Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Annotation





(Краткие биографические сведения)

 

Кануков Инал Дударович (1851—1899) — один из видных представителей осетинской литературы дохетагуровского периода. Поэт, прозаик, публицист, общественный деятель.

Родился в селении Кануковых (ныне Гизель). Окончил Ставропольскую гимназию и военно-артиллерийское училище. Разделил судьбу переселившихся в 1865 г. в Турцию горцев.

Писал на русским языке. Автор этнографических и путевых очерков «В осетинском ауле», «Горцы-переселенцы», «От Александрополя до Эрзерума», фельетонов «Из летописей города Орионвилля», «Рефлексы тротуара» и др. Из стихотворений, написанных И. Кануковым в разные, годы, до нас дошло немногим более 50. В произведениях И. Канукова всегда побеждали демократические тенденции, искренняя любовь к простому пароду.

Гадиев Сека Куцриевич (1855—1915) — поэт, прозаик, общественный деятель. Родился в селении Ганис в Кудском ущелье Южной Осетии. Детство провел в нужде. Когда ему исполнилось 18 лет, священник-грузин обучил его грамоте, и Сека сдал экзамен на право занимать должность псаломщика. В 1882 г. переселился в Северную Осетию.

Писать начал в конце 70-х годов XIX века. Первый сборник стихотворений «Ирон фиййау» («Осетинский пастух»), вышел в свет в 1905 г.

Самобытный талант Сека Гадиева с особой силой раскрылся в прозе. Общенародное признание писателю снискали его рассказы «Арагвийский алдар Эристав Нугзар», «Азау», «Мать и сын», «Женщина в трауре» и др. Они определили его место в истории осетинской литературы как одного из зачинателей художественной прозы.

С самого начала своей писательской деятельности С. Гадиев стоял на позициях реализма, показывал жизнь обездоленного народа, гнев и неукротимую ненависть простых крестьян к угнетателям.

Хетагуров Коста Леванович (Коста) (1859—1906) — великий осетинский поэт, прозаик и драматург, публицист и художник, революционный демократ, основоположник осетинской художественной литературы и литературного языка. Писал на осетинском и русском языках.

Своей творческой и общественной деятельностью ознаменовал целую эпоху не только в истории литературы, но и в истории культуры и общественной мысли осетинского народа и народов всего Северного Кавказа.

По меткому выражению А. А. Фадеева, Коста Хетагуров является своеобразным «Леонардо-да-Винчи осетинского народа».

Родился в горном селении Нар. Отец сто был офицером русской армии, участвовал в Крымской войне и заграничных походах.

Начальное образование Коста получил в родном селе. В 1870 г. семья поэта переезжает в селение Лаба. В 1871 г. Коста был определен в Ставропольскую гимназию, где проучился десять лет. В гимназии увлекается живописью, делает первые шаги в литературе. В 1881 г. успешно сдает приемные экзамены в Петербургскую Академию художеств. Материальная нужда не дала ему возможности окончить Академию, и Коста вернулся на Кавказ. Он поселился, в Георгиевско-Осетинском (Лаба) Кубанской области, затем переехал во Владикавказ, где жил и работал до 1891 г. К этим годам, относится наиболее активный и плодотворный период художественного творчества К. Хетагурова. За свои революционные убеждения Коста не раз ссылался за пределы Осетии.

В 1895 г. вышел сборник стихов поэта, написанных на русском языке, а в 1899 г. увидел свет сборник осетинских стихотворений — «Ирон фæндыр» («Осетинская лира»), значение которого огромно. Именно произведениями, вошедшими в эту бессмертную книгу, поэт заложил прочную основу осетинской художественной литературы.

Наиболее полным изданием произведений Коста является пятитомное собрание сочинений поэта, осуществленное издательством Академии наук СССР в 1959—1961 гг. Произведения поэта переведены на многие языки.

Туганов Батырбек Асланбекович (1866—1921) — писатель самобытного дарования и прогрессивного направления. Родился в селении Дур-Дур. Учился во Владикавказской классической прогимназии, затем в Ставропольской гимназии. В 1905 г. Туганов перевел на осетинский язык «Манифест коммунистической партий» К. Маркса и Ф. Энгельса. За участие в революционных событиях сидел в тюрьме, выйдя на свободу, вынужден был покинуть пределы Терской области и уехал в Москву. В 1918 г. был сотрудником Народного комиссариата по делам национальностей, затем работал в Наркомпросе.

Первая книга Б. Туганова «Батанако Тембот» вышла в свет в 1913 г. во Владикавказе. В 1963 г. в Северо-Осетинском книжном издательстве была издана книга Б. Туганова «Рассказы, драматические произведения».

Многие художественные произведения Туганова остались незавершенными. Писал на русском языке.

Коцоев Арсен Борисович (1872—1944) — выдающийся осетинский писатель, один из зачинателей осетинской художественной прозы, поэт, драматург, публицист. Писал на осетинском и русском языках.

Родился в селении Гизель в крестьянской семье. Учился в Ардонской духовной семинарии. С 1897 по 1904 г. учительствовал на селе.

В 1905—1908 гг. жил в Петербурге, служа в Государственном банке. В 1909—1910 гг. в Тифлисе редактировал осетинский еженедельный журнал «Æфсир» («Колос»). В 1912 г. был сотрудником редакции большевистской газеты «Правда».

После Октября работал в органах народного образования.

В 1928 г. переехал в г. Цхинвали, где оказал большую помощь в создании издательства. Принимал активное участие в организации литературно-художественного журнала «Фидиуæг» (1927). В 1929 г., вернувшись в г. Орджоникидзе, целиком отдался литературной деятельности. В 1939 г. был награжден орденом «Знак почета».

Наиболее полное издание его произведений было осуществлено в 1971—1972 гг. в г. Орджоникидзе — «Собрание сочинений в 2-х томах».

Гадиев Цомак Секаевич (1882—1931) — крупный деятель осетинской культуры, поэт, драматург, прозаик, переводчик, литературовед, профессиональный революционер. Писал на осетинском и русском языках. Родился в селении Ганис в Кудском ущелье. Отец его был известным поэтом и прозаиком. Цомак учился в Дерптском университете на факультете истории и филологии. Принимал активное участие в революции 1905 г. В 1908 г. был арестован и сослан в Сибирь. Но и там он продолжал свою революционную деятельность. В 1917 г. после Февральской революции Цомак вернулся в Осетию. Гадиев работал заместителем председателя Владикавказского ревкома, заведующим облоно, редактором газеты «Растдзинад», ректором Северо-Кавказского горского педагогического института, директором Северо-Осетинского научно-исследовательского института.

Наиболее полным творчество представлено в книге — «Произведения. Поэзия, проза, драматургия, статьи». Орджоникидзе, 1959.

Арнигон Илас — литературный псевдоним Тогузова Газака Иласовича (1888—1938). Поэт, прозаик, драматург. Родился в селении Ардон. В 1909 г. получил образование в Ардонской духовной семинарии. Два года проработал учителем в селах Куртатинского ущелья. В 1911 г. уехал в Маньчжурию, в Харбине был инспектором советских школ. На родину вернулся в 1934 г. Работал в книжном издательстве редактором.

В 1979 г. в издательстве «Ир» вышло наиболее полное издание произведений И. Арнигона — «Вспомни обо мне». Сочинения на осетинском языке.

Гатуев Дзахо (Константин) Алексеевич (1892—1938) — писатель яркого и самобытного таланта. Родился во Владикавказе в семье учителя. Окончил гимназию в 1912 г. Поступил в Московский университет. В связи с развернувшимися революционными событиями завершить последний курс университета ему не удалось. В октябре 1917 г. участвует в Московском вооруженном восстании.

В годы становления Советской власти на Северном Кавказе Гатуев во Владикавказе сотрудничает с С. М. Кировым, это во многом определило его мировоззрение. В 1920 г. Гатуев — заместитель заведующего Терско-Кавказского РОСТА, член Терского областного литературного комитета, заместитель председателя Терского областного политпросвета, с 1921 по 1923 год — заведующий художественным отделом Наркомпроса Горской ССР. В 1928 г. переезжает в Москву и работает в Коммунистическом университете трудящихся Востока. Писал на русском языке.

Наиболее полное издание его произведений: «Дзахо Гатуев. Стакан шейха». (Издательство «Ир», Орджоникидзе, 1981).

Беджызаты Чермен Давидович (1898—1937) — поэт, прозаик, драматург, революционно-общественный деятель. Родился в селении Едыс Южной Осетии. Учился в двухклассной школе, затем в Тифлисской духовной семинарии.

Активное участие принимал в революционном движении. В 1918 г. организовал вместе с коммунистами-фронтовиками первичную ячейку в Рукском ущелье. Занимал ряд ответственных постов: был заместителем председателе Юго-Осетинского ревкома, секретарем президиума Юго-Осетинского ЦИКа, редактором газеты «Хурзæрин» («Заря»), редактором литературной газеты «Большевистское искусство», литературно-художественного журнала «Фидиуæг», директором Юго-Осетинского научно-исследовательского института, председателем правления Союза писателей Южной Осетии и т. д.

В 1958 г. в г. Цхинвали вышла книга избранных произведений Ч. Беджызаты.

Кулаев Созырыко (Сико) Садуллаевич (1900—1937) — поэт, прозаик, драматург и революционно-общественный деятель. Родился в Южной Осетии в селении Згубир. В 1918 г., будучи гимназистом, добровольно вступил рядовым в революционно настроенный осетинский полк. В 1919 г. стал членом партии большевиков и посвятил свою жизнь революционной борьбе.

С 1921 по 1923 год руководил комсомольской организацией Южной Осетии. В 1928 г. окончил экономический факультет Академии им. Тимирязева. С 1931 по 1934 год работал в аппарате ЦК КП Грузии и одновременно был заместителем председателя президиума Ассоциации пролетарских писателей Закавказья. С 1934 по 1937 год находился на посту народного комиссара просвещения Юго-Осетинской автономной области.

В 1957 г. в г. Цхинвали вышло наиболее полное собрание сочинений. С. Кулаева.

Уруймагова Езетхан Алимарзаевна (1905—1955) — первая писательница-осетинка, которая создала свои произведения на русском языке.

Уруймагова родилась в сел. Христиановском (ныне город Дигора). Первоначальное образование получила в церковно-приходской школе. После революции, переехав во Владикавказ, окончила среднюю школу. С 1929 по 1932 год она студентка литературного факультета Горского пединститута. Работала учительницей в родном селении. В годы Великой Отечественной войны сотрудничала в военных газетах.

Центральное место в творчестве Е. Уруймаговой занимает незавершенная трилогия «Навстречу жизни», первые две книги которой неоднократно издавались в Северо-Осетинском книжном издательстве.

Дзесов Кудзаг Габрелович (1905—1981) — видный осетинский советский писатель старшего поколения. Родился в селении Едыс Южной Осетии. Здесь окончил трехклассную школу, продолжал учебу в школе селения Дзау. В 1920 году, когда восстание трудящихся Южной Осетии против меньшевистского правительства было жестоко подавлено, семья Дзесовых переселилась в Северную Осетию. С 1923 по 1925 год Дзесов учился во Владикавказе в Первой опытно-показательной школе. С 1925 г. работал в газете «Растдзинад».

В 1926—1928 гг. учился в Московском государственном институте журналистики.

Член СП с 1934 года, делегат I Всесоюзного съезда советских писателей.

При жизни К. Дзесов издал около двадцати книг в Москве и Осетии. Вышедшая посмертно книга произведений («Мæ фæззыгон най» — «Осенний урожай») знаменовала собой новую веху в творческой биографии писателя.

Мамсуров Дабе Хабиевич (1909—1966) — известный прозаик, поэт, драматург. Родился в селении Даргавс.

В 1919 г. был определен в пансионат при Ардонской семинарии, но через два года пансионат был закрыт и Дабе вернулся домой. Только в 1924 г. он возобновил учебу — сперва в сельской школе, а затем (с 1926 по 1930) — в Северо-Осетинском педагогическом техникуме. По окончании работает учителем.

Одновременно учится заочно на факультете языка и литературы Ростовского пединститута. В 1933 г. он студент Ленинградского института истории, философии и литературы. Вел большую общественно-партийную работу, избирался депутатом Верховного Совета республики.

В обширном творчестве Д. Мамсурова главное место занимает роман-трилогия «Хъæбатырты кадæг» («Поэма о героях»). Наиболее полным изданием произведений Д. Мамсурова является шеститомник сочинений писателя, выпущенный издательством Северной Осетии в 1966—1971 гг.

Бесаев Тазе Урусбиевич (1910—1981) — прозаик. Родился в сел. Мастинок. Окончил три класса начальной школы. В 1927—1930 гг. учится в осетинском педтехинкуме в г. Владикавказе. Некоторое время работает в газете «Молодой большевик», затем становится секретарем Дигорского Окружкома ВЛКСМ. С 1932 по 1937 год продолжает образование в Московском историко-философском институте. Вернувшись в Северную Осетию, отдается литературной и журналистской деятельности.

Т. Бесаеву принадлежит около двадцати книг, вышедших в Северо-Осетинском книжном издательстве и в Москве. Среди них широко известные документальная повесть «Цæй зын у цæргæсæн» («Как трудно орлу») и роман «Тызмæг хæхтæ» («Суровые горы»).

Токаев Асахмет (Ашах) Инусович (1910) — драматург, поэт и прозаик. Родился в сел. Даргавс. Оставшись круглым сиротой в раннем детстве, будущий писатель вынужден был батрачить у кулаков-скотоводов. С 1921 по 1924 год воспитывался во Владикавказском детском доме. Вскоре стал учиться ни рабфаке горских народностей. В 1931 году становится студентом ГИТИСа. По окончании работает актером, режиссером, а затем и директором осетинского театра. В 1941 г. ушел на фронт, был командиром взвода связи. После воины занимал посты: директора книжного издательства, председателя правления Союза писателей СОАССР, редактора журнала «Мах дуг».

Наиболее полно проза А. Токаева представлена в книгах «Ме ’мбæлццæттæ» («Мои попутчики») и «Хæхты» («В горах»), вышедших в г. Орджоникидзе (1971, 1982).

Джатиев Тотырбек Исмаилович (1910) — прозаик. Родился в селении Сба Южной Осетин. Испытал нелегкое детство. Семи лет уже был подпаском. В 1919 г. умерла мать, отца убили белобандиты. Будущий писатель перебрался в Северную Осетию, вынужден батрачить. В 1925 г. вступил в комсомол, стал учиться на вечернем рабфаке, одновременно работая учеником наборщика в типографии газеты «Растдзинад». В дальнейшем занимал ответственные должности в органах комсомола, в газете. С 1935 года — член Союза писателей СССР.

Т. Джатиев — активный участник Финской и Великой Отечественной войн. В боях был ранен. Награжден тремя орденами и многими медалями.

С 1945 по 1949 год редактирует журнал «Мах дуг» и альманах «Советская Осетия», является директором Госиздата.

Перу Джатиева принадлежат десятки книг: «Два друга», «Морской джигит», «Сабельный звон», «Горная звезда», «Пламя над Тереком» и т. д.

Епхиев Татари Асланбекович (1911—1958) — поэт, прозаик, драматург, общественный деятель, ученый. Родился в сел. Ардон. Учился в школе, затем, окончив ФЗУ при заводе «Электроцинк», поступил в Новочеркасский горный техникум. С 1932 по 1937 годы он студент Московского историко-философского института. После возвращения в Орджоникидзе ведет большую общественную и партийную работу: он председатель правления Союза писателей СОАССР, редактор журнала «Мах дуг», депутат Верховного Совета СОАССР двух созывов, секретарь Президиума Верховного Совета СОАССР. Являясь сотрудником СОНИИ, ведет научную работу.

Издал целый ряд поэтических и прозаических книг. В 1961 г. в Северо-Осетинском книжном издательстве вышло трехтомное собрание сочинений Т. Епхиева.

Цагараев Максим Николаевич (1916) — прозаик, поэт. Родился в г. Алагир. Учился в школе, затем в Орджоникидзе окончил рабфак и Северо-Осетинский педагогический институт. В 1941 г. был призван в Красную Армию. За боевые заслуги награжден орденами и медалями.

После демобилизации работал инструктором Северо-Осетинского обкома партии, редактором журнала «Мах дуг», министром культуры СОАССР; председателем правления Союза писателей СОАССР и т. д. Избирался депутатом Верховного Совета СОАССР. Был делегатом XXIII съезда КПСС.

Издал более двадцати книг. Среди них «Сау хохы фиййау» («Пастух. Черной горы»), «Хæхты мит уарыд» («Снегопад в горах»), «Осетинская быль», «Дæ зæрдæмæ хъуыстон» («Верен сердцу твоему») и др.

Богазов Умар Абадиевич (1919—1978) — прозаик. Родился в сел. Беслан (ныне город). Окончил литературный факультет Северо-Осетинского пединститута, участник Великой Отечественной войны, работал в органах военной прокуратуры действующей армии. Вернувшись в Осетию, два года (1948—1950) являлся сотрудником Министерства Госбезопасности, а затем он — редактор, директор и гл. редактор Северо-Осетинского издательства.

Среди произведений У. Богазова наиболее выделяются роман «Уæ нæ хæхтæ, нæ бæстæ!» («О, горы, о, родина!»), повести «Цард тындзы сæ размæ» («Быстрина»), «Фыдбоны халæттæ» («Воронье ненастье») и др.

Басиев Михаил Афанасьевич (1920) — прозаик, переводчик. Родился в г. Алагир, где и окончил среднюю школу. Затем, уже будучи в рядах Советской Армии, поступает в Иркутское военное авиационно-техническое училище. Участник Великой Отечественной войны. В органах печати работает 36 лет. В настоящее время — ответсекретарь альманаха «Литературная Осетия». Первый сборник рассказов М. Басиева вышел в 1964 г. В 1971 г. была опубликована отдельной книгой его повесть «Хæдзарвæндаг» («Родословная»). «След Арфана» — так названа первая часть трилогии, задуманной автором. Она (первая часть) вышла из печати в 1978 г.

В 1983 г. увидела свет новая книга автора «Фæстаг балц» («Последний рейд»), куда вошли три повести.

Секинаев Владимир Дзарахович (1921) — прозаик. Родился в сел. Алагир (ныне город). В 1939 г. окончил среднюю школу, одновременно учился в автошколе и получил специальность преподавателя. В 1945 г. в составе Забайкальского фронта участвовал в войне с Японией. После демобилизации учился в Московском юридическом институте, но оставил его по болезни. Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького в Москве.

Секинаев — автор многих рассказов и повестей: «Уарзеты амонд» («Счастье Уарзеты»), «Уæлладжыраг хабæрттæ» («Алагирские новости»), «Батъарайы ком» («В ущелье Батара») и др.

Агузаров Ахсарбек Татарканович (1921) — прозаик. Родился в сел. Згид. В 1924 году семья переселилась в Алагир. После окончания средней школы отдался журналистике. Работал редактором Алагирской газеты, а затем заведующим отделом агитации и пропаганды Алагирского РК КПСС. В 1948 г. был направлен на учебу в Областную партийную школу. Одновременно заочно учился в Северо-Осетинском пединституте. Окончив партийную школу, работал секретарем Алагирского РК КПСС, редактором газеты «Растдзинад», зам. зав. отделом пропаганды и агитации Северо-Осетинского ОК КПСС. Окончил Высшие литературные курсы. С 1963 по 1982 год работал председателем Комитета по телевидению и радиовещанию Совета Министров СОАССР.

Среди произведений А. Агузарова наиболее известны романы «Хурхæтæн» («Солнцеворот») и «Куырды фырт» («Сын кузнеца»).

Марзойты Сергей Тимофеевич (1927) — прозаик, критик, литературовед. Родился в сел. Карман-Синдзикау. В 1948 г. окончил факультет русского языка и литературы Северо-Осетинского пединститута, а в 1951 — аспирантуру при Северо-Осетинском НИИ. Работал старшим редактором отдела художественной литературы книжного издательства СОАССР, завотделом культуры редакции газеты «Социалистическая Осетия», завотделом критики, а затем редактором журнала «Мах дуг», ответственным секретарем альманаха «Советская Осетия», старшим научным сотрудником СОНИИ, председателем правления Союза писателей СОАССР.

Среди литературоведческих и прозаических произведений С. Марзойты следует отметить такие, как «Проблема положительного героя в творчестве Нигера», сборник рассказов «Мæ сæфт хуры хай» («Солнышко ты мое»), роман «Дзæбуг æмæ хъæсдарæг» («Молот и наковальня»), повести «Бындар» («Наследник) и др.

Булкаты Михаил Гаврилович (1928) — прозаик. Родился в селе Черекаули Ахметского района Грузинской ССР. После средней школы окончил Тбилисский институт инженеров железнодорожного транспорта. С 1956 г. работает на железнодорожном участке станции Самтредиа.

В 1964 г. вышла его первая книга — сборник рассказов «Удæгас обелиск» («Живой обелиск»). Перевел на осетинский язык роман Константина Гамсахурдиа «Десница великого мастера». Значительное место в творчестве М. Булкаты занимают историческая дилогия «Теркæй-Туркмæ» («От Терека до Турции»), а также роман «Дæ фыдæлтæ рухсаг» («Честь предкам твоим»), увидевшие свет в издательстве «Ирыстон» (г. Цхинвали).

Габулов Мелитон Александрович (1928) — прозаик. Родился в селе Мугути Южной Осетии. В 1948 г. окончил Цхинвальское педучилище, а в 1952 г. — факультет осетинского языка и литературы Юго-Осетинского пединститута. Работает директором Юго-Осетинского государственного книжного издательства «Ирыстон». Издал около десяти книг. Среди них романы «Гæдыйы къах цыбыр у» («У лжи ноги коротки»), «Дæ тугæй фыст» («Написанное твоей кровью»), «Цардиппæрд» («Отшельник»), а также сборники повестей и рассказов.

Бицоев Гриш Хаджумарович (1932) — прозаик. Родился в сел. Ставд Дурта. В 1945 г. с родителями переехал в сел. Чермен. Окончил филологический факультет Северо-Осетинского педагогического института, а затем Литературный институт им. Горького при Союзе писателей СССР в Москве. Работал в редакции газеты «Растдзинад». С 1961 по 1972 г. Бицоев — редактор отдела художественной литературы книжного издательства «Ир». Некоторое время работал консультантом Союза писателей Северной Осетии. Автор более десяти книг, вышедших в Москве и Осетии. Среди них «Норст цæхæр» («Тепло очага»), «Дон æй нæ ласы, арты нæ судзы» («В воде не тонет, в огне не горит»), роман «Арвы айдæн» («Зеркало неба») и др.

Тотров Руслан Хадзыбатырович (1936) — прозаик. Окончил Московский Технический институт пищевой промышленности и Литературный институт им. Горького при Союзе писателей СССР. Работал инженером-конструктором в НИИ электронных материалов. В 1969 г. перешел на литературную работу. Произведения его публиковались в местных и центральных журналах. В издательствах «Ир» и «Современник» вышли сборники рассказов и повестей Р. Тотрова «Ритмы восхода», «Духовая музыка» и роман «Любимые дети». По его сценариям поставлены художественные фильмы «Семейная драма», «Мужское самолюбие», «День праздника», «Оглянись, найдешь друзей».

В переводах Р. Тотрова в издательстве «Современник» вышли книги Г. Бицоева «Тепло очага», «Невестка Газга», а также произведения других авторов.

Дзантиев Анатолий Александрович (1941) — искусствовед, член Союза художников СССР, автор ряда монографических исследований и статей па изобразительному искусству Осетии («А. В. Джанаев», «С. М. Едзиев», «Искусство советской Осетии» и др.).

Рассказы А. Дзантиева публиковались в «Дружбе народов», «Работнице», «Сельской молодежи», «Литературной России», вошли в сборник рассказов советских писателей «Чему равен икс?», изданный в Варшаве (1974). В 1980 г. в издательстве «Ир» вышел сборник рассказов А. Дзантиева «Всадник». Занимается также художественными переводами с осетинского языка на русский.

Цомартов Изатбек Рамазанович (1942) — прозаик. Родился в селе Заманкул. Окончил среднюю школу, затем филологический факультет Северо-Осетинского государственного университета. Был грузчиком, проходчиком, преподавателем, журналистом. В настоящее время работает редактором в отделе художественной литературы издательства «Ир».

Первый сборник рассказов «В лунную ночь» опубликовал в 1975 г., а второй — «Серебрились горы в лунном сиянии» — в 1980 г.

Агнаев Гастан Амзорович (1943) — прозаик. Родился в селении Синдзикау. Окончил среднюю школу. Служил в рядах Советской Армии. В 1972 году успешно завершил учебу в Литературном институте имени Горького при Союзе писателей СССР в Москве.

В 1964 г. в коллективном сборнике рассказов молодых авторов увидел свет рассказ Агнаева «Гобецоны хъыбылтæ» («Поросята Гобецон»). Затем вышли из печати сборники рассказав «Фæсногбонæхсæв» («После новогодней ночи»), «Уазæгуаты» («В гостях») и др.

В Москве в переводе на русский язык опубликованы две прозаические книги Г. Агнаева — «Утро Нового года» и «В гостях у сына».

Гучмазты Алеш Александрович (1951) — прозаик. Родился в селении Ортеу Южной Осетии. В 1968 г. окончил среднюю школу в селении Уанат. Затем учился в Литературном институте им. Горького Союза писателей СССР в Москве. В настоящее время работает редактором научно-методического Центра народного творчества и культурно-просветительской работы в г. Цхинвали.

В 1974 г. был опубликован сборник его рассказов «Æхсæвидар» («Полуночник»), вторая его книга «Урс фынтæ» («Белые сны») вышла в свет в 1981 г.

 


[1]Печатается с сокращениями.

 

[2] Брута — осетинский аул, в сорока верстах к северу от Владикавказа. (Прим. автора.)

 

[3] Холм в ауле — место общественного собрания. Сюда в нерабочую пору собираются все аульные жители и решают частные и общественные дела или же просто проводят досужее время в пустых разговорах. Сообщают друг другу новости разного рода: кто о приказании начальника округа, кто о покосе. Иной раз среди собравшейся толпы «холмовиков» раздается монотонный звук двухструнной скрипки, которая у нас, осетин, называется кабаньей головой («хуыйы cap».) Под монотонный звук кабаньей головы какой-нибудь старец напевает песнь про Баби или Чермена, или же рассказывает легенду про Батрадза, сына Хамыца, который вел упорную борьбу даже с небом и, наконец, сам погиб от своего знаменитого «ахсаргарда» (меча). И если бы этот лысый холм, на котором собираются завсегдатаи, получил дар слова и мог бы рассказать слышанные им от болтливых стариков разные россказни, если бы он сообщил нам, сколько людей провели на нем всю свою жизнь до самой дряхлости в праздной болтовне, то пришлось бы нам прийти в ужас. Но холм молчит и покорно поддерживает на своей лысине стариковские тела, безмолвно внимая их нескончаемой болтовне от утра до самого позднего вечера. (Прим. автора.)

 

[4] Араби — произносится в знак удивления, непереводимое слово.

 

[5]Обыкновенно по смерти кого-нибудь посылается «карганаг» — вестник, на хорошей лошади, чтобы он известил родных и знакомых. (Прим. автора.)

 

[6] Цырт — надмогильный столб. Его привозят иногда до кончины больного. Он бывает всегда дубовый, как и могильные доски, которыми тело закрывается от земляной могильной насыпи. (Прим. автора.)

 

[7] Абдаз — омовение. Перед совершением молитвы моют руки, ноги, уши, рот, нос. (Прим. автора.)

 

[8] Марцыгой — женщины из другого аула, идущие оплакивать мертвого. Часто между ними бывают и такие женщины, которые не знают вовсе ни самого умершего, ни его родственников. Женщины с большой охотой отправляются на марцыгой. Тут им предстоит случай поболтать и посплетничать с другими женщинами, до чего они большие охотницы. Всю дорогу марцыгой идет пешком, что означает большое соболезнование по умершему. (Прим. автора.)

 

[9]Я узнал, что эта старушка была сестра умершего, поэтому не удивительно, что она обнаружила такое сильное соболезнование по умершему. (Прим. автора.)

 

[10]Самая сильная мольба, когда заклинают кого-нибудь мертвым. (Прим. автора.)

 

[11] Кулер — курьер.

 

[12]Обыкновенно идущие на поминки старики берут с собою маленького сына или внука, дочку или внучку. Что сами не доедают — отдают им, что последние не доедают — несут домой, надевая мясо, чуреки на заостренную палочку. Поэтому обыкновенно фидиог кричит, чтобы выходили лаппу ама лаг (мужчина и мальчик). Женщины в хистах не участвуют. (Прим. автора)

 

[13] Цачинаг — огромный медный котел, в котором варят пиво. Он имеет конусообразный вид и состоит из медных листов, сшитых медными же гвоздями. Обыкновенно котел этот ставится в яму, выкопанную у берега речки. Старится он так: в ушки продевается огромный кол, который, опираясь на края ямы, поддерживает котел; под котлом в яме разводится сильный огонь. (Прим. автора).

 

[14]Выливать на голову напиток — в обычае у осетин. Чем упрямее пристает раздающий, тем получает больше похвал. (Прим. автора.)

 

[15]В преступника каждый бросал по камню. (Прим. автора.)

 

[16] Цырт — надгробие.

 

[17] Нихас — место, где мужчины решали общественные дела, проводили досуг.

 

[18]То есть из аула Кобан.

 

[19] Хадзар — дом.

 

[20] Фасал — мягкая сухая трава.

 

[21] Кувинагта — чаша с пивом и шашлык (или три пирога).

 

[22] Зелимхан — известный абрек.

 

[23] Уастырджи — бог, покровитель мужчин.

 

[24] Уаллахи-биллахи — так мусульманин клянется богом.

 

[25] Нана — мать, старушка.

 

[26] Гормон — непереводимо, упрек, который делают только младшим.

 

[27] Кавдасард — холоп.

 

[28] Владикавказ — теперь г. Орджоникидзе.

 

[29] Надочажная цепь — железная цепь над очагом для подвешивания котла, считавшаяся у осетин священным предметом, символом устойчивости семьи, фамилии.

 

[30] Рухсаг уад — светлая память.

 

[31]По осетинским верованиям, тем, что приготовлено на поминки, умерший владеет и пользуется на том свете.

 

[32] «Черная бумага» — извещение о гибели солдата.

 

[33] Туал — южная часть Осетии.

 

[34] Нарты — легендарные богатыри.

 

[35] Хурджин — переметная сума.

 

[36] Марушка — так осетины называли русских женщин.

 

[37] Нарт Батраз — герой осетинских нартских сказаний.

 

[38] Сигуранца — румынская тайная политическая полиция.

 

[39] Кувд — пиршество по какому-то торжественному случаю.

 

[40] Симд — народный осетинский танец.

 

[41] Дзыцца — нежное обращение к матери, мама.

 

[42] Уастырджи — покровитель мужчин и путников.

 

[43] Сир — кушанье из муки и сыворотки.

 

[44] Дзыкка — каша из муки с сыром или сметаной.

 

[45] Керменисты — члены революционной партии осетинской бедноты, носившей имя народного героя Чермена.

 

[46] Сосланбек Тавасиев — активный участник гражданской войны на Тереке, скульптор, лауреат Государственной премии СССР.

 

[47] Арчита — обувь из сыромятной кожи.

 

[48] Гыцци — мама (ласкательное).

 

[49] Уацилла — бог грозы и хлебных злаков в осетинской мифологии.

 

[50] Сафа — покровитель домашнего очага.

 

[51] Бардуаги — духи, покровители людей в осетинской мифологии.

 

[52] Уаиг — великан, циклоп.

 

[53] Фандыр — музыкальный инструмент.

 

[54] Нана — мама (ласкательное).

 

[55] Панцирь Церека — чудесный панцирь, принадлежавший мифическому богатырю Цереку.

 

[56] Арахдзау — герой нартского эпоса.

 

[57] Сослан — герой осетинского нартского эпоса.

 

[58] Ма хадзар — моя опора.

 

[59]Печатается с сокращениями

 

[60]Старое название города Орджоникидзе.

 

[61] Картофджин — пирог с картофелем и сыром.

 

[62] Гыццыл — буквально маленький; малыш.

 

Annotation

Восхитительная смесь захватывающих баталий и мистики на страницах новой антологии «Пиратское фэнтези»! Впервые на русском языке!

Мастера с мировым именем, такие, как Кейдж Бейкер, Майкл Муркок, Гарт Никс, Наоми Новик, Говард Уолдроп и многие другие, представят жизнь морских разбойников в кардинально новом свете. Под одной обложкой собраны рассказы на любой вкус: о карибских интригах и пиратской кухне, о романтической любви и кровавых сражениях, о несметных сокровищах и экзотических открытиях. Увлекательные истории об отважных негодяях, путешествующих по бескрайним морям под черными парусами, придутся по душе преданным поклонникам приключенческой литературы.


 

ЛУЧШЕЕ







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 465. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия