ТОЛКОВАНИЕ СЕМИ КНИГ ФИЛОНА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО
Я не из тех легковерных, которые без исследования верят всякому слову и обольщаются иллюзиями. Без исследования и опыта не нужно соглашаться ни с каким высказыванием... Мысль должна быть правдивой, а слово свободным; оно не должно находиться под гнетом и должно выражать непреложную истину... Рассуждения мудрецов следует проверять более на деле, чем на словах... Разум приходит в движение благодаря ощущениям, и поэтому разум не действует прежде ощущения... Эпикур говорит, что материя совечна богу, что атомы существовали подобно пыли, играющей в лучах солнца, и якобы из нее бог сотворил четыре стихии... Еще много других причин возникновения мира приводили философы, утверждая, что мир вечен. Но это не так, ибо начало своего существования мир получил лишь от бога... Мы посредством веры постигаем, что мир начало своего существования получил от бога и им же опекается и что мир не самодовлеющ и не безнадзорен, как утверждают языческие философы... Четыре стихии — огонь, воздух, вода и земля — хотя и противоположны друг другу, однако из них возник этот мир. Природа каждой вещи представляет собой гармонию противоположностей подобно струнам арфы, у которой высокие и низкие тоны, сочетаясь, рождают благозвучие... Стихии возникают друг из друга, как, например, от кипения воды и гаснущего огня возникает воздух; точно так же вода, сгущаясь, превращается в землю, и так далее... Каждая стихия движется согласно своей природе: легкая стремится кверху, тяжелая — книзу. МХИТАР ГОШ Мхитар Гош (1140—1213) — выдающийся мыслитель, законовед и баснописец средневековой Армении, автор «Армянского судебника» (1184). М. Гош был видным представителем социально-политической мысли Армении. Свободомыслие сочетается у него с попыткой обосновать необходимость укрепления власти монарха и борьбы с центробежными устремлениями феодалов. Перу М. Гоша принадлежит также «Сборник басен». Русский перевод «Судебника» Гоша (перевод А. Папо-вяна) издан в Ереване в 1954 г. АРМЯНСКИЙ СУДЕБНИК Законы пророков и Евангелия неизменны; суд же по необходимости изменяется у разных народов и стран. Посему допустимо, чтобы люди, умудренные опытом, творили суд по обстоятельствам... Лучше всего во всех делах милосердие, но в суде приличествует правда, дабы не лицеприятствовать богатому и не потворствовать бедному... Создатель сотворил человеческие существа свободными, а зависимость их от господ возникла из-за нужды в земле и воде. СБОРНИК БАСЕН Государь должен поставить дело так, чтобы знатные и простолюдины выступали друг против друга, чтобы они воевали не против царя, а между собой... Люди, наблюдая земное царство человеческого рода, соответственно ищут того же и в небесном царстве... Велика дерзость людей, которые смеют судить о делах повелителей и считают последних причиной многих зол, не понимая, что этим они колеблют власть в стране. ИОАНН ЕРЗЫНКАЦИ Иоанн Ерзынкаци (XIII в.)—видный армянский философ, грамматик, космограф и поэт. Представитель ертественнонауч-ного направления в философии. Большое значение придавал опыту и изучению природных явлений. Из литературного наследия Ерзынкаци издано немного; большинство его трудов содержится в фондах Ереванского института древних рукописей Матенадаран. Нижеследующие фрагменты из сочинений И. Ерзынкаци на русском языке издаются впервые. «46 О ДВИЖЕНИИ НЕБЕС Для устроения мира бог создал четыре вещества: огонь, воздух, воду и землю, которые составляют первооснову и корень всего существующего; они противоположны друг другу. Все творения от них получают свое начало и рождение, от их смешения возникло все сущее, растения и животные. Эти четыре стихии были необходимы, ибо без земли не было бы плотного тела, без воды — смешения и соединения, без воздуха, то есть ветра, не было бы движения, а без огня — цвета и видимости. И поэтому бог создал все ощущаемые и телесные вещи из земли, одел их в зелень через посредство воды, сообщил им движение через воздух, придал им видимость и цвет посредством огня.
|