Описание экспериментальной установки для определения коэффициента сопротивления трения для ламинарного режима движения
Недавно значительный интерес и дискуссии ученых вызвала статья американского политолога Френсиса Фукуямы "Конец истории?" [27]. Анализируя происходящие в Восточной Европе и СССР грандиозные социальные преобразования, автор статьи пришел к выводу о том, что предречения о достижимости оптимального государственного устройства становятся все более реальными. Воссоздание такого устройства в большинстве стран мира будет означать конец истории в том смысле, что закончатся вековые искания человечества в этом направлении. На первый взгляд, это марксистская точка зрения. Однако Ф. Фукуяма выводит ее происхождение от Гегеля, и этот источник до неузнаваемости преобразует указанное утверждение. Ведь для Гегеля бытие человека в материальном мире и, следовательно, вся человеческая история укоренены в достигнутом состоянии сознания. "Сфера сознательного, - считает Ф. Фукуяма, - в к о н е ч н о м с ч е т е с необходимостью проявляет себя в материальном мире, точнее, формирует материальный мир по собственному образу и подобию. Сознание - это причина, а не следствие, и оно может развиваться независимо от материального мира; следовательно, история идеологии составляет подлинную организующую основу видимого хаоса ежедневных событий" [27; 89-90]. Для иллюстрации такого взгляда Ф. Фукуяма ссылается на книгу М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма", в которой содержатся конкретные примеры того, как католические и протестантские ценности по- разному выражаются в специфике и темпах экономического развития стран, часто находящихся по соседству друг с другом. Суть этих различий выражена в пословице, что протестанты хорошо едят, а католики хорошо спят. Протестантское мировосприятие, находящее место для поощрения индивидуальных усилий человека, способствует более быстрому развитию производства и потребления. Взращиваемое в таких идеологических условиях сознание человека мотивировано на поиск областей для приложения усилий и обеспечивает более высокий жизненный тонус как отдельного гражданина, так и общества в целом. Католики же, привыкшие в большей степени уповать на волю Господа, основываются на этом и в экономических отношениях. Это непосредственно отражается на темпах роста экономики, притормаживая их. Нечто подобное, но на нерелигиозных основаниях, происходило и в социалистических странах. Ведь функционировавшая в них командно-административная система изменилась от 50-х к 70-м гг. мало. Однако темпы развития экономики в эти периоды различались разительно. Американский политолог считает, что объяснение этих различий можно отыскать в господствовавшем в эти периоды типе общественного и индивидуального сознания. Дело в том, что приверженность централизованному планированию, отчетливо выраженная в общественном сознании 50-х гг., была подвергнута длительной коррозии и к 70-м гг. была в значительной мере изжита в широких кругах общества. Результаты не замедлили проявиться и в экономике. Темпы промышленного роста снизились, отражая падение веры большинства людей в разумность существующих экономических отношений. Мы можем добавить новую иллюстрацию к вышеприведенным. Многим памятны первые успехи перестройки в СССР, когда минимальные изменения в сложившейся экономической системе, но осуществлявшиеся на первых порах в сопровождении эффектных лозунгов об ускорении социально-экономического развития, были с восторгом приняты и немедленно нашли выражение в оживлении экономической жизни. Лозунги оказались эффективными, потому что выразили давно созревшее стремление народа к переменам. И даже являясь объективно не отражающими реальные потребности экономики, тем не менее оказали на нас воздействие более сильное, чем осуществленные реформы. Выходит, сознание и идеология не такие уж вторичные и производные вещи, как утверждалось многие года. Не знаем, прав ли Ф. Фукуяма а своем основном выводе о конце истории. Но то, что он обратил внимание научных кругов на проблематику сознания, задвинутую в угол и длительное время не популярную, - несомненная его заслуга. По нашему мнению, этой проблематике давно пора возвратиться из изгнания и занять подобающее ей место в ряду предметов не только психологии, но и других гуманитарных дисциплин. Этому-то и могут способствовать междисциплинарные исследования человека. У читателя может возникнуть вопрос: зачем все изложенное? Есть поток сознания, он меня несет, и незачем его останавливать, замораживать, структурировать, да еще с тем, чтобы впоследствии его снова пытаться оживлять. В качестве если не возражения на такой вопрос, то аргумента в свою пользу можно сказать следующее. Есть не только поток сознания, но и поток жизни. Осознание жизни превращает ее в подлинное бытие. Отсутствие осознания оставляет ее всего лишь существованием. Муки сознания, в том числе муки самосознания и самоанализа, - это не такая уж высокая плата за то, чтобы претворить существование в жизнь. Но для этого нужно хотя бы приблизительно знать, что представляют собой акты сознания, выступающие средством претворения воды в вино. Конечно, сознание коварно, оно несет в себе силы не только созидания, но и разрушения. Самоанализ может быть средством самосовершенствования и средством саморазрушения личности. В этом нет противоречия. В сознании общества, как и в сознании отдельного человека, не все заслуживает сохранения. Кое от чего нужно освобождаться, кое-чем жертвовать. кое-что по-новому осмыслить. Это непростая работа. При ее проведении мы слишком долго ориентировались на бездушную идеологию, деформировавшую и разрушавшую наше сознание прежде всего потому, что в ней не было места для личности. Психологи и сейчас пытаются занять это место понятием "субъект". Сознание, при всей своей спонтанности и других замечательных свойствах, частично описанных в статье, не обладает способностью самовосстанавливаться. Единственной и надежной помощницей в этом может быть культура, духовность. "Вне духовного содержания, - писал М. К. Мамардашвили, - любое дело - это полдела. Не представляю себе философию без рыцарей чести и человеческого достоинства. Все остальное - слова. Люди должны узнавать себя в мысли философов" [22; 199]. Надеюсь, люди когда-нибудь начнут себя узнавать и в мысли психологов. Но сюжеты "сознание и культура", "сознание и духовность" или "культура сознания" - эта тема уже другой статьи.
Основные понятия Формула Вейсбаха Формула Дарси Формула Дарси-Вейсбаха
Зависимости для расчета коэффициента сопротивления трения: -при ламинарном течении -при турбулентном течении в зоне гидравлики гладких труб -в переходной зоне -в квадратичной зоне
Описание экспериментальной установки для определения коэффициента сопротивления трения для ламинарного режима движения Установка состоит из расходной емкости 1, подключенной к водопроводной сети через вентиль 2. Магистраль перелива 3 поддерживает постоянный уровень воды в емкости. Мерный участок трубопровода 7 длиной 1200 мм подключен к расходной емкости 1 через трубку Вентури 5 и участок стабилизации течения 6 (начальный участок), длина которого больше дины мерного участка. Этот участок необходим для того, чтобы на мерном отрезке трубопровода получить развитый профиль скорости, не изменяющийся по всей длине. К концам мерного участка трубопровода подключены пьезометры. Изменение расхода воды производится вентилем 8, расположенным за мерным участком 7. Трубка Вентури 5, служащая для определения расхода, подключена к двужидкостному манометру 4, используемому для повышения чувствительности системы измерения расхода. Величина расхода находится либо по тарировочному графику , прилагаемому к трубке Вентури, либо по эмпирическому выражению, в зависимости от перепада давления, замеряемого двужидкостным манометром Рис. 1 Схема экспериментальной установки для определения коэффициента сопротивления трения при ламинарном режиме течения Определение расхода жидкости: где µ=0,61-коэффициент расхода трубки Вентури. Определение средней скорости течения жидкости:
Определение чисел Рейнольдса: Определение теоретического коэффициента сопротивления трения при ламинарном режиме течения: Определение экспериментального коэффициента сопротивления трения при ламинарном режиме течения: Определение относительной ошибки определения коэффициента при ламинарном режиме течения:
|