Студопедия — ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ






1 Веда Вед — грамматика. — 79.

2 Во власть бога смерти. — 81.

3 Тамас, раджас и саттва — три основных компонента или качества (гуны) материального мира, первоматерии (пракри-ти), означающие: косное, инертное начало (тамас); страстное, деятельное, возбуждающее (раджас); возвышающее, просвет­ленное, светлое, сознательное (саттва). Их символами являются соответственно черный, красный и белый цвета. — 85.

4 Отец питает своего ребенка, поскольку содержит же­ну. - 86.

5 Сын. — 86.

6 Атман отца, покидающий тело после смерти. — 86.

1 Разум (буддхи) — способность постижения общего; ум (манас) — главное внутреннее чувство, управляющее внешни­ми чувствами (индриями). — 87.

8 Семь членов — различные части тела; девятнадцать ртов — пять органов восприятия, пять органов действий, пять дыханий (см. примечание 32 к стр. 112), ум (манас), разум (буддхи), самосознание (ахамкара) и сознание (читта); гру­бое — материальные предметы; вайшванара — название всей первой стопы, т. е. первого, бодрствующего состояния атма-на. -87.

9 Тонкое — нематериальное, психическое; тайджаса — на­звание второго состояния атмана. — 87.

10 Лишь истина побеждает — satyam eva jayate — это изре­чение стало девизом на государственном гербе независимой Индии. — 88.

11 Чандала — сын шудры и брахманки, причислялся к од­ной из низших каст — ниже шудры. — 92.

12 Т. е. душа (атман, пуруша). — 95.

13 Карма-йога — йога действия, включающая и выполнение ведических обрядов и ритуалов. — 98.


14 Дела, не посвященные богу, эгоистические — 98.

15 Саньясин — святой, отшельник. — 98.

16 Муни — мудрец, святой. — 99.

17 Юга — один из четырех периодов мирового цикла Брах­мана. — 100.

18 Бхакти — преданность богу. — 101.

19 Т. е. тонкая, невоспринимаемая чувствами сущность ма­териальных элементов. — 101.

20 Пять объектов чувств — звук, запах, свет и т. д. — 101.

21 Гуны — основные компоненты материального мира (см. примечание 3 к стр. 85). — 103.

22 Т. е. душу, обитающую в теле. — 104.

23 Майя — видимость, иллюзия, обман. — 106.

24 Пять закреп — пять стихий; джива — индивидуальная душа; все сочетание — тело, человек. — 107.

26 Спасет меня эта корова — корова, принесенная в дар жрецу. — 107.

26 В Индии трупы умерших оставляются на съедение пти-. цам, или сбрасываются с утеса, или сжигаются на костре. — 707.

27 Бхригу — учитель Бхарадваджи, отстаивавший идеали­стическую точку зрения. — 108.

28 Каждая варна имела свой цветовой символ: брахма­ны — белый, кшатрии — красный, вайшви — желтый, шудры — черный. — 109.

29 В карме. — 109.

30 А гамы — священные писания: имеются в виду Упани-шады. — ПО.

31 Отрицатели (настика) — противники учения оБрахмане-атмане как высшей истине. — 111.

32 Прана-апана — вдыхание и выдыхание. Индийская пси­хология насчитывает пять видов дыхания: общее дыхание, вы­дыхание, вдыхание, дыхание в легких и дыхание всего тела. — 112.

33 Шастры — ученые трактаты. — 115.

34 Шрути — священное писание, Веды. — 115.

36 Бхиккху (пали) — нищенствующий монах. — 117>;

36 Татхагата (букв, достигший совершенства) — эпитет Буд­ды. — 118.

37 Гандхарвы, якши, бхуты — мифические обитатели небес­ного и подземного царства. — 121.

38 Комма (пали) — то же, что карма. — 126.

39 дхамма (пали) — то же, что дхарма. — 127.

40 Мара — олицетворение мирских страстей; злой дух, вла­дыка смерти. — 129.

41 Пратимокша — правила поведения в буддийской общи­не. - 131.

42 Дхамма — здесь буддийское учение; санеха — буддийская община, буддийский орден. — 132.

42а ЧеТЫре слова — четыре благородные истины. — 132.

43 Бхикшу — нищенствующий монах, праведник; то же, что бхиккху (см. примечание 35 к стр. 117). — 132.


44 Имеются в виду совершённое движение и движение, ко­торое должно быть совершено. — 756.

45 Упадхи— в системе веданта условие, ограничивающее сущность, придающее ей конкретную форму. Например, кув­шин ограничивает пространство, поскольку в нем оно прини­мает ограниченную, чувственно воспринимаемую форму, бу­дучи само по себе бесконечным и нечувственным. Точно так же и человеческий разум есть упадхи атмана, ограничивающее его всепроникающую природу отдельным индивидом. — 159.

46 Пять вместилищ — пища, дыхание, ум (манас), знание (виджняна) и земное блаженство. — 159.

47 Бхрамаракита— насекомое. Сравнение здесь не вполне ясное. — 162.

48 Перевод Ф. И. Щербатского (см. Ф. И. Щербатской. К истории материализма в Индии. В сборнике «Избранные тру­ды русских индологов-филологов». М., 1962, стр. 251). — 165.

49 Кинва — вид растительных семян, использовавшихся в качестве бродильного начала при изготовлении алкогольных напитков. — 165.

50 Триданда — тройственный самоконтроль: над своими мыслями, словами и поступками. — 167.

51 Ф. И. Щербатской дает такой перевод последних двух строк: «Богослужение, священное писание, аскетизм — доходы лишь безгрешные для дураков и трусов» (цит. соч., стр. 246). — 167.

62 Раху — в индийской мифологии демон, состоящий из одной только головы, которая летает по небу и время от вре­мени пытается заглотать солнце и луну, чем объясняли их затмения. — 167.

53 Понятие въяпти (букв, проникновение, распространение) играет большую роль в индийской логике; оно означает обяза­тельную, всеобщую связь («неизменное сопутствование») двух классов вещей или свойств, как, например, между дымом и огнем («где дым, там и огонь», «нет дыма без огня»). В целом ряде отношений понятие въяпти аналогично понятию имплика­ции в современной логике. — 168.

54 «Таттвавивека» — индийский средневековый трактат по логике. — 169.

55 Канада — легендарный основоположник системы вайше-щика. — 169.

56 Ману — мифический первочеловек, существования кото­рого чарваки не признавали. — 169.

57 В выводе «для себя» (svärtha) не требуется формально­го соблюдения всех последовательных этапов пятичленного силлогизма, тогда как в выводе «для другого» (parärtha), пред­назначенном для выведения истины перед оппонентом, такого сокращения делать нельзя, т. е. эта классификация вывода но­сит психологический характер. — 169.

58 Самасама — равный — неравный, совпадающий — несов­падающий (объемы понятий). — 170.

59 Варнашрама — деление на четыре варны (брахманы,


кшатрии, вайшьи и шудры) и соблюдение ими четырех эта­пов жизни (ученик, домохозяин, созерцатель и удалившийся в лес для благочестивых размышлений). — 170.

60 Джьётиштома — поклонение свету (ведический об­ряд). -171.

61 Шраддха — поминовение усопших (ведический обряд); религиозная вера вообще. — 171.

62 Гхи — топленое масло. — 171.

62а Пандит — ученый брахман. — 171.

63 Ашвамедха — пышный и сложный обряд принесения в жертву коня, совершавшийся обычно царями. — 171.

64 Сандхи (букв, связь, соединение) — промежуток, соеди­няющий два отрезка времени, заря (утренняя и вечерняя). — 172.

65 Меру — высочайшая гора в Гималаях; вершина мира.— 177.

66 Лакшми — богиня счастья. — 178.

67 Саманты — вассалы. — 178.

68 Шамбху — бог Шива. — 179.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 360. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия