Студопедия — Задание 3 Классы в художественной литературе
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Задание 3 Классы в художественной литературе






Формулировка задания: Описать классовую стратификацию на конкретных примерах, позаимствованных из художественной литературы. Раскрыть социальные и культурные отличия трех классов общества.

Вариант 1

Современный человек читает много различной литературы, обращая внимание на сюжет книги, язык автора, манеру письма. Каждая книга для него – это завершенное, цельное по своей сути произведение. Но, к сожалению, не каждый читатель может провести сравнительный анализ нескольких книг, считая, что это не нужно и необязательно. А зря, при этом можно увидеть нечто новое, ранее незамеченное и оценить прочитанное под другим углом зрения.

Также можно пересмотреть свои взгляды и на другие предметы, если провести несвойственный каждому человеку анализ. Мне было очень интересно взглянуть на общество через призму авторского восприятия. Это была необычная и в то же время познавательная работа. Благодаря такому сравнению, я выявила для себя детали авторского описания, которые раньше просто пропускала из-за того, что они мне были не интересны, считая чтение подробного описания нудным занятием. Теперь я осознала, как важно передать не только действия, происходящие в книге, но также настроение, состояние героя, что, конечно, нельзя сделать без описания среды, в которой он постоянно находится. В данном случае эта среда делится на высший, средний и низший классы. Рассмотрим и постараемся сравнить описания трех классов у различных авторов. Для этого я использовала литературу XIX века, полагая, что она наиболее четко отражает различные слои населения. Но, так как я люблю и зарубежную литературу, то мне захотелось использовать и ее. Итак, начнем.

Высший класс

Мне кажется, что одним из лучших авторов, описывающих высший свет, является Л. Н. Толстой и его произведение «Война и мир». В своем романе-эпопее он достаточно полно описал высший класс. Его описание не ограничивается только модой, манерой поведения героев, Толстой пытается передать внутреннее состояние высшего сословия. Очень часто Толстой использует в диалогах своих героев французский язык, так как в то время французский язык был не только моден, но и показывал принадлежность к «большому свету». Ярко и полно автор описал светское общество в эпизоде «Вечер у Анны Павловны Шерер». В ее салоне можно увидеть самых разных людей: «Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили...» Несмотря на всеобщую принадлежность к одному классу, существовала некая иерархия в салоне у Анны Павловны, например, княгиня Волконская относится к верхней страте высшего класса, а Пьер Безухое – к нижнему слою высшего класса, и, следовательно, отношение к ним разное: «Анна Павловна приветствовала его (Пьера Безухова) поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне».

В салоне мадам Шерер большое внимание уделяется доходу семьи и происхождению. К примеру, можно взять Пьера Безухова («незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи графа Безухова»), с которым все общались, смотря сверху вниз, и тетушку Анны Павловны, пред которой «все гости совершали обряд приветствия».

Для женщин, посещавших салон, важны были наряды, внешняя красота и удачные браки. Практически все они лживы, и за их красивыми улыбками скрывались только вежливые манеры и нежелание быть осмеянными.

Для мужчин важны доход, происхождение, умение поддержать беседу. Общаются они, как правило, с людьми, нужными им, несмотря на то, что некоторые люди им даже противны. Очень важны связи.

Делая вывод, можно сказать, что, описывая вечер светского общества, Толстой показал всю неестественность высшего класса и свою неприязнь к нему.

А теперь возьмем к примеру книгу зарубежного автора: Маргарет Митчел «Унесенные ветром». Действия в книге происходят в конце XIX века в штате Джорджия, и главной героиней является Скарлетт О'Хара. Для девушки, принадлежащей к высшему классу, важно было: закончить частный пансион, иметь хорошие манеры, уметь вести разговор, но при этом не показывать, что она умнее мужчины, хорошо танцевать, иметь большой гардероб и не появляться на торжествах в одном и том же наряде. Для семьи важно было: иметь большие плантации, более сотни рабов, иметь высокий доход, иметь важные связи. Дом членов высшего общества должен быть «безукоризненных пропорций – с высокими колоннами, широкими верандами и плоской кровлей, – горделивое и радушное, как женщина, которая зная силу своих чар, щедра и приветлива ко всем».

Сравнивая с высшим обществом из романа Толстого, можно сказать, что Маргарет Митчел не стремилась показать каких-то холодных, лживых людей. Для нее они обычные люди, соблюдающие правила поведения в данном обществе и привыкшие жить только по таким законам и нормам. Но люди, не уважающие нормы и правила, являются изгоями светского общества и «не принимаются ко двору» (пример, Ретт Батлер).

Средний класс

Для того чтобы рассмотреть средний класс, я взяла два произведения: «Нос» Н. В. Гоголя и «Отцы и дети» И. С. Тургенева.

Для начала повесть «Нос» Гоголя. «Нос» – сатирическое произведение, высмеявшее и простой народ, и майоров. Мне кажется, что средний класс, описанный в повести, можно разделить на верхний и нижний.

Цирюльник Иван Яковлевич относится к среднему нижнему классу. У него есть работа, собственное жилье, каждое утро он пьет кофе, может позволить себе зайти в кафе и заказать стакан пунша. Но он был ужасным пьяницей, вечно небритым, фрак его был пегим, «то есть он был черный, но весь в коричнево-желтых и серых яблоках: воротник лоснился, а вместо трех пуговиц висели только ниточки».

Коллежский асессор Ковалев принадлежит к среднему верхнему классу. У него и собственное жилье, и слуги, и зарабатывает неплохо. Чтобы придать себе благородства называл себя майором. «Воротничок его манишки был всегда чрезвычайно чист и накрахмален. Бакенбарды у него были такого рода, какие и теперь еще можно увидеть у губернских и уездных землемеров, у архитекторов и полковых докторов... и вообще у всех тех мужей, которые имеют полные, румяные щеки и очень хорошо играют в бостон... Майор Ковалев носил множество печаток сердоликовых и с гербами...»

Гоголь иногда акцентирует внимание на принадлежности к тому или иному классу, и всегда его акцент выражается в иронии к своим героям, высмеивании их. Для классовой характеристики автор использует только самые смешные подробности, тем самым показывая недоразвитость, глупость верхов и простодушие и повиновение низов.

В повести Тургенева «Отцы и дети» средний класс показан достаточно однородно. Рассмотрим, как Тургенев описывает семью Кирсановых. Главой семьи является Николай Петрович Кирсанов, у которого имеется «хорошее имение в двести душ», или, как он выражается «с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел «ферму», – в две тысячи десятин земли». В доме обязательно присутствие слуг. Воспитывался Николай

Петрович, окруженный гувернантками, закончил университет. И он, и его сын, который тоже закончил университет, знают французский язык (дань моде), но используют его не так часто, как герои Толстого.

Все герои повести следят за своим внешним видом. У них хватает денег, чтобы позволить себе маленькие прихоти, например, маникюр. Все хорошо и элегантно одеты.

Средний класс у Тургенева отличается от среднего класса Гоголя. Тургенев не пытается высмеять правила поведения, манеру держать себя в обществе, как это делает Гоголь. Тургенев показывает людей такими, какие они есть. Можно даже провести параллель между классовым описанием Толстого, Митчел, Гоголя и Тургенева. Толстой – Гоголь, Митчел – Тургенев.

Гоголь, так же как и Толстой, недолюбливает своих героев. У Гоголя это проявляется в иронии, а у Толстого в презрении, иногда даже открытом. Но существует и разница между Гоголем и Толстым: Гоголь не любит героев повести, несмотря на их классовую принадлежность, а Толстой не любит не своих героев, а светское общество в целом.

Митчел и Тургенев относятся к членам того или иного класса спокойно. Они только описывают их жизнь, как она есть, не проявляя своего отношения к тому, к какому классу они принадлежат.

Низший класс

Для описания низшего класса я использовала следующую литературу: М. Горький «На дне», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» и О. де Бальзак «Шагреневая кожа».

По произведению Горького «На дне» было сложно анализировать низший класс, так как это пьеса и описание сводится к минимуму. Но несмотря на все это, можно сказать, что герои пьесы живут в «подвале, похожем на пещеру. Потолок – тяжелый, каменные своды – закопченные, с обвалившейся штукатуркой... Везде вдоль стен – нары... Посредине ночлежки – большой стол, две скамьи, табурет, все – некрашеное и грязное. «В одной комнате сразу живут три человека, в другой комнате – два человека. Денег ни у кого нет, заплатить за ночлежку нечем, одеты в лохмотья, очень худы и грязны. Все сожители кашляют, есть им нечего, если только чья-нибудь «добрая душа не подкинет» им еды. Мужчины – пьяницы.

Горький дал необычайно яркое представление о социальных низах общества. Он показал, как происходят процессы умственного брожения даже в отсталых слоях народа. Горький показал действительность, как она есть на самом деле, ничего не приукрасив.

В «Преступлении и наказании» Достоевского я остановлюсь на описании жизни Раскольникова. Ведь в совершении им преступления отчасти было виновато отсутствие денег. Раскольников жил в каморке, которая больше походила на шкаф, чем на квартиру. Он был задавлен бедностью. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу... Он был очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел. У Раскольникова не было денег, не было нормальной еды, не было нормального жилья, поэтому и стали Раскольникова посещать мысли об убийстве и грабеже, ему нечего было терять, кроме своей жизни, но такую жизнь не жалко потерять. Достоевский описывает его существование во всех красках, показывая до чего может довести человека обстановка, которая практически ничем не отличается от состояния кошелька Раскольникова, общество, в котором он живет. Достоевский критикует не героя своего романа, а его окружение.

Думая, какую еще книгу, какого автора взять для раскрытия низшего класса, я вспомнила о Бальзаке и его «Шагреневой коже». Бальзак описал бедность героя до мелочей: «На молодом человеке был отличный фрак, но галстук слишком вплотную прилегал к жилету, так что едва ли под ним имелось белье. Его руки, изящные, как у женщины, были сомнительной чистоты, – ведь он уже два дня ходил без перчаток. «Полученные от отца деньги он разделил так, «что трехсот шестидесяти пяти франков в год» ему будет хватать на жизнь: «На три су – хлеба, на два – молока, на три – колбасы; с голоду не умрешь, и дух находится в состоянии особой ясности... Комната стоила три су в день, за ночь я сжигал на три су масла, уборку делал сам, рубашки носил фланелевые, чтобы на прачку тратить не больше двух су в день. Комнату отапливал я каменным углем, стоимость которого... не превышала двух су. Платья, белья, обуви мне должно было хватить на три года – я решил прилично одеваться, только если надо было идти на публичные лекции или же в библиотеку. «Но деньги кончились, и герой оказался в «острой нужде». Появляются мысли о самоубийстве. У героя не хватает сил, чтобы как-нибудь поправить свое положение. Единственный выход – самоубийство.

Бальзак, так же как и Горький, и Достоевский, не винит человека в его бедности, а винит общество. Бедность – не порок, но плохо то общество, которое доводит до такой бедности.

Можно провести параллель между Горьким, Достоевским и Бальзаком, но никак нельзя сравнивать их с Толстым, Митчел, Тургеневым и Гоголем. Эти три автора описывают совсем иной мир, чем другие.

Заканчивая, я хотела бы сказать, что несколько удивлена тем, что насколько диаметрально противоположен дух описания высшего и низшего классов, настолько, что их даже невозможно проанализировать относительно друг друга. Читая Достоевского, Горького и Бальзака, попадаешь совсем в другой мир, где не человек – властелин своей судьбы, а его бедность.

Вариант 2

Социальные и культурные отличия трех классов общества: высшего, среднего и низшего в художественной литературе.

В произведениях русских классиков наиболее широко описан высший класс. Это аристократы, богатые помещики. Лев Николаевич Толстой в своем произведении «Война и мир» очень подробно описал жизнь высшего общества, рассмотрел разных его представителей.

У высшего класса была своя субкультура. Среди принадлежащих высшему классу были и богатые, владеющие землями и внушительными капиталами, и не имеющие денег. Но главным условием было наличие дворянства, именитой фамилии.

Дворяне Толстого владели большими домами в Петербурге, Москве, загородными имениями. Дома были огромными. У каждого члена семьи были свои покои, были также комнаты для гостей, гостиная, кабинет, бальная зала, столовая и др. Для слуг обычно отводилось отдельное помещение.

У Толстого мы можем найти следующее описание обстановки дворянского дома: «Пьер даже не предполагал существования таких покоев... Коридором они вышли в полуосвещенную залу, примыкавшую к покоям графа. Это была одна из тех холодных и роскошных комнат, которые знал Пьер с парадного крыльца... Они вышли в знакомую Пьеру приемную с двумя итальянскими окнами, выходом в зимний сад, с большим бюстом и во весь рост портретом Екатерины... Пьер прошел в дверь, ступая по мягкому ковру... Пьер хорошо знал эту большую, разделенную колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами... С одной стороны стояла высокая красного дерева кровать под шелковыми занавесами, а с другой – огромный киот с образами». Читая этот отрывок мы представляем себе огромные залы, коридоры, по стенам которых висели портреты предков.

Но не один Толстой описывал в своих романах жизнь высшего общества. У И. А. Гончарова в романе «Обломов» мы найдем следующее описание покоев дворянина: «В комнате стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей».

Богатых аристократов характеризует наличие валидных ценностей: картин, драгоценностей, особняков, бронзы и фарфора и др. У Толстого: «Они вошли в изящную, заново богато отделанную столовую. Все от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов». Дамы очень гордились своими драгоценностями: «Во время рассказа она сидела прямо, посматривая изредка на красивую грудь, на которой она поправляла бриллиантовое ожерелье». Все эти ценности бережно хранились (если человеку не грозило разорение, когда он вынужден был их продавать) и передавались по наследству.

В доме содержалось огромное количество слуг: горничные, дворецкий, лакеи, дворовые и т.д. Женщина не могла одеться самостоятельно без помощи служанки.

Одежда аристократов, о которой мы можем судить по тем же произведениям, была дорога, элегантна. У Гончарова: «Вошел молодой человек лет двадцати пяти. Он был причесан и одет безукоризненно, ослеплял свежестью лица, белья, перчаток и фрака. По жилету лежала изящная цепочка, с множеством мельчайших брелоков. Он вытянул тончайший батистовый платок, небрежно провел им по лицу, по глянцевой шляпе и обмахнул лакированные сапоги». Это описание могло подойти к любому аристократу той эпохи. Военные носили мундиры с золотыми эполетами.

Дамы же одевались в шелка, кружева. Их пышные платья были украшены драгоценностями. На ногах – изящные ботиночки или туфельки. Волосы были красиво и замысловато уложены. Одежда шилась у лучших портных по последней моде.

Дворяне ездили в каретах, запряженных чистокровными породистыми лошадьми.

И мужчины, и женщины, принадлежавшие к высшему классу, имели хорошее образование. Обычно нанимались гувернантки или гувернеры (часто иностранцы), чтобы обучать детей.

Особенностью речи высшего класса было разговаривать на французском языке, вот, например, у Толстого: «Он говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды». Не знать французского языка было крайне постыдно для аристократа, он был даже более родным, чем русский язык.

Дворяне чтили честь и отвагу, преданность своему императору. По большей части люди из высшего общества занимали или высокие чины (чиновники), или служили в армии (офицеры). Защищать свою родину было делом чести для каждого дворянина. Но были и те, кто не занимался ничем, например, Илья Ильич Обломов из романа Гончарова. Целый день он лежал на диване, вставал, чтобы поесть. Даже гостей он принимал лежа. Редко когда Илья Ильич выходил в свет.

Дворяне чтили торжественность и обычаи во всем. Вот, например, каждодневный обед: «В столовой, громадно высокой, как и все комнаты в доме, ожидали выхода князя домашние и официанты, стоявшие за каждым стулом», князь – глава семьи, без него обедать не начинали.

У Толстого мы можем найти следующее описание одного из вечеров в доме Ростовых: «Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорды... Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня раскладывала пасьянс со старушкой-дворянкой. Денисов сидел у клавикорды, брал аккорды и пел сочиненное им стихотворение».

Вечера, балы, театры, концерты, катанья – что-нибудь из этого обязательно было в ежедневном расписании дворянина. Мужчины посещали модный Английский клуб, где общались между собой, играли в карты, говорили о делах, последних новостях и сплетнях. Карты были одним из способов времяпрепровождения аристократов, благодаря им кто-то наживал себе состояние, а кто-то, наоборот, оставлял свое состояние на карточном столе.

Вечер у Анны Павловны Шерер в романе Толстого «Война и мир» является эталоном светского приема. На этот вечер явились представители всех знатных фамилий. Хозяйка встречала гостей, которые появлялись один за другим: «Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили».

Практически все гости знали друг друга. А кто не был знаком, был представлен (двое незнакомых людей не могли просто заговорить, обязательно кто-то третий, знающий обоих, должен был представить их друг другу). На вечере присутствовала тетушка, к которой Анна Павловна подводила всех вновь прибывших: «Все гости совершали обряд приветствования никому неизвестной, никому неинтересной и ненужной тетушки... Тетушка каждому говорила в одних и тех же выражениях о его здоровье, о своем здоровье и о здоровье ее величества... Все подходившие из приличия, не высказывая поспешности, с чувством облегчения исполненной тяжелой обязанности отходили от старушки...» Гости разбились на отдельные кружки, в каждом из которых обсуждались последние новости и слухи: «Общество разбилось на три кружка. В одном, более мужском, центром был аббат, в другом, молодом, – красавица-княжна Элен, в третьем – Мартемар и Анна Павловна». Хозяйка дома все время приглядывалась и прислушивалась, «готовая подать помощь на тот пункт, где ослабевал разговор».

Целым событием в жизни каждой девушки был бал. «Наташа живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах – музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга». Сначала собирались представители всех знатных семей. Когда все приглашенные были на месте, играла музыка и входил государь. За ним – хозяин и хозяйка. Мужчины подходили к дамам и строились в пары «польского», начинались танцы. Мужчины были вежливы и галантны. На балах и вечерах родители подчас устраивали «выгодные» браки для своих детей. Дама (девушка) не могла выходить одна, ее обязательно должен был кто-то сопровождать.

Дворяне ездили на охоту, в определенный сезон выезжали на воды, чтобы подлечиться, пообщаться и отдохнуть.

Между высшим классом (который был представлен дворянами) и низшим (который был представлен крестьянами и бедными рабочими, служащими) – огромная разница в образе жизни, ценностях, манере говорить, одеваться. Между этими двумя полюсами находится средний класс. Он не был многочисленным, но был разношерстным, пестрым по своему составу.

У Достоевского представительницей среднего класса является старуха-процентщица. «С замиранием сердца и нервной дрожью подошел он (Раскольников) к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другой – на улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками, портными, слесарями, кухарками, разными немцами, мелким чиновничеством и прочее». Жильцы дома, в котором жила старуха, – в большинстве своем представители среднего класса. Квартира процентщицы была небольшой. Достоевский пишет: «В подобных мелких квартирах таких домов почти все такие звонки». Квартира состояла из темной прихожей, разгороженной перегородкой, и крошечной кухни, небольшой комнаты с «желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах». В комнате не было ничего особенного: «Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, – вот и вся мебель». Вторую «крошечную» комнату закрывала ситцевая занавеска, там «стояли старухина постель и комод...»

Одета старуха была в какое-то «фланелевое тряпье» и меховую кацавейку. Но в укладке лежала «заячья шубка, крытая красным гарнитуром; под нею было шелковое платье, затем шаль...»
Речь старухи правильна, видно, что она получила какое-то образование. С клиентами говорит вежливо. Особенно складно говорит она о рублях и процентах, что соответствует ее образу жизни.
Главной ценностью старухи была укладка, «побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном, с утыканными по нем стальными гвоздиками. В ней среди тряпья она хранила заложенные вещи: золотые часы, браслеты, цепочки, серьги, булавки и т.д.

Старуха жила со своей сестрой, которую, по существу, эксплуатировала. Сама же из дома никуда не выходила, занималась тем, что брала в заклад вещи под проценты, отсюда и прозвище ее. Домашними делами она не занималась, все делала сестра. Кроме своей сестры и клиентов, старуха ни с кем не общалась.

Другой представитель среднего класса в романе «Преступление и наказание» – Петр Петрович Лужин. «Все платье его было только что от портного... щегольская, новехонькая, круглая шляпа... прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских перчаток... На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками». Как видно, одет Петр Петрович был очень даже неплохо. Волосы его были завиты у парикмахера.

Петр Петрович не был обделен деньгами. Был он надворным советником, человеком занятым и деловым, дорожил каждой минутой. «Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал». Лужин хотел «открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору. Он давно уже занимался хождением по разным искам и тяжбам», было у него «одно значительное дело в сенате».

Речь Лужина отличалась какой-то помпезностью, наигранностью. От нее веет показным благородством. Петр Петрович был угрюмым и высокомерным человеком. Он разделял «убеждения новейших поколений» и был врагом «всех предрассудков».

К низшему классу относили обычно крестьян. В романе А. Н. Толстого «Петр Первый» ярко описан крестьянский быт. Крестьянская семья жила в избе. Маленькое оконце едва пропускало свет. «Под черным потолком клубился теплый, сухой дым, уходил в волоковое окошечко над дверью, избу топили по-черному». Внутреннюю обстановку избы мы можем увидеть из следующего эпизода: «Санька соскочила с печи, задом ударила в забухшую дверь... Вдруг все захотели пить – вскочили в темные сени вслед за облаком пара и дыма из прокисшей избы. Обледенела кадка с водой, обледенел деревянный ковшик».

Как правило, вся семья ютилась в одной комнате. В избе – красный угол с образами, каждый вошедший должен был перекреститься на него. Печь, деревянный длинный стол, деревянная же лавка – вся мебель. Вся семья садилась за стол.

Трапезу начинал самый старший – муж. Впереди него не лезь – получишь ложкой по лбу. Все ели из одного горшка, в котором и пища готовилась.

«Чада прыгали с ноги на ногу, – все были босы, у Саньки голова повязана платком, Гаврилка и Артамошка в одних рубашках до пупка». «На бате – высокий колпак надвинут на сердитые брови. Рукавицы торчали за пазухой сермяжного кафтана, подпоясанного низко лыком, лапти зло визжали по навозному снегу...» Как видно, семья состоит из пяти человек. Все дети одеты плохо, видимо у них вообще нет зимней одежды. В любом случае одежду дети поднашивали друг за другом. Двор у Бровкина был все-таки зажиточный – конь, корова, четыре курицы. Про Ивашку Бровкина говорили «крепкий».

А.Н. Толстой показал простонародную речь крестьян. Мать кричит на детей: «Дверь, оглашенные!» Употребляются такие слова, как «давеча», «батя», «люто», «озябли» и др. Люди были необразованные, безграмотные.

Трудна жизнь крестьянина. Весной паши, сажай, осенью – собирай урожай. Хозяин-барин требует оброк и барщину. А крестьянин и свое поле должен вспахать, и дрова на зиму заготовить, и хозяйство вести. «Ну, ладно... Того подай, этого подай...Тому заплати, этому заплати... Но, прорва, – эдакое государство! – разве ее напитаешь? От ее работы не бегаем, терпим». Крестьяне видели, как живут помещики и дворяне и, естественно были недовольны тем, что они работали, не покладая рук, и ничего не имели, а барин ничего не делал и имел все. Ивашке Бровкину даже пришлось сына своего продать в вечную кабалу.

Вечером устраивались посиделки, девушки шили себе приданое, разговаривали. Парни и девушки приглядывались друг к другу. Летом водили хороводы. Но так или иначе судьбу детей устраивали родители. Часто обращались за помощью к свахе. Родители пытались повыгоднее выдать дочерей замуж и женить сына на трудолюбивой, послушной, красивой девушке.

В городе мы видим следующую картину. Ее нам показал Достоевский в романе «Преступление и наказание».

«Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной, всю ее было видно из сеней... Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый». Комната была проходной. Так жила семья Мармеладова. У него было пятеро детей. «Старшая девочка... водной... разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовом бурнусике...» Мармеладов потерял свое место. Сам он был человеком образованным, как и его жена. Но после потери работы жизнь его круто изменилась. Как говорит сам Мармеладов: «Проживаем же теперь в угле... а чем живем и чем платим, не ведаю». Спасает его от бед и несчастий только бутылка. Дочка же его Сонечка с детских лет вынуждена торговать собой. Описание Сони таково: «...наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающейся целью». В семье происходят постоянные ссоры, ругань.

Итак, мы видим, что между высшим классом и нижним – огромная пропасть, как в поведении, образе жизни, так и в обычаях, нравах, речи. Средний же класс объединил в себе, с одной стороны, бедных чиновников, рабочих, а с другой стороны, богатых, преуспевающих людей, таких как Лужин. Он по капиталу вполне мог бы принадлежать к высшему обществу, но у него не было самого главного для этого – знатной фамилии, дворянства. И у низшего, и у высшего класса своя специфическая субкультура, средний же класс содержит в себе признаки и того, и другого.

Вариант 3

Анализ сказки Дж. Родари «Чиполлино»
Сказка во все времена и у всех народов выражала мечту о торжестве справедливости и надежду на лучшее будущее всех людей на земле. Итальянский писатель Джанни Родари сочинил историю про мальчика-луковку Чиполлино. В этой сказке хорошо показана стратификация общества, где есть дворцы и лачуги, богачи и бедняки, угнетатели и угнетенные.

Писатель очень точно определил место своих героев в том обществе, которое описывает (рис. 7.9). В сказочной фруктово-ягодно-овощной стране все то, что растет прямо на земле – это народ. Например, Чиполлино, а также лук Порей, Тыква, Земляничка, Черника. А вот кавалер Помидор уже поднялся над землей и народом и угнетает его. Адвокат Горошек, который цепляется за все своими усиками, лишь бы только забраться повыше, оказывается не только крючкотвором, но и предателем. Графини Вишни, барон Апельсин, герцог Мандарин – все эти плоды растут на деревьях, они вознеслись высоко, совсем оторвались от родной почвы, какое им дело до бед и страданий тех, кто живет внизу, на земле. Народу жилось в этой стране несладко, ведь правителем там был принц Лимон. А разве может быть сладко с Лимоном?

Я считаю, что теоретически существуют более благородные и менее благородные сорта и виды флоры. Для разных людей они могут являться или не являться таковыми. Неблагородные виды – это те, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, а благородными являются те, которые нам в диковинку, или которые не произрастают в наших широтах. Например, для жителей центральных районов неблагородными видами считаются такие фрукты, овощи, ягоды, которые растут на дачах, в лесу: малина, огурцы, капуста, смородина и т.п. А благородные виды поставляются нам из тропических широт. Это всевозможные фрукты, такие, как авокадо, маракуйя, ананасы, киви и т.п. Но для жителей тех мест они уже не считаются благородными.

Комментарий. Задания этого завершающего Практикума, нацелены на то, чтобы раскрыть весь творческий потенциал студентов и закрепить их знания по курсу «Социология. Общий курс» на примере самой сложной социологической проблематики – социальной стратификации.
Все работы, которые здесь опубликованы, выполнены на «отлично» и свидетельствуют, во-первых, о том, что к выполнению одного и того же задания можно подходить по-разному и эта неодинаковость положительно скажется на оценке. Во-вторых, социологический анализ, проведенный творчески на конкретных жизненных примерах или конкретных произведениях художественной литературы ценится преподавателем выше, нежели общие абстрактные рассуждения, списанные или позаимствованные из учебников.

Итак, завершен курс «Социология. Общий курс». Рассмотрено большинство базовых категорий этой науки, включая и методы эмпирического исследования. Приведенные образцы студенческих работ, выполненных при решении конкретных задач, могут служить прекрасным подспорьем теоретических знаний, а также подскажут, как следует подходить к самостоятельной работе над полученным заданием.

Рекомендуемая литература







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 2435. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия