АХУНДОВ
1 Абдурахман Джами (1414—1492) — иранский поэт-лтгрик.— 566. 2 Махмуд Шабустари (1260-^-1320) — великий азербайджанский мыслитель-пантеист. — 566. 3 Моллайи-PijMu Джелаледдин Мухаммед (1207—1273) — видный иранский поэт-лирик, автор «Месневи», в котором проповедовал пантеизм. — 569. 4 Имам — глава, духовный вождь мусульманской общины у шиитов, соответствует халифу. — 571. 5 Гурия — вечно молодая, вечно красивая райская дева. — 572. 6 Улем — ученый-богослов. — 573. 7 Шариат — (от арабского «шариа» — ясный путь, по которому надлежит следовать) — мусульманское законодательство, включающее нормы, регулирующие религиозные, брачно-семейные, гражданские, бытовые, уголовные и другие взаимоотношения, а также условия деятельности духовного суда. Законы шариата исходят из Корана, Сунны, решений, полученных на основе согласного мнения законоведов ислама. Созданный в VII—XII вв. шариат отстаивает феодальные отношения, основанные на эксплуатации человека человеком. В период развития в странах распространения ислама буржуазных отношений в нем возникают модернистские течения, пытающиеся приспособить шариат к новым общественным условиям. В СССР нормы шариата, противоречащие советским законам, как и шариатские суды, упразднены. — 574. 8 Под натуралистами Ахундов подразумевает материалистов. — 574. 9 «Ответ философу Юму» представляет собой часть специальной работы, посвященной причинности. Из первоначального наброска видно, что в этой работе автор наряду с критикой субъективизма, схоластического аристотелизма предполагал подробно изложить свои материалистические взгляды на причинность. К сожалению, эта работа осталась незаконченной. — 576. 10 «Критика «Ек-Келъме»» — представляет собой выдержку из письма Ахундова к автору книги «Ек-Кельме» («одно слово») Мирзе Юсиф-Хану. В ней давалась резкая критика государственного строя Ирана, отсталости, бесправия в этой стране. Все, что требуется, по мнению Юсиф-Хана, для устранения этих недостатков, заключено в одном лить слове — конституция. — 578. 11 Хиджаб — (арабское) покрывало. Здесь имеются в виду стихи Корана, в которых говорится о необходимости затворничества женщин. — 579. 12 Туман — иранская монета, содержащая десять кранов; в Закавказье десять рублей — червонец. — 580. 13 Зякат — согласно Корану, налог, взимаемый (формально) в пользу бедных. — 580. 14 Фитра и садага — материальная помощь, которую по законам шариата должны добровольно оказывать мусульмане нуждающимся. — 550. 15 Аараил — ангел смерти. — 581. 16 Намаз — ритуал-молитва, совершение которой обязательно для каждого мусульманина. — 581. 17 Омаиды — первая арабо-мусульманская династия халифов (661-750 гг.). — 581. 18 Абасиды— вторая арабо-мусульманская династия халифов •(750—1258 гг.), получившая свое название от Аббаса, одного из дядей Мухаммеда. — 581. 1в Саади (1184—1291) — знаменитый иранский поэт-лирик, автор произведений «Гюлистан» и «Бустан». — 582. 20 Моллайи-Руми — см. примечание 3 к стр. 569 настоящего тома. — 583. 21 Шейх-уль-ислам (от арабск. старейшина) — почетный титул высших мусульманских богословов, а также титул главы духовного сословия. В османской империи шейх-уль-ислам считался высшим после халифа духовным лицом, входившим в правительство на правах первого министра (великого визиря). — 583. 22 Месневи — восточная форма стихов, которая применяется главным образом для эпических поэм. В данном случае речь идет о произведении Моллайи-Руми, которое послужило Ахундову поводом для критики восточного пантеизма. — 583. 23 Фена — одно из понятий в восточном -суфизме, означающее небытие, уничтожение, растворение. Ахундов дает следующее объяснение этому понятию: «Слово фена [...] означает состояние, не имеющее никакого отношения ни к материи, ни к пространству, ни к времени; состояние, в которое как будто перешло пламя потухшей свечи, т. е. жизни. Это небытие — достичь этого состояния есть цель, к которой должен стремиться всякий мудрец и ради него уничтожить всякую привязанность к жизни, отрываться от всякой земной цели, от всякого земного стремления. Одним словом, должен обращаться к монашеской жизни — к покаянию, к самоотречению, к самоумерщвлению и таким образом научиться приходить в исступление, исполнившись божественного энтузиазма, и впадать в совершенный квиетизм или апатию вследствие этого состояния, называемого фена — поглощение божеством, т. е. уничтожая себя в боге» (Ахундов. Философско-поли-тические произведения. Баку, 1940, стр. 195—196). — 584.
|