Студопедия — ПЕСТЕЛЬ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПЕСТЕЛЬ






Павел Иванович Пестель (1793—1826) — выдающийся политический мыслитель, один из руководителей декабрист­ского движения, сторонник республиканской формы прав­ления и революционных ме­тодов борьбы, автор и созда­тель республиканско-демокра-

тической программы, известной под названием «Русская правда». Ü «Русской правде» Пестель, несмотря на те или иные дворянские


 

 


предрассудки, подвергает критике самодержавно-крепостнические порядки, рассматривает экономические, политические, социальные проблемы, подлежащие решению и ходе революционных преобра­зований. Центральное место в «Русской правде» нанимают кресть­янский вопрос и проблема политического устройства русского го­сударства.

Ниже приводится отрывок из «Русской правды» по изданию: «избранные социально-политические и философские произведения декабристов», т. II. М., 1951.

РУССКАЯ ПРАВДА [...]

§ 1

ВСЯКОЕ ОБЩЕСТВО ИМЕЕТ СВОЮ ЦЕЛЬ И ИЗБИРАЕТ СРЕДСТВА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОНОЙ

Всякое соединение нескольких человек для достиже­ния какой-либо цели называется обществом. Побуждени­ем к сему соединению или целью оного бывает удовлет­ворение общим нуждам, которые, происходя от общих и одинаковых свойств природы человека, бывают для всех людей одинаковы. Из сего следует, что члены всякого об­щества могут единодушно согласиться в цели. По когда они обратятся к действию или средствам, коими цель должна быть достигнута, тогда должны возродиться между ними сильные споры и бесконечные несогла­сия, потому что избрание средств не столько зависит от общих свойств природы человеческой, сколько от особенного нрава и личных качеств каждого человека в особенности. Нрав и личные качества людей бывают столь различны, что ежели каждый пребудет непреклонен в своем мнении, не внимая мнению других, то никакой не будет возможности избрать средства для достижения пред­назначенной цели, а тем еще менее устроить оные и к действию приступить. В таком случае ничего не останется делать, как разрушить общество прежде всякого дейст­вия. А ежели члены не хотят общества уничтожить, то каждый из них должен уступить часть своего мнения и собственных мыслей, дабы составить только одно мнение, по которому могли бы средства для сего действия быть избраны.


§ 2

РАЗД ЕЛЕН ИЕ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА НА ПОВЕЛЕВАЮЩИХ И ПОВИНУЮЩИХСЯ

Но кто представит такое окончательное мнение, кто изберет средства, кто определит способы, кто расположит действие? Все сии затруднения разрешаются двояким об­разом. В первом случае нравственное превосходство од­ного или нескольких членов соглашает все сии различные затруднения и увлекает за собою прочих силою сего пре­восходства, коему содействуют иногда и другие посторон­ние обстоятельства. Во втором случае возлагают члены общества на одного или на нескольких из них обязанность избирать средства, предоставляя им право распоряжаться общим действием. В том и другом случае разделяются члены общества на повелевающих и повинующихся. Сие разделение неизбежно потому, что происходит от природы человеческой, а следовательно, везде существует и суще­ствовать должно. На естественном сем разделении основа­но различие в обязанностях и правах тех и других.

РАЗДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА НА ПРАВИТЕЛЬСТВО И НАРОД

Все здесь сказанное об обществах вообще относится равным образом и до гражданских обществ, которые, будучи устроены и в порядок приведены, получают назва­ние государства. Гражданское общество, как и всякое дру­гое, имеет свою цель и должно избирать средства для до­стижения оной. Цель состоит в благоденствии всего обще­ства вообще и каждого из членов оного общества в осо­бенности. В сей цели все согласны. Для достижения оной нужны средства или действия. Действия сии разделяются на общие и частные. Общим действием называется то, которое касается всего общества, а следовательно, и про­изводится от лица всего общества. Частным — то, которое составляет занятия и упражнения каждого члена в осо­бенности. Избрание средств для достижения сказанной цели и действие, сообразное с сим избрайием, ведет к раз­делению членов гражданского общества на повелевающих и повинующихся. Действие от лица всего общества со­ставляет обязанность первых; действие от лица частных


членов предоставляется вторым. Когда гражданское об­щество получает название государства, тогда повелеваю­щие получают название правительства, а повинующиеся — название народа. Из сего явствует, что главные или пер­воначальные составные части каждого государства суть: правительство и народ.

ВЗАИМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА И НАРОДА

Правительство имеет обязанность распоряжаться об­щим действием и избирать лучшие средства для достав­ления в государстве благоденствия всем и каждому. А по­сему имеет оно право требовать от народа, чтобы оный ему повиновался. Народ же имеет обязанность правительству повиноваться; но зато имеет право требовать от прави­тельства, чтобы оно непременно стремилось к обществен­ному и частному благоденствию и только бы то повеле­вало, что истинно к сей цели ведет и без чего не могла бы оная быть достигнута. На сем единственно равновесии взаимных обязанностей и взаимных прав может сущест­вование какого бы то ни было государства быть осно­вано, а посему и переходит государство, при потере сего равновесия, из природного и здорового своего положения в состояние насильственное и болезненное. Установление сего равновесия на твердых основах есть главная цель сея «Русской правды» и коренная обязанность каждого законодателя.

§ 5

КАЖДОЕ ПРАВО ОСНОВАНО БЫТЬ ДОЛЖНО НА ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ ОБЯЗАННОСТИ

Об обязанностях было упомянуто здесь прежде, неже­ли о правах, потому, что право есть одно только послед­ствие обязанности и существовать иначе не может, как основываясь на обязанности, ему предшествовавшей. Пер­воначальная обязанность человека, которая всем прочим обязанностям служит источником и порождением, состоит в сохранении своего бытия. Кроме естественного разума сие доказывается и словами евангельскими, заключаю­щими весь закон христианский: люби бога и люби ближ­него, как самого себя, — словами, вмещающими u любовь


к самому себе как необходимое условие природы челове­ческой, закон естественный, следовательно, обязанность нашу. От сей обязанности происходит право пользоваться для пищи плодами и прочими произведениями природы. Человек имеет сне последнее право только потому, что он обязан сохранять свое бытие. Точно так и во всяком случае может право, какое бы оно ни было, только тогда существовать и признаваемо быть действительным, когда оно бывает необходимо для выполнения той обязанности, которая оному праву предшествует и на которой оно опи­рается или основывается. Право же без предварительной обязанности есть ничто, не значит ничего и признаваемо быть должно одним только насилием или зловластием.

§ 6

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ БЛАГОДЕНСТВИИ И СОПРЯЖЕННЫХ С НИМ ОБЯЗАННОСТЯХ

Главное дело в государстве есть посему понятие об обязанностях, из коих каждая имеет соответствующее ей право. Обязанности в государстве истекают из цели госу­дарства. Цель же государственного устройства должна быть — возможное благоденствие всех и каждого, А по­сему все, ведущее к благоденствию, есть обязанность. По поелику понятия о благоденствии бывают весьма различ­ны и разнообразны, то и нужно сему положить некоторые основные или коренные правила. Обязанности, на чело­века от бога посредством веры наложенные, суть первей­шие и непременнейшие. Они связывают духовный мир с естественным, жизнь бренную с жизнию вечною, и потому все постановления государственные должны быть в связи и согласии с обязанностями человека в отношении к вере и всевышнему создателю миров. Сей первый род обязан­ностей касается мира духовного. Они нам известны из Священного писания. Второй род обязанностей касается мира естественного. Они нам известны из законов при­роды и нужд естественных. Бог, творец вселенный, есть и творец законов природы, нужд естественных. Сии за­коны глубоко впечатлены в сердцах наших. Каждый чело­век им подвластен, никто не в силах их низвергнуть, и потому постановления государственные должны быть в таком же согласии с неизменными законами природы, как


иι со снятыми законами веры. Наконец, третий род обя­занностей порождается составлением гражданских об-щестн или государств. Первое правило в сем деле состоит В том, что всякое стремление к государстве к доставлению оному благоденствия должно быть согласно с законами духовными и законами естественными. Второе правило, что все государственные постановления должны стремить­ся единственно к благоденствию гражданского общества, причем всякое действие, сему благоденствию противное или ему вредящее, признаваемо быть должно преступле­нием. Третье правило, что благоденствие общественное должно считаться важное благоденствия частного, и ежели оные находятся в противуборстве, то первое должно по­лучать перевес. Четвертое правило, что благоденствием общественным признаваемо быть должно благоденствие совокупности народа, из чего следует, что истинная цель государственного устройства должна непременно быть — возможно большее благоденствие многочисленнейшего чи­сла люден в государстве, почему н должны всегда выгоды части или одного нераздельного уступать выгодам целого, признавая целым совокупность или массу народа. Пятое, наконец, правило состоит в том, что частный человек, делая усилия к доставлению себе благоденствия, не дол­жен выступать из круга своего действия и входить в круг действия другого, т. е. что благоденствие одного человека не должно наносить вреда, а тем еще менее гибели дру­гому. Коль скоро все дсяпия как правительства, так α частных людей на сих правилах основаны будут, то госу­дарство, несомненно, пользоваться будет возможным бла­годенствием. Все же законы и постановления государ­ственные должны непременно с сими правилами в пол­ной мере совершенно согласоваться.

ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЯ О НАРОДЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИИ

Выше пояснено, что государство состоит из правитель­ства и народа. Народ есть совокупность всех тех людей, которые, принадлежа к одному и тому же государству, составляют гражданское общество, имеющее целью сво­его существования возможное благоденствие всех и каж­дого. Непреложный закон гражданских обществ заклю-


чается в том, что каждое государство состоит из народа и правительства, следовательно, народ не есть правитель­ство и каждое из оных имеет спои особенные обязанно­сти и нрава; одиакоже правительство существует для блага народа и не имеет другого основания своему бы­тию и образованию, как только благо народное, между тем как народ существует для собственного своего блага и для выполнения воли всевышнего, призвавшего людей на сей земле прославлять его имя, быть добродетельными и счастливыми. Сей закон божий поставлен для всех лю­дей в ровной мере, и, следовательно, все имеют право на его исполнение. А посему народ российский не есть при­надлежность или собственность какого-либо лица пли се­мейства. Напротив того, правительство есть принадлеж­ность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства.

ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

И РАЗДЕЛЕНИЕ ОНОГО НА ВЕРХОВНУЮ ВЛАСТЬ

И ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВЛЕНИЕ

Правительство есть совокупность всех лиц, занимаю­щихся отправлением дел общественных. Оно поставлено в обязанность доставлять народу благоденствие и потому имеет право государством управлять для достижения сей предназначенной цели. Обладая сим правом, оно должно иметь и соразмерную власть, дабы обязанность могла быть выполнена, и право было бы действительным. Сия власть, посредством которой правительство исполняет свою обя­занность, употребляет свое право и достигает предназна­ченной цели, есть Верховная власть. Из общего предмета или состава благоденствия государства истекают особен­ные предметы сей общей цели, и, как общей цели благо­денствия соответствует Верховная власть, так должно со­ответствовать каждому особенному предмету: особенная обязанность, особенное право и особенная власть. Сии осо­бенные власти истекают из верховной, которая объемлет всю цель учреждения правительства; почему и должны особенные власти совершенно зависеть от верховной и действовать но направлению, от нее исходящему. Сово­купность всех сил особенных или частных властей


составляет государственное правление, которое также на­звано быть может чиноначальством. Из сего явствует, что правительство не может выполнить своей обязанности и государству доставить благоденствие, если не будет иметь власти, соразмерной важности и обширности цели граж­данского общества, и что сия власть распространяет свое действие по всем предметам на целое государство, имея притом много подчиненных властей, кои уже действуют на отдельные предметы или на отдельные только части оного. Общая власть именуется Верховной властью, а со­вокупность частных — государственным правлением или чиноначальством. Посему и разделяется всякое правитель­ство на Верховную власть и на государственное правле­ние или чиноначальство.

§ 9

РАЗДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЛАГОДЕНСТВИЯ НА БЕЗОПАСНОСТЬ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Государственное благоденствие состоит из двух глав­ных предметов: из безопасности и благосостояния. Отли­чительное и главное качество безопасности есть охране­ние, а благосостояния — есть приобретение. Безопасность должна быть первою целью правительства, потому что может быть достигнута посредством общего только дейст­вия соединенных сил и волей, каковое соединение в прави­тельстве именно н представляется, и что она ответствует первоначальной обязанности человека, состоящей в сохра­нении своего бытия. Сверх того,не может быть благосо­стояния, если не существует безопасности, а потому и служит она основанием сооружению государственного здания. Благосостояние должно быть второю целью пра­вительства, ибо понятия об оном до такой степени раз­личны, что приобретение его должно быть предоставлено каждому члену гражданского общества особенно и что участие правительства в сем отношении должно быть ограничено дарованием защиты и удалением тех препят­ствий, которые бы могли превышать силы и способы част­ных людей, тем более что частные люди собственными трудами могут доставить себе благосостояние, но не мо­гут одними частными своими силами утвердить безопас­ность.


§ 10

НЕОБХОДИМОСТЬ РОССИЮ ПЕРЕОБРАЗОВАТЬ И НОВЫЕ ЗАКОНЫ ИЗДАТЬ

Таковы коренные, начальные понятия, на которых основаны быть должны существование, жизнь и образо­вание всякого благоустроенного государства, дабы оное находилось под властью и управлением законов общест­венных, а не прихотей личных властителей и доставляло бы возможное благоденствие всем и каждому, а не зло-властвовало над всеми для выгоды единого или несколь­ких. Все, что от сих правил удаляется, а тем паче оным противоречит, есть зловластие, испровержение прав и уничижение, нарекание наносящее и гибель совершающее. Применяя сии неизменные и непреложные коренные пра­вила к России, ясно видеть можно, что самые сии корен­ные правила непременно требуют изменения существую­щего ныне государственного порядка в России и введе­ния па место его такого устройства, которое было бы основано на одних только точных и справедливых законах и постановлениях, не предоставляло бы ничего личному самовластию и в совершенной точности удостоверяло бы народ российский в том, что он составляет устроенное гражданское общество, а не есть и никогда быть не может чьей-либо собственностью или принадлежностью. Из сего явствуют две главные для России необходимости: первая состоит в совершенном переобразовании государственного порядка и устройства, а вторая — в издании полного но­вого уложения или свода законов, сохраняя притом все полезное и уничтожая все вредное (стр. 75—83).







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 434. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.036 сек.) русская версия | украинская версия