Студопедия — Античность. уподоблялось числам по всему своему существу, а числа занимали первое место во всей природе, элементы чисел они предположили элементами всех вещей и всю
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Античность. уподоблялось числам по всему своему существу, а числа занимали первое место во всей природе, элементы чисел они предположили элементами всех вещей и всю






уподоблялось числам по всему своему существу, а числа занимали первое место во всей природе, элементы чисел они предположили элементами всех вещей и всю Вселенную [признали] гармонией и числом. И все, что они могли в числах и гармони­ческих сочетаниях показать согласующегося с со­стояниями и частями мира и со всем мировым уст­ройством, это они сводили вместе и приспособляли [одно к другому]; и, если у них где-нибудь того или иного не хватало, они стремились [добавить это так], чтобы все построение находилось у них в сплош­ной связи. Так, например, ввиду того что десятка (де­када), как им представляется, есть нечто совершен­ное и вместила в себе всю природу чисел, то и несу­щихся по небу тел они считают десять, а так как видимых тел только девять, поэтому на десятом ме­сте они помещают противоземлю... Во всяком слу­чае и у них, по-видимому, число принимается за на­чало и в качестве материи для вещей, и в качестве [выражения для] их состояний и свойств, а элемен­тами числа они считают чет и нечет, из коих пер­вый является неопределенным, а второй определен­ным; единое состоит у них из того и другого, оно яв­ляется и четным, и нечетным; число [образуется] из единого, а [различные] числа, как было сказано, — это вся Вселенная. Другие из этих же мыслителей принимают десять начал, идущих [каждый раз] в од­ном ряду — предел и беспредельное, нечет и чет, единое и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кри­вое, свет и тьму, хорошее и дурное, четырехуголь­ное и разностороннее... Пифагорейцы указали и сколько противоположностей, и какие они. И в том и в другом случае мы, следовательно, узнаем, что противоположности суть начала вещей; но сколько их — узнаем у одних пифагорейцев, и также — ка­кие они. А как можно [принимаемые пифагорейца­ми начала] свести к указанным выше причинам, это у них ясно не расчленено, но, по-видимому, они по­мещают свои элементы в разряд материи; ибо, по их словам, из этих элементов, как из внутри находя-

I

щихся частей, составлена и образована сущность.

Аристотель Metaph. 16. Пифагорейцы утвержда­ют, что вещи существуют по подражанию числам.

Аристотель Metaph. XIV 3- Пифагорейцы, видя в чувственных телах много свойств, которые есть учи-сел, заставили вещи быть числами, — только это не были числа, наделенные самостоятельным существо­ванием, но, по их мнению, вещи состоят из чисел. Л почему так? Потому что свойства, которые присущи числам, даны в музыкальной гармонии, в строении не­ба и во многом другом. Между тем для тех, кто прини­мает одно только математическое число, нет возмож­ности в связи с их предпосылками утверждать что-ли­бо подобное... И ясно, что математические предметы не обладают отдельным существованием: если бы они им обладали, их свойства не находились бы в [кон­кретных) телах. 1<!сли взять пифагорейцев, то в этом вопрск'с па них никакой вины нет; однако, поскольку они делают из чисел физические тела, из вещей, не имеющих тяжести и легкости, — такие, у которых есть тяжесть и легкость, получается впечатление, что они говорят о другом небе и о других телах, а не о чув­ственных.

Аристотель Phys. TV 6. Пифагорейцы также ут­верждали, что пустота существует и входит из бес­конечной пневмы в само небо, как бы вдыхающее в себя пустоту, которая определяет природные суще­ствования, как если бы пустота служила для разделе­ния и определения предметов, примыкающих друг к другу. И прежде всего, по их мнению, это происхо­дит и числах, так как пустота разграничивает их природу.

СтобейЕсИ 18,1 с. В первой же книге [сочине­ния] «О философии Пифагора» [Аристотель] пишет, что небо (Вселенная) едино, что оно втягивает в се­бя из беспредельного время, дыхание и пустоту, ко­торая постоянно разграничивает места, занимаемые отдельными вещами.

Аристотель de caelo II13- Между тем как весьма многие говорили, что [земля] лежит посредине... противоположное учение высказывали италийские

[философы], так называемые пифагорейцы. А имен­но они говорят, что в центре [Вселенной] находится огонь, земля же [есть] одно из светил, совершающее круговое движение вокруг [этого] центра и [тем] про­изводящее ночь и день. Кроме того, они выдумыва­ют другую землю, лежащую напротив нашей, и на­зывают ее именем «антихтон» [противоземлие]. [Так они измышляют, потому что] не для явлений ищут оснований и причин, но [насильственно] прилажи­вают явления к некоторым своим учениям и мнени­ям и [таким образом как бы] пытаются быть участ­никами в устроении мира. Пожалуй, многие другие также держались мнения, что не должно приписы­вать земле центрального положения; уверенность в этом они почерпают не из [наблюдения] явлений, но скорее из рассуждений. А именно они полагают, что самое почетное место должно принадлежать то­му, что достойно наибольшего почитания, огонь же более достоин почитания, чем земля, предел же — бо­лее, чем промежуточные [вещи], конец же и центр — [это] предел. Еще же пифагорейцы [выставляют] в качестве причины [этого] то, что самому важному [месту] Вселенной подобает быть наиболее оберега­емым. Таков центр. Его они называют «стражей Зев­са»; это место занимает огонь, который [является] как бы центром в собственном смысле, будучи как центром пространственным, так и центром силы и природы.

Аристотель de caelo //£>. Как очевидно из сказан­ного, учение, что от движения [светил] возникает гар­мония, так как-де [от этого] происходят гармоничес­кие звуки, свидетельствует об остроумии и большой учености высказавших его, однако истина не такова. А именно некоторые считают необходимым, чтобы возникал звук от движения столь великих тел, так как [звук бывает] при движении у нас тел, не имеющих равных масс и не несущихся с такой быстротой. Ког­да же несутся солнце, луна и еще столь великое мно­жество таких огромных светил со столь великой бы­стротою, невозможно, чтобы не возникал некото­рый, необыкновенный по силе звук. Предположив

это и [приняв], что скорости [движения их, завися­щие] от расстояний, имеют отношения созвучий, они говорят, что от кругового движения светил воз­никает гармонический звук.

Аристотель de anima 13- [Исследователи] стара­ются только указать, какова душа, о теле же, которое должно принять душу, они больше не дают никаких объяснений, словно возможно любой душе облечь­ся в любое тело, как [говорится] в пифагорейских мифах.

Аристотель de animal2. По-видимому, учение, ис­ходящее от пифагорейцев, имеет тот же смысл. Неко­торые из них говорили, что носящиеся в воздухе пы­линки и составляют душу, другие же, что душа есть то, что их движет.

Аристотель de anima 14- Именно [представители:-)Того взгляда] говорят, что душа есть некая гармо­ния, а что гармония есть смешение и сочетание про­тивоположностей и что тело также составлено из противоположностей.

Геродот II123. Египтяне первые высказали уче­ние, что душа человека бессмертна, что с разруше­нием тела она вселяется в другое животное, которое рождается в то же самое время; обошедши всех жи­вотных — земных, морских и пернатых, душа вселя­ется снова в нарождающееся тело человека; круго­вращение совершается в течение трех тысяч лет. Учение это излагали и некоторые эллины как свое собственное.

j,'

•'Л'







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 489. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия