов прозорливостью награждал. Никто из собеседников не мог уподобиться ему: божественную мудрость в сердце хранил и тайным собеседником богу бывал, грубых

слов в речи избегал, мало говорил, но много смыслил; ступал достойной царя стезей.

Как вода при кипении разделяется надвое, а затем снова сливается воедино, как все люди земли, взирая в недостижимую высоту, мыслят о восседающем в ней, так и разум торопит меня сказать об этом великом царе. Зависть — это печаль о благе ближнего, рвение же — подобно благому теплу любви, но полно благоизволения и силы. Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Дмитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем божественного духа распалялись и слезами покаяния очищались. Есть ли кто столь сед разумом еще до старости? Ибо и Соломон старостью именует целомудрие, а не седину волос называет. Таково его рвение к богу: как огонь, вырываясь из щели, устрашает сердце смотрящих на него. Душа же его подобна некоему бремени, и скажу: он словно кормчий благами груженного корабля, которые не может человеческое существо и вместить. Никто не может стать врачом, если прежде не познает причины недуга, ни иконописцем, прежде чем многократно не смешает краски. Многие были царями и князьями лишь по именам, а не по делам. Самуил-пророк предвидел будущее, а Саул был отвержен. Ровоам, сын Соломонов, был царем, а Иеровоам — раб и отступник — тоже царь. Этот же богом дарованную принял власть, и, с богом все свершая, великое царство создал, и величие престола земли Русской явил. Бывал он друзьям стеной и опорой, а врагам — мечом и огнем, иссекая нечестивых и сжигая их словно хворост — легко сгорающий, для зла собиравшийся. Применю к нему слова Иеремии и Давида: «Разве слова мои не подобны огню, — говорил господь, — или молоту, раскалывающему камень?» Давидово же: «Окружили меня, словно пчелы соты, и разгорелись, словно огонь в терновнике».

==95


СЛОВО О ЖИТИИ КН. ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА

И как перед Павлом Варнава подвигся на проповедь, так и я, худоумный, для прославления доблестного господина своего слово излить захотел [...]

Солнце за красоту и величие хвалят, и за движение его, и быстроту, и силу, и мощь, которой оно обладает, так как освещает всю землю из конца в конец одинаково, никого не лишая теплоты. Дмитрий же доблестен был и добр нравом, велик в своем величии, решителен в добродетельных деяниях, пока не почил в покое; в силе своей все обходит вокруг, словно солнце, лучи испуская и всех согревая, кого лучи его достигнут — таков и он. Без колебаний скажу о нем, что по всей земле пронеслась слава его и в концы вселенной — величие его. Кому уподоблю этого великого князя, русского царя? Придите, любимцы, священнослужители, для слов похвалы — по достоянию похвалить властителя земли! Ангелом ли тебя нареку? Но во плоти ты ангельски прожил. Человеком ли? Но ты выше человеческой природы деяния свершил. Первозданным ли тебя нареку? Но тот, приняв заповедь от создателя, переступил ее, ты же обеты, принятые в святом крещении, в чистоте сохранил. Сифом ли тебя нареку? Но того из-за мудрости его люди богом называли, ты же чистоту сохранил, и был рабом божьим, и, божьим престолом обладая, господином земли Русской явился. Еноху ли тебя уподоблю? Но тот переселен был на землю неведомую, твою же душу ангелы на небеса со славой вознесли. Ноем ли тебя назову? Но тот был спасен в ковчеге от потопа, а ты сберег сердце твое от помысла греховного, словно в чертоге, в чистом теле. Евером ли тебя нареку, не приобщившимся столпотворению безумных людей? Ты же столп нечестия разрушил в Русской земле и не примкнул к неразумным народам на пагубу христианам. Аврааму ли тебя уподоблю? Но ты, уподобившися ему верою, в жизни своей намного превзошел его. Прославлю ли тебя, как Исаака, отцом обреченного в жертву богу? Но ты сам душу свою чистую и непорочную в жертву господу своему принес. Израилем ли тебя назову? Но тот с богом в исступлении боролся и духовную лестницу увидел, а ты за бога сражался с иноплеменниками, с нечестивыми агарянами и с поганой дитвою, за святые церкви, христианскую укрепляя веру, как ту духовную лестницу. С Иосифом ли тебя сравню, целомудренным и святым отпрыском, обладавшим Египтом, — ты ведь целомудренным был в мыслях и властителем всей земли явился. Моисеем ли тебя назову? Но тот князем был над одним еврейским народом, ты же многие народы в княжестве своем имел, честью благодарения имя твое во многих странах воссияло.

==96


СЛОВО О ЖИТИИ КН. ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА

Восхваляет земля Римская Петра и Павла, Азия — Иоанна Богослова, Индийская же земля — Фому-апостола, Иерусалимская — Иакова, брата господня, Андрея Первозванного — все Поморье, царя Константина — Греческая земля, Владимира — Киевская с окрестными городами, тебя же, великий князь Дмитрий, — вся Русская земля.

Я же, недостойный, не смог твоему правоверному господству по достоинствам сложить похвалу из-за скудости моего разума. Молись же, святой, непрестанно о роде своем и за всех людей, живущих в царстве твоем, ибо там предстоишь,-где пажити святых отцов и вечное насыщение. Каково же насыщение более этой радости? Красота раю — пажити, где лицо божие видится; там песнь поют ангельские хоры, там единение великое с вышними силами, там светлые почести от тяжкого труда освободившимся, там сонм премудрых пророков, там суд апостольский, там бесчисленных мучеников воинства, там исповедники награду свою со рвением приемлют, там благоверные мужи крепостью разума суетные желания сего света подавили, там святые жены добрым нравом своим над мужским полом возобладали, там отроки, которые здесь чистоту сохранили, с ангелами ликуют, там старцы, которых старость сделала слабыми, но сила добрых дел не погубила. И благо есть нам с теми святожителями их радостями насладиться, благодатью и человеколюбием единородного сына твоего. С ним же во благости, с пресвятым и благим и животворящим духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Печатается по: Памятники литературы Древней Руси: XIV — середина XV века.—М.: Худож. лит., 1981. — С. 209—229.

ПРИМЕЧАНИЯ

' Ропаты — иноверческие храмы.

2 Агаряне — в древнерусских текстах мусульмане.

3 В оригинале — не «по праву», а «по жребию».

4 Заказ № 3622

==97


СМИРЕННОГО ИНОКА ФОМЫ

СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ О БЛАГОВЕРНОМ ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ БОРИСЕ АЛЕКСАНДРОВИЧЕ

Об авторе «Слова» ничего достоверного неизвестно. Создано «Слово» в середине XV в. и посвящено князю Борису Александровичу (правил в 1425—1461 гг.), предпринявшему последнюю в истории Твери попытку установить гегемонию в СевероВосточной Руси в борьбе с московским князем Василием II Васильевичем (правил в 1425—1462 гг.). Основная идея памятника — прославление тверского князя как добродетельного, богоизбранного христианского государя из рода Владимира Киевского, великого самодержца богоспасаемой «державы Тверской земли», представляющей собой «новый Израиль». Борис уподобляется Моисею, Константину, Августу, Птолемею, Юстиниану, Феодосию. В определенном смысле Борис был достоин прославления: в 30 — 50-х гг. XV в. он действительно был очень сильным князем, союза с которым добивались не только московский князь, но также Византия, Литва и даже среднеазиатский правитель, сын и преемник знаменитого Тимура Шахрух (1377—1447). Дочь Бориса Мария была замужем за византийским императором Иоанном VIII Палеологом (1425—1448), который вместе с константинопольским патриархом Иосифом II при участии русского митрополита Исидора попытался провести воссоединение восточной и западной христианских церквей (Флорентийская уния 1439 г.). В политике князя Бориса наблюдались некоторые прозападнические тенденции: он, в частности, проявил активный интерес к Флорентийскому собору в отличие от московского князя, фактически отвергшего идею унии.

