Студопедия — ПРОЛЕГОМЕНЫ К ИСТОРИОСОФИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРОЛЕГОМЕНЫ К ИСТОРИОСОФИИ






[...] Показав абстрактную возможность и действи­тельность познаваемости будущего (ибо ее специаль­но-субстанциальное и определенное доказа­тельство может прийти только после действительного выведения исторического материала), мы переходим,


наконец, к ее необходимости, и только из нее мы ясно получим высший принцип организма истории. В отно­шении этого высшего принципа организма принцип позна­ваемости будущего — лишь особый случай, и только из него мы сможем развить содержательные категории всемирной истории, а затем ее истинный телеологический процесс.

Предназначение человечества в том, чтобы реализо­вать свое понятие, и именно осуществлением этого про­цесса реализации является история. Но плоды этого раз­вития могут быть получены только в конце, а все ранние стадии представляют собой, следовательно, лишь подгот товку и предпосылки, из совокупности которых слагается великий силлогизм мирового духа. Этот процесс составляет, таким образом, определенную тотальность, и если бы речь шла только о формальном моменте прогрес­сии, то мы могли бы, обладая сознанием столь многих сто­летий ее движения, установить с математической досто­верностью остальные члены этой прогрессии. Но посколь­ку всемирно-исторический процесс не ограничивается таким абстрактным, формальным и притом количествен­ным прогрессом, но непрестанно развивает качественно-субстанциальные определения, то именно поэтому нас здесь совершенно не могут удовлетворить такие матема­тические индукции, хотя они и должны постоянно образо­вывать основу [этого] процесса. Отсюда задачей исто-риософии является субстанциально исследовать прошлое, глубоко проанализировать все содержатель­ные элементы жизни человечества, которые уже разви­лись, и выявить одностороннюю и исключительную приро­ду всех их, их борьбу и переменный в ней успех, определить специальные участки всеобщей связи, чтобы тем самым прийти к познанию того, на каком именно из этих уча­стков мы теперь находимся, какие мы уже прошли и какие нам еще предстоит пройти, дабы достигнуть выс­ший пункт в развитии мирового духа. Таким образом, там, где мы обнаруживаем только определенный одно­сторонний элемент в прошлом, мы должны опреде­ленный ему противоположный момент пере­нести в будущее; а там, где мы находим в прошлом уже развитые борьбу и проти­воположности, что как раз является пра­вилом, нам надлежит предоставить и χ с и Η-424


тез лишь будущему. Таким образом, мы будем кон­струировать из хаоса этих уже развитых антитез спеку­лятивные синтезы, причем эти частные синтезы должны сходиться еще более и во всеобщем синтезе (Synthesis syntheseon1) прийти к единству. Это единство будет под­линным, высшим и самым зрелым плодом исторического древа. Таким путем недостаток прошлого обра­зует преимущество будущего; отрицатель­ный (privative) образ прошедших времен сам станет утвердительным образом будущих времен, и только так мы достигнем необходимого познания того, что прошлое и будущее, полностью взаимообусловли-вая друг друга, образуют завершенный организм мировой истории.

Таким образом, принцип познаваемости будущего, а именно его внутреннего понятия, ведет нас к тотальности всемирно-исторического процесса, к его организму и, следовательно, к его истинному членению в соответствии с спекулятивно-разумными законами, по которым только и может произойти аподиктическое разделение исто­рии, разделение, которое может быть лишь трихотоми­ческим, а именно ее первый период есть тезис, второй — антитезис, а третий — [период] с и н-т е з а и совершенной конкретности. [...]

Четвертый же период Гегеля для нас является вторым, и это современный мир. Наш же, наконец, третий главный период есть будущий, собственное определение которого может быть познано из односторон­них противопоставлений обоих предшествовавших (стр. 21-25).

Гегель довел дух только до [понятий] в-себе и для-с е б я. Но [понятия] в-себеидля-себя получают свою полную истину только в [понятии] и з - с е б я (Aus-sich), что отнюдь нельзя смешивать с вне-себя (Ausser-sich), которое было бы со своей стороны очень непосредственной и абстрактной категорией в сравнении с указанной, столь высокой и конкретной. Из-себя означает именно выве­дение из себя самого, однако без того, чтобы себя отчу­ждать, так что это никоим образом не есть выход за пре­делы себя и тем более не есть фиксация себя вне себя (das Herausbleiben ausser sich). [...] Дух есть тогда только дух, когда он есть самость (Selbst), и самость специ-


фична для духа,' как инакость (Andere) специфична для природы. Итак, главные формы духа это:

а) самобытие;

б) самомышление;

в) самодействие (das Selbsthun) (стр. 115—116).

У Гегеля практическое пока еще погло­щено теоретическим, оно еще им не отличает­ся от последнего, оно пока рассматривается, так сказать, как побочное истечение теоретического. Но его истинное и подлинное назначение в том, чтобы быть о т-дельной, специфической и даже высшей сту­пенью духа. Но вопрос о высшем и низшем разрешен уже ранее путем различения до- и послетеоретиче-с к о и (т. е. бессознательной и сознательной) практики, откуда вытекало, что обоснованы оба взаимопротивопо­ложных взгляда; остановка лишь за тем, чтобы опреде­лить, о какой практике идет речь — то ли о непосредст­венной, которая имеет вне себя теорию пока еще во в н е е е находящемся будущем, то ли об абсолютно опосредст­вованной, которая уже проникнута теорией и, следова­тельно, таковую понятийно содержит в себе. Согласно Гегелю, воля является только особенным способом мыш­ления, но это ложное понимание [...].

С точки зрения истины отношение мирового духа не есть ретроспективное отношение, ибо он все еще нахо­дится на данной ступени, но оно есть (помимо сознания своих деяний) главным образом отношение превраще­ния (des Übersetzens) истины из мышления в действие (das Thun). Известное и пресловутое поло­жение Гегеля, что все разумное действительно и все дей­ствительное разумно, требует еще той поправки, что как разумное, так и действительное суть только продукты развития, т. е. что на определенных стадиях духа разум­ное совпадает с действительным, чтобы затем диалекти­чески вновь отойти друг от друга, и отсюда возникают эпохи раздора во всемирной истории. Действительность неустанно приноравливается к разуму, и этот про­цесс развития обоих только для того разделяется на две стороны, чтобы снова совпасть на более высокой сту­пени.

И следовательно, если разумное теперь достигло разрешения своих внутренних противоречий, то именно эта победа должна быть одержана в самой д е и с т в Η-426


тельности: ибо если в процессе развития духа суще­ствует только одна философия, предназначение которой в том, чтобы наконец возвратиться к себе самой и органи­чески познать себя, то тот же самый процесс свойствен и действительности; и существует только одно нормальное развитие социальной жизни, которое только при достижении мышлением зрелости может вступить на свое истинное поприще. Так реальная объективная диалектика жизни приближается к своей высшей опосредствующей позиции, и противоречия вре­мени только потому столь резко выступают наружу, что они зреют в своем стремлении к переходу [в противопо­ложное] и к их разрешению. Я привлекаю внимание спе­кулятивных мыслителей к системе Фурье не потому, что не вижу ее существенных недостатков, которые превра­щают эту систему в утопию, но потому, что хочу пока­зать,.что [ею] был сделан значительный шаг по пути раз­вития органической истины в области действи­тельности. Правда, этот организм находится еще на ступени механизма, но это уже организм; и этого не видят те, кто обращает внимание еще не на живой за­родыш, но на мертвую оболочку. Как непосредствен­ное примирение платоновского принципа с руссоистским эта утопия имеет, конечно, огромное значение для бу­дущего; однако я говорю не более как о непосред­ственном примирении, ибо если бы она была уже высшим примирением этих двух противоположных друг другу принципов, которые служат прототипами для обеихэпох всемирной истории, и если бы она, кроме того, органически развила свой органический заро­дыш, то перестала бы быть утопией. Поэтому можно ска­зать, что Фурье — это величайший, но также и последний утопист. Главный порок утопии вообще в том, что она не развивается сама [вместе] с действительностью, но хочет войти в действительность; а это она сделать не в состоя­нии, ибо поскольку она есть утопия, то между ней и действительностью лежит непреодолимая пропасть: в про­тивном случае, если бы развитие принципа не было уто­пическим, то разумное должно было бы, как сказано, совпасть с действительным. Но ведь сознание теперь должно упреждать деятельность, и потому отнюдь не сле­дует слишком опасаться конструирования социальных отношений, ибо недостаток утопий состоит как раз не


в том, что они чересчур разумны в отношении действи­тельности, но, наоборот, в том, что они недостаточно [разумны]. Утопия, вместо того чтобы стремиться как можно более приблизиться к действительности, именно отдаляется от нее. [...]

И как ранее красота жизни, ее художествен­ное развитие иреинтеграция природы, так и здесь истина жизни и истинное разреше­ние социальных противоречий в действитель­ности есть то второе требование, которое мы предъявляем будущему (стр. 145—149).

Итак, человек вырывается из своей абстрактности и становится cat' exochen2 социальным индивидуумом. Г ο­πό е Я покидает свою всеобщность и определяет себя к тому, чтобы быть конкретной личностью, обладающей богатством отношений.

Государство также покинет свою абстрактную обособленность и само станет членом человечества и конкретной семьи народов (стр. 153).







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 499. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия