ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 20 страница
В 60—70-х гг. возрос интерес к анализу совр. моральных конфликтов (“Буриданов осел” и “Присуждение премии” Г. де Бройна), к-рый нередко сочетается с филос. подходом к разл. аспектам социалистич. строительства в стране (Г. Маурер, внесший заметный вклад в теорию и практику социалистич. реализма, Ф. Браун и др.). Мн. писатели стремятся к худож. поиску и эксперименту. Переплетение мифол. и реалистич. элементов повествования характерно для романа Ю. Врезана “Крабат, или Преображение мира”, в к-ром широко использован фольклор лужичан. Элементы социальной утопии — в романе Э. Кёлера “За горами”. Введение фантастики и легенды в реалистич. по замыслу повествование свойственно Зегерс, К. Вольф, Кёлеру, Паницу. Больших успехов в 70-х гг. достигла новелла (Штритматтер, Новотный и др.). Развиваются также историч. роман и повесть. Углубляется осмысление темы войны и фашизма,
взаимоотношений с соседними народами (“Остановка в пути” Канта, “Пример одного детства” К. Вольф, “Солдат и женщина” М. В. Шульца и др.). Возник интерес к проблематике НТР (“Киппенберг” Нолля).
Для драматургии ГДР в целом характерно тяготение к переработке и переосмыслению мифол. сюжетов, а также лит. источников. Выделяются исполненные иронии и юмора пьесы П. Хакса, в к-рых на историч. и совр. материале решаются морально-этич. проблемы. Остроконфликтность, политич. злободневность отличают драматургию X. Мюллера, во многом продолжающего традиции Брехта и приемы агитац. театра. Совр. проблематикой насыщены пьесы Брауна, X. Байерля, К. Хаммеля и др.
В разнообразной в жанровом отношении поэзии ГДР выделяется филос. и интеллектуальная лирика Арендта, Маурера, Бобровского, Брауна и др. Развиваются традиции политич. “зонга”, а также нар. баллады.
Организац.-творч. работу среди писателей осуществляет СП ГДР (образован в 1947).
Лит. периодика: еженедельник <Культурбунда” <Sonntag” (с 1946), журн. Академии иск-в ГДР <Sinn und Form” (с 1949), журн. Союза писателей ГДР “Neue deutsche Literatur” (с 1963), литературоведч. жури. “Weimarer Beitrage” (с 1955), филол. журн. “Zeitschrift fur Germanistik” (с 1980).
Изд.: Поэзия ГДР, М., 1973; Повести и рассказы писателей ГДР, т. 1—2], М., 1973; Драматургия ГДР, М., 1975; Творчество и жизнь. Лит.-худож. критика в ГДР, пер. с нем., М., 1976; Поднимаясь к новой жизни. Стихи и проза писателей ГДР, М., 1979; Новелла ГДР. 70-е гг. [Сб.], М., 1980; Повести и рассказы, пер. с нем., М., 1981; Из совр. поэзии ГДР, М., 1981; Совр. повесть ГДР. 70-80-е гг., М., 1984.
• Лит-ра Германской Демократич. Республики. Сб. ст., М., 1958; <ВЛ”, 1970, № 12 (поев. лит-ре ГДР); История лит-ры Германской Демократич. Республики, М., 1982; Geschichte der Literatur der Deutschen Demokratischen Republik, B., 1976; Literatur der Deutschen Demokratischen Republik. Einzeldarstellungen, Bd 1—2, В., 1974—79; Internationale Bibliographie zur Geschichte der deutschen Literatur von den Anfдngen bis zur Gegenwart,?Ϊ II, 2, Β., 1972. А. Л. Гугнин.
ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. hermeneutikй, от hermenйuф — истолковываю, комментирую, разъясняю), “искусство понимания”, толкования текстов, учение о принципах их интерпретации. Происхождение термина “Г.” указывает на Гермеса, “передающего вести богов смертным”.
Г. возникла в древности как уяснение пророч. слова (прорицания оракула); в поздней античности осн. сферами Г. были филол. толкование классич. поэтов, теологич. толкование свящ. текстов и юридич. толкование законов. Г. в совр. значении восходит к работам нем. философа и филолога-классика Ф. Д. Шлейермахера (1768—1834).
Согласно его концепции, “понимать” можно только то, что обладает “индивидуальностью”: душевную жизнь свою и др. человека, худож. произв., историч. памятник. Индивидуальное же включает в себя всю “полноту жизви”, как осознанную, так и неосознанную. Дело истолкователя текста — повторно осуществить в себе акт творения “гения”; но поскольку “гений” не может до конца знать, что и как он творит, а истолкователь может, постольку задача Г. — понять автора лучше, чем он понимал сам себя. Однако естественно возникает вопрос, насколько верно, адекватно, свободно от субъективного произвола такое “понимание”?
Последователь Шлейермахера — нем. философ и историк культуры В. Дильтей (1833—1911) главным в Г. сделал филос. обоснование общезначимого, науч. характера понимания индивидуальности, к-рая есть “связь душевной жизни”, постижимая только во внутр. чувстве, “переживании” (см., напр., его соч. в рус. пер. Описательная психология, 1924). У Шлейермахера и Дильтея ядро Г. составляет мысль, что данная во “временности” “часть” душевной связи дана вместе со своим отношением к “целому” и, следовательно, в “части” налично “целое”, вся духовно-душевная связь; процесс постижения духовной целостности по ее частному “выражению” и есть “понимание”. Наