Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПИФАГОР. Пифагор — знаменитый древнегреческий фило­соф и ученый, влиятельный политик, религиозный и этический реформатор





Пифагор — знаменитый древнегреческий фило­соф и ученый, влиятельный политик, религиозный и этический реформатор. Едва ли не самые частые эпитеты, в окружении которых фигурирует имя Пи­фагора на страницах популярных да и многих науч-

ных работ, — это «легендарный», «полулегендар­ный» или даже «полумифический». Биографию фи­лософа и его труды приходится реконструировать по произведениям других античных авторов, а они часто противоречат друг другу. Имя Пифагора еще при жизни обросло многочисленными легендами, а он сам почитался как высшее существо (почти бо­жество), не только как выдающийся философ и уче­ный, но и как маг и чародей.

По преданию, Пифагор, сын Мнесарха, самосец (возможно, тирренского, т. е. этрусского, происхож­дения), в молодости учился в Египте, а может быть, и в Вавилонии, где познакомился с математикой и ас­трономией. Около 532 г. до н. э. он, скрываясь от пре­следований тирана Поликрата, переселился в Кро­тон (Южная Италия), где и основал религиозную, философскую и политическую организацию — пи­фагорейский союз. Сам Пифагор, видимо, не зани­мал общественных постов, но пользовался автори­тетом как мудрый советник по разным вопросам. Так, когда около 510 г. до н. э. демагог Телис изгнал из Сибариса 500 богатейших горожан, которые ук­рылись в Кротоне, а затем потребовал выдать бегле­цов, Пифагор настоял на войне в их защиту. Войско сибаритов было разгромлено, а город разрушен. Ви­димо, после этого пифагорейцы и приобрели поли­тическое господство, которое удерживали до конца века, когда — первый признак падения популярнос­ти — Пифагор вынужден был удалиться в Метапонт, где и умер (опять же по преданию, в 80-летнем воз­расте).

Сам Пифагор ничего не писал, а основанные им учения претерпели в V и IV вв. до н. э. значительную эволюцию. Позднее античные писатели перенесли на учение Пифагора черты, развившиеся в древне­греческой философии значительно позже, а также приурочили к Пифагору множество легенд и небы­лиц, сложившихся о нем в позднейшей мистической литературе. Поэтому выделить первоначальное ядро учения Пифагора очень трудно. По-видимому, уче­ние Пифагора, кроме собственно религиозного со-

держания и религиозных предписаний, заключало в себе и некоторое философское мировоззрение с не выделившимися из его состава научными пред­ставлениями. Основными моментами религиозно-мистических представлений Пифагора были: вера в переселение души после смерти человека в тела других существ, ряд предписаний и запретов отно­сительно пищи и поведения (не разгребать огня но­жом, не сидеть на хлебной мере, не оставлять следа горшка на золе, сердца не есть и пр.) и, может быть, учение о трех образах жизни, наивысшим из кото­рых признавалась жизнь не практическая, а созер­цательная.

На философию Пифагора наложили печать его занятия арифметикой и геометрией. Ему приписы­вается «теория Пифагора», а также открытие явле­ния несоизмеримости отношения между диагона­лью и стороной квадрата. В астрономии Пифагору приписывается открытие косого положения зодиа­ка, определение продолжительности «великого го­да» — интервала между моментами, когда планеты занимают относительно друг друга то же самое по­ложение. В космологии Пифагор — один из первых геоцентристов. Он учил и о «гармонии сфер» (каж­дая планета, вращаясь вокруг Земли по эфиру, про­изводит монотонный звук особой высоты, эти звуки слагаются в гармоническую мелодию). Положив в основу космоса число, Пифагор придал этому ста­рому слову обыденного языка новое значение — оно стало обозначать упорядоченное числом мирозда­ние. Пифагору приписывается и конструирование самого слова «философ».

Аэций 13, 8. Самосец Пифагор, сын Мнесарха, первый назвавший философию этим именем, [при­знает] началами числа и заключающиеся в них со­размерности, которые он называет также гармония­ми, элементы же, называемые геометрическими, [он считает] состоящими из тех и других [начал]. Опять же [он принимает] в началах монаду и неопределен­ную диаду. Одно из начал у него устремляется к дей-

ствующей и видовой причине, каковая есть Бог — ум, другая же [относится] к причине страдательной и материальной, каковая есть видимый мир.

Диодор!98,2. Пифагор научился у египтян свя­щенному слову, геометрическим теоремам и уче­нию о числах.

Стобей 11, 6. Пифагор, кажется, ценил занятие •числами более всего, и он подвинул вперед [эту на­уку], освободив ее от служения делу купцов и уподоб­ляя все вещи числам.

Прокл in Eucl. 65,11. После него, [Фалеса], в качест­ве серьезно занимавшегося геометрией упоминается Мамерк... Л после них Пифагор преобразовал геомет­рию, придав ей форму свободной науки, рассматри­вая ее принципы чисто абстрактным образом и ис­следуя теоремы с нематериальной, интеллектуальной точки зрения. Именно он нашел теорию иррацио­нальных количеств и открыл конструкцию космичес­ких фигур.

АэцийНб£. Пифагор говорит, что есть пять теле­сных фигур, которые называются также математичес­кими: из куба, [учит он], возникла земля, из пирами­ды — огонь, из октаэдра — воздух, из икосаэдра — во­да, из додекаэдра — сфера Вселенной (т. е. эфир).

Порфирий V. Pyth. 30. Он же, [Пифагор], сам слы­шал гармонию Вселенной, воспринимая всеобщую гармонию сфер и движущихся в них светил, кото­рую мы не слышим вследствие малости [нашей] при­роды... Ибо и в зрении, и в слухе, и в мышлении Пи­фагора [заключалась] чрезвычайно большая [сила], способность усматривать каждую из существую­щих вещей, сокровищница ума и в высшей степени надлежащее проявление исключительной и более точной по сравнению с остальными [людьми] орга­низации.

Порфирий V. Pyth. 19- О чем Пифагор учил своих учеников, никто не может сказать с уверенностью, ибо они давали строгий обет молчания. Из его уче­ний наиболее общеизвестны следующие: что, по его словам, душа бессмертна, i ю переходит в тело других живых существ; далее, что все происходящее в мире

снова повторяется через определенные промежутки времени, но что ничего нового вообще не происхо­дит и что все живые существа необходимо считать однородными между собой. Говорят, что эти учения впервые принес в Грецию Пифагор.

Ксенофан (уДиогенаЛаэртского VIII36). О Пифа­горе Ксенофан говорит следующее: «И как-то раз, го­ворят, когда били какого-то щенка, он, проходя ми­мо, пожалел его и изрек: «Перестань его бить! В нем душа дорогого мне человека, которую я узнал, услы­шав издаваемые ею звуки».

(Пер.А Н. Чанышева)

Макробий S. Scip.114,19. Пифагор и Филолай [ска­зали, что душа есть] гармония.

Геродот IV95- Пифагор — мудрейший из эллинов.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 521. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия