СКАЗАНИЕ
О ВЕЛИКИХ КНЯЗЬЯХ ВЛАДИМИРСКИХ ВЕЛИКОЙ РУСИ Существуют разные версии происхождения этого памятника. Согласно одной из них, киевский митрополит и публицист Спиридон-Савва (вторая пол. XV — нач. XVI в.), оказавшись в Литве в заточении, составил церковно-политическое послание, где свел воедино неизвестно когда возникшие две политические легенды, по одной из которых приглашенный новгородцами князь Рюрик принадлежит к роду римского императора Августа, следовательно, династия русских князей ведет свое в высшей степени благородное и «западное» происхождение от римских императоров; тогда как другая легенда гласит, что киевский князь Владимир Мономах получил царские регалии от византийского императора Констангина Мономаха. На базе этого послания Спиридона-Саввы и возникли редакции сказания о князьях владимирских. Под владимирскими князьями имелись в виду Владимир I Святославич, представляющий якобы четвертое колено от Рюрика, и Владимир Всеволодович Мономах — правнук, т. е. тоже четвертое колено, Владимира I. Уже в памятниках XIV в. («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище») проводилась мысль о московских князьях как князьях из рода Владимира Киевского. Теперь, в сказании начала XVI в., эта родовая преемственность усиливается идеей преемственности царской власти, поскольку Владимир Мономах якобы был уже «боговенчанным царем», «царем великой Руси» и пребывал «в мире и любви» с императором Константином. Единственно московским князьям присвоено право на великое княжение Владимирское. В сказании особо подчеркивается «вторичность» власти литовских князей, которые стали, мол, править «самовольно», без согласия «великих государей русских князей». В сказании о князьях владимирских проводилась также мысль о том, что московские князья обязаны защищать «византийское наследие», посколькуде Константин Мономах завещал всем православным пребывать под властью не только его «царства», но и «свободного самодержавства великой России». 14^ ==145 СКАЗАНИЕ О КНЯЗЬЯХ ВЛАДИМИРСКИХ Идеи сказания о владимирских князьях использовались в дипломатической практике при Василии III и Иване IV, нашли отражение в ряде летописных трудов XVI в. Но если идея «владимирского наследия» принималась безоговорочно, то «обязанность» выступать защитником «всего православия», на деле означавшая войны с усиливавшейся и завоевавшей многие «православные территории» Османской империей, представлялась русским государям XVI в. по крайней мере неактуальной. [...] В год 5457 (51 до н. э.) Август, кесарь римский, пошел в Египет, где царствовали правители из египетского рода Птолемеев, со своими воеводами. И встретил его Ирод, сын Антипатра, помогая ему с великой охотой и воинами, и пищей, и дарами. И бог вручил Египет и Клеопатру в руки Августу. Август же начал собирать дань со всей вселенной. Брата своего Патрикия поставил царем Египта; Августалия, другого брата своего, поставил властелином Александрии; Ирода же, сына Антипатра, аскалонитянина, за то, что тот почтил его, поставил царем над иудеями в Иерусалиме; Азию же вручил Евлагерду, родичу своему; Илирика же, брата своего, поставил правителем в верховьях Истра; а Пиона учредил правителем в Золотых землях, которые ныне называются Угорской землей; а Пруса, родича своего, послал на берега Вислы-реки в города Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море. И жил Прус очень много лет, до четвертого поколения; и с тех пор до нынешних времен зовется это место Прусской землей. И вот в то время некий воевода новгородский по имени Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: «О мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к себе из тамошних родов правителя». Они пошли в Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик, который был из римского рода Августа-царя. И умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, чтобы шел он к ним княжить. И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями; один из них был именем Трувор, а второй — Синеус, а третий — племянник его по имени Олег. С тех пор стал называться Новгород Великим; и начал первым княжить в нем великий князь Рюрик. А четвертое колено от великого князя Рюрика — великий князь Владимир, который просветил Русскую землю ==146 СКАЗАНИЕ О КНЯЗЬЯХ ВЛАДИМИРСКИХ святым крещением в году 6496 (988). А от великого князя Владимира четвертое колено — правнук его Владимир Всеволодович Мономах. Когда сел он на великое княжение в Киеве, то начал советоваться с князьями своими, и с боярами, и с вельможами, так говоря: «Неужели я ничтожнее прежде меня царствовавших и управлявших знаменами царства великой Руси, таких, как князь великий Олег, который ходил и взял с Царьграда большую дань для всех воинов своих и благополучно домой возвратился, или как Всеслав Игоревич, князь великий, который тоже ходил на Константин-град и еще более тяжелой данью его обложил. А мы, божьей милостью, наследовали престол своих прародителей и отца своего, великого князя Всеволода Ярославича, и наследники той же чести от бога. Ныне жду совета от вас, моего двора князей, и бояр, и воевод, и от всего христолюбивого воинства; да прославится имя святой живоначальной Троицы силой вашей храбрости с божьей помощью и нашим повелением; какой же вы мне совет дадите?» Так отвечали великому князю Владимиру Всеволодовичу его князья, и бояре, и воеводы: «Сердце царево в руке божьей, а мы все в твоей власти». Тогда великий князь Владимир собирает воевод умелых и мудрых и ставит начальников над воинскими отрядами — тысячников, сотников, пятидесятников; и, собрав многие тысячи воинов, отправляет их во Фракию, область Царьграда; и завоевали большую часть ее, и возвратились с богатой добычей. В то время правил в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах и воевал он тогда с персами и латинянами. И принял он мудрое царское решение — отправил послов к великому князю Владимиру Всеволодовичу: Неофита, митрополита эфесского, и с ним двух епископов, милитинского и митилинского, и антиохийского стратига Антипа, иерусалимского наместника Евстафия и других своих знатных вельмож. С шеи своей снял он животворящий крест, сделанный из животворящего древа, на котором был распят сам владыка Христос. С головы же своей снял он венец царский и положил его на блюдо золотое. Повелел он принести сердоликовую чашу, из которой Август, царь римский, пил вино, и ожерелье, которое он на плечах своих носил, и цепь, скованную из аравийского золота, и много других даров царских. И передал он их митрополиту Неофиту с епископами и своим знатным посланникам, и послал их к великому князю Владимиру Всеволодовичу, так говоря с мольбой: «Прими от нас, о боголюбивый и благоверный князь, во славу твою и честь эти честные дары, которые с самого 14Ϊ ==147 СКАЗАНИЕ О КНЯЗЬЯХ ВЛАДИМИРСКИХ начала твоего рода и твоих предков являются царским жребием, чтобы венчаться ими на престол твоего свободного и самодержавного царства. Прими и то, о чем будут тебя молить наши посланцы — мы от твоего величия просим мира и любви: тогда церковь божия утвердится, и все православие в покое пребудет под властью нашего царства и твоего свободного самодержавства великой Руси; теперь будешь ты называться боговенчанным царем, увенчанный этим царским венцом рукою святейшего митрополита кир Неофита с епископами». И с тех пор великий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, царем великой Руси. И пребывал после того во все время с царем Константином в мире и любви. С тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья владимирские, когда ставятся на великое княжение Русское. [...] Печатается по: Памятники литературы Древней Руси: Конец XV — первая половина XVI века. — М.: Худож. лит., 1984.—С. 427—431. ==148 филофей (ок. 1465—1542) — монах и игумен псковского Елеазарова монастыря. Стал известен своими посланиями, в которых сформулировал концепцию, получившую название «Москва — третий Рим». Первую версию этой концепции он изложил в публикуемом ниже послании великому князю московскому Василию III Ивановичу, конкретизировав ее впоследствии в послании М. Г. Мунехину (? — 1528), политическому деятелю времен Василия III. В литературе давно идет спор о том, является ли концепция Филофея теократической или она легла в основу светской официальной государственной политической идеологии XVI в., была ли она популярной или шла вразрез с реальной политикой страны, играла ли какую-то политическую, но второстепенную роль, несла ли в себе некий агрессивный заряд или, наоборот, прогнозировала освободительные тенденции. По своему наиболее общему содержанию концепция Филофея — религиозная историософская концепция с мессианской идеей особой роли в мире православной «богоизбранной» России как нового (после первого Рима и второго Рима — Византии) истинного и последнего центра христианства и его защитницы. В отличие от теократов и последовательных иосифлян Филофей признает главенство верховной светской власти над церковью. Русский государь — это православный христианский «царь и владыка всех», «браздодержатель святых божьих престолов», который «вместо римского и константинопольского владык воссиял». Но скрытый теократизм у Филофея наличествует, поскольку он фактически видит государя орудием православной церкви в ее всемирно-исторической миссии, как он себе эту миссию представлял. Филофей возлагал на государя морально-религиозные обязанности. Но в конкретноисторических условиях XVI в., когда Европе угрожала могущественная Османская империя, уничтожившая Византию и захватившая многие другие христианские регионы, когда некоторые западноевропейские политики обратили свои взоры на поднимавшуюся Московию и, апеллируя к «факту», что наследие Византии — это законное достояние московских государей, стали склонять 14"5 ==149 ФИЛОФЕЙ их к войне с турками, историософия Филофея приобрела реальное политическое значение. В той степени, в какой московские правители готовы были создать общий христианский фронт против мусульманства (а со времени Ивана III эта идея обсуждалась русскими и западноевропейскими дипломатами), концепция Филофея объективно «работала» на тогдашнюю внешнюю политику России. Поскольку же Россия еще не была готова к решительной войне с турками, эта концепция оставалась невостребованной на деле. ПОСЛАНИЕ ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ВАСИЛИЮ ОБ ИСПРАВЛЕНИИ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ И О СОДОМСКОМ БЛУДЕ Даже от вышней и от всемогущей, все в себе содержащей, десницы божьей, которой цари царствуют и которой великие славятся и могучие, возвещают праведность твою, пресветлейшего и высокопрестольнейшего царя и владыки всех, браздодержателя святых божьих престолов, святой вселенской соборной апостольской церкви пречистой Богородицы, честного и славного ее Успения, который вместо римского и константинопольского владык воссиял. Ибо старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария \ второго же Рима, Константинова-града, церковные двери внуки агарян секирами и оскордами рассекли. И вот теперь третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится. Так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь. И следует тебе, царь, это блюсти со страхом божьим, убойся бога, давшего тебе это, не надейся на золото, и богатство, и славу: все это здесь собирается и здесь, на земле, остается. Вспомни, царь, того праведного, который, скипетр в руке и царский венец на голове нося, говорил: «Богатству, что притекает, не отдавайте сердца», и сказал премудрый Соломон: «Богатство и золото не в сокровищнице познается, но когда помогает нуждающимся»; апостол же К оглавлению ==150 ФИЛОФЕЙ Павел, ему следуя, говорит: «Корень всякому злу — сребролюбие», — и велит отказаться, не возлагать надежды и тем более сердца на него, но уповать на все дающего бога. Ибо вся твоя к богу чистая вера и любовь — к божьим святым церквам; да и еще, царь, соблюди две заповеди, ведь в твоем царстве не осеняют люди себя правильно знамением святого креста. И о них заранее провидевший это апостол Павел говорил: «Прежде писал вам, ныне же с плачем говорю о врагах креста Христова, им же конечная погибель». .Второе: наполни святые соборные церкви епископами, пусть не вдовствует святая божия церковь в твое царствование! Не преступай, царь, завета, что положили твои прадеды, великий Константин, и блаженный святой Владимир, и великий богоизбранный Ярослав, и другие блаженные святые, того же корня, что и ты. Не обижай, царь, святых божьих церквей и честных монастырей, как данных богу в наследство вечных благ на память последующим родам, на что и священный великий Пятый собор строжайший запрет наложил. О третьей же заповеди пишу и с плачем горько говорю, чтобы искоренил ты в своем праведном царстве сей горький плевел, о котором и ныне еще свидетельствует серный пламень горящего огня на площадях Содомских, о котором пророк Исайя, рыдая, повествовал: «Вслушайтесь в слово божие, князья Содомские, и воспримите божий глагол, люди Гоморры: «Что мне тук жертв ваших и подношений ваших, переполнен я всесожжениями. И если принесете мне кадило — мерзко мне это, и праздники ваши ненавидит душа моя!» Так пойми, благочестивый царь, что пророк не мертвым, уже погибшим содомлянам такое говорил, но живым, творящим злые дела. Ибо сказано: «Блудящий при живой жене разрывает плоть свою, но творящий содомский блуд убивает плод своего чрева». Бог сотворил человека и семя в нем для рождения детей, а мы сами свое семя убиваем и отдаем в жертву дьяволу. И мерзость такая преумножилась не только среди мирян, но и средь прочих, о коих я умолчу, но читающий да разумеет. Увы мне, как долго терпит милостивый, нас не судя! Все это я написал, много и горько рыдая, и сам я, окаянный, полон грехов, но боюсь и молчать, подобно тому рабу, что скрыл свой талант. Ибо я грешен и недостоин во всем и невежда в премудрости, но ведь и бессловесная валаамова ослица разумного поучала, и скотина пророка наставляла, так и ты не зазри о том, благочестивый царь, что дерзнул я писать твоему величеству. И ныне молю тебя и вновь умоляю: все, что выше я написал, прими бога ради, ибо все христианские 15~1 ==151 ФИЛОФЕЙ царства сошлись в твоем царстве, после же этого мы ожидаем царства, которому нет конца. Это ж тебе написал, любя и призывая, и моля благодатью божьей, что переменишь ты скупость на щедрость и немилосердие на милость. Утешь плачущих и рыдающих день и ночь, избавь обиженных из рук обижающих. «Не обижайте,—сказал господь,—малых сих, верующих в меня, ибо ангелы их видят всегда лик отца моего, который на небесах». «Блажен,— сказал,— призревший нищего и убогого, в день страшный спасет его господь». Господь сохранит его, и оживит его, и ублажит его на земле, и не предаст его в руки врагов, господь тебе в помощь. И если хорошо урядишь свое царство — будешь сыном света и жителем горнего Иерусалима, и как выше тебе написал, так и теперь говорю: храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. И твое христианское царство другим не сменится, по слову великого Богослова, а для христианской церкви сбудется блаженного Давида слово: «Вот покой мой во веки веков, здесь поселюсь, как пожелал я того». Святой Ипполит сказал: «Когда увидим, что Рим осажден персидскими войсками и персы вместе со скифами идут на нас боем, тогда несомненно поймем, что то Антихрист». Пусть же бог миром, любовью, многолетием и здоровьем, молитвами пречистой богоматери и святых чудотворцев и всех святых — преисполнит твое державное царствование! Печатается по: Памятники литературы Древней Руси: Конец XV — первая половина XVI века. — М.: Худож. лит., 1984.— С. 437—441.' ПРИМЕЧАНИЕ ' Аполлинариева ересь — учение епископа из Сирии Аполлинария Младшего (IV в.), согласно которому совершенный человек и совершенное божество не могут соединиться в одном лице, и Христос, как обыкновенный человек, был греховен. ==152 00.htm - glava14
|