Если, как сказал Соломон, когда прославляют праведника, возвеселяются люди, то как же нам не возвеселиться, когда среди нас находится нами видимый и нам не безвестный, светило великое, великий князь Борис Александрович, хвалимый и прославляемый от востока и до запада, и как же

==98


ИНОКА ФОМЫ СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ

нам не возвеселиться, когда даровал бог таковую радость Тверской земле. Восхвалим же и почтим того благородного и благоверного, кто божией благодатью дан на утверждение Тверской земле, — того, кому от материнской утробы было богом предназначено стать земным властителем на всеобщую радость, и веселие, и на беспечальное житие. Как сказал Иоанн Дамаскин, где нет печали, там радость и веселие.

Когда кто-нибудь питает к кому-то любовь, а в это время другой человек любимого им хвалит, то тому, кто слышит о друге добрые слова, бывает великая радость. Неужто же мы не возрадуемся, в то время как государь наш и защитник Тверской земли, великий князь Борис Александрович, прославляется и восхваляется во всех странах, и землях, и народах. И так как столь добродетельного государя от рода Владимирова дарует нам бог, то достойно прославим его, богом прославленного.

И княжение его в мире сем преукрашено чудесами божиими. И подобно тому, как сбылись слова пророка Давида в Писании о том, что «в отцов твоих стали сыновья твои», так и сей великий князь Борис Александрович на отеческом престоле богом утверждается и преуспевает во всяческих благих добродетелях, доступен всем и щедр на руку, почитатель бога и ревнитель всего священного, и всем вокруг дорог и желанен, сотворяет дальних ближними себе и теплою любовью привлекает к себе души всех и сердца.

И когда все обо всем на свете на него возымели упование, возрадовалась вся земля Тверская, что даровал им бог такого государя, и пастыря, и истинного христолюбца, утвержденного богом на отеческом престоле. И одни Моисеем его именуют, с божьей помощью новым Израилем, богом спасаемым городом Тверью, мудро правящим, другие же — вторым Константином, за великое его человеколюбие. И кто вознесет похвалы всей вселенной и великому тому самодержцу? Ведь то, о чем мы слышали от пророков, теперь на деле совершается. Ведь, как сказано, юноши, и девы, и старцы с младенцами, — все вместе единодушно и радостно возглашают и говорят: «Велик ты, господи, и чудны дела твои». И кто опишет силу твою, господи, даровавшего нам нового Ярослава — сего самодержавного великого князя Бориса Александровича.

И поскольку расширилась власть его, и возвысилась слава имени его далеко по странам, то многие люди в дальних землях и царствах, услыхав об этом государе, с радостью спешили дрийти, желая увидеть его многорадостное и исполненное светом лицо, говоря про себя: «Благословен господь, 4*


==99



ИНОКА ФОМЫ СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ

устроивший беспечальную жизнь в славной земле, называемой Тверью, в крепкой державе великого князя Бориса Александровича». И еще: «О таком сказал Иов, что око был слепым и опора хромым». Воистину скажу: око и опора. И не найдется никого среди людей, кто бы не возвеселился, увидев лицо великого князя Бориса Александровича. О подобном ему сказал Иаков целомудренному Иосифу: «Сильнее царской славы покорило меня лицо твое». Я же подразумеваю лицо великого князя Бориса Александровича, светящееся ярче каменьев сапфира и топаза. Всякий из нас, кто посмотрит на него, исполнится многого веселья. И другие многие люди приходили с великим рвением, желая единственно слышать его сладкогласную и исполненную мудрости речь. Мне даже мнится, что это о нем сказал пророк Давид: «Слаще меда устам моим слова твои». Я знаю: таковы уста великого князя Бориса Александровича, слаще меда они и сота всем людям. И потому прославляется имя его от востока и до запада, и до самого царствующего града, то есть и до Рима.

