КНИГА ВОПРОШЕНИЙ
Если бы истинность наших слов была предопределена, то не только одно, но и все высказываемые нами слова были бы истинными... но тогда наши высказывания не следовали бы за вещами, а наоборот, вещь следовала бы за мыслью, а это явная ложь, ибо не постоянное следует за преходящим, а наоборот: ведь следы порождаются движением ног, а не ноги — следами и тень порождается телом, а не тело — тенью. Следовательно, не мысль свидетельствует об истинности вещи, а вещь определяет истинность мысли. Все, что существует, имеет причину. И сперва существует причина, а затем то, что ею порождается. Постигнув необходимую причину, мысль приобретает совершенную истинность... От возникновения и уничтожения вещей стихии не иссякают. Они не умирают и не уничтожаются. Уничтожение одних вещей есть возникновение других. Благодаря этому круговороту стихии существуют вечно... Посредством ощущений мы познаем то, что находится вне нас, посредством мышления — то, что находится внутри нас, а посредством высшего созерцания — то, что находится выше нас, по мере своих сил просвещая себя, чтобы говорить о неисповедимом... Имеются два вида человеческого познания. Первый — это естественное познание, второй — благодатное. Естественное познание имеет три особенности. Оно, во-первых, преклоняется перед познаваемой вещью, во-вторых, смешивается с ней и, в-третьих, разделяет и расчленяет ее на многие части и таким образом постигает истину. А благодатное познание в противоположность естественному прямо и непосредственно возвышается до постижения божественного... Познание посредством ощущений, то есть постижение цвета глазом, звука — ухом и так далее, называется чувственным познанием. Оно нуждается в двух вещах: органы чувств должны быть здоровы и предлежащий предмет должен быть ясен. Только в этом случае от них получается чистое видение. В противном случае разум не в состоянии правильно мыслить о них... Человек — господин и владыка всех животных, поэтому все животные имеют опущенную вниз голову, как слуги и подданные, а у человека она поднята вверх, как у князя и царя. Голова у него поднята, дабы язык и руки служили мышлению и труду. Ибо если человек имел бы опущенную вниз голову и обе его руки покоились на земле, он не мог бы трудиться. И поэтому ему нужны были бы удлиненный язык и утолщенные губы для собирания пищи, и тогда язык не мог бы служить разуму так, как он служит теперь. Если кто-либо спросит нас, что же служит источником возникновения человека, мы ответим: сила семени, находящегося в нас, ибо именно оно есть источник образования материального тела и источник рождения души. В этом [семенном] веществе потенциально скрыта душа, которая затем проявляется актуально, сообразно с развитием этого вещества. Ибо, когда вещество еще недостаточно развито, в нем проявляется лишь способность к питанию. Когда же складывается ощущение, в нем появляется дыхание. И когда оно принимает облик человека, в нем благодаря заботам бега проявляется разумная душа. Заключенная в этом веществе образующая сила сперва подготавливает материю к жизни, затем к ощущению и лишь потом к мышлению. И это главным образом потому, что природа не может действовать внезапно, она постепенно поднимается от несовершенного к совершенному. Примером этому может служить восход солнца. Сперва появляются лучи, а затем само солнце. Точно так же лучи разумной души появляются в животной и растительной душе. Как саженец сперва должен зазеленеть, и, когда укрепится, — расцвести, и, когда еще более укрепится, начать плодоносить, так и душа, будучи связана с несовершенной материей, обладает лишь способностью питаться, и расцветет, когда утвердится в способности ощущать, а когда еще более укрепится, начнет плодоносить своей способностью мыслить. Разумная душа проявляется вместе с образованием тела... Если кто-нибудь скажет, что душа предшествует телу, а потом проявляется по частям, то мы на это ответим: выбрось кз головы это языческое воззрение, ибо душа не предшествует телу, как и тело не предшествует душе. КНИГА ПРОПОВЕДЕЙ (ЛЕТНИЙ ТОМ) Разумное познание следует за природой вещей, и сверх природы оно. ничего не исследует, ибо то, что недоступно природе, недоступно и мысли. Вера же созерцает то, что выше природы, то есть созерцает бога, и признает творимые им чудеса, которые сверхъестественны... 65в Мы от природы рождаемся голыми и лишенными всяких благ — и телесных, и духовных — и все приобретаем потом: святость и знание — для души, одежду и другие вещи — для телесных нужд. Мы созданы так, что трудом и старанием находим и то и другое: трудом удовлетворяем телесные надобности, добродетелью и образованием — духовные. Телесное направляет духовное, духовное нб может обойтись без телесного. Если не действует телесное, то не действует и духовное... Ощущения — орудия разума, посредством которых он видит, слышит и так далее. Когда они бездействуют, перестает действовать и разум подобно ремесленнику, лишенному своих орудий, который без них не в состоянии создать что-либо. Душа разумного человека подобна неисписанной доске или вымытому пергаменту — что напишешь на ней, то она и воспримет. Тело обладает пятью органами чувств, ибо все ощущаемое пятерояко, ведь в мире сверх этих пяти ощущаемых родов сущего нет ничего другого. Поэтому имеется именно пять органов чувств, с помощью которых мы познаем их... Один человек может справиться с делами одного дома, но ему не под силу множество домов. Поэтому необходимо большинству собираться вместе и искать благо для большинства жителей страны. Наши предводители и князья, как духовные, так и телесные, самовластно, не советуясь, вершили дела, вследствие чего [наше] государство пало, страна лежит в развалинах, а народ наш бежит из страны и рассеивается среди других народов. КНИГА ПРОПОВЕДЕЙ (ЗИМНИЙ ТОМ) Дитя обладает большей способностью к учению по двум причинам. Во-первых, органы чувств его мягки как воск, на котором [легко] запечатлеваются изображения, и, во-вторых, он свободен от мирских забот и грехов. Он, как чистая доска, с легкостью воспринимает все, что напишут на ней. А взрослый человек в противоположность этому имеет заскорузлые органы чувств и отягощен множеством грехов. Своим разумом мы проникаем во все извилины неба и земли, и ничто не может скрыться от света мудрости... Как огонь лампады светит, когда связан с материей, так и р'азум, связанный с телом, познает с помощью органов чувств все сущее и исследует его. Мудрость, которую мы приобретаем посредством образования, просвещает разум, который без учения подобен неисписанному камню.
|