Студопедия — ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ВИДЕНИЯ СМЕРТИ 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ВИДЕНИЯ СМЕРТИ 7 страница






108. Другое писание, которое Енох написал для своего сына Мафусаила и для тех, которые придут
после него и будут сохранять закон в последние дни. Вы, исполнившие его теперь, ожидающие, как в
те дни совершится конец над теми, которые делают злое, и сила беззаконников окончится, — вы
ожидайте только, когда минует грех, ибо имя их (грешников) будет изглажено из книги святых, и семя
их погибнет навсегда и навечно, и их духи будут умерщвлены, и они будут восклицать и взывать в
пустом, необитаемом ме-

233

сте и гореть в огне, где нет земли. И я видел там нечто похожее на облако, чего нельзя было узнать, ибо вследствие глубины его (этого места) я не мог взглянуть на него; и я видел там ярко пылающее пламя огня, и там кружились предметы, как блестящие горы, и двигались туда и сюда. И я спросил одного из святых ангелов, бывших при мне, и сказал ему: «Что это такое блестящее? Ибо это не небо, а только пламя пылающего огня и звуки вопля, и плача, и сетования, и жестокого страдания». И он сказал мне: «В это место, которое ты видишь, — сюда приносят духи грешников, и хулителей, и тех, которые делают злое и изменяют все, что Бог сказал устами пророков о будущем. Ибо об этом есть писания и начертания вверху, на небе, чтобы ангелы читали их и знали, что случится с грешниками, и душами покорных, и тех, которые умерщвляли свою плоть и за это получили от Бога награду, и тех, которые были обесчещены злыми людьми; которые любили Бога, но не любили ни золота, ни серебра, ни всех благ мира, но предавали свое тело мучению; и которые, со времени своего бытия, домогались не земных яств, а считали самих себя за преходящее дыхание, и сообразно с этим жили, и были многократно испытываемы Господом, но их души были обретены в чистоте, чтобы прославлять Его имя. Все благословения, которые они получают, я представил в книгах; и Он назначал им за это награду, ибо они обрелись возлюбившими более вечное небо, чем свою жизнь, и в то время, как были попираемы злыми людьми, и должны были выслушивать от них оскорбления и хуления, и были обесчещиваемы, они прославляли Меня». И теперь Я призову духов добрых людей из поколения света и произведу перемену с теми, которые родились во тьме и которые в своей плоти не были награждены почестию, как надлежало за их верность. 234

И Я введу в блистающий свет любивших Мое святое имя и посажу каждого из них отдельно на престол почести — Его почести. И они будут блистать в продолжение бесчисленных времен, ибо


справедливость есть суд Божий и верным Он даст верность в жилище праведных путей. И они (правед­ные) увидят, как родившиеся во тьме будут брошены во тьму, между тем как праведные будут блистать. И грешники воскликнут и увидят, как они блистают; и они также пойдут туда, где им написаны дни и времена. ВИДЕНИЯ ЗАГРОБНОГО МИРА В ИСЛАМЕ

Обильный материал для представлений о загробной жизни человека дает мусульманам непосредственно их

священная книга — Коран. В русле развития соответствующих положений христианского вероучения

провозглашается не отвлеченное бессмертие души, но воскресение человека во всем его земном, физическом

облике. Соответственно ислам и будущую после воскресения жизнь представлял как радостную полноту бытия не

только и не столько духовного, сколько физического и телесного. С большой обстоятельностью и темпераментом

в Коране рисуются картины рая и ада, в значительной степени навеянные жизнью и бытом древних арабов в

аравийских пустынях. Тем, кто уверовал и творил благое, Коран обещает поселение в раю на вечные времена. Там

праведников ждут «сады благодати с виноградниками» и прочие вполне осязаемые наслаждения. Ад — это уже

знакомая читателю иудео-христианская «геенна огненная», в которой грешники подвергаются страшным

мучениям.

Представления о загробной жизни были существенно дополнены большим числом всевозможных народных

легенд и преданий, а на основе одного из стихов Корана возник хадис (рассказ о жизни и словах Мухаммада) о

ми'радже — чудесном вознесении Мухаммада на небеса. Согласно преданию, это путешествие (исра1) произошло

однажды ночью, когда Мухам-мад спал около Каабы. К нему явился ангел Джибрил (Гавриил) с крылатым конем

Бураком, и в сопровождении Джибрила Му-хаммад прибыл в Иерусалим, где имел встречу с Ибрахимом

(Авраамом), Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом) и руководил их совместной молитвой.

Из Иерусалима Мухаммад был вознесен Джибрилом на вершину небес, к Аллаху. Он последовательно

миновал семь небес, где

и с»

встречал прежних пророков: Адама, Иахью, Ису, Иусуфа, Идри-са, Харуна, Мусу, Ибрахима, и в конце

путешествия предстал перед Аллахом, который приказал мусульманам совершать 50 молитв в день, но

потом, по просьбе Мухаммеда, сократил их число до пяти. Затем Мухаммад посетил рай (джанна) и ад

(джаханнам), увидел блаженство праведников и муки грешников, после чего был возвращен в Мекку.

Хадис о ми'радже и народные легенды о вознесении Мухам-мада на небеса были распространены в средние

века во множестве вариантов. Здесь приведен фрагмент одного из них, сохранившийся в Лейденской

рукописи, относящейся, по-видимому, к IX в. Рассказ Мухаммеда о ми'радже ведется от первого лица в

полном согласии с подобными произведениями в жанре видений1.

Потом мы поднялись на третье небо, и Джибрил постучал в ворота. Его спросили: «Кто там?» Он назвал

свое имя. Тогда его спросили: «А кто пришел с тобой?» Он ответил: «Мухаммад». Его спросили: «Уж не

послан ли он к нам?» Джибрил ответил: «Да». Тогда сказали: «Добро пожаловать, благородный пророк, да

оживит тебя Аллах!»

Нам повстречался ангел огромного роста, весь из огня, он сидел на огненной скамье и занимался тем, что

нарезал пруты, кольчуги, сандалии и одеяния — все из огня. Тогда я спросил: «О Джибрил! Кто это?»

Джибрил ответил: «Это ангел,

1 Перевод И. М. Фильштинского. В комментариях использованы материалы его статьи «Представления о

„потустороннем мире" в арабской мифологии и литературе» из четвертого выпуска альманаха «Восток-Запад» (М.:

Наука, 1989).

231

хранитель огня. Подойди поздоровайся с ним». Я приблизился и приветствовал ангела. Никогда я не

встречал ангела такой величины, лицо его было ужасно, весь его вид выражал такую ярость и свирепость,

что если бы люди в нашем мире увидели его, то все они от страха умерли бы.

Когда я его поприветствовал, он ответил на мое приветствие, но лик его был столь гневен, что я испугался,

видя, что он не улыбается. Тогда Джибрил сказал мне: «Не бойся его, этот ангел возник из гнева Аллаха

всемогущего. С тех пор как Аллах создал его, он ни разу не улыбнулся и не рассмеялся. С каждым днем

растет его гнев против тех, кто не имеет милосердия в душе. Им всем он мстит, наказывая бунтовщиков

против Господа, горделивых тиранов и тех, кто совершает смертные грехи».

Тогда я сказал ангелу: «О ангел! Отвори мне круги ада, чтобы я их увидел». Он ответил: «Ты не можешь их

видеть». Но тут раздался голос с небес, возгласивший: «О ангел! Не перечь ему ни в чем!» И всего лишь на

игольное ушко отворились врата ада, а из отверстия вырвалось столько дыма и огня, что еще немного, и

небеса и земля покрылись бы мраком. И было в аду семь кругов, один над другим, и не было сил созерцать

их все из-за жутких стенаний неверных и язычников.

Я посмотрел на первый круг из семи, и был то круг, где пребывали совершившие смертные грехи. Там

увидел я семьдесят огненных морей, на берегах каждого стоял огненный город, и в каждом городе было

семьдесят тысяч огненных домов с семьюдесятью огненными камерами (санадик), в которых были

заключены мужчины и женщины, и пытали их змеи и скорпионы, а грешники издавали крики. Я спросил:

«О ангел! Каковы же были их грехи в земном мире?»


Он ответил: «Они творили неправедное насилие против людей и незаконно пожирали чужое, и возгордились, и тиранили людей, меж тем как одному Аллаху всевышнему пристала сила и гордость». Потом я взглянул и увидел каких-то людей с такими отвисшими губами, какие бывают у собак и верблюдов. Черти цепляли их огненными баграми за губы, а змеи вползали им в рот, разрывали им внутренности и выползали через задний проход. Я спросил: «Кто это?» Ангел ответил: «Те, кто покушался незаконно на имущество сирот. Ныне же пищей их стал только огонь, а потом их зажарят на костре».

Потом я взглянул и увидел людей с животами словно горы, в которых кишели змеи и скорпионы. Всякий раз, когда кто-либо из них пытался встать на ноги, он падал ничком из-за великого своего живота. Я спросил: «Кто это?» Он ответил: «Те, кто давал деньги в рост».

Потом я взглянул и увидел женщин, подвешенных за волосы. Я спросил: «Кто это?» Он ответил: «Женщины, которые не скрывали лиц своих и волос перед взглядами посторонних мужчин». Потом я увидел мужчин и женщин, подвешенных за языки на огненных крюках, они раздирали себе лица собственными медными ногтями. Я спросил: «Кто это?» Он ответил: «Лжесвидетели, злоязычные, кто сеял раздоры между людьми, посягая на их честь».

Потом я взглянул и увидел людей, у которых тела были как у свиней, а вместо лиц — собачьи морды. Со всех сторон обсели их змеи и скорпионы, которые кусали их. Я спросил: «Кто это?» Ангел ответил: «Те, кто пренебрегал омовением и был невнимателен во время молитвы».

Потом я увидел людей, умолявших спасти их от жажды. Черти подносили им кубки с огнем, а когда страдаль­цы отпивали из них, с лиц их кусками отваливалось мясо из-за жара, а выпив, они обжигали себе внутренности, которые вываливались затем через задний проход. Я спросил: «Кто это?» Он ответил: «Те, кто пил вино».

Потом я увидел женщин, подвешенных за ноги головами вниз, и черти огненными ножницами отрезали им языки, пока те орали, словно ослы, и гавкали, словно собаки. Я спросил: «Кто это?» Ангел ответил: «Плакальщицы и проливавшие слезы за деньги во время похорон, а также певицы». Потом я взглянул и увидел мужчин и женщин в печах, огонь обжигал их, так что пламя доходило до лиц и волос. Они вопили, гной вытекал из их срамных мест, и такая вонь шла вокруг, что остальные грешники проклинали их. Я спросил: «Кто это?» Он ответил: «Прелюбодеи и прелюбодейки». Потом я взглянул и увидел женщин, подвешенных за груди, с руками, привязанными к шее. Я спросил: «Кто это?» Ангел ответил: «Предавшие мужей своих».

Потом я увидел мужчин и женщин, подвергнутых пыткам огнем. Черти, творившие над ними расправу, цепляли их железными баграми. Всякий раз, когда грешники взывали о помощи, черти раскаленными копьями протыкали им животы и бичевали их огненными бичами. Не видал я грешников, которых пытали бы страшнее, нежели этих. Я спросил: «Кто это?» Ангел ответил: «Те, которые были непочтительны со своими родителями».

Потом я увидел людей с раскаленными железными обручами на шее, обручи были величиной с гору. Я спросил: «Кто это?» Ангел ответил: «Те, кто не выполнял свой долг по отношению к ближним». Потом я увидел людей, которых черти обезглавливали огненными ножами. Умерев, они снова возвращались в преж- 240

нее состояние. Я спросил: «Кто это?» Ангел ответил: «Несправедливо убивавшие людей, что запрещено Аллахом».

Потом я увидел людей, которых подвергали различным казням в огненных пещерах в самой глубине первого круга. Из всех, виденных мною прежде, не было людей несчастнее этих: они были распяты на огненных столбах, плоть их отваливалась от костей, и лишь дух оставался в костях, а кости были подвешены на огненных цепях. Я спросил: «Кто это?» Ангел ответил: «Те, кто пренебрегал обетом молитвы, хотя тела их были здоровы».

Я сказал: «О ангел! Набрось на них покрывало, ибо я чуть не обмер от страха, видя эту страшную казнь». Он ответил: «О Мухаммад! Ты видел и свидетельствовал. Ныне же пусть свидетель наставит не видевших. Просвети свой народ, и пусть он избегает страстей адовых, ибо наказанье Божье ужасно. Семь ворот и семь таких кругов есть в аду, а в каждой казни страшнее, чем в предыдущих».

Существует несколько притч и легенд о жизни Мухаммеда, в которых также повествуется о вознесении пророка на небеса и посещении им загробного мира.

В одной из них рассказывается о том, как Мухаммад шел по дороге и услышал справа и слева голоса, взывающие к нему с просьбой о помощи. Однако Мухаммад не обратил на них внимания. Повстречалась ему на дороге также старая женщина, «на которой были надеты все украшения, какие только доступны в мире», и которая обратилась к пророку с мольбой. Однако Мухаммад не внял ей. По прибытии в Иерусалим он рассказал об этом Джибрилу, который разъяснил ему все происшедшее так:

«Голос справа был голосом иудейства — если бы ты остановился, народ бы твой принял иудейскую веру. А слева ты слышал голос христианина — если бы ты остановился, твой народ


241

принял бы христианство. Старухой же обернулся к тебе этот мир, украсившись ради обольщения твоего, и если бы ты остановился, то народ твой предпочел бы сей мир — миру иному...»

Во время своего путешествия Мухаммад подвергся и другому соблазну — ему были преподнесены три чаши: одна с водой, другая — с молоком, а третья — с вином, и было предложено испить из одной. Мухаммад предпочел чашу с молоком. Тогда ему было разъяснено, что, если бы он избрал воду, он и его на­род утонули бы, а если бы он избрал вино, он и его народ сбились бы с истинного пути. В ночном путешествии своем прошел Мухаммад мимо людей, которые сеяли, а на следующий день собирали урожай, и все, что скашивали они, назавтра вырастало заново. И спросил пророк: «Кто они, о Джибрил?» Тот ответил: «Это те, которые сражались на путях Господа (т. е. в священной войне), их благие деяния вознаграждаются Господом семижды по сто крат, все, что потратили они, возвращено им будет Аллахом, величайшим покровителем...»

Потом прошел он мимо людей, спереди и сзади покрытых тряпьем; они бродили, словно верблюды или овцы, пожирая горькие травы. И пророк спросил: «Кто они, о Джибрил?» Тот ответил: «Это те, кто не дает подаяния от богатств своих, и Аллах поступил с ними по справедливости».

Потом прошел он мимо людей, стоявших перед котлами с вареным мясом, а рядом лежало мясо сырое, испорченное и плохое, но они брали и ели только сырое, а приготовленное мясо не брали. И спросил пророк: «Кто они, о Джибрил?» И тот ответил: «Это мужчины из соплеменников твоих. У каждого из них есть добрая законная жена, но он уходит к иной дурной женщине и проводит с нею ночь до рассвета. Рядом с ними — женщины. Имея законного и доброго супруга, они уходят к разным негодяям и проводят с ними ночь до рассвета».

Потом прошел пророк по мосту, что встретился им по дороге. Всякий, кто проходил по этому мосту, непременно проламывал его или делал в нем отверстие. И спросил пророк: «Кто они, 242

о Джибрил?» А тот ответил: «Это те соплеменники твои, которые встают на пути народа твоего и стараются совлечь его с пути истинного». Вслед за этим прочел он стих из Корана: «И не сидите на всякой дороге, пугая и отвращая от пути Аллаха тех, кто уверовал в него...»

Потом прошел пророк мимо человека, собравшего огромную вязанку дров, — хотя и не мог он ее поднять, но все же добавлял еще дров в вязанку и старался взгромоздить ее себе на спину, да так и не сумел. Спросил пророк: «Что это значит, о Джибрил?» И отвечал ангел: «Это человек, который набрал много вещей в залог и, хотя не может их унести, все увеличивает их число».

Потом пророк миновал маленькую пещеру, откуда вылезал здоровенный бык, — когда же скотина захотела вернуться в пещеру, ничего у нее не вышло. Спросил пророк: «Что это значит, о Джибрил?» И отвечал ангел: «Это человек, склонный к вводящим в заблуждение речам, — когда же позднее он жалеет о словах своих, вернуть их он уже не может».

Потом прошел он по долине и там почувствовал дуновение свежего ветерка, услышал благовонный запах, напоминавший мускус, и услыхал голос. И спросил пророк: «Что это, о Джибрил, за свежий ветерок, столь приятный, что это за запах, напоминающий мускус, и что это за голос?» И ангел ответил: «Это голос из рая, говорящий: „О Аллах! Награди меня обещанным! Ибо много у меня жилищ, парчовых халатов, шелковых тканей, жемчуга, золота, серебра... Воздай же мне обещанное!" А Аллах ему отвечает: „Для тебя — все верующие и правоверные, как мужчины, так и женщины, и всякий, кто верует в меня и в пророков моих, и творит благо, кто мою божественность с иными богами не путает, кто иных богов, кроме меня, не почитает, кто боится меня. Всякий, кто просит у меня, тому воздастся. Всякому, кто чтит меня, добром отплачу. Кто верует в меня, тому от меня достанет. Я — Бог, и нет Бога, кроме меня! Ни одно обещание свое я не оставлю невыполненным, и спасу я всех верующих!" Тогда отозвался голос с небес: „Доволен я!"» 243

Потом шел пророк по другой долине, и услышал противный голос, и почуял запах мерзкий, и спросил: «Что это за голос и запах,, о Джибрил?» И ангел ответил: «Это голос преисподней, и говорит он: „О Аллах! Воздай же мне обещанное, ибо многочисленны мои цепи... И бездна моя глубока, и огонь мой нестерпим! Воздай же мне обещанное!" И Аллах ему ответил: „Тебе достанутся все язычники и неверные, как мужчины, так и женщины, все злодеи и каждый горделивый угнетатель, и всякий, кто не верит в День суда!" И тогда отозвался голос из преисподней: „Доволеня!"»

Символику ми'раджа для описания мистических переживаний использовали многие проповедники-суфии, одним из первых был представитель восточной ветви суфизма хорасанец Абу Иазид Я(Байазид) аль-Бистами (ум. в 854 или 857 г.). Вот как он говорил о восхождении его духа на небеса: «Я увидел, как мой дух вознесся на небеса. Он ни на что не смотрел и ни на что не обращал внимания, хотя рай и ад простирались перед ним, ибо он был осво­божден от мира земного и от его покровов. Потом я стал птицей, чьим телом было Единство и чьими крыльями была Бесконечность, и я продолжал лететь в воздухе Высшей сущности, пока не проник в сферу Очищения и взору моему не предстало поле Вечности, и я не увидел там древа Единства. И посмотрев, я увидел, что я сам — все это. Тогда я воскликнул: „О Господь, я замкнут в себе, и не могу достичь тебя, и не могу избавиться от моей самости. Что мне делать?" И Аллах рек: „О Абу Иазид, чтобы высвободиться из своей самости, ты должен следовать за моим возлюбленным (т. е. Мухаммедом). Протри глаза прахом от его ног и следуй за ним неукоснительно"».

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛАТИНСКИЕ ВИДЕНИЯ СМЕРТИ

Когда говорят о средневековых картинах загробного существования, то обычно вспоминают впечатляющую


картину ада, изображенную Данте в «Божественной комедии». Между тем в средневековой латинской литературе подобные визионерские тексты бьши очень популярны, и Данте здесь далеко не первооткрыватель. Средневековое визионерство опиралось на две традиции: античную и ветхозаветную. Из первой были взяты многие сюжеты — вплоть до деталей адских мучений; человеку всегда легче изображать собственный опыт, опираясь на имеющиеся авторитетные описания загробных путешествий. Ветхозаветная привнесла ощущение греха и личной ответственности за все, что было совершено при жизни. Аид превратился в ад.

Принципиальное отличие средневековых видений загробного мира заключалось в том, что они были личным свидетельством. Христианская жизненная программа подразумевала проповедь среди иноверцев и неверующих, наставление паствы на стезю праведной жизни. Именно поэтому рассказ о видениях загробного мира должен был не просто воспроизводить традицию, но и быть юридическим документом, засвидетельствованным рассказчиком. Доказательства воздаяния, получаемого грешниками в аду, становились бесценным орудием в руках проповедников — подобно показаниям свидетелей во время судебного разбирательства. Страх перед неминуемым и страшным наказанием часто был первым шагом к раскаянию и вере.

Видения ада являлись только одним из типов средневекового визионерства. Обычно вспоминают откровения, которые средне-245

вековые мистики и подвижники получали от Христа, Девы Марии, святых. Но если в последних рассказывалось об искуплении грехов, спасении, миссии Церкви, то видения загробного мира настраивали на крайне серьезное восприятие каждого нашего шага при жизни. В более или менее явной форме опираясь на Откровение Иоанна Богослова, визионеры свидетельствовали о серьезности испытания, которое человек будет проходить после своей кончины. Поэтому для людей тех веков они были не менее важным документом, чем мистические прозрения. К тому же видения загробного мира обладали одним несомненным достоинством — они бьши понятны рядовому верующему.

В качестве примера мы приведем четыре латинских видения, пользовавшихся популярностью и авторитетом на средневековом Западе (перевод Б. И. Ярхо). Первое из них принадлежит св. Григорию (Италия, VI в.), второе — императору Карлу III (Бургундия, конец IX в.), два других — Веттину, учителю из швабского монастыря Рейхенау (Верхняя Германия, 824 г.; записано монахом Хейтоном), и ирландскому рыцарю Тнугдалу (середина XII в.). Из «Диалогов Григория Великого»

Года три тому назад от поветрия, опустошившего город сей великою смертностью, во время коего воочию видели, как с неба падали стрелы и поражали отдельных людей, скончался, как ты знаешь, оный Стефан. В том же городе

' Речь идет об «именитом муже» Стефане, которому на смертном одре было видение: «Низведенный в [разные] части ада, увидел он многое, о чем раньше слышал, но не верил. Но когда его поставили перед восставшим там судьею, тот его не принял и сказал:,Де этого я приказал привести, но Стефана-кузнеца". Немедленно же возвратили его в тело, а Стефан-кузнец, живший по соседству с ним, в тот же час скончался» (об этом рассказывает св. Григорий раньше). 246

нашем некий воин, пораженный [болезнью], принял конец. Испустив дух, лежал бездыханный, но вскоре очнулся и рассказал, что с ним было. Говорил же он, как многим тогда стало известно, будто [там] был мост, под которым протекала река, черная и мрачная, источавшая невыносимо зловонный пар. На противоположном же берегу расстилались луга приятные и зеленеющие, испещренные благовонными полевыми цветами; на них виднелись сонмы людей, облаченных в белые одежды. Такое было в этих местах сладостное благовоние, что самый аромат сладостью своею насыщал расхажи­вающих там и живущих.