В некие же времена, когда препирались о православной вере христиане с римлянами', царь цареградский Иоанн возвестил в послании: «Здравствуй, возлюбленный брат во Христе». И принял царские послания великий князь Борис Александрович, и прочитал их пред всем народом, и многой радости, душевной и телесной, исполнился, из глубины сердца воздыхая, и крепко благодаря бога, и говоря: «Боже великий, сподоби меня быть причастным сему святому и Вселенскому собору, еще же и поборником стать за отеческую

веру».

И по причине этой устраивает праздник светел и зовет на трапезу своего отца, благолюбивого епископа Илию, и все славное духовное сословие, и всех своих подданных, князей и вельмож. И, чествовав много посланников царских и одарив их многими дарами, отпустил их к своему царю. И вскоре снаряжает на Вселенский собор своего посла именем Фому и повелевает ему прилежно следить, чтобы если что отнимут или прибавят к Седьмому собору, то «того и слышать не желаем». И такое с Фомою отправляет послание

к царю: «Доброму Иоанну царю! Преславнейшему, и светлейшему, и богом венчанному самодержцу Греческой земли, царю Иоанну — князь великий, Борис Александрович, всей державы Тверской земли. О Христе радоваться нам с честной державой царствия твоего!

Что до послания твоего, которое прислал к нам, то я его принял с любовью, и в нем одобряю, что писано

Too

К оглавлению

==100


ИНОКА ФОМЫ СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ

о соединении святой божией Христовой церкви, и да будет святой Вселенский собор по первому преданию святых правил и по чину семи святых Вселенских соборов. Мы со своей стороны крепко радуемся этому и стремимся, сколько есть силы, ратовать за христианскую веру. И для того мы послали представителями своими своих послов на святой Вселенский собор и к честной твоей державе. Обо всем прочем получишь известие от наших посланных. Пусть здравствует твое святое царствие».

И Фома, посол великого князя Бориса Александровича, взял это послание и отправился из Твери в Новгородскую землю, и оттуда в Псковскую землю, а оттуда в Немецкую землю, и оттуда в Курляндскую землю, а оттуда, в Жмудскую землю, и оттуда в Прусскую землю, а оттуда в Словенскую землю, и оттуда в Любекскую землю, а оттуда в Морьскую землю, и оттуда в Жуньскую землю, а оттуда в Шведскую землю, и оттуда во Флоренцию.

И здесь встретил я папу римского Евгения, и святого царя цареградского Иоанна, и вселенского патриарха Иосифа, и весь святой Вселенский собор. А с патриархом было двадцать два митрополита. И тот же Фома, посол великого князя Бориса Александровича, подал царю послание и то, что ему было поручено. И царь повелел читать его пред всеми людьми и пред бывшими окрест него.

И когда было прочтено послание, извещающее царя о крепости в православной вере великого князя Бориса Александровича, тогда все, бывшие там, удивились величию дара божия, дарованного князю от господа. Царь же, вздохнув из глубины сердца, изрек: «Восхвалим и прославим бога, беспрестанно славимого ангелами, и поклонимся тому, кому непрестанно кланяются херувимы и серафимы, за то, что такового князя даровал бог Русской земле, а нам пособника в вере христианской». А вселенский патриарх Иосиф сказал: «Старое миновало, новое же вам возвещаю: вера благодатная распространилась от нашей Греческой земли вплоть до Русской земли, евангельский источник исполнился вод, и надлежит нам вместе с великим князем Борисом славить святую троицу. А подобного князя на Руси мы никогда не знавали». И затем все митрополиты стали восхвалять великого князя Бориса, один за другим, каждый из них.

Гераклитский митрополит Антоний сказал: «И я в меру силы моей хочу воздать хвалу богу и великому князю Борису, ибо я видел его, а теперь о нем слышу; с детских лет больше всего Христа возлюбив, и возмужав, и приближаясь к зрелости [...] И как возблагодарю тебя, когда столь много повествуют святители о твоей добродетели».

^-j

==101


ИНОКА ФОМЫ СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ

А трапезундский митрополит Дорофей сказал: «В писании сказано, что присутствием двух или трех свидетелей подтверждается истинность всякого слова. А имя великого князя Бориса Александровича не только кем-то одним восхваляется, но прославляется имя его от края земли и до

моря».

А кизикский митрополит Митрофан сказал: «Как нареку тебя, христолюбивый великий князь Борис! Воистину ты друг правды, вместилище мудрости, гнездо милосердия».

А никейский митрополит Виссарион сказал: «Если бы был здесь сам великий князь Борис Александрович, то я бы вопросил его, как вошел в него страх божий, как разгорелась в нем любовь Христова и как возлюбил Христа больше земных мудрецов. Ибо хоть и много есть великих князей на Руси, но никто не возымел такой заботы и труда, чтобы направить послов для участия в святом соборе — только один великий князь Борис».

А никомидийский митрополит Макарий сказал: «Брат Виссарион, хоть и нет здесь самого великого князя Бориса, с кем бы нам следовало побеседовать о мужестве и мудрости, но мы расспросим посла великого князя Бориса». И сказал: «Поведай нам, Фома, посол великого самодержца, откуда припахнуло благоухание на великого князя Бориса, и кто дал ему испить сладкую чашу смысла жизни, и явить таковые труды, каких никто еще не являл на Руси?»

Лакедемонский митрополит Мефодий сказал: «Кто возвестит многие милостыни великого князя Бориса Александровича, подаваемые ночью, и щедроты, изливаемые днем, ко всем нуждающимся в милосердии, о которых мы слышали!»

А тырновский митрополит Игнатий сказал: «Созывает нас обычай на похвальное слово великому князю Борису. Но подобает вам умножить похвалу ему, и да не оскудевает при

этом слово ваше».

Амасийский же митрополит Иоасаф сказал: «От нивы — урожай, а от виноградной лозы — плоды. Нива, когда пожнут ее, опустеет, а лоза, когда ее срежут, захиреет. Слава же великого князя Бориса, которая разносится всякий день повсюду, не оскудевает».

А молдавский митрополит Дамиан сказал: «Дивны похвалы святых отцов великому князю Борису, и светло простерлась весть о его благочестии по всей земле».

А ставропольский митрополит Исайя сказал: «И я слышу о великом князе Борисе, что житие его — как у блаженного Иакова, а незлобивость — Моисеева, а благочестие — целомудренного Иосифа».

==102


ИНОКА ФОМЫ СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ

А родосский митрополит Нафанаил сказал: «Следует мне ныне присоединиться ко множеству того, что сказано здесь вашей любовью, ибо не знаем другого такого князя на Руси, каков великий князь Борис».

А митиленский митрополит сказал: «О милостях и щедротах великого князя Бориса говорят во всех землях».

А дамасский митрополит Дорофей сказал: «Имеет большое дерзновение пред богом великий князь Борис. Да поможет мне это сказать слово Писания: «Судия славен милосердием»; «Блаженны милостивые, ибо они помилованы -будут». Так вот и великого князя Бориса милостыни и щедроты творятся не только в Русской земле, но, как свет зари, разливаются до самого Царьграда, и до Святой горы, и даже скажу — до самого Иерусалима».

А меленикский митрополит Матфей сказал: «Чья мысль и чей разум может постигнуть повествуемое о великом князе Борисе то, что о нем мы слышим!»

Титриасский митрополит Каллист сказал: «Как праведна вера, так праведны и дела благочестивого великого князя Бориса, о коем повествует святой собор».

А ганский митрополит Геннадий сказал: «Из Христова поучения напомню вам всем: «Кто напоит только чашею воды во имя ученика, получит награду». А великий князь Борис не одного, не двоих, не десятерых, не один-единственный город, но многие города и земли в своем отечестве накормил он».

Афилонский же митрополит Софроний сказал: «Сладостен райский плод, но слаще того слышать великого князя Бориса».

А иверский митрополит Иона сказал: «Я мыслю великого князя Бориса подобным великому царю Константину. Ибо тот со святыми отцами на Первом соборе был. А великий князь Борис — с нынешними отцами в Ферраре; прислал своего боярина, а сам не прибыл только из-за долготы пути».

А сардийский митрополит Дионисий сказал: «Подобает нам всем, верующим святому псалмописцу Давиду, возопить: «Сей день, который сотворил господь! Возрадуемся и возвеселимся ныне!» И воистину возрадоваться нам подобает, слыша о таком государе. Ведь чего мы желаем, то и увидели, и чего чаяли, то и усмотрели — что великий нам пособник в вере христианской великий князь Борис. И ныне в нем и в нас одна вера, одно крещение, одно исповедание святой троицы — отца, и сына, и святого духа».

И таковую похвалу святых отцов великому князю Борису слышал Фома, посол тверской. И в то время как святые

==103


ИНОКА ФОМЫ СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ

отцы один за другим говорили о князе, он повелел записывать все их слова и принес на Русь. Мы же прочли записанное и подивились тому, как они, не видевши, не зная великого государя, только слышав о нем, смогли написать такие похвалы. А мы, постоянно бывая сопричастниками его трапезы и в великой тишине пребывая его заботами, — как мы умолчим о необычайной его добродетели? Ибо писано: «Если кто приблизится к золотых дел мастеру, не примет ли тот от золота хоть один луч, или тот, кто взойдет на возвышенное место, не будет ли видеть далеко, хотя бы был и весьма мал?» Так вот, прочитав этих отцов восхваления великому князю Борису, приведу же и я среди тех похвал свою похвалу великому князю Борису Александровичу.

Но прихожу в исступление ума, помышляя о совершенстве их похвалы. Впрочем, приведу к этому — как говорит господь о Давиде: «Нашел мужа по сердцу себе и посажу его на престоле моем до конца веков». И я сего самодержавного государя, великого князя Бориса Александровича, назову новым Давидом, ибо не одному только господу полюбился он сердцем и разумом, но и все боголюбивые люди сказали себе о нем: «Обрели утешение сердцам и душам нашим». И я о нем скажу: «Воистину он утешитель словом, обличьем и делом». Ибо написано в Бытии, что сказано: «Благословен бог Симов!» А я скажу: «Благословен бог великого князя Бориса Александровича и то, что от такого великого собора таковые похвалы ему принесены». И еще сказано: «Распространит господь потомков Иафета, и населят землю Симову». А я об этом скажу: «Распространил бог народ человеческий по земле, и населил он селения великого князя Бориса Александровича». И если бы то было возможно, то ведь бы мир был в той богом обетованной земле. И сколько приходит народу в селения великого князя Бориса Александровича! Воистину можно сказать по Евангелию: «И ничто им не вредит». И потому все, и из князей, и из вельмож, вплоть до простых людей, желают пребывать в том государстве.

Но, может быть, кто-нибудь подумает, что все это я написал за вознаграждение или из страха, — пусть тогда он прочтет похвалы сих святых отцов и узнает, как прославили они великого князя Бориса. Кто же их научил этому? И кто подвигнул их восхвалять таковым образом? И кто надоумил их на таковое согласие, что, будучи собранными из различных мест, не зная друг друга, святители все единогласно величали благими похвалами великого князя Бориса? И я, подобно их великой похвале, от многого малое нечто скажу о своем государе, великом князе Борисе Александровиче.

==104


ИНОКА ФОМЫ СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ

Кому уподоблю я великого князя Бориса Александровича? Назову его Соломоном. Не читали ли, как южская царица, прослышав о премудрости Соломона, пришла с края земли, желая убедиться в премудрости Соломона? Здесь же, мнится мне, удивительнее Соломона: узнали великие русские князья и вельможи о премудрости и могуществе великого князя Бориса Александровича, царствующего в богом обетованной той земле, и пришли с разных концов земли не только премудрости наслышаться, но и лицезреть славного того государя и насыщаться от царской и сладкой трапезы.

-И как еще назову тебя, великого князя Бориса Александровича? Уподобил его кесарю Тиберию Справедливому. Но Тиберий не разрешал своим подданным ходить перед собой в прекрасных одеяниях и в блистании злата. А сей самодержавный государь, великий князь Борис Александрович, напротив, бесчисленно одаривая людей своих, повелевает им в своей палате предстоять пред собой в великолепном блеске, увенчав себя самого царским венцом. Воистину не слыхано, чтобы среди прежних царей кто-либо был так прекрасен лицом и одеждами, наиболее же всего — добродетелями, как великий князь Борис Александрович.

И так как не могу найти слов, чтобы описать его величественную походку, прекрасные его одеяния, красоту лица его, мудрость старца, таящуюся в молодом теле, добрый нрав, соединенный с кротостью, то и назову его, самодержавного и братолюбивого, наиболее же всего — боголюбивого великого князя Бориса Александровича, назову его Львом Премудрым, который созидал несказанно прекрасные столпы. А великий князь Борис Александрович, — тот не столпы еозидал, но сооружал великие стены, и воздвигал в них церкви божий, и собирал преподобных монахов и святолепных старцев, подобно прекрасным столпам, о которых следовало бы сказать, что на них утверждается и ими просвещается вся поднебесная.

Но мнится мне, что и Льва мудрее великий князь Борис Александрович. Ибо зачем тот столпы ставил? Никакого в том прибытка людям, только на обозрение. А великий князь Борис Александрович многие церкви поставил, которые просвещают и освящают всякого человека, грядущего в мир.

И Августу его уподоблю, при котором была перепись всем людям и люди начали веровать. Но видится мне, что и того он лучше. При том все люди были переписаны; этого же, великого князя Бориса Александровича, самого имя записано и поставлено во всех народах. И о сем же я скажу в согласии со словом Давидовым: «О, великий князь Борис

==105


ИНОКА ФОМЫ СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ

Александрович! Возлюбил ты правду и возненавидел беззаконие. И сего ради возвысил тебя бог больше всех великих

князей русских».

Но кому все-таки уподоблю сего самодержавного и любезного мне государя, великого князя Бориса Александровича? Не Симеону ли златоструйному и книголюбивому, не Птоломею ли Книголюбцу? И воистину он — новый Птоломей, великий князь Борис Александрович, собирающий повсюду святые книги и учащийся по ним тому, что ведет

к спасению души.

Но что много рассуждаю! Может быть, уподоблю его царю Константину, или царю Юстиниану, или Феодосию, царю благочестивому, укрепившим соборами православное христианство? Тот правоверный царь Константин первый принял христианское благочестие, а сей благочестивый великий князь Борис Александрович от Владимира принял таковую же великославскую честь, и хвалу, и доброславие. И, как никто другой на Руси, не только сам так утвердился в вере, но и укрепил всю свою державу божественными добродетелями.

Или уподоблю его великому Моисею, законодателю древних, проведшему народ израильский неомоченными стопами чрез Красное море? Великий же князь Борис Александрович, новый Моисей человеколюбивый, кого из нас не привел от ничтожества и многотрудной жизни в свое радостное и богом обетованное царство.

Или уподоблю его И







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 926. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия