Студопедия — ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ?






[...] Человек в заро-дышном своем развитии принимает все виды суще­ствования животных. — Яйцо, отделившись от яичника женщины, суще­ствует столько же само­стоятельно, как сущест­вуют и животные низше­го разряда, у которых нет ни мозга, ни кровообра­щения, и вообще ни од­ного из орудий жизни, отдельно и явственно образовав­шихся, но которые, по-видимому, одарены произвольным движением. При образовании сердца у зародыша ребенка оно первоначально состоит из одной полости, как сердце земляного червя, потом из одного ушка и одного желудоч­ка, как сердце рыб, затем из двух ушков и одного желу­дочка, как сердце лягушки, и окончательно из двух ушков и двух желудочков, как сердце птиц и млекопитающих. При некотором подобии человека в зародышевом своем состоянии с другими животными и он, и каждое из них достигает той степени развития, которым определяется способ будущего их существования, а вместе с тем и все животные, и человек, по непременному закону природы, родятся от существ, себе подобных. Из оплодотворенной икры щуки никогда не разовьется другое животное, кроме щуки, с сердцем об одном ушке и одном желудочке, как у всех рыб вообще, но с некоторыми особенностями, свой­ственными только щуке. Из икры лягушки выходит перво­начально головастик, похожий на рыбу, который живет в воде и дышит жабрами подобно рыбам, но скоро потом, по образовании в нем легких, жабры его исчезают, и он превращается в лягушку, которая, при способе своего кро-


вообращения, имеет возможность жить на земле, дыша воздухом, и оставаться на долгое время под водой. Из яйца курицы выходит всегда цыпленок. В утробе жен­щины при всех постепенных изменениях зародыша и мно­госложном его развитии всегда образуется ребенок, а не какое-нибудь другое животное. И цыпленок, вылупив­шийся из яйца, и ребенок, вышедший из утробы женщи­ны, в своем зародышном развитии получают уже собст­венно им одним принадлежащее образование, отличающее их от всех прочих цыплят и всех прочих ребят.

Итак, наблюдения над зародышем, очевидно, доказы­вают, что первичное образование всех животных совер­шается вообще одним и тем же порядком; по что при этом каждое из них в подробностях и степени своего развития разнообразно до бесконечности и что каждое животное существует отдельно от всех животных как неделимое и вместе с тем составляет собой звено неразрывной цепи всех существ.

[...] Чувства наши через впечатления на них извне до­ставляют нам только понятия о телах и их движении... Тела, занимая пространство, имеют протяжение и потому уже разделимы; части, составляющие тело, как оно, зани­мая пространство, имеют протяжение, как и оно, подраз­деляются и потому суть также тела. Перемещение тела в пространстве мы называем движением. Тела и части их могут иметь более или менее протяжения, и движение может совершаться с большей или с меньшей скоростью и по различным направлениям. Разность в протяжении тел, разность в скоростях движения и в его направлении разнообразит до бесконечности видимые нами предметы.

Разум, признав протяжение в телах, деля их на части и подразделяя ати части на меньшие частицы, стремится от многочисленности к единице; допустив существование единиц, далее неподразделимых, он заключает, что такие единицы составляют сущность тел и что чувствам нашим представляются только образы предметов, беспрестанно преходящие.

Видимые нами тела представляются нам или в движе­нии, или в спокойствии; и тут разум наш опять выводит заключение о существовании причины того или другого состояния тел. Причину эту, приводящую тела в движение или движущиеся тела приводящую в спокойствие, назы­вают силою.


[...] Наше Я, как единица, совмещает в себе единовре­менно только единичные! ощущения. Бесчисленное множе­ство световых лучей, отраженное бесчисленным множе­ством точек какого-нибудь отдельного предмета и собран­ное снарядом нашего зрения, изображает этот предмет на сетчатых оболочках двух наших глаз, и при всем том мы видим только один предмет. Сотрясение бесчисленного множества частиц воздуха сообщается в обоих ушах на­ших слушательным нервам, и тут опять слышим мы только один звук, и несколько стройных звуков, доходя­щих до нашего слуха, ощущаются нами как один аккорд.

Вообще многосложные впечатления сосредоточиваются нашим Я в одно ощущение, подобно как многочисленные лучи, проведенные от окружности, сосредоточиваются по­средине круга в одну точку.

Если бы каждое из отдельных наших ощущений сме­нялось только в нас другим, также отдельным ощуще­нием, как сменяются разные изображения в зеркале, в ко­тором отражается каждый новый предмет, не оставляя никакого следа предметам, отразившимся в нем прежде, то мы, не имея возможности сравнить один предмет с дру­гим предметом и отличить частности, составляющие иск­лючительную принадлежность какого-нибудь отдельного предмета, не имели бы решительно ни о чем никакого понятия. Наше существование, при каждом новом ощуще­нии составляя новое Я, распадалось бы на части, не имею­щие ничего между собой общего; но, имея возможность сознавать переход от одного ощущения к другому ощуще­нию, наше Я по тому уже самому имеет и возможность беспрерывно сознавать самого себя, и, отличая одни наши ощущения, производимые в нас впечатлениями извне, от других подобных ощущений, мы получаем понятие о пред­метах, вне нас существующих.

Собственная деятельность нашего Я беспрестанно про­является при сношениях своих с внешним миром, и не все впечатления, передаваемые нам нашими чувствами, равносильно ощущаются нашим Я. Находясь в многочис­ленной шумной беседе, мы произвольно обращаем внима­ние на речи того или другого из собеседников, не слушаем остального говора.

Каждое ощущение в нас сопровождается сознанием этого ощущения и вместе с тем сознанием некоторых прежде бывших ощущений, и, сознавая разность одного


ощущения от другого, прежде бывшего ощущения, мы приходим к познанию разнообразия предметов, производя­щих разные впечатления на наши чувства. Имея возмож­ность обращать исключительное внимание и на части предметов, как на отдельные предметы, части эти произ­водят в нас отдельные ощущения. И тут наше Я опять сознает подобие или разность своих ощущений, и мы, сперва признавши подобие и различие предметов, и те­перь, опять признавая подобие и различие частей их, по­лучаем более полное познание о том, что составляет тож­дественность и разность в предметах, нами наблюдаемых (стр. 159—162).

[...] Причину явлений, происходящих всегда в одном и том же порядке, называют особенным наименованием; так говорят: сила тяготения, сцепления, тепла, света, электричества, магнитности, жизни, мышления, и во всех этих случаях слово сила означает только особый способ и порядок движения единиц. Постепенные, но быстрые движения единиц сливаются для нас в одно целое, точно так же как постепенные, но быстрые колебания струны сливаются для нас в один звук. Одна и та же струна, бо­лее или менее натянутая, в одно и то же время совершает большее или меньшее число колебаний и производит та­кой или другой звук, который отзывается не на всех стру­нах стоящего тут инструмента, а на той только струне, которая способна производить одинаковое число колеба­ний со струной, произведшей первоначальный звук; точно так же каждая единица в природе соответственно двига­тельной своей силе в данное время может совершать опре­деленные движения по побуждении первичной движущей ее единицы, сочетаться с парными ей единицами и участ­вовать в образовании или какого-нибудь кристалла, или какого-нибудь растения, или какого-нибудь живот­ного.

Простые, и вообще неорудные тела, образовавшиеся сочетанием единиц, обладающих уже силою сцепления, имеют собственные им свойства, каждое из них может со­единиться с другим телом только в определенном и ощу­тительном для нас порядке. [...] Тела, образовавшиеся си­лою сцепления, при химических своих сочетаниях соеди­няются с некоторыми другими такими же телами преиму­щественно перед прочими, и это свойство, называемое сродством, составляет особенность этих тел, точно так же


как то. что называют права растений и жипотных, состав­ляет их особенность.

В природе беспрестанно все движется. Земля наша быстро совершает свое суточное движение, но еще с боль­шей быстротой обращается около солнца. Некоторые тела небесные, как наша земля, имеют свои суточные движения и также обращаются около солнца. Самое солнце имеет явное движение. Единицы, еще не сочетавшиеся между собой и наполняющие пространство Вселенной, беспре­станно приводятся в движение светилами небесными. При этом всеобщем движении единиц происходящие от него проявления бесчисленно разнообразны, но не все единицы одинаково участвуют в каждом из этих проявлений; те из них, в которых уже возбуждена сила сцепления и кото­рые своими сочетаниями образовались в простые тела, не все в равной степени принимают участие в проявле­ниях тепла, света, электричества, магнетизма, и самая сила сцепления не в одинаковой степени возбуждена во всех простых телах; и эта сила при разных обстоятель­ствах в одном и том же теле может иметь большую или меньшую степень развития. Точно так же жизнь при своих проявлениях, от гриба и до человека, имеет свои степени развития, и, как при высокой степени тецла про­является свет, точно так же при высшем развитии жизни проявляется мышление (стр. 164—166).

[...] Все животные при самом своем рождении имеют способность удовлетворять всем потребностям жизни, или эта способность проявляется в них вполне спустя некото­рое время после их рождения. Способность эту называют инстинктом животных, который в сущности ничто другое, как врожденное уменье действовать согласно целям при­роды, давшей каждому животному определенное назначе­ние в его жизни. И тут человек решительно разнится от всех животных. При своем рождении он не имеет ника­кого уменья, и потом, приобретая его, то, что он добывает собственным своим опытом, весьма незначительно в срав­нении с тем, что передают ему другие, и тем, что доста­ется ему по наследству от прежде живших поколений.

Взятый отдельно, он самое ничтожное существо из всех существ в мире; по отдельно он никогда не сущест­вует. При самом рождении он уже член семейства, с кото­рым сливается его существование. Семейство это мало-по­малу передает ему свое уменье, добытое им тем же поряд-


ком от прежде живших поколений и дополненное собст­венным опытом.

Пчела, только что вышедшая из своей ячейки, имеет уже способность использовать все многосложные работы, необходимые для существования пчел в улье но предназ­наченному им порядку. Умение пчелы, только что увидев­шей свет, столько же совершенно и замкнуто, как и уме­ние всякой другой пчелы. Семейство пчел, для своего су­ществования не имея никакой надобности сообщаться с другими пчелами, составляет в своем улье отдельный мир, и в этом улье один и тот же порядок, какой был и есть во всех других ульях.

Семейство'человека само по себе слишком слабо, чтобы противодействовать враждебным силам, его окружающим: но необходимости оно соединяется с другими семействами, чтобы увеличить свои средства для удовлетворения по­требностей жизни. Человек — это слабое животное суще­ство при своем рождении и по своей природе и, тем са­мым поставленный в необходимость сближения с себе по­добными, в совокупности с ними приобретает огромные силы, беспрестанно возрастающие, вследствие чего народы сближаются с пародами, люди все более и более толпятся и все человечество стремится к соединению в одно це­лое, — и этим самым чело­век решительно разнится от всех животных вообще и от петуха в особенно­сти (стр. 169—170).







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 434. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия