АЛКМЕОН
Алкмеон из Кротона (V в. до н. э.), в отличие от своего учителя — философа Пифагора, посвятил свою деятельность исключительно медицине и основал сицилийскую школу. Вероятно, он был первым греком, производившим опыты с мозгом животных. Он считал, что мозг, подобно железе внутренней секреции, выделяет мысль, как, например, слезная железа продуцирует слезы, и пытался найти «каналы», по которым слуховые или зрительные впечатления достигают мозговой ткани. Он полагал, что неадекватные ощущения происходят оттого, что соответствующие каналы, ведущие от уха и глаза к мозгу, засоряются. Аэций!У17,1. Алкмеон: первенствующая часть [души] находится в мозге. Аэций IV2,2. Алкмеон считает [душу] самодвижущейся по природе и [обладающей] вечным движени- ем;поэтому-то, по его мнению, она бессмертна и богоподобна. Теофраст de sens. 25- А именно он говорит, что человек отличается от прочих [животных] тем, что только он мыслит, между тем как остальные [животные] ощущают, но не мыслят. Аэций V 30,1. Сохраняет здоровье равновесие (изономия) [в теле] сил влажного, сухого, холодного, теплого, горького, сладкого и прочих; господство же (монархия) в них одного есть причина болезни. Ибо господство одной противоположности действует гибельно. ФИЛОЛАЙ Филолай из Кротона (V в. до н. э.) в своей натурфилософии принимал учение Эмпедокла о четырех элементах, прибавляя к ним эфир, из которого, по Фило-лаю, состоит периферия космоса, представляемого в виде шара. Согласно Филолаю, все познается через число. В учении о душе Филолай придерживался взгляда орфиков, считая что душа заключена в теле, как в темнице, из которой стремится освободиться. Критерием истины Филолай признавал разум, родственный природе и способный ее созерцать. Признавая гармонию противоположностей принципом природы и психики, Филолай конструировал свои космологические, биологические, медицинские и эстетические концепции (тело и душа — соединение противоположностей, а болезнь — нарушение единства противоположностей, поэтому для сохранения здоровья необходимо соблюдать меру в питании, температуре и т. п.). Дошедшие до нас фрагменты произведений Фило-лая являются основными первоисточниками о раннем пифагореизме. Диоген Лаэртский VIII84- Кротонец Филолай — пифагореец. У него поручает Платон Диону купить пифагорейские книги... По его мнению, все совершается по необходимости и согласно с [законом] гармонии. Он первый сказал, что земля совершает кругообразное движение; по мнению же других, [это учение впервые высказал] сиракузянин Гикет. Фшюлай (у Диогена Лаэртского VIII85)- Природа же при устроении мира образовалась из соединения беспредельного и предела; весь мировой порядок и все вещи в нем [представляют собой соединение беспредельного и предела]. Филолай (уСтобеяЕс1.121, 7Ь). И действительно, все познаваемое имеет число. Ибо без последнего невозможно ничего ни понять, ни познать. Фипапай (у HuKOMaxaArithm.II 19р. 1152). Гармонии есть соединение разнообразной смеси и согласие раз! юглаа юго. Филалай (у Стобея Eel. I Prooem. cor. 3). Ибо природа числа есть то, что дает познание, направляет и научает каждого относительно всего, что для него сомнительно и неизвестно. В самом деле, если бы не было числа и его сущности, то ни для кого не было бы 11ичего ясного ни в вещах самих по себе, ни в их отношениях друг к другу... Можно заметить, что природа и сила числа действует не только в демонических и божественных вещах, но также повсюду во всех человеческих делах и отношениях, во всех технических искусствах и в музыке. Лжи же вовсе не принимает в себя природа числа и гармония. Ибо [ложь] им чужда. Ложь и зависть присущи природе беспредельного, бессмысленного и неразумного. Фшюлай (у Стобея Ecl.IProoem. cor. 3~). Действия и сущность числа дблжно созерцать по силе, заключающейся в декаде. Ибо она велика и совершенна, все исполняет и есть начало (первооснова) божественной, небесной и человеческой жизни... Без нее же все беспредельно, неопределенно и неясно. Аэций II7, 7- Филолай [помещает] огонь посредине вокруг центра, который он называет Гестией (очагом) Вселенной, домом Зевса, матерью и алтарем богов, связью и мерою природы. И еще другой огонь [принимает он] — огонь, лежащий выше всего и объемлющий [Вселенную]. Центральный [огонь] есть первое по природе; вокруг него пляшут в хороводе десять божественных тел; небо, расположенное за сферою неподвижных звезд, пять планет, за ними солнце, под солнцем луна, под ней земля, под последней антихтон (противоземлие), за ними всеми огонь Гестии, занимающий место вокруг центра. Итак, самую высшую часть периферического [огня], в которой находятся элементы в состоянии совершенной чистоты, он называет Олимпом, пространство же ниже движущегося Олимпа, в котором расположены пять планет вместе с солнцем и луной, [он называет] космосом, лежащую же под ними подлунную часть [пространства], что вокруг земли, где [находится] область изменчивого рождения, [он называет] Ураном. АэцийШ 13,1-2. Другие [учили, что] земля пребывает неподвижно. Пифагореец же Филолай [говорил, что] она вращается вокруг [центрального] огня по наклонному кругу одинаково с солнцем и луной. Филапай (у Климента Strom.ni 7). Свидетельствуют также древние теологи и прорицатели, что в наказание за некоторые преступления душа соединена с телом и, как бы в могиле, погребена в нем. ЭАЕЙСКАЯ ШКОЛА В VI—V вв. до н. э. наряду с пифагорейской существовала другая философская школа, получившая название элейской (по имени города Элей в Южной Италии). Отводя главную роль в познании мышлению, элейская школа противопоставила его чувственному восприятию как текучему и неустойчивому. Фижхч х|)ы:-А)1Сйской школы (Ксенофан, Парменид, Зе-нои) впервые в истории философии выдвинули идею единого бытия, понимая сто как 11епрерывное, неизменное, присутствующее в любом элсма ггс действительности, исключающее множественность вещей и их движение Последний представитель школы элеатов Мелисс (акме — 444—440 до н. э.) жил в Ионии на о. Самос. Он истолковал единое бытие Парменида как беспредельное первоначало (у Парменида бытие имеет предел). Приводимые ниже фрагменты сочинении Аристотеля извлечены из «Метафизики» (в переводе А В. Кубицкого) и «Физики» (в переводе В. П. Карпова). Отрывки поэмы Парменида даются в переводе М. А Дынника. Авторство перевода остальных фрагментов (за исключением отмеченных особо) принадлежит А О. Маковельскому. Подбор фрате! пх>в пыпош icn A 11. Чанышевым. ЭЛЕАТЫ В ЦЕЛОМ Аристотель Metaph. 15. Парменид, по-видимому, занимается единым, которое соответствует понятию, Ме- лисе — единым, которое соответствует материи. Поэтому один объявляет его ограниченным, другой — неограниченным; а Ксенофан, который раньше их всех принял единство (говорят, что Парменид был его учеником), ничего не различил ясно и не коснулся ни той, ни другой природы, [указанной этими мыслителями], но, воззревши на небо в его целости, он заявляет, что единое — вот что такое Бог. Этих мыслителей, как мы сказали, с точки зрения теперешнего исследования надлежит оставить в стороне, двоих притом, именно Ксенофана и Мелисса, даже совсем, так как они немного грубоваты; что же касается Парменида, то в его словах, по-видимому, больше проницательности. Признавая, что небытие отдельно от сущего есть ничто, он считает, что по необходимости существует [только] одно, а именно сущее, и больше ничего (об этом мы яснее сказали в книгах о природе). Однако же, вынуждаемый сообразоваться с явлениями и признавая, что единое существует соответственно понятию, а множественность — соответственно чувственному восприятию, он затем устанавливает две причины и два начала — теплое и холодное, а именно говорит об огне и земле; причем из этих двух он к бытию относит теплое, а другое начало — к небытию.
|