Студопедия — ЦЕННОСТНОЕ ЯДРО ЛИЧНОСТИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЦЕННОСТНОЕ ЯДРО ЛИЧНОСТИ






Шкала ценностей человека стержень его личности. Мы ха­рактеризуем человека как личность (а не просто индивида) в за­висимости от того, на какие ценности он ориентируется и со­впадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признает в числе наиважнейших. Прежде всего это этические и религиозные ценности: патриотизм, справедливость, альтруизм, ненасилие и т.п. Они занимают верхнюю часть шкалы обще­ственных ценностей. Человека, у которого на шкале индивиду­альных ценностей верхнюю часть занимают те же самые ценнос­ти, мы с полным правом называем личностью. Итак, личность — это индивид, у которого субъективная и объективное шкалы ценно­стей совпадают (рис.11).

Ценностей нет у животных, и практически они отсутству­ют у младенца. Стало быть, они биологически не наследуемы. Они приобретаются в обществе — в ходе социализации. Растет человек, формируется его система ценностей. Развитая систе­ма ценностей — результат правильной социализации, а не ее предпосылка.

Рис. 11. Когда на шкале индивидуальных ценностей и на шкале общественных ценностей высшие ценности расположены наверху, а низшие — внизу, мы можем говорить о том, что этот человек — личность.

Когда мы увязывали ценности с потребностями, мы выявили лишь один аспект проблемы. На самом деле они гораздо глубже. Ценности отражают не просто дефицит, нужду человека в чем-либо, но и процесс социального сравнения.

Как, например, объяснить тот парадокс, который удалось установить одесским социологам: удовлетворенность зарплатой не зависит от среднего дохода, но зато зависит от того, сколько получают другие, "такие же работники"? [3, с.128].

По-видимому, этот парадокс открывает нам новую грань со­знания — ценностно ориентированную. Люди не просто ощуща­ют свои потребности, но и осознают их, а осознавая, сравни­вают себя с другими. Оценка себя в сравнении с другими — прежде всего стоящими на одной социальной ступеньке, т.е. "такими же, как они" — выражает стремление к самореализации и само­утверждению. Последние, рассмотренные в качестве мотивов (осознанных намерений), суть также стремления к социальному признанию и одобрению, стремления к достижению и успеху. Мы вновь столкнулись с высшими потребностями Маслоу в само­реализации, а они раскрывают специфику личности.

Если две системы ценностей — индивидуальная и обществен­ная — в зрелой личности совпадают, то ценности сами по себе можно рассматривать как открытые окна, через которые в наш внутренний мир проникает внешний мир культуры. Ценности — не только механизм, но и результат социального сравнения, спо­соб упорядочивания элементов культуры.

Человеческая культура базируется на том, что идеи, нор­мы, обычаи, правила и даже материальные памятники не на­валены хаотическим образом, а строго упорядочены. Иначе говоря, одни из них предпочитаются другим. Без определения нет ранжирования, упорядочивания ценностей по степени важности.

Предпочтение — это субъективный процесс расставления по приоритетности социальных благ. Когда у мужчин появля­ется достаточно много денег, то они, планируя трату, рас­ставляют приоритеты: к примеру, детей отправить в престиж­ную школу, жене купить стиральную машину, а любовнице украшения.

Если бы человек, подобно муравью, был запрограммирован природой, у него никогда не появились ценности. С другой стороны, если бы он был запрограммирован обществом, наподо­бие "нумеров" в романе-антиутопии Е. Замятина "Мы", то у него сформировалась одномерная шкала ценностей. Общество все спланировало и расставило по местам, иначе говоря, про­вело процесс оценивания вместо него: приоритетными оказа­лись бы коллективные ценности, неприоритетными — индиви­дуальные. Поведение человека в такой ситуации легко прогнозируется. Он не колеблется в своем выборе и в своих дей­ствиях потому, что свободы выбора его как раз лишили.

В нормальном обществе с нормальными гражданами шкала индивидуальных ценностей жестко не закреплена. Это значит, что ценности постоянно переходят с одного уровня на другой, что на одном уровне может находиться сразу несколько альтер­нативных ценностей. Это многомерная шкала индивидуальных ценностей, соответствующих свободе выбора, предоставляемой открытым, демократическим обществом (рис.12).

Подведем итоги. Ядро человеческой личности образуют (рис. 13):

Рис. 13. Ядро человеческой личности состоит из шкалы ценно­стей, мотиваций достижения самореализации, свободы выбора и воли.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 478. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия