Студопедия — Молитва апостола Павла 5 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Молитва апостола Павла 5 страница






  Ипостась Архонтов. [86.20-97.23]. О сущности властителей, в духе Отца Истины, великий апостол говорил нам относительно "властителей тьмы", "не против плоти и [крови] выступаем мы; но против властителей вселенной и духовных (сил) зла". [Я] посылаю это (вам), потому что о сущности властителей спрашивали вы. [86.20-27] Великий их слеп; [по причине своей] силы, и неведения своего, и высокомерия [своего], сказал он с [силою] своей: "Это Я есмь бог; нет другого [кроме меня]". [86.27-31] Когда он сказал это, он погрешил против [Целостности]. И речь эта достигла Нетленности. И вот, глас сошёл из Нетленности, говорящий: "Ты ошибся, Самаэль" - то есть, "бог слепых". [86.31-87.4] Слепыми стали его мысли. И изверг он силу свою - то есть, богохульство, сказанное им. Он направил её вниз в хаос и бездну, матерь свою, через Пистис Софию. И установила она потомство его, каждого в соответствии с силою его - по образу Эонов вышних, ибо от Незримого видимое было произведено. [87.4-11] Когда Нетленность посмотрела вниз в область вод, образ её показался в водах; и возлюбили её властители тьмы. Но не могли они овладеть образом тем, показавшимся им в водах, по причине слабости их - ибо "не могут имеющие душу (m-psychikos) овладеть духовными (m-pneumatikos)" - ибо снизу были они, а то (образ) было свыше. [87.11-20] По этой причине "Нетленность посмотрела вниз в область..." - так, чтобы, по воле Отца, могла она соединить целостность со светом. Правители (archons), сговорившись, сказали так: "Создадим человека из части праха земного". Они образовали творение своё, как один, целиком из земли. [87.20-27] После того, правители... тело... они... женщина... есть... с лицом зверя. И взяв [часть праха] от земли, образовали они [человека] своего по подобию тела их, и [по образу] бога, показавшемуся [им] в водах. [87.27-33] И говорили они так: "Овладеем им посредством формы, образованной нами, [так, чтобы] она увидела бы своего двойника [...], и мы захватили бы его посредством формы, образованной нами" - не понимая силы Бога по причине бессилия своего. И он вдунул в его лицо; и стал человек душою (и оставался) на земле много дней. Но не могли они заставить его подняться по причине бессилия своего. Словно ветры бурные упорствовали они, чтобы попытаться захватить образ тот, показавшийся им в водах. И не ведали они подлинности силы его. [87.33-88.10] Так случилось всё это по воле Отца Целостности. После, увидел Дух на земле человека одушевлённого. И явился Дух из земли несокрушимой; и снизошёл он, и стал обитать в нём, и так человек стал душою живой. [88.10-16] Он назвал его имя Адам, так как он был найден, двигаясь по земле. Глас пришёл из Нетленности для помощи Адаму. И правители собрали вместе всех тварей земных и всех птиц небесных. Они привели их к Адаму, чтобы видеть, как назовёт их Адам, чтобы он мог дать имя каждой из птиц и всем зверям. [88.16-24] И взяли они Адама [и] поместили его в сад, чтобы он мог возделывать [его] и смотреть за ним. И заповедали ему правители, говоря: "От [всякого] дерева в саду ты будешь есть; а [от] дерева познания добра и зла не ешь, и не [прикасайся] к нему; ибо в день, в который вы вкусите [от] него, смертию вы умрёте". [88.24-32] Они [...] это. Они не знают, что [сказали] ему. Но, по воле Отца, таким образом сказали они это, что он мог есть, и так, что Адам мог <не> считаться с ними, как если был бы исключительно материальным. [88.32-89.3] Правители имели совет между собой и сказали: "Наведём сон на Адама". И уснул он. - Но сон тот, который они "навели на него и уснул он", есть неведение. Они отворили бок его подобно живой женщине (nnou-shime esonh). И закрыли они бок его вместо неё плотью, и Адам стал наделён исключительно душою (m-psychikos). [89.3-11] И пришла к нему Духовная Женщина (t-shime m-pneumatike), и говорила с ним, сказав: "Поднимись, Адам". И увидев её, сказал он, "Это ты дала мне жизнь; ты будешь называться "Матерью Живущего". - Ибо это она есть Матерь моя. Это Она есть Врачеватель, и Женщина, и Та, которая дала рождение". [89.11-17] Тогда властители взошли к своему Адаму. И когда они увидели его двойницу, говорящую с ним, великим волнением они взволновались; и возлюбили они её. Они сказали друг другу: "Посеем наше семя (pn-sperma) в ней", и они преследовали её. Она же смеялась над ними в бессмысленности их и слепоте их. И в лапах их стала она деревом, и оставила она тень свою, похожую на себя пред ними; и грязно они осквернили [её]. - И они осквернили печать её голоса, и тем сделали себя подлежащими осуждению от образованной ими формы и [своего] образа. [89.17-31] Тогда Духовная (ti-pneumatike) вошла [в] змею, Наставительницу; и она наставляла [их], говоря: "Что он [сказал] вам? "От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от [дерева] познания добра и зла не ешь?" [89.31-90.2] Плотская женщина (t-shime n-sarkike) сказала: "Не только "не ешь" сказал он, но даже "не прикасайся к нему; ибо в тот день, когда вы вкусите от него, смертию вы умрёте". [90.2-5] И змея, Наставительница, сказала: "Смертию вы не умрёте; ибо из ревности сказал он вам это. Но откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло". И Наставительница была взята из змеи, и оставила она её простым существом земным. [90.6-12] И плотская женщина взяла с дерева и ела; и дала она мужу своему и себе самой; и одушевлённые (am-psychikos) ели. И недостаток их проявился в неведении их; и узнали они, что наги от Духовного (a-pneumatikon), и взяли они смоковные листья и укрепили на чреслах своих. [90.13-19] И пришёл великий правитель, и сказал он: "Адам! Где ты?" - ибо не знал он, что случилось. [90.19-21] И Адам сказал: "Голос твой я услышал, и убоялся, потому что я наг; и скрылся". [90.21-23] Правитель сказал: "Почему ты скрылся, не потому ли, что ты съел от дерева, с которого единственного Я приказывал не есть тебе? А ты съел!" [90.24-27] Адам сказал: "Женщина, которую ты мне дал, [она дала] мне, и я ел". И высокомерный правитель проклял женщину. [90.27-30] Женщина сказала: "Это змея обольстила меня, и я ела". [Они обратились] ко змее и прокляли её тень, [...] бессильны, не зная, [что] это была образованная ими форма. С того дня, змея находится под проклятием властителей; до пришествия Совершенного Человека (p-teleios n-rome) это проклятие легло на змею. [90.30-91.3] Они обратились к своему Адаму, и взяли его, и изгнали его из сада вместе с женой его; ибо не было у них благословения, поскольку они также под проклятием. [91.3-7] И бросили они род человеческий в великое отвлечение и в труды, так чтобы их род человеческий стал бы занят делами мирскими и не мог бы стать посвящённым Духу Святому. [91.7-11] И так, после этого, она (женщина) родила Каина, их сына; и Каин возделывал землю. Вслед за тем, познал он жену свою; снова зачав, родила она Авеля; и Авель был пастырь овец. Так Каин приносил дар от хлебов полевых, Авель же приносил жертвы (от) ягнят своих. Бог призрел на исполненные по обету жертвы Авеля; но он не принял исполненные по обету жертвы Каина. И плотский Каин преследовал Авеля, брата своего. [91.11-21] И сказал Бог Каину: "Где Авель, брат твой?" [91.21-22] Он ответил, сказав: "Разве я сторож брату моему?" [91.23-24] Бог сказал Каину: "Слушай! Голос крови брата твоего вопиет ко мне! Ты согрешил устами твоими. И вернётся тебе; всякий кто убьёт Каина, даст волю семи возмездиям, и ты будешь существовать стеная и дрожа на земле". [91.24-30] И Адам [познал] свою двойницу Еву, и она зачала и родила [Сифа] Адаму. И сказала она: "Я родила [другого] человека через Бога, вместо [Авеля]". [91.30-33] Снова Ева зачала и родила [Норею]. И сказала она: "Он породил во мне деву, как помощь (nou-parthenos n-boetheia) [для] многих поколений человеческих". Она есть дева, которую власти не осквернили. [91.34-92.3] И стали люди размножаться и совершенствоваться. [92.3-4] Правители имели совет между собой и сказали: "Cотворим потоп руками нашими и истребим всю плоть, от человека до зверя". [92.4-8] Но когда правитель властей узнал их замысел, он сказал Ною: "Сделай себе ковчег из дерева, которое не гниёт и скройся в нём - ты и дети твои, и звери, и птицы небесные от малого до велика - и веди его на Гору Сир". [92.8-14] Орея пришла к нему, желая сесть на ковчег. И когда он не позволил ей, она подула на ковчег и сожгла его. И снова сделал он ковчег, во второй раз. [92.14-18] Правители пошли, чтобы встретить её, замышляя совратить её. Их великий средь них сказал ей: "Твоя мать Ева приходила к нам". [92.18-21] Но Норея обратилась к ним и сказала им: "Вы правители тьмы, прокляты вы. Не знали вы матери моей; но то была ваша двойница, которую вы познали. Ибо не от вас я; но Свыше пришла я". [92.21-26] Высокомерный правитель обратился в силе своей, [и] лик его стал подобен чёрному [...]; дерзко сказал он ей: "Ты должна оказать нам услугу, как твоя мать Ева; ибо Мне дан [...]". [92.27-32] Но Норея обернулась, в силе [...]; и возопила [она] гласом великим к Святому, Богу Целостности: "Избавь меня от правителей неправедности и спаси меня от лап их - сей же час!" [92.32-93.2] Ангел <Великий> снизошёл с небес и сказал ей: "Зачем вопиешь ты к Богу? Зачем обращаешься дерзко к Духу Святому?" [93.2-6] Норея сказала, "Кто ты?" [93.6] Правители неправедности отступили от неё. Он сказал: "Я Элелет, Проницательность, Ангел Великий, который стоит в присутствии Духа Святого. Я был послан, чтобы говорить с тобой и спасти тебя от рук беззаконных. И я научу тебя о твоём корне". [93.7-13] -Что же до ангела, я не могу говорить о его силе: облик его подобен чистому золоту, а одеяние его подобно снегу. Воистину, невыносимо для уст моих говорить о силе его и его лике! [93.13-17] Элелет, Ангел Великий, говорил мне: "Это Я", сказал он, "есмь Понимание. Я есмь один из четырёх Святителей, которые стоят в присутствии великого Незримого Духа. Думаешь ли ты, что эти правители имеют какую-либо власть над тобой? Ни один из них не имеет силы против Корня Истины. Ибо благодаря ему (Корню), Он явился в последние времена; и они будут царствовать над своими властителями. И властители эти не могут осквернить тебя и Род тот. Ибо жилище ваше - в Нетленности, где обитает Девственный Дух (p-pneuma m-parthenikon), который есть высший над властителями хаоса и вселенной их". [93.18-32] Но я сказала: "Господи, научи меня о [силе] этих властителей - [как] возникли они, и от какой сущности, [и] из какой материи, и кто сотворил их и силу их?" [93.32-94.2] И великий ангел Элелет, Понимание, говорил мне: "Во эонах беспредельных обитает Нетленность. София, называемая Пистис, пожелала сотворить нечто, отдельно от супруга её; и созданное ею стало образами небесными". [94.2-8] "Существует завеса между Явлениями Вышними и эонами внизу; и тень возникла под завесой; и тень та стала материей; и тень та, отброшенная, отделилась. И то что она сотворила, стало созданием в материи, подобно выкидышу. И оно приняло свою форму по образцу тени, и стало высокомерным зверем, подобным льву. Оно было обоеполо (oy-hoyt-shime), как Я уже сказал, поскольку оно было из материи, которую оно получило". [94.8-19] "Он отворил глаза и увидел огромное (количество) материи без предела; и стал он высокомерен, сказав: "Это Я есмь бог, и нет другого кроме меня". [94.19-22] "Когда он сказал это, он погрешил против Целостности. И глас сошёл свыше (царства) власти, говорящий, "Ты ошибся, Самаэль" - то есть, "бог слепых". [94.22-26] И сказал он: "Если существовало что-либо до меня, да откроется мне!" И немедленно София протянула перст свой, и внесла она Свет в материю; и она направила его вниз, в области хаоса. И возвратилась она [к] свету своему; вновь тьма [...] материю". [94.26-34] "Правитель этот, будучи обоепол (n-hooyt-shime), создал для себя великий эон, величие без предела. И подумал он о создании потомства для себя. И сотворил он для себя семь потомков, обоеполых, как и их отец". [94.34-95.4] "И сказал он потомству своему: "Это Я есмь бог целостности". [95.4-5] "И Зоя, дочь Пистис Софии, возопила и сказала ему: "Ты ошибся, Сакла!" - по другому, Иалтабаоф. Она вдохнула в его лицо, и её дыхание стало для неё ангелом огненным; и ангел тот связал Иалдабаофа и бросил его в тартар ниже бездны". [95.5-13] "И когда потомок его, Саваоф, увидел силу того ангела, раскаялся он и осудил отца своего и матерь свою, материю". [95.13-17] "Он возненавидел её, и воспел хвалебные песни Софии и дочери её Зое. И София с Зоей подняли его и назначили его над седьмым небом, под завесой между Вышним и нижним. И он зовётся "богом сил, Саваофом", поскольку он - над силами хаоса, ибо София назначила его". [95.17-25] "Итак, когда случилось это, он сотворил себе огромную четырёхликую колесницу из херувимов, и ангелов бесчисленных, как служителей, и также арфы и лиры". [95.26-31] "И София взяла дочь свою Зою и посадила направо от него, чтобы учить его вещам, существующим на восьмом (небе). А ангела гнева она поместила налево от него. [От] того дня [его правое] зовётся Зоей, а левое стало образцом неправедности царства вышней власти. Это было до твоего времени, когда они возникли". [95.31-96.3] "Итак, когда Иалдабаоф увидел его существующим в этой великой славе и на этой высоте, он позавидовал ему, и зависть стала обоеполым созданием (nou-ergon efo n-hooyt-shime), и это было первоначалом зависти. И зависть породила смерть; и смерть породила потомков его и дала каждому из них управление над его небом; и все небеса хаоса стали полны множествами их". [96.3-11] "Но так было по воле Отца Целостности, чтобы всё это возникло - по образцу всех Явлений Вышних - так, чтобы число хаоса могло быть завершено". [96.11-15] "Вот, Я научил тебя об образце правителей; и материи, в которой они были порождены; и отце их; и вселенной их". [96.15-17] Но сказала я: "Господи, и я также принадлежу их материи?" [96.17-19] -"Ты и потомство твоё принадлежите Отцу, который существует от начала; это Свыше, от Света Негибнущего пришли души их. По этой причине властители не могут приблизиться к ним, поскольку Дух Истины присутствует в них. И все, кто пришёл к знанию сего, существуют бессмертно среди умирающего человечества. Но Семя то (pe-sperma) не станет проявленным ныне". [96.19-28] "Но, через три поколения станет оно проявленным. Оно (Он) извергнет от них оковы ошибки властителей". [96.28-31] Тогда сказала я: "Господи, как долго ещё?" [96.31-32] Он сказал мне, "Пока Истинный Человек не проявится в образованной форме [...Духа] Истины, которого послал Отец". [96.32-97.1] "Тогда тот научит их обо всём. И он помажет их помазанием Жизни Вечной, которое дано ему от Рода Неподвластного". [97.1-5] "Тогда мысль слепая будет извергнута от них. И смерть, которая от властителей, будет попрана ими. И взойдут они ко Свету, который не имеет пределов, где это Семя (pe-ei-sperma) существует". [97.5-9] "Тогда властители оставят времена свои. И ангелы их будут рыдать над разрушением их. И демоны их будут оплакивать их смерть". [97.10-13] "Тогда все дети Света узнают Истину, и Корень их в Истине, и Отца Целостности, и Духа Святого. Они все скажут в один голос, "Истина Отца справедлива, и Сын - над Целостностью". И от каждого во веки веков, "Свят-свят-свят! Аминь!" [97.13-21] Сущность Правителей [97.22-23].

  О происхождении мира. Поскольку все - боги мира и люди - говорят, что ничто не существовало до Хаоса, я покажу, что они все заблуждались, не зная устройства Хаоса и его корня. Объяснение таково: Если у всех людей существует согласие относительно Хаоса, что Тьма это, это же нечто от Тени и называют это Тьмой. Тень же - нечто вышедшее из работы, существующей изначала. Ясно, что она существовала, прежде чем возник Хаос. Он следовал за первой работой. Проникнем же в истину, в первую работу, ту, из которой вышел Хаос. И таким образом станет ясно объяснение истины. Природа же бессмертных, когда она образовалась из Бесконечного, тогда образ проистёк из Пистис, называемый "София". Она захотела стать работой, подобной свету, существующему изначала. И тотчас появилось её желание, будучи образом неба, у которого (такая) величина, о какой невозможно помыслить, который между бессмертными и теми, которые возникли после них по образу вышнему, причём она (т. е. София) (таким образом) является завесой, простёртой между людьми и принадлежащими вышней области. Свет же истины - нет у него тени внутри него, потому что свет безмерен везде в себе. Вне его - Тень, названная Тьмой. Из неё Сила явилась над Тьмой. Тень же - Силы, которые возникли после них, назвали её Хаосом, причём нет у него предела. Из него род богов произрос, и произрос всякий, и место всё, так что Тень позже первой работы появилась. Бездна - из Пистис, о которой мы (уже) говорили. Тогда Тень почувствовала, что есть тот, кто сильнее её. Она позавидовала и, когда она забеременела от себя самой, тотчас она родила Зависть. С того дня появилось начало Зависти во всех Эонах и их мирах. Зависть же та - нашли её подобной выкидышу, в котором нет духа. Он стал подобным теням в великой водной субстанции. Тогда желчь, которая возникла из тени, была выброшена в область Хаоса. С того- дня явилась водная субстанция, и (таким образом) то, что было скрыто в ней (т. е. в тени), проистекло, явившись в Хаосе. Как у рождающей младенца послед обычно выбрасывают, так же материя, которая возникла из Тени, была отброшена в сторону. И она не вышла из Хаоса,была в Хаосе материя, будучи в одной области его. Когда же эти (события) произошли, тогда пришла Пистис и явилась над материей Хаоса, той, которую бросили как выкидыш, ибо в ней не было духа, потому что это всё - тьма беспредельная и вода бездонная. Когда Пистис увидела, что.произошло из (-за) её ошибки, она затрепетала. Трепет же явил работу страшную, и она устремилась в Хаос. Она (т. е. Пистис) повернулась к ней, чтобы дунуть в её лицо в Бездне, которая под небесами всеми. Пистис София же когда пожелала, чтобы тот, у которого нет духа, получил вид образа и правил материей и всеми силами, явился сначала Архонт из вод, имея образ львиный, причём андрогин это, имеющий великую силу в себе, не зная, однако, откуда он возник. Пистис София, когда увидела его в глубине вод движущимся, сказала ему: "Юноша, живи в этих местах", толкование чего - "Ялдаваоф". С того дня начало слова1 явилось, того, которое достигло богов, и ангелов, и людей. И то, что возникло через слово, завершили боги, и ангелы, и люди. Архонт Ялдаваоф не знал силы Пистис и не видел её лица. Но он видел образ, который говорил с ним, в воде. И от этого голоса он назвал себя "Ялдаваоф". Совершенные назвали его "Ариэл", потому что это был образ львиный.2 Когда же этот возник, имея власть над материей, Пистис София удалилась в свой свет. Когда Архонт увидел своё величие и увидел себя одного (букв, "он один - тот, которого он видел"), и не увидел ничего другого, кроме вод и тьмы, он подумал, что он один существует. Свою Мысль он выразил словом. Она явилась в духе, который поднимался и опускался над водами. Когда же тот дух явился, Архонт отделил водную субстанцию в одну часть, а суша была отделена в другую часть. И из материи он сотворил себе местопребывание и назвал его "небо", и из материи (же) Архонт сотворил подножие и назвал его "земля". После этого Архонт помыслил в своей природе и сотворил словом андрогина. Он открыл свой рот и восславил себя. Когда он открыл свои глаза, увидел своего отца и сказал ему: "И!". Его отец назвал его "Изо". Снова он сотворил второго сына и восславил себя. Он открыл свои глаза и сказал своему отцу: "Э!". Его отец назвал его "Элоай!". Снова он сотворил третьего сына и восславил себя. Он открыл свои глаза и сказал своему отцу: "Ас!". Его отец назвал его "Астафайос". Это три сына своего отца. Семеро явились в Хаосе андрогинами. У них (у каждого) их имя мужское и их имя женское. Имя женское (Ялдаваофа) - "Пронойа Самбафас", то есть "Хебдомас"3. Его сын называется "Йао", его имя женское - "Господство". Саваоф - его имя женское - "Божественность". Адонайос - его имя женское - "Царство", Элоайос - его имя женское - "Зависть". Орайос - его имя женское - "Богатство". Астафайос - его имя женское - "София". Таковы семь сил семи небес Хаоса. Они были андрогинами по образу бессмертному, существующему прежде них, по желанию Пистис, чтобы образ существующего изначала правил до конца. Ты найдёшь действие этих имён и силу мужских имён в "Архангеликё" Моисея пророка, имена же женские - в первой книге "Нореи"4. Родоначальник Ялдаваоф, имея большие силы, словом сотворил каждому из своих сыновей небеса, прекрасные, как местопребывание, и по (этим) небесам - великие славы превосходные семикратно, престолы, и местопребывания, и храмы, и колесницы, и дев, духовных до невидимого (т. е. настолько духовных, что они уже невидимы), и их славы. Каждый имеет их на своём небе, и воинства сил божественных, и господ, и ангелов, и архангелов, десятки тысяч без числа, чтобы они служили. Историю этих (Всех событий) ты найдёшь точным образом в "Первом слове Нореи". Они же были совершены от этого неба до шестого неба, принадлежащего Софии. Были опрокинуты небо и земля Потрясателем, который под ними всеми, и шестое небо задрожало, ибо не знали силы Хаоса, кто погубил небо под ними. Когда же узнала Пистис о посрамлении, нанесённом Потрясателем (небесам), она послала своё дуновение, сковала его и низвергла вниз в Тартар.5 В этот день небо было утверждено с его землёй посредством Софии Ялдаваофа, той, которая под ними всеми. Когда небеса утвердились с их силами и устройством всем, Родоначальник возгордился и был прославляем всем воинством ангелов и всеми богами с их ангелами. Благословение и славу они воздали ему. Он же радовался в своём сердце и хвалился всё время, говоря им: "Я не нуждаюсь ни в чём". Говорил он: "Я бог, и нет другого, кроме меня". Когда он сказал это, он согрешил по отношению ко всем бессмертным... Когда Пистис увидела нечестие великого Архонта, она разгневалась. Будучи невидимой, сказала она: "Ты заблуждаешься, Самаил - что значит "бог слепой". Человек бессмертный светлый существует прежде тебя, тот, который явится среди ваших творений. Он растопчет тебя, как гончарные глины, которые топчут, и ты отправишься с твоими вниз к твоей матери, Бездне. Ибо в конце ваших дел высвободится весь недостаток, который явился из истины, и он прейдёт и станет таким, как если бы его не было". Когда Пистис сказала это, она явила в водах образ её величия. И затем она удалилась в свой свет. Саваоф, сын Ялдаваофа, когда услышал голос Пистис, восславил её и осудил отца из-за слова Пистис. Он воздал ей славу, потому что она указала им Человека бессмертного и его свет. Пистис София простёрла свой перст и излила на него (т. е. Саваофа) некий свет из своего света для осуждения его отца. Саваоф же, получив свет, получил великую власть над всеми Силами Хаоса. С этого дня его назвали "Господь Сил". Он возненавидел своего отца, Тьму, и его (т. е. Ялдаваофа) мать, Бездну. Он возымел отвращение к своей сестре, мысли Родоначальника, которая поднималась и опускалась над водами. Из-за его света все Силы Хаоса позавидовали ему и, придя в смятение, затеяли великую битву в семи небесах. Тогда Пистис София, увидев битву, послала Саваофу из своего света семь архангелов. Они восхитили его на седьмое небо6 и стали перед ним как служители. Снова она послала ему ещё трех архангелов. Она установила царство ему над всем, чтобы он стал над двенадцатью богами Хаоса. Когда же Саваоф получил место отдохновения за своё покаяние, Пистис дала ему свою дочь Зою с великой силой, чтобы она сообщила ему о тех всех, которые существуют в Огдоаде7. Поскольку у него была власть, сначала он создал себе местопребывание. Оно великое, будучи весьма великолепным, в семь раз более всего, что существует на семи небесах. Перед своим местопребыванием он сотворил престол великий, (покоящийся) на колеснице,8 имеющей четыре лика, которую называют "Херувим"9. Херувим имеет восемь образов по четырём углам: образы львиные, и образы тельца, и образы человеческие, и образы орлиные,10 так что все образы составляют шестьдесят четыре образа, и семь архангелов, стоящих перед ним. Он же - восьмой, власть имущий. Образы все составляют семьдесят два, потому что от этой колесницы получили образ семьдесят два бога11. Они получили образ, чтобы им властвовать над семьюдесятью двумя языками народов.12 На этом же престоле он сотворил ещё ангелов в образе драконьем, называемых "Серафим",13 которые постоянно воздают ему славу. После этого он сотворил Церковь ангельскую - тысячи и десятки тысяч, которым несть числа - подобную Церкви, которая в Огдоаде14 и И Перворождённый, называемый "Израиль", то есть "Человек, видящий Бога", и другой, то есть Иисус Христос, подобный Спасителю, который в выси Огдоады, сидит справа от него на престоле великолепном. Слева от него на престоле сидит Дева Святого Духа15, славя его. И стоят перед ней семь дев, причём тридцать кифар в руках их, и арф, и труб, и они воздают славу ему. И всё воинство ангелов воздают ему славу и благословляют его. Он же сидит на престоле в свете великого облака, покрывающего его, и нет никого с ним в облаке, кроме Софии Пистис, причём она поучает его о всех тех, которые находятся в Огдоаде, чтобы были сотворены подобия этих, чтобы царство продолжалось ему до скончания небес Хаоса и их Сил. Пистис София отделила его от Тьмы. Она призвала его по правую сторону от себя, Родоначальника же она поместила по левую сторону. С этого дня назвали правое "справедливостью", левое же назвали несправедливостью". Поэтому все приняли мир Церкви справедливости, а несправедливость стоит над всеми их творениями16. Родоначальник Хаоса, когда увидел своего сына Саваофа и славу, в которой он, поскольку он избраннее всех Сил Хаоса, позавидовал ему и, разгневавшись, создал Смерть из своей смерти. Она была помещена на шестом небе - Саваоф был восхищен из этого места. И таким образом исполнилось число Сил Хаоса. Тогда Смерть, будучи андрогином, смешалась со своей природой (т. е. соединила мужское и женское начало) и родила семь детей-андрогинов. Таковы имена мужчин: Зависть, Гнев, Плач, Воздыхание, Скорбь, Стенание, Вопль. Таковы же суть, имена женщин: Гнев, Печаль, Наслаждение, Воздыхание, Проклятие, Горечь, Раздор. Они соединились друг с другом. Каждый родил семерых, так что они составляют сорок девять демонов-андрогинов. Их имена и их деятельность ты найдёшь, в "Книге Соломона".17 И перед этими (т. е. параллельно им) Зоя, бывшая с Саваофом, сотворила семь Сил добрых, андрогинов. Имена мужчин суть следующие: Тот, который не завидует, Блаженный, Радость, Истинный, Тот, который не ревнует, Возлюбленный, Верность. Женщины же - следующие суть их имена: Мир, Радость,, Ликование, Блаженство, Истина, Любовь, Вера. И от них - множество духов благих и невинных18. Их свершения и их действия - ты найдёшь в "Образе Имармены неба, который под Двенадцатью"19. Родоначальник, увидев образ Пистис в водах, опечалился весьма, в особенности когда услышал её голос, подобный первому голосу,.который позвал его из вод. И поняв, что это - та, которая дала имя ему, он вздохнул и устыдился своего преступления. И узнав воистину, что Человек бессмертный20 светлый существует прежде него, он был смущён весьма, потому что сказал раньше богам всем и их ангелам: "Я - бог, и не существует другого, кроме меня". Ибо он убоялся, чтобы они не узнали, что другой существует прежде него, и не осудили его. Он, однако, как неразумный, пренебрёг осуждением и дерзнул сказать: "Если кто-либо существует прежде меня, пусть oн явится, чтобы мы увидели его свет". И тотчас свет снизошёл из Огдоады, которая вверху, и пронизал все небеса земли. Когда Родоначальник увидел свет, что он прекрасен, сияя, он изумился и устыдился весьма. Когда этот свет явился, образ Человека явился в нём, весьма чудесный, и никто не видел его, кроме только Родоначальника и Пронойи, которая с ним. Его же свет явился всем Силам небес. Поэтому они все были потрясены им. Тогда Пронойа, увидев ангела, возлюбила его. Он же возненавидел её, потому что она была во тьме21. Она захотела обнять его и не смогла. Когда она не смогла утолить свою любовь, она излила свой свет на землю. С того дня был назван ангел тот "Адам светлый", что значит "Человек-кровь светлый". И земля простиралась над ним, а именно, Адамант святой, что значит "Земля адамантная святая"22. Со дня того почтили кровь девы все Силы. Земля же очистилась благодаря крови девы. В особенности вода очистилась образом Пистис Софии, той, которая явилась Родоначальнику в водах. Справедливо сказали "водой", поскольку вода святая оживляет всё и очищает его. Из крови первой явился Эрос, будучи андрогином. Его мужское начало - Имерос, причём он - пламя из света, его женское начало, которое с ним - "Душа-кровь"23, это нечто от субстанций Пронойи. Он весьма прекрасен своей красотой, обладая прелестью более всех созданий Хаоса. Тогда все боги и их ангелы, увидев Эроса, возлюбили его. Явившись среди них всех, он воспламенил их. Как от одного светильника многие светильники загораются, и единый свет (пребывает) там, светильник же (от которого зажгли, при этом) не умаляется24, так же Эрос распространился во всех творениях Хаоса и не умалился. Как из середины, которая между светом и тьмой, явился Эрос среди ангелов и людей и совершилось соитие с Эросом, так (же) из земли произросло первое наслаждение. Женщина последовала за землёй, и брак последовал за женщиной, рождение последовало за браком, кончина последовала за рождением. После Эроса того лоза виноградная произросла из крови, которая была пролита на землю, поэтому пьющие её возбуждают в себе страсть к соитию. После лозы виноградной смоковница и гранатовое дерево произросли из земли с остальными деревьями всех родов, имея в себе своё семя от семени Сил и их ангелов. Тогда Справедливость сотворила Рай прекрасный, причём он вне круга луны и круга солнца, на земле роскошной, которая на востоке среди камней, и Страсть среди деревьев прекрасных высоких, и древо жизни бессмертной таким образом, как оно явилось по желанию Бога, на севере Рая, чтобы сделать души святых бессмертными, тех, которые грядут из образов Бедности при скончании Эона. Цвет древа жизни - как солнце, и его ветви прекрасны, его листья - как у кипариса, его плод - как виноградные кисти, будучи белым. Его высота достигает неба. И около него - древо Гнозиса (т. е. познания), оно имеет силу Бога, его слава подобна луне, когда она в полном блеске, и его ветви прекрасны, его листья подобны листьям смоковницы, его плод подобен финикам прекрасным и великолепным. Оно находится на севере Рая, чтобы пробуждать души от забытья демонов, чтобы они (т. е. души) приходили к древу жизни, и ели его плод, и осуждали Силы и их ангелов. Свершение этого дерева описано в "Священной Книге"25: "Ты - древо Гнозиса, то, которое в Раю, которое отведал первый человек, и оно открыло его разум. Он возлюбил свою подругу-подобие, и осудил другие образы чуждые, и возымел отвращение к ним". После этого масличное дерево возросло, то, которое будет освящать царей и первосвященников Справедливости, тех, которые явятся в последние дни. Масличное дерево явилось из света первого Адама ради помазания, которое принимают. Первая Душа возлюбила Эроса, который с ней, и излила свою кровь на него и на землю. Из крови же той роза произросла из земли впервые из терновника на радость Свету, тому, который явится из терновника (т. е. купины)26. После этого ещё цветы красивые, благоуханные, прекрасные произросли на земле, всех родов, от каждой девы из дочерей Пронойи: эти, возлюбив Эроса, излили свою кровь на него и на землю. После этого все растения произросли на земле, всех видов, имея семя Сил и их ангелов. После этих Силы сотворили из вод всех зверей разных родов, и пресмыкающихся, и птиц всех родов, причём они имеют семя Сил и их ангелов. Прежде же всего этого, явившись в первый день, он (т. е. Адам светлый) пребывал на земле таким образом два дня. Он поместил Пронойю, которая внизу, на небо и вознёсся в свой свет. И тотчас тьма была на мир весь27. София, которая на небе нижнем, возжелав, приняла силу от Пистис, и сотворила великие светила и все звёзды, и поместила их на небе, чтобы они светили на землю. И они совершают приметы временные, и времена, и годы, и месяцы, и дни, и ночи, и всё остальное. И таким образом место всё было устроено на небе. Адам светлый, пожелав войти в свой свет, то есть в Огдоаду, не смог из-за Бедности, которая примешалась к его свету. Тогда он сотворил себе великий Эон и в этом Эоне он сотворил шесть Эонов и их миры, причём их было шесть, и они были лучше небес Хаоса и их миров в семь раз. Эти все Эоны и их миры находятся в Бесконечности, которая между Огдоадой и Хаосом, который под ней, относясь к миру, который принадлежит Бедности. Если ты хочешь узнать устройство этих (Эонов и их миров), ты найдёшь его описанным в "Седьмом Мире Иералии пророка"28. Прежде чем Адам светлый удалился из Хаоса, Силы увидели его. Они насмехались над Родоначальником, потому что он солгал, говоря: "Я бог, никого не существует до меня". Придя к нему, они сказали: "Разве это бог, который погубил нашу работу?". Он ответил и сказал: "Да. Если вы хотите, чтобы он не смог погубить нашу работу, придите, да сотворим мы человека из земли по образу нашего тела и по образу этого (т. е. Адама светлого), чтобы он служил нам, чтобы этот, когда увидит его образ, возлюбил его. Не только он не погубит больше нашей работы, но те, которые родятся из света - да сделаем мы их слугами нам на всё время этого Эона". Это всё произошло согласно провидению Пистис, чтобы Человек явился перед своим подобием и осудил их посредством их творения, и их творение стало оградой Света. Тогда Силы получили знание, чтобы сотворить человека. Упредила их София Зоя, та, которая при Саваофе, и высмеяла их намерение, что они слепы в незнании и сотворили его против самих себя, и не знают (сами), что сделают. Поэтому она упредила их и сотворила сначала своего Человека, чтобы он наставил их творение, таким образом он презрит их и, так спасётся от них. Рождение Наставника произошло таким образом. Когда София бросила каплю света, она пролилась на воду, и тотчас явился человек, будучи андрогином. Капля та сформировалась, сначала как женское тело, потом она сформировалась в тело-подобия материи, которая явилась и завершилась за двенадцать месяцев. Был рождён человек- андрогин, тот, которого эллины называют Гермафродитом. Его мать евреи называют "Ева жизни", то есть "Наставница жизни". Её же сын - творение, которое является господом. После этого Силы назвали его-"Зверь", чтобы он обманул их творения. Толкование (слова) "Зверь" - "Наставник", ибо они нашли его более мудрым, чем они все. Ева же - первая дева, эта (дева) без мужа. Когда она рождала, она была целителем сама себе. Поэтому о ней говорят, что она сказала: "Я часть моей матери, и я мать, я женщина, я дева, я беременная, я целительница, я повитуха. Мой супруг меня родил, и я его мать, и он мой отец и мой господин, он моя сила. То, что он хочет, он говорит разумно. Я существую, но я родила человека-господина". Эти (события) - по желанию они были явлены душам Саваофа и его Христа, тем (душам), которые грядут к творениям: Сил, и об этих голос святой сказал: "Плодитесь и размножайтесь, будьте господами над всеми тварями". И эти - те, которые были захвачены по жребию (т. е. согласно тому, что было им предопределено) Родоначальником, и таким образом они были заключены в темницы творений (т. е. в смертные тела) до-скончания Эона. В это же время Родоначальник дал распоряжение (букв, "решение") тем, которые с ним, относительно человека. Тогда каждый из них бросил своё семя в середину пупа земли. С этого дня семь Архонтов сотворили человека, причём его тело было подобно их телу, его же вид был подобен виду Человека, который явился им. Его образ возник согласно частям каждого. Старший же сотворил мозг головной и костный. После этого он явился (таким), как (тот, который был) перед ним: (т. е. таким, каким был Адам, явившийся до него). Он был человеком психическим, и его назвали "Адам", то есть "Отец", по имени того, который до него. Когда же они завершили (создание) Адама, он (т. е. старший Архонт) поместил его в сосуд, причём он образовался как выкидыш, без духа в нём. Из-за этого старший Архонт, вспомнив слово Пистис, испугался, чтобы истинный Человек не вошёл в его творение и не овладел им. Поэтому он оставил своё творение на сорок дней без души, и удалился, и покинул его. В эти же сорок дней София Зоя послала своё дыхание в Адама, того, в котором нет души. Он стал двигаться на земле и не мог встать. Семеро Архонтов, придя, увидели его и смутились весьма. Они направились к нему, схватили его, и он (т. е. старший) сказал дыханию, которое в нём: "Кто ты, и откуда ты пришёл в это место?". Он ответил и сказал: "Я пришёл силой Человека ради уничтожения вашего дела". Когда они услышали, они воздали ему славу, потому что он дал им покой от страха и заботы, в которых они находились. Тогда они назвали этот день "Покой", потому что они успокоились от страдания29 Когда же они увидели, что Адам не может встать, они возрадовались, взяли его, поместили его в Рай и удалились на свои небеса. После этого "дня покоя" София послала Зою, свою дочь, которая называется "Евой", как Наставницу, чтобы она оживила Адама, того, в котором нет души, чтобы те, которых он родит, были сосудами света. Когда Ева увидела своё подобие брошенным, она возымела сострадание к нему и сказала: "Адам, оживи, встань на земле!". Тотчас её слово стало делом, ибо когда Адам встал, тотчас он открыл свои глаза. Увидев её, он сказал: "Ты будешь названа "Мать живых, потому что ты дала мне жизнь". Тогда было сообщено Силам, что их творение живо и встало. Они смутились весьма и послали семь архангелов, чтобы они посмотрели, что произошло. (Затем) они (сами) пришли к Адаму. Увидев Еву говорящей с ним, они сказали друг другу: -"Что это за женщина Света? Ибо она подобна тому образу, который явился нам в Свете. Пойдём, схватим её и бросим наше семя в неё, чтобы, когда она будет осквернена, она не смогла лодняться в свой Свет, но те, которых она родит, будут служить нам. Да не скажем мы Адаму, что она не от нас, но наведём на него забытье и научим его во сне, будто бы она сотворена из его ребра, чтобы женщина подчинилась ему и он был господином над ней". Тогда Ева, будучи могущественной, насмеялась над их намерением. Она ослепила их глаза, поместила своё подобие тайно около Адама, и вошла в древо Гнозиса, и осталась там. Они преследовали её, и она показала им, что она вошла в дерево и стала деревом. Впав же в великий страх, убежали слепые. Затем, придя в себя, они пришли к Адаму. И увидев образ той около него, испугались, думая, что это Ева истинная. И (затем) они осмелели, подошли к ней, схватили её и бросили своё семя на неё. Они сделали это коварно, не только осквернив физически, но осквернив осквернением печать её первого голоса30, который говорил с ними: "Что существует прежде вас?", чтобы осквернить тех, которые говорят, что посредством слова при скончании (Эона) они сотворены Человеком истинным. И они заблуждались, не зная, что они осквернили их (собственное) тело. Это (только) подобие осквернили Силы всяческим способом вместе с их ангелами. Она понесла сначала Авеля от первого Архонта, а остальных детей она родила от семи Сил и их ангелов. Это всё произошло по провидению Родоначальника, чтобы первая мать приобрела в себя всякое смешанное семя, входящее в Имармену мира, и её образы31, и справедливость. План был относительно Евы, чтобы творения Сил стали оградой Света. Тогда он (т. е. Свет) их (т. е. Силы) осудит через их творения. Первый Адам Света - пневматик. Он явился в первый день. Второй Адам - психик. Он явился в шестой день, тот, которого-назвали "Афродитой" (т. е. "Гермафродитом"). Третий Адам - земной, то есть "человек закона", который явился в восьмой, день, после (дня) "Упокоение Бедности", того, который называют "день солнца". Порождение же земного Адама умножилось, усовершенствовалось и приобрело в себе всякие познания психического Адама. Всё же не было известно (букв, "было в незнании") (им). После этого я скажу (следующее): Когда увидели его Архонты и ту, которая с ним - причём они заблуждаются в незнании, словно животные - они возрадовались весьма. (Однако) когда они поняли, что бессмертный Человек не оставит их (в покое), но они будут также бояться той, которая стала деревом, они смутились и сказали: "Разве это не Человек истинный ослепил нас и указал нам ту, которую осквернили и которая подобна ему, чтобы мы были побеждены?". Тогда они посоветовались всемером, и пришли к Адаму и Еве с угрозой (букв. "в их страхе", т. е. в устрашающем виде, вселяя страх), и сказали ему: "Все деревья, которые в Раю, сотворены для вас, и их плод можно есть. Древо же Гнозиса - берегитесь, не ешьте от него: если вы поедите, вы умрёте". Внушив им великий страх" они удалились к своим Силам. Тогда явился тот, кто мудрее их всех, тот, который был назван "Зверь". И когда он увидел подобие их матери Евы, он сказал ей: "Что бог сказал вам? "Не ешьте от древа Гнозиса?". Она сказала: "Он сказал не только: "Не ешьте от него, но: "Не касайтесь его, чтобы вы не умерли". Он сказал ей: "Не бойтесь, смертью вы не умрёте. Ибо он знает, что, если вы поедите от него, ваш разум прояснится, и вы будете как боги, познав разницу между злыми людьми и добрыми. Ибо он сказал это-вам, ревнуя, чтобы вы не поели от него". Ева положилась на слова Наставника. Она посмотрела на древо и увидела, что оно красиво и великолепно. Оно понравилось ей, она взяла от его плода и поела. Она дала и своему мужу, и он поел тоже. Тогда их разум прояснился. Когда они поели, свет познания стал светить им. Охваченные стыдом, они поняли, что они нагие по отношению к познанию, Когда их разум прояснился, они увидели, что они нагие, и полюбили друг друга. Увидев, что их создатели имеют образ звериный, они испытали к ним отвращение. Они понимали (всё) очень хорошо. Тогда Архонты, узнав, что они преступили их заповедь, вошли с землетрясением и великой угрозой в Рай к Адаму и Еве, чтобы увидеть следствие помощи (Наставника). Тогда Адам и Ева смутились весьма и спрятались под деревьями, которые в Раю. Тогда Архонты не знали, где они, и сказали: "Адам, где ты?". Сказал он: "Я здесь. Из-за страха перед вами я спрятался". Сказали они ему в незнании: "Кто сказал тебе о стыде, которым ты исполнился, если ты не поел от древа?". Сказал он: "Женщина, которую ты дал мне, дала мне, и я поел". Тогда сказали они ей: "Что ты сделала?". Она ответила и сказала: "Наставник побудил меня, и я поела". Тогда Архонты пришли к Наставнику. Их глаза были ослеплены им, и они не могли ничего ему сделать. Они (только) прокляли его как бессильные. После этого они пришли к женщине и прокляли её вместе с её детьми. После женщины они прокляли Адама, и землю из-за него, и плоды, и все вещи, которые они сотворили, они прокляли. Нет никакого благословения у них; невозможно, чтобы рождалось добро из зла. С того дня Силы узнали, что воистину существует могущественный прежде них. Они бы не узнали (этого), если бы не был нарушен их завет. Они принесли великую зависть в мир только из-за Человека бессмертного. Когда Архонты увидели их Адама достигшим иного познания, они захотели его испытать. Они собрали всех животных, и зверей земли, и птиц неба, и привели их к Адаму, чтобы посмотреть, как он их назовёт. Когда он увидел их, он дал имена их творениям. Они испугались, что Адам пробудился от всякого неведения. Они собрались и держали совет. Они сказали: "Вот Адам стал как один из нас, чтобы познать разницу между Светом и Тьмой. Теперь, чтобы его не побудили, как с древом познания, чтобы он не пришёл ещё и к древу жизни и не поел от него, и не стал бессмертным, и не стал господствовать, и не презрел нас, и не насмеялся над нами со всей нашей славой (а) после этого он будет судить нас и мир - пойдём, изгоним его из Рая вниз на землю, место, из которого он был принесён, чтобы отныне он не мог знать что-либо более нас". И так они изгнали Адама из Рая и его жену, и их не удовлетворило то, что они сделали, но они (продолжали) бояться, и пришли к древу жизни, и окружили его великими страшилищами - огненными животными, называемыми "Херувимы", и они поместили огненный меч в середине, вращающийся с великим устрашением, чтобы никто из людей земли не вошёл туда. После этого Архонты, позавидовав Адаму, захотели уменьшить их время (жизни), и не смогли из-за Имармены, установленной изначала, ибо установлены для каждого их времена: тысяча лет, согласно бегу светил. Не смогли же Архонты сделать это. У каждого из тех, кто творит зло, отнимается десять лет, и всё это время составило (для Адама) девятьсот тридцать лет, и эти - в печали, и слабости, и в тяготах злых.32 И таким образом с этого дня жизнь пошла до скончания Эона. Тогда София Зоя, увидев, что Архонты прокляли её подобие, разгневалась, и, выйдя из первого неба со всей силой, изгнала Архонтов с их небес, и прогнала их в мир грешный, чтобы они были там, как демоны злые на земле. (Она сотворила нечто) "чтобы тысяча лет, которые (оно бы провело) в Раю, оно провело в их мире - животное одушевлённое, которое называется "Феникс". Он убивает сам себя и воскрешает во свидетельство" суда над ними, потому что они причинили несправедливость-Адаму и его роду, до скончания Эона. Существует три человека и их роды до скончания мира; пневматик Эона, психик и земной. Это три Феникса Рая: первый бессмертен, второй живёт тысячу лет, третий - написано в "Священной Книге", что он уничтожается33. Так же существует три крещения ("омовения"): первое - духовное, второе - огонь,, третье - вода. Как Феникс является как свидетельство ангелов, так же водяные гидры (т. е. крокодилы), которые в Египте - она (т. е. гидра) была во свидетельство тех, которые нисходят для крещения Человека истинного. Два тельца, которые в Египте, имеют таинство, солнце и луну, причём они существуют во свидетельство Саваофа, потому что над ними подняла София мир34. Со дня, когда она сотворила солнце и луну, она запечатала своё небо до (скончания) Эона. Червь же, который был рождён Фениксом, также человек. О нём написано: "Праведник возрастёт, как Феникс"35. И Феникс является сначала живым, и умирает, и снова воскресает, будучи знамением того, что явится при скончании Эона. Эти великие знамения явились в Египте только, не в другой какой-либо стране, знаменуя (этим), что он подобен Раю Бога. Вернёмся снова к Архонтам, о которых мы говорили, чтобы показать их назначение. Ибо семь Архонтов, когда они были сброшены с их небес на землю, сотворили себе ангелов, то есть множество демонов, чтобы заставить их служить себе. Эти же (т. е. демоны) научили людей многим заблуждениям, и магии, и колдовству, и идолопоклонству, и пролитию крови, и алтарям, и храмам, и жертвоприношениям, и возлияниям всем демонам земли, имея в качестве своей сотрудницы Имармену, ту, которая была создана по соглашению богами несправедливости и справедливости. И таким образом, когда мир попал в суетность, он впал в заблуждение на всё время. Ибо все люди, которые на земле, служили демонам с сотворения до скончания. Ангелы (служили) справедливости, а люди - несправедливости. Таким образом мир попал в суетность, и невежество, и забвение. Они все заблуждались до пришествия Человека истинного. Остановитесь на этом месте. Теперь мы пойдём в наш мир, чтобы завершить (рассказ о) его возникновении и точном устройстве. Тогда он явится так, как была обнаружена вера сокрытых (тайн), тех, которые являются от сотворения до скончания Эона. Я же перехожу к главам славным о Человеке бессмертном-Я скажу обо всех, принадлежащих ему, каким образом они в этих местах. Когда множество людей произошло от Адама,-который был сотворён из материи, и когда мир уже был полон, Архонты стали господами над ним, то есть держали его в невежестве. Какова причина? Такова: Поскольку Отец бессмертный знает, что недостаток произошёл от истины в Эонах и их мире, поэтому, когда он захотел уничтожить Архонтов гибели через их творения, он послал ваши подобия в мир гибели, то есть духов невинных, малых блаженных36. Они не чужды познанию, ибо познание всё - в некоем ангеле, который открыт перед ними. Он не бессилен перед Отцом и (может) дать им познание. Тотчас, как они явятся в мир гибели, они обнаружат сначала образ Нетленности37 для осуждения Архонтов и их Сил. Когда же блаженные явились в творениях Сил, они (т. е. Силы) позавидовали им. Силы из зависти смешали своё семя с ними, чтобы осквернить их - и не смогли. Блаженные же, явившись в своих светах, явились разным образом, и каждый из них из их земли открыл своё познание Церкви, которая явилась среди творений гибели. Они нашли её имеющей всякое семя из-за семени Сил, которое смешалось с ней. Спаситель сотворил спасение через них всех, и духи этих являются, будучи избранными, и блаженными, и различными по избранности, и другие многочисленные, которые без царя и избраннее всех, которые до них, так что существует четыре рода. Три рода принадлежат царям Огдоады, четвёртый же род - совершенный, без царя, который выше них38. Ибо все эти войдут в место святое их Отца и упокоятся в упокоении, и славе вечной, несказанной, и в радости непрестанной. Они же - цари в смертном как бессмертные. Они будут судить богов Хаоса и их Силы. Логос, который превыше всех, был послан только для того, чтобы возгласить о том, что не было известно. Он сказал: "Нет сокровенного, которое не открывается, и то, что не было известно, будет узнано"39. Эти же были посланы, чтобы открыть сокровенное и (разоблачить) семь Сил Хаоса и их нечестие. И таким образом они осуждены на смерть. Когда же совершенные явились в творениях Архонтов, и когда они открыли истину, которой нет подобного, они посрамили всю премудрость богов и их Имармену нашли подлежащей осуждению, и их (Архонтов) сила угасла, их господство окончилось, их Пронойа стала как нечто несуществующее вместе с их славой. Перед скончанием Эона место всё заколеблется от великого грома. Тогда Архонты опечалятся, возопив, из-за их смерти. Антелы опечалятся из-за их людей, и демоны восплачут о своих временах, их люди опечалятся и возопят из-за их смерти. Тогда Эон начнёт (рушиться), и они задрожат. Его цари.опьянеют от огненного меча и будут биться друг с другом, так что земля опьянеет от пролитой крови, и моря содрогнутся от тех битв. Тогда солнце потемнеет, и луна погасит свой свет. Звёзды неба изменят свой бег, и великий гром выйдет из великой Силы, которая над всеми Силами Хаоса, (в том) месте, где небосвод Жены40. Сотворив первую работу, она снимет (с себя) мудрое пламя рассудка, она наденет гнев безумный. Тогда она прогонит богов Хаоса, тех, которых она сотворила вместе с Родоначальником. Она бросит их в бездну. Они будут стёрты своей неправедностью, ибо они будут как горы огнедышащие и пожрут друг друга, пока не будут (наконец) уничтожены Родоначальником. Когда он уничтожит их, он обратится против самого себя и уничтожит себя, так что он исчезнет. И их небеса упадут друг на друга, и их Силы сгорят. Их Эоны будут опрокинуты, и его (т. е. Родоначальника) небо упадёт и расколется пополам, era... также упадёт на землю, так что она не сможет выдержать их, и они упадут в бездну, и бездна опрокинется. Свет... тьму и сотрёт её, она станет подобна тому, что не существовало, и работа, за которой следует тьма, прекратится. И недостаток будет вырван за его корень (и брошен) во тьму. И Свет удалится к своему корню, и слава Нерождённого явится и наполнит все Эоны, когда пророчество и знание тех, которые являются царями, откроется и исполнится теми, которые называются "совершенные". Те же, которые не были совершенными в Нерождённом Отце, получат свою славу в своих Эонах и в царствах бессмертных. Они не войдут никогда в Бесцарственность, ибо надлежит, чтобы каждый пошёл в место, из которого он вышел, ибо каждый посредством своей деятельности и своего Гнозиса явит свою природу. Комментарии. 1. Впервые было произнесено слово. Здесь оно появляется после акта-творения, и таким образом творение не является его функцией. Однако в последующем творение несколько раз осуществляется посредством произнесения слова. Примечательно, что при переводе с греческого слова копты отличали слово как таковое, т. е. произносимое (в том числе и при акте творения), передавая его коптским эквивалентом "шадже", от "Слова как персонифицированного образа в гностицизме; в этом значении они сохраняют термин "Логос". 2. "Ариэл", бог-лев, по еврейской традиции родоначальник одного из левитских родов. 3. В соответствии с числом дней недели. Пронойа имеет эпитет "семёрка/ 4. Названия не дошедших до нас гностических сочинений. Норея упоминается в "Сущности Архонтов" (см.), ей посвящена также маленькая поэма (второе сочинение в IX кодексе). 5. Отзвук греческого мифа о Кроносе, отце Зевса, низвергнутом вместе с другими титанами в Тартар. В одном коптском заклинании бог Петбе (Кронос) описывается как прикованный в бездне за ноги, причём его голова возвышается до неба и он рождает гром. Землетрясения приписывались Кроносу, сотрясающемуся в Тартаре. Ялдаваоф сотворил для своих шести детей шесть небес. На нижнем из них, шестом, был андрогин Астафайос - София. Потрясатель опрокинул небо и землю, находящиеся ниже шестого неба, а после усмирения Потрясателя София шестого неба вновь восстановила небо и землю. 6. Выше говорится, что нижнее из шести небес - шестое. Данное же, седьмое небо находится выше всех шести. 7. Саваоф находится на седьмом небе, непосредственно под завесой, отделяющей материальный мир от вышних областей. В материальном мире многое строится по образцу Огдоады (см. введение), для чего Зоя и информирует Саваофа о ней. Ниже, однако, говорится, что его поучает сама Пистис София. 8. Ср. описание видений пророка Иезекииля (глава 1, 3 - 28 и глава 10). 9. Описывая будущий храм Соломона, Иезекииль (41, 17 - 19) упоминает орнамент: пальма между двумя керубами (херувимами), у каждого - лица льва и человека. 10. У Иезекииля - четыре существа, у каждого по четыре лица - человека, льва, быка, орла. В Апокалипсисе (4, 7) у престола на небе четыре животных: "И первое животное подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвёртое животное подобно орлу летящему". Символы, впоследствии поставленные в связь с четырьмя евангелистами: Матфей был вдохновляем ангелом ("человеческий" образ), Марк - львом, Лука - тельцом, Иоанн - орлом. 11. В коптских мартириях при описании гонений на христиан упоминается, что их принуждали поклониться статуям богов, число которых обычно 70 или 72. 12. О семидесяти двух народах см. Бытие, глава 10. 13. О стоящих вокруг престола серафимах см. Исайя, 6, 2. 14. Один из Эонов Огдоады, парный Эону "Человек", см. прим. 20. 15. Gp. Исход, 4, 2: "Сын мой первенец Израиль". Он, Иисус Христос и Дева Святого Духа составляют подобие христианской Троицы. 16. См. ниже: "нет никакого благословения у них; невозможно, чтобы рождалось добро из зла". 17. Ссылка на не дошедшее до нас сочинение, ср. прим. 4. 18. Посредством них должны совершиться гибель Архонтов и спасение людей, ср. прим. 36. 19. Также не дошедшее до нас сочинение. Имармена - Судьба, Фатум. 20. Один из образов Огдоады. 21. Ниже, однако, говорится о том, что Адам светлый "поместил Пронойю, которая внизу, на небо". 22. В "Сущности Архонтов" говорится, что Дух (здесь - Адам светлый) обитает в адамантной земле и нисходит из неё на обычную землю для одушевления Адама земного. 23. Согласно греческой мифологии: Эрос и Психея. 24. Ср. "Изречения египетских отцов", N '113. 25. Не дошедшее до нас сочинение. 26. Огненная купина в Синайской пустыне (Исход, 3, 2, ср. Деяния, 7, Од). 27. Пронойа, находясь внизу во тьме, из-за чего её "возненавидел" Адам светлый, сама, однако, имела свой свет (и пролила его на землю), а когда она была восхищена на небо, земля осталась совсем без света. 28. Не дошедшее до нас сочинение. 29. Странной кажется реакция Архонтов, когда "дыхание", которое вошло в Адама, объявляет, что оно пришло силой Человека для уничтожения их дела. Тем более, выше говорится, что старший Архонт боялся, чтобы Человек не овладел Адамом. Между тем, само создание Адама было предпринято как ловушка для Человека, чтобы через Адама получить от него потомство для служения Архонтам. Возможно, Архонты обрадовались, видя, что цель достигнута в том отношении, что нечто от Человека вошло в Адама, и в то же время Адам настолько беспомощен, что не может встать, и таким образом бессилен принести им вред. 30. Очевидно, как отпечаток, сделанный печатью, её образ. Они не видели ту, чей голос слышали, но видели её отражение, изображение в воде. 31. См. прим. 19. 32. См. Бытие, 5, 5. Здесь получается, что Адам совершил семь грехов. Почему жизнь должна протекать в тяготах, объясняется в "Сущности Архонтов": "чтобы люди были заняты делами житейскими и не имели времени предаться Духу Святому". 33. Букв, "съедается"; очевидно, передача греческого глагола, обозначающего потребление, истребление. 34. После того, как земля осталась без света (ср. прим. 27), София создала для освещения солнце, луну и звезды, а затем запечатала своё (шестое, нижнее) небо, отделив его таким образом от "земного" неба. Иными словами, посредством создания светил ею был сотворён верхний предел земного мира. То, что солнце и луна существуют "во свидетельство Саваофа", возможно, сказано потому, что Саваоф является обладателем света (дарованным ему Пистис Софией). 35. Смешение сходных по звучанию слов: "Праведник как финиковая пальма процветёт" (Псалом 93, 13). Возможно, намеренно иное толкование термина. 36. Ср. прим. 18. 37. Пистис София, которая осудила Ялдаваофа ("Ты заблуждаешься, Самаил") и явила Архонтам свой образ в водах, см. начало "Сущности Архонтов". 38. Носители Гнозиса не имеют царей, ср. "поколение, которое не имеет царей над собой" в "Сущности Архонтов" и в "Откровении Адама". 89 39 Ср. Матфей, 10, 26; Марк, 4, 22; Лука, 8, 17. 40 Небо Софии, см. прим. 34. * * * Перевод и комментарии А. И. Еланской Переводы трактата "О происхождении мира"сделан по изданию The Facsimile Edition of the Nag Hammadi Codices. Codex II, Leiden, 1974. Перевод "Откровения Адама" - no изданию F. Morard, U Apocalypse d'Adam (NH V, 5). - Bibliotheque copte de Nag Hammadi, Section "Textes", 15, Quebec, 1985..







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 417. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия