ГРУЗИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1 Шаири — стих, стихотворение. — 669. 2 Чоган — струнный инструмент. — 669. 3 Миджнур — влюбленный. — 671. 4 Тинатин — персонаж поэмы: царевна, дочь правителя Аравии Ростевана. — 675. 5 Лал — рубин. — 675. 6 Зуал — Сатурн. — 676. 7 Муштар — Юпитер. — 676. 8 Марих — Марс. — 677. 9 Аспирос — Венера. — 677. 10 Отар ид — Меркурий. — 677. 11 Шермадин — персонаж поэмы: раб Автандила. — 682. АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1 Дивы — бесы, демоны. — 686. 2 Ариман (или Ахриман) —дух мрака, зла и лжи в мифологии Древнего Ирана. — 687. 3 Низами допускает здесь характерный для средневековья анахронизм: греческие мыслители, отделенные друг от друга целыми веками, представлены как современники Александра Македонского. — 687. 4 Валис — имеется в виду, по всей вероятности, Фалес. — 689. ? Булинас — Аполлоний Тианский (I в.), греческий философ, принадлежащий к пифагорейско-платоновскому направлению. — 689. 6 Хосрой (Хосров) Анушираван — иранский правитель из династии Сасанидов (531—579), в эпоху средневековья считался в странах Ближнего Востока образцом справедливого царя. — 689. 7 Т. е. всего мироздания. --- 690. 8 Фарфорий — Порфирий Тирский (ок. 232/233—301/304) — ученик Плотина. — 690. 9 Хормус — Гермес Трисмегист («Трижды величайший») — мифическое лицо. Ему приписывались книги мистического и алхимического содержания («герметические тайны»), очень популярные в средние века. — 691. 10 Фарсам — мера длины, около 6 км. — 693. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1 Ян Вышатич — ростовский воевода. — 697. МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 1 Под элементом аль-Кинди в данном случае подразуме вает не одну из четырех стихий (земля, вода, воздух и огонь), а материю вообще как начало, противоположное форме. — 712 2 Т. е. акцидентально. — 721. 3 Т. е. элементы (стихии). — 727. 4 Имеются в виду неорганические тела. — 734. 6 Т. е. смеси неорганических тел и растений. — 734. β Под «началом» движения здесь подразумеваются сочленения, находящиеся в относительно неподвижном состоянии (ср. Аристотель, о душе, III). — 736. 7 Имеется в виду хрусталик. — 736. 8 «В том, что ниже души, рождаются нравственные качества, и в том, что выше, — знания» (Ибн-Сина, 6-е рассуждение из раздела «Физика». — «Книга исцеления». Прага, 1958, стр. 48. На сербском языке). — 741. 9 Колем — тростниковое перо. — 742. 10 Мутазилиты («отколовшиеся») — средневековые араб-, ские мыслители-рационалисты, предшественники аль-Кинди, Фараби и др. — 748. 11 Суфии — сторонники суфизма — мусульманская религиозно-мистическая философия, возникшая в VIII в. и родственная неоплатонизму. — 748. 12 Мутакаллимы — средневековые мусульманские богословы-схоласты. — 761. 13 Последователи богослова аль-Ашари (ум. в 935 г.), одно из двух (наряду с мутазилитами) направлений среди мутакал-лимов. — 764. АБЕЛЯР 1 Т. е. к Гильому из Шампо, магистру кафедральной школы в Париже. — 795. 2 Диалектиками в эпоху европейского средневековья называли философов, занимавшихся проблемами логики. — 795. 3 Речь идет об Ансельме Ланском, ученике Ансельма Кен-терберийского, преподававшем богословие в Лане (французская провинция Иль-де-Франс), одном из центров церковного образования в средние века. — 796. 4 Бесплодная смоковница из евангельского рассказа, которая не могла утолить голод Иисуса Христа и его учени-• ков. — 796. 6 В келье, куда Абеляр удалился после пострижения в монахи. — 797. 6 Ориген — см. примеч. 1 к стр. 626. — 797. 7 Сочинение Евсевия, епископа Цезареи (ок. 264—340), содержавшее официальную историю христианской церкви. — 797. 8 Речь идет о Суассонском соборе 1121 г. — 798. 9 Алъберик — реймсский архидиакон. — 798. 10 Этот вопрос Альберика затрагивал важнейший догмат христианского вероучения — догмат о троице. — 798. 11 Краткое изложение основных догматов христианской ре-лигии, отклонение от которых рассматривалось как ересь. Составление этого символа приписывалось епископу Александрии Афанасию. — 799. 12 Имеется в виду иудейский царь Соломон, ветхозаветный мудрец. — 801. ДАВИД ДИНАНСКИЙ 1 Аристотель. О душе, I, 1. — 810. 2 Платон. Тимей, 92 С. — 811. СИГЕР ВРАВАНТСКИЙ 1 Комментатором (или Великим комментатором) называли в средние века в Европе Ибн-Рушда (Аверроэса). — 812. 2 Философом без определения именуется в средневековой схоластической традиции Аристотель. — 814. 3 Фемистий (317 —ок. 390), прозванный «красноречивым», известен как комментатор трудов Аристотеля. Выступал против учения Александра Афродисийского о смертности человеческого разума. Стремился соединить учения Аристотеля и Платона. — 816.
|