Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ. «Повесть временных лет» («Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым кня­жить и как возникла Русская земля») — древнейшая





«Повесть временных лет» («Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым кня­жить и как возникла Русская земля») — древнейшая русская


летопись. Составлена в начале XII в. в Киево-Печерском мо­настыре. Авторами ее считают монаха Киево-Печерского мона­стыря Нестора и игумена Выдубицкого монастыря Селивестра.

Летопись представляет интерес не только как памятник гражданской истории, но и как памятник, содержащий сведе­ния об особенностях, характере и своеобразии мышления людей того времени, о миросозерцании той эпохи.

Многие вопросы, затрагиваемые летописцами, хотя и не лишены наивности и религиозного облачения, имеют философ­ский аспект (например, вопрос о происхождении Руси и русского народа, поиски объяснения причины тех или иных явлений природы, исторических событий и др.). В этом памят­нике делается попытка объяснить происхождение государ­ственной (княжеской) власти взаимной договоренностью (на­пример, легенда о призвании варягов, впоследствии использо­ванная для создания реакционной норманистской теории). Летописцы пытались также увязать русскую историю с извест­ной им мировой историей.

Сквозь толщу суеверий, предрассудков и всяческого славо­словия богу в «Повести временных лет» проявляются эле­менты рационального мышления, а также скептического отно­шения к церкви и религии. Жители, оказывается, думают о боге только в случае смерти, при нападении «поганых», ино­племенников, во время засухи или при нашествии гусеницы и т. п. В обыденной жизни служение богу считается напрас­ным трудом. Авторам «Повести временных лет» присущ глубо­кий интерес к явлениям мира. Восхищение природой, челове­ком, всем многообразием действительности свидетельствует о наличии у летописцев активных стремлений понять и по­знать все окружающее и происходящее.

Отрывки из «Повести временных лет» в переводе на совре­менный русский язык печатаются по изданию: «Повесть вре­менных лет». М. — Л., 1950.

[О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛАВЯН]

Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по земле и прозвались име­нами своими, где кто сел на каком месте. Так, напри­мер, одни, придя, сели на реке именем Морава и про­звались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских и посе­лились среди них и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные — мазовшане, иные — поморяне.


Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Дви­не и назвались полочанами по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота. Те же славяне, ко­торые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Семи, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся сла­вянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская» (стр. 207).

[ОБ ОБЩНОСТИ СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА]

А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались Русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. По­лянами прозвались потому, что сидели в поле, а язык был им общий — славянский (стр. 219).

[ИДЕЯ СОХРАНЕНИЯ И ЕДИНСТВА РУССКОЙ ЗЕМЛИ]

Пришли Святополк и Владимир и Давыд Игоревич и Васильке Ростиславич и Давыд Святославич и брат его Олег и собрались в Любече для установления мира и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусоб­ные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей» (стр.372).

На другое утро, когда князья хотели было перейти через Днепр на Святополка, Святополк же хотел бе­жать из Киева, не дали ему киевляне бежать, но по­слали Всеволодову вдову и митрополита Николу к Вла­димиру, говоря: «Умоляем., князь, тебя и братьев твоих, не губите Русской земли. Ибо если начнете войну между собою, поганые возрадуются и завладеют зем­лей нашей, которую приобрели отцы ваши и деды ваши

т


трудом великим и храбростью, обороняя Русскую зем­лю и другие земли приискивая, а вы хотите погубить землю Русскую» (стр. 376—377).

[СПОР О ДУШЕ]

Ян' же сказал: «Это сущая ложь; сотворил бог человека из земли, состоит человек из костей и кровя­ных жил, нет в нем больше ничего, никто ничего не знает, один только бог знает». Они же, [волхвы], ска­зали: «Мы знаем, как человек сотворен». Он же ска­зал: «Как?» Они же сказали: «Бог мылся в бане, рас-потелся, отерся ветошкой и бросил ее с неба на землю. И заспорил сатана с богом, кому из нее сотворить че­ловека. И сотворил дьявол человека, а бог душу в него вложил. Потому-то, когда умирает человек, в землю идет его тело, а душа к богу» (стр. 318).

[О КНИЖНОСТИ И ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ]

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это — реки, напояющие Вселенную; это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания. Муд­рость велика, как и Соломон, прославляя ее, говорил: «Я, премудрость, вселила свет и разум и смысл я при­звала. Страх господень... Мои советы, моя мудрость, мое утверждение, моя крепость. Мною цесари царст­вуют, а сильные пишут правду. Мною вельможи ки­чатся и мучители управляют землею. Я любящих меня люблю, ищущие меня найдут благодать». Если по­ищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь вели­кую пользу для души своей. Кто ведь книги часто чи­тает, тот беседует с богом или со святыми мужами. Читая пророческие беседы и евангельские и апостоль­ские поучения и жития святых отцов, получаем для души великую пользу (стр. 302—303).


[О БОГЕ, РЕЛИГИИ, ХРИСТИАНСТВЕ И ЯЗЫЧЕСТВЕ]

Наводит ведь бог, в гневе своем, иноплеменников на землю, и, только пережив это горе, жители ее вспоми­нают о боге; на междоусобную же войну соблазняет людей дьявол. Бог ведь не желает зла людям, но добра; а дьявол радуется злому убийству и кровопролитию, возбуждая ссоры и зависть, братоненавистничество, клевету. Когда же впадает в грех какая-либо страна, карает бог ее смертью, или голодом, или нашествием поганых, или засухой, или гусеницей, или иными каз­нями, чтобы мы обратились к покаянию, в котором бог велит нам жить; ибо он говорит нам через пророка: «Обратитесь ко мне всем сердцем вашим в посте и в плаче». Если мы будем так поступать, простятся нам все грехи; но мы упорствуем во зле, как свинья, вечно грязнящаяся в греховных нечистотах, и так пребываем (стр. 312-313).

Но вы обрушились на меня словами вашими, гово­ря: «Напрасный труд — служить богу!» Поэтому: «На словах чтут меня, а сердце их далеко отстоит от меня». Оттого, чего просим, не получаем; «будет же так, го­ворит, что призовете меня, я же не стану вас слушать». Будете искать меня в беде — и не найдете, ибо не пожелали ходить путем моим, отчего и закрывается или жестоко разверзается небо, град вместо дождя ис­пуская или морозом плоды побивая и землю зноем томя за наши злодеяния. Если же раскаемся в злодеяниях на­ших, то, «как родным детям своим, даст он нам все проси­мое и пошлет нам дождь в любое время. И наполнятся гумна ваши пшеницею. Заработают давила винные и масляные. И воздам вам за годы, которые отняли у вас саранча, и хруст, и гусеницы; сила моя велика, кото­рую я обратил против вас», говорит господь вседержи­тель. Слыша все это, устремимся к добру; потребуйте праведного суда, заступайтесь за обижаемого; покаем­ся, не будем воздавать злом за зло, клеветой за кле­вету, но возлюбим господа бога нашего, постом и слез­ным рыданием смывая все прегрешения наши, не так, что словом называемся христианами, а на деле живем


точно поганые. Вот разве не поганые мы, если во встречу верим? Ведь если кто встретит черноризца, то возвращается домой, также встретив отшельника или свинью, — разве это не по-поганому? Это ведь по на­ущению дьявола держатся этой приметы; а другие в чих веруют, который бывает на здравие голове. Но этими и иными способами вводит в обман дьявол, всякими хитростями отвращая нас от бога, трубами и скоморо­хами, гуслями и русалиями. Видим ведь игрища утоп­танные, с такими толпами людей на них, что они давят друг друга, являя зрелище бесом задуманного дейст­ва, — а церкви стоят пусты; когда же приходит время молитвы, мало людей оказывается в церкви. Потому и казни всяческие принимаем от бога, и набеги врагов, по божьему повелению принимаем наказание за грехи наши (стр.313—314).







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 607. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия