МОЛЛАНЕПЕС
Моллаиепес (1810—1862) — известный туркменский поэт-мыс* лителъ. В его творчестве отражены особенности исторического развития туркменской литературы U общественной мысли. В многочисленных лирических стихотворениях, а также в знаменитом дестане «Зохра и Тахар» получила свое яркое отражение жизнь туркменского народа того времени. Дестан «Зохра и Тахар» проникнут смелым протестом против гнета феодально-клерикальной верхушки, против представителей мусульманского духовенства, страстной защитой трудового народа. Мировоззрению Моллане-песа, в основном идеалисти-ческому, были присущи некоторые элементы материализма, сложившиеся под влиянием фольклора, а также его личного жизненного опыта. В противоположность религии Молланепес воспевал реально существующий, земной, материальный мир. Фрагменты из стихотворений Молланепеса подобраны автором данного вступительного текста Ш. Ф. Мамедовым по изданию: «Очерки истории туркменской философии». Ашхабад, 1970. [ЭТИКА И СОЦИОЛОГИЯ] Места, где мы живем, — край мук, страданий и слез (стр. 328). Проснись ты, сын человека, не спи ты так спокойно. Ведь на языке твоем яд разведен, у тебя нет нормальной жизни, Когда же достигнет своей цели, всего лишенное сердце мое? (Стр. 131). Подлец наслаждается скандалом, Но, когда ему скажешь: пойдем на народное дело, Он откажется наотрез [...]. У завистника, скупца выйдет вся душа, Если им скажешь «дай», но Вновь воскреснут они, если услышат слово «возьми» (стр. 21). Запомни каждый: в любой работе умелым будь! Не спутай друга с врагом, всегда занят делом будь! Могучим, свежим всегда душою и телом будь! Чем век верблюдицей быть, хоть год нером смелым будь! Враждующих не дразни и к драке не подстрекай, Но, усмирив одного, схитрить другому не дай; Не трусь, а струсил — беги, не падай, не уставай! К ничтожному «джан ага» в безумии не взывай! Чем век верблюдицей быть, хоть год нером смелым будь! Непес, чтобы лучше быть — храни высокий завет: У нищих и у менял просить не вздумай монет! От просьб таких станет вмиг тебе не мил божий свет, Не дано мужу зачать, он не родит и в сто лет, Чем век верблюдицей быть, хоть год нером смелым будь! (Стр. 215-216). Соловья взяв для роз, Богатства казны для рабов, А яхонт для народа, Отдать все это им мечтаю я (стр. 46). УЗБЕКИСТАН БЕРДАХ Видный каракалпакский поэт и мыслитель Бердымурот Кар' гобой улы (литературный псевдоним Вердах) (1827—1900) получил первоначальное образование в религиозной школе-медресе, хорошо знал историю восточной литературы. В главном произведении поэме «Ахмак-подшо» («Царь-самодур»), в которой более трех тысяч строк, Бердах размышляет о несправедливом устройстве окружающего мира. Бердах — певец народа, выразитель его чаяний и стремлений. Заслуживают особого внимания высказывания Вердаха о народе, о роли поззии и поэта в обществе. Фрагменты из стихотворений Бердаха подобраны автором данного вступительного текста Ш. Ф. Мамедовым по изданию: Бердах. Избранные произведения. Ташкент, 1951. [О СВОЕЙ ЭПОХЕ] Петля нужды сдавила людям горло. Мне трудно говорить, и стих не вяжется, Будь проклят мир!.. В груди дыханье сперло. Земля мне сморщенной ладонью кажется! * * * Нет правды в сердце у царя и бека, Нет счастья у простого человека. Тот мир, где я влачу остаток века, Несправедливым мне и лживым кажется. * * * В селеньях наших — холод и разруха. И голоден бедняк, и счастье глухо. Бездельник-бай наращивает брюхо, Но брюхо скоро лопнет — так мне кажется (стр. 31-33). * * * Если не будешь работать, как вол, Не проживешь в наше трудное время. Если ты счастья досель не нашел, То не найдешь в наше трудное время. * * * Утки, и те улетели с болот. Время тяжелое, стонет народ. Семьи разбиты. Мне жалко сирот! Сумрак покрыл наше горькое время. Подлым в жестокости нету преград. Делают с бедными все, что хотят. Честные люди без хлеба сидят. Ложь без границ в наше лживое время! (Стр. 22-23) [О НАРОДЕ] Бердах, да будет звучен голос твой. Ищи слова, о жизни песню пой. Будь чист и пред людьми, и пред собой. Насколько хватит сил — служи народу! * * * В народе — сила и мечта твоя, Ты вне его не мысли бытия. В какие б ты ни заходил края, Свой труд и жизнь свою отдай народу! * * * Батыр батыра за собой ведет, Свои слова он обращает в мед —< Его устами говорит народ... Он — сын народа; он — слуга народу! Достойные народу отдают Все без остатка — разум свой и труд. Родной народ свой к счастию ведут Они — достойные служить народу! * * * Плохих людей не милуй, не жалей: Плохие люди не нужны народу! * * * Тот, кто народу предан до конца, Тот награжден, хоть и не ждал венца: Его венчает слава мудреца, Все, чем богат, он отдает народу! * * * Мы смертны все. И мой придет черед. Но песнь моя меня переживет, Я много знаю, я смотрю вперед, И знания я'отдаю народу (стр. 15—18). [ОБ УГНЕТАТЕЛЯХ] Жестоким людям дорог их покой, До беков не доходит стон людской. Хотя к ним золото течет рекой, Они копейки не дадут народу! (Стр. 16) * * * Жестоки богачи, и бог жесток. Их произвола я стерпеть не смог. * * * Терзая нас невежеством своим, Плохой считает честного плохим, Все богачи живут трудом чужим. О, если б правду отыскать народу! Смотрите, люди, тянется рука Богатого к лепешке бедняка. Богач — тебя предаст наверняка, Он — враг тебе и твоему народу! * * * У подлого, у богача отца Родится сын с душою подлеца. Мне кажется, плохому нет конца. От богатеев пользы нет народу! (Стр. 19-20) * * * Веки житья не дают никому. Ищешь защиты — сажают в тюрьму. Скажут виновен — и быть по сему. Сумрак покрыл наше горькое время! (Стр. 22) От богачей ничего, никогда Люди не видели, кроме вреда. Волкам подобны, что травят стада, Баи тиранят народ в наше время! (Стр. 24) * * * Жизнь бедняка труднее год от года, Он стонет от чиновника-урода, Муллы и ханы — палачи народа... Все богачи мне пауками кажутся (стр. 32). * * * А мечеть? И в мечети служителей много, Кровь сосущих во имя великого бога. Им — ишанам — не надо бояться налога, Потому что введен не для знати налог (стр. 35). * * * Людям богатым и власть, и почет, Бедным — бесправье и горечь невзгод. Вечно богатство к богатым течет, На бедняков никогда не посмотрит! (Стр. 50) [О МОРАЛИ И ДРУЖБЕ] Знай цену дружбе, цену знай словам, Не доставляй страдания друзьям. Неси им счастье — будешь счастлив сам. Друзья тебе, они — друзья народу! (Стр. 18) » * * Людей цени по их прямым делам, Не обижай друзей, но мсти врагам. Подобострастным не внимай словам, Беги дурного смолоду, о сын мой! (Стр. 51) * * * Умей, мой сын, почувствовать душой, Кто человек хороший, кто плохой. И за достойным светлою тропой Безропотно, бесстрашно следуй, сын мой! * * * Сказал — от слов своих не отступай! Ничтожным людям тайн не доверяй И никогда друзей не обижай, Но недругов не пощади, о сын мой! * * * Богатство улыбнется — не гордись И роскоши ненужной сторонись. Сиротам помогая, не скупись. Будь чистосерд и прямодушен, сын мой! * * * Чем с ненадежным, лучше одному Идти, не одолжаясь никому. Цени своих друзей по их уму, Друзей неумных избегая, сын мой! И где б тебя ни встретила весна, Пусть пред тобой стоит твоя страна: Обширен мир, но родина одна. И ты не забывай об этом, сын мой! [...] Утешь своим участьем бедняка, Не пожалей последнего куска, У бедняка цель жизни далека, Подай ему на счастье руку, сын мой! (Стр. 52—53) * * * Будь сердцем тверд и чист душой (стр. 54). [О РЕЛИГИИ И СЛУЖИТЕЛЯХ РЕЛИГИИ] Аллах врагам народа силу дал, Зато людей достойных в грязь втоптал. Ищан по воле бога вором стал. Ишаны все приносят вред народу! (Стр. 19) * * * Муллы в молитвах богу неустанны, В руках ишанов пухлые кораны, А мне муллы, и шейхи, и ишаны Похожими на всех шайтанов кажутся! (Стр. 31) [О ПОЭЗИИ] Само к поэту слово не придет. Не будет слова, если сердце — лед. Лишь честный слово нужное найдет, И это слово путь найдет к народу (стр. 20). ФУРКАТ Фуркат (Закирджан Халмухамедов) (1858—1909) — видный представитель передовой общественной мысли Узбекистана конца XIX в. Он выступил с критикой реакционных утверждении
знати и мусульманского духовенства, с защитой просвещения. Фуркат призывал изучать русскую культуру, науку, технику, ратовал за сближение и сотрудничество народов Средней Азии с русским народом. В 1889—1893 гг. появляются его оригинальные произведения, сыгравшие значительную роль в развитии общественной мысли узбекского народа. Демократ-просветитель Фуркат был одним из основоположников реализма в узбекской литературе. Делом чести поэтов он считал правдивое отражение жизни в художественных произвел дениях. Антиклерикальный характер его лучших произведений был связан с материалистическими тенденциями. Не в религии, не в старых обычаях, а в науке и просвещении он видел источник прогресса, путь к расцвету родной страны и улучшению благосостояния народа. Фрагменты из произведений Фурката подобраны автором данного вступительного текста III. Ф. Мамедовым по изданию: «Материалы по истории прогрессивной общественно-политической мысли в Узбекистане». Ташкент, 1957. [О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ] О юноши! Сейчас столетие такое, Что входит в нашу жизнь, как в сказке волшебство, Россия принесла земле счастливый век... О юноши! Затмил преданья прошлых лет Российской мудрости неоценимый свет. Изобретениям науки нет числа, Нам их великая Россия принесла. [...] Нашему народу нужно быть с русским народом вместе... Для этого нужно знать обычаи русских. Подражать во всем хорошем и приятном русскому народу для собственной пользы. [...] Мы видели, слышали эпоху прошедших ханов, когда из месяца в месяц разорялась и расхищалась страна от набегов врагов, сиротели дети, жены оставались вдовами, и лишь с приходом русских в Фергану мусульмане были освобождены от этой тяжелой участи. [...] В тиши рассветной за мужицким плугом Фельдмаршал шел. И старая земля К его ногам ложилась полукругом, Подрубленной травою шевеля. Он, в деревне мальчишек собирая, Солдатской кашей из котла кормил. И эта армия крестьянская, босая Была ему явленьем русских сил. [...] [О НАУКЕ] Достигнешь цели ты, наукой овладев, Осуществишь мечты, наукой овладев. Осведомленным стань во всех науках, друг, И каждая из них понадобится вдруг. [...] Жаль, что наши ханы, беки весь свой век Проводили праздно, в поисках услад. Возле них ученых не было людей. Из невежд придворных состоял их штат. Не было заботы об ученых; им Не давали хода, почестей, наград. Если б их ценили, — разве бы стране Не было бы пользы больше во сто крат! Это всем докажет хоть такой пример: Наука — садовник, а отчизна — сад. [...] [ОБ УГНЕТАТЕЛЯХ И УГНЕТЕННЫХ] Я огорчен коварством неба: невежда в роскоши живет, А мудреца подстерегают невзгоды длинною чредой. [...] Посмотрите на кокандских богачей самовлюбленных, — тьфу на них! Ездят, важно развалившись в пароконных фаэтонах, -~ тьфу на них! Суетятся, вертят, крутят... на чужие деньги. Кулл, дураки!... К ростовщичеству, к наживе, несомненно, с колыбели вас влечет. Прочь от милостыней ваших, преступленьями клейменных, — тьфу на них! [...] Грош голодному, а сотни тратите на угощенье богачей, Мулл, ишанов-блюдолизов, чести, совести лишенных, — тьфу на них! Толстобрюхие невежды. Ведь осел в сравнении с вами — грамотей! На отцов духовных ваших, богословов лжеученых, — тьфу на них! Сколько б ты ни обличал их, сколько б ни плевал им в рожи, о Фуркат! Снова плюй на сброд богатый, на мошенников прожженных, — тьфу на них! (Стр. 319-321) МУКИМИ Мукими (Мухаммед Амин-ходжа, 1851—1903) родился в Коканде в бедной семье. В истории узбекской общественной мысли он сыграл большую роль как писатель, выражающий настроение и интересы крестьянской массы, городской бедноты. Поэт-демократ Мукими в своих сатирических произведениях смело обличал угнетателей народа: баев,рос-товщико'в, чиновников, фабрикантов и представителей духовенства. Нижеприведенные выдержки из произведений Мукими подобраны автором данного вступительного текста Ш. Ф. Мамедовым по книге: «Материалы по истории прогрессив-. ной общественно-философской мысли в Узбекистане». Ташкент, 1957. ... Прежде знал он стыд и совесть, но давно их потерял. В Мекке был, но лишь грязнее стал душою сын греха.... Сын греха — подобный титул лишь тебе принадлежит, Титул этот будет признан всей землею, сын греха. Ты — великий греховодник. Даже своего врага Мукими не называет кличкой злою: «Сын греха». То шапку носит, то чалму, — его зовут святой. Аллаха сотню раз предаст за пять минут святой. Его известны чудеса: он нюхает везде, — Заслышав жареного дух, уж тут как тут святой. С его не сходят языка бесстыдные слова, — Боюсь, камнями как-нибудь тебя побьют, святой! Нечистое увидит он и тащит прямо в рот, Но чистою обмоет кость великий плут святой. Замерзнешь в шубе меховой в июльский жаркий день, Едва задумает острить ханжа и шут святой. Он самый толстый на земле, он весит больше всех, Хотя придет без добрых дел на Страшный суд святой! . (Стр. 311-312) [ОБ УГНЕТАТЕЛЯХ И УГНЕТЕННЫХ] Пришли к хакиму люди и говорят они: «Судьба нам подарила страдания одни. Освободи от пени, — на города взгляни. Народ снует в тревоге и слезы льет из глаз. Мы умерли, но палкой бьют после смерти нас. О нищете и ценах твердим мы каждый рая». * * * В кишлаке — как совьи дупла хижины и шалаши... Люди там едят колючку, от которой мрет верблюд, Кукурузную лепешку ханским пиром там зовут, Постный суп из тыквы лучше хафалакцам прочих блюд, Мясо никогда не видя, корни трав они толкут И едят их ежедневно, говоря: «Наш сумалак!» * * * Кто правит, тот и прав, — мы — никогда, И в этом наша главная беда (стр. 308). [О ДУХОВЕНСТВЕ] Кто его чалму увидит — думает: «Большой мулла!» Букв не знает, хоть украшен сединою сын греха....Нищему в гроше откажет, будто медный этот грош Птицею Анка считает неземною — сын греха. [О ЦАРСКИХ ЧИНОВНИКАХ] Моя беда — начальнику доход, — Обмер полей бывает каждый год. Али-Ходжа и Хакимжан — друзья; Их уподоблю новобрачным я. Один другому о любви поет (Здесь совершенно ни при чем расчет). Один хитрец: что ни словечко — ложь. Другой на дикого быка похож... Али-Ходжа едва с коня сойдет, Без устали, не умолкая, врет: Я, может быть, курчонком вам кажусь, Но я за вас как следует возьмусь. Я сам — ходжа, Шахлик-Мазар — мой дед. ...Я ваш хаким — богач из богачей. Добиться надо милости моей. Дано мне право жечь, топтать, крушить. Дано мне право голову рубить. Я захочу — и покараю вас, Я захочу — и обласкаю вас. ...Ты гостя дорогого не признал. А я готов начать обмер полей. Трех мардикеров дай мне поскорей, Танаб — веревку протащить могу. По вашему дрянному кишлаку, По вашим землям твердою стопой Пройдусь и покажу, кто я такой. Для вас из кожи лезешь, вон, а вы Не клоните пред нами головы. Им два за десять, аксакал, считай
Да пошевеливайся, негодяй! [...] Ты, мой мингбаши, «правильно» живешь — Без взятки пальцем не пошевельнешь, Ты ласков с тем, кто хорошо одет, Строг с оборванцем — что с него возьмешь?! Ты — только управитель волостной, Что ж не по чину золото гребешь? Надулся, смотришь — сколько могут дать, " Гияс — твой писарь — на тебя похож. Ждет не дождется, стонет Мукими: Когда же, мингбаши, помрешь?! (Стр. 309—310)
[БОРЬБА С КОНСЕРВАТИВНЫМИ И РЕАКЦИОННЫМИ СИЛАМИ В ЛИТЕРАТУРЕ] Оставь же классический стиль... моему он слуху чужд, И если петь в кругу друзей — Гульяр, ты лучше запой. На упрек Мухи правдивым словом отвечай, поэт: Время доброе настанет, люди вспомнят Мукими! Что бы мне ни угрожало, правду буду говорить, Даже если мне за это саблей голову снесут (стр. 307). ПРИМЕЧАНИЯ * ПНИН 1 Слова, заключенные здесь в квадратные скобки, были вычеркнуты цензором. — SO.
|