Там же были отдельные жилища, исполненные сильным сиянием; там воздвигали некий дом изумительной роскоши, который, казалось, строился из золотых кирпичиков, но чей был этот дом, он узнать не мог. Были и на берегу означенной реки некие обиталища, но до одних доходили поднимавшиеся оттуда зловонные пары, других же источаемое рекой зловоние вовсе не касалось. Мост сей служил для следующего испытания: если кто из неправедных хотел перейти по оному, он падал в мрачную и зловонную реку, праведные же, на коих не было вины, могли свободным и спокойным шагом проходить по нему в места приятные.

Он передавал также, будто видел там Петра, начальника церковной челяди, умершего года четыре тому назад, помещенного внизу, в место претемное, с привязанным к нему и придавившим его тяжелым железным грузом. Спросив, отчего это происходит, он, как говорил, услышал то, что помнили мы все, знавшие его (т. е. Петра) в этом церковном доме и осведомленные о делах его. Ибо было сказано: «Потому он претерпевает сие, что, получая приказ о наложении 247

какого-либо наказания, он наносил удары более из любви к мучительству, чем из послушания». Что это было именно так, известно всякому, знавшему его.

Там же он, как уверял, видел некоего иерея-иноземца, который, дойдя до этого моста, перешел по оному с уверенностью, соответствовавшей чистоте его земной жизни. Он свидетельствовал и о том, что узнал на этом же мосту вышеупомянутого Стефана: когда этот пожелал перейти, нога его поскользнулась, и он до середины тела свалился с моста; некие пречерные мужи, вынырнувшие из реки, стали тащить его вниз за чресла, другие же мужи, в белое одетые и прекрасные, — вверх за руки.


Пока происходила эта борьба, пока благие духи тащили вверх, а злые — вниз, тот, кто это видел, вернулся в тело и ничего не узнал о том, что сталось со Стефаном. Этим [видением] дается понять относительно жизни Стефана, что в нем боролись прегрешения плоти с раздачей милостыни. Из того, как его за чресла тащили вниз, а за руки — вверх, ясно видно, что он любил милостыню, но не во всем противостоял плотским порокам, которые и тянули его книзу. Но что из двоих одолело в нем на испы­тании перед тайным судьей, это скрыто и от нас и от того, кто видел и был возвращен [на землю]. Достоверно, однако, то, что оный Стефан, узрев, как я рассказал выше, части преисподней и вернувшись, далеко не совсем исправил свое поведение; и вот через много лет вышел он из тела на борьбу жизни со смертью.

Из этого можно заключить, что, когда показуются [людям] адские казни, это совершается над одними для предупреждения, над другими для сведения: дабы те увидели зло, которого должны опасаться, а эти тем строже наказывались, что не пожелали избегнуть адских мучений, хотя видели и изведали оныя. 248

Видение Карла III

Во имя вышнего Бога, Царя царей! Я, Карл-император, щедрой милостью Божиею король германский, римский патриций и император франков, в священную ночь на воскресение по свершении всенощного богослужения, удалившись, чтобы прилечь для отдыха, и собираясь погрузиться в спокойствие сна, [услышал] донесшийся до меня голос, грозно ко мне взывающий: «Карл! Сейчас изойдет из тебя дух твой на время немалое!» И немедленно был восхищен дух мой. Восхитивший же меня в духе был пресветел образом и держал в руке клубок льна, излучавший сияние яркого света, как делают кометы, когда появляются; и начал он разматывать его и сказал мне: «Возьми нить сверкающего клубка и узлами крепко привяжи к большому пальцу правой твоей руки, ибо за эту нить будешь ты проведен по лабиринту адских мук».

И, сказав сие, пошел впереди меня, быстро разворачивая нитку светоносного клубка, и повел меня в долины глубочайшие и огненные, полные колодцев, в которых кипели смола, сера, олово, воск и жир. Там нашел я священнослужителей отца моего и дядьев; когда я в страхе спросил их, почему терпят они столь тяжкие мучения, они отвечали мне: «Мы были епископами отца твоего и дядьев твоих, и в то время, как должны были проповедовать им и побуждать их самих и их народы к миру и согласию, мы сеяли раздоры и были подстрекателями ко злу, и за это горим мы теперь в терзаниях Тартара, мы и все прочие охотники до смертоубийства и грабежей; сюда же попадут и твои епископы и приближенные, ибо и они охотно, подобно нам, поступают».

А пока я внимал этому и трепетал, вдруг прилетели пре-черные демоны и раскаленными крючьями старались заце- 249

пить нить клубка, которую я держал в руке, и притянуть к себе, но, [ослепленные] сверкающими лучами клубка, не могли захватить нити. Тогда, забежав сзади, хотели они захватить меня и ввергнуть в оные серные колодцы; но мой руководитель, державший клубок, дважды обернул вокруг плеч моих нить клубка и с силою потащил за собою.

Так поднялись мы на высочайшие горы огненные, из коих вытекали озера и реки горящие и всевозможные металлы кипящие, где нашел я бесчисленные души людей и князей отца моего и братьев моих, каковые были опущены туда, иные до волос, иные до подбородка, иные до пупа. И возопили они ко мне, рыдая: «Пока мы были живы, любили мы вместе с тобою и отцом твоим, и дядьями и братьями твоими затевать сражения и убийства и грабежи ради мирской корысти; поэтому мы претерпеваем пытки в этих кипящих реках и разнородных металлах». Пока я в страхе прислушивался к этому, услышал я, как позади меня, души восклицали: «Сильные сильно будут исгязаны!» И обернулся я и увидел на берегах кипящей реки печи со смолою и серой, полные больших драконов и скорпионов и змей разнородных. И там тоже узрел я некоторых князей отца моего, дядьев и братьев моих собст­венных, говоривших мне: «Горе нам, Карл! Видишь, сколь тяжкие достались нам мучения за лукавство наше и гордость, и дурные советы, которые из корысти давали мы королям нашим и тебе!» Пока я плакал, сокрушаясь об этом, устремились ко мне драконы с пастями разинутыми и полными огня, и смолы, и серы, стремясь поглотить меня; но руководитель мой трижды обернул вокруг меня нить, сиянием лучей которой побеждены были огненные их пасти, и мощно увлек меня. И спустились мы в некую долину, с одной стороны мрачную, пылающую, как печь огненная, с другой — столь 250

приятную и лучезарнеишую, что я никак не могу описать ее. Обернулся я к мрачной и огнедышащей стороне и увидел там некоторых королей из моего рода в великих мучениях. Тогда, охваченный чрезвычайным смятением, я уже думал, что немедленно буду ввержен в эти мучения пречерными ги­гантами, которые раскаляли эту долину всевозможными видами огня.


И, сильно дрожа, увидел я при свете нити клубка, что на краю долины слегка брезжит свет и текут там два ключа; один был чрезвычайно горяч, другой — прозрачен и тепл; и были там две бочки. Подойдя туда (нить клубка направляла шаги мои) и заглянув в одну из бочек, в которой была вода кипящая, увидел я родителя моего, Людовика, стоящим [в воде] до бедер; и, сильно мучимый болью и терзаемый страданиями, сказал он мне: «Господин мой (sic!) Карл, не бойся! Знаю я, что дух твой вновь вернется в тело твое. Господь же разрешил тебе явиться сюда, дабы ты узнал, за какие грехи я и все виденные тобою терпим такие мучения. Один день я купаюсь в этой кипящей бочке, а на следующий перемещаюсь в другую бочку, полную воды приятнейшей; совершается же сие по молитвам Святого Петра и Святого Ремигия, отчинами коих доселе управляет королевский наш род. Но если ты вовремя поможешь мне — ты и все верные мне епископы и все чины церковные — молебнами, псалмопением, бдениями, милостыней, то вскоре я буду освобожден из этой бочки с кипящей водой. Ибо брат мой Лотарь и сын его Людовик по молитвам Святого Петра и Святого Ремигия избавлены от этих мук и уже вознесены к блаженству Божьего рая». И еще сказал он мне: «Взгляни налево!» И, взглянув, увидел я там две высочайшие кипящие бочки. «Эти, — сказал он, — уготованы тебе, если 251







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 503. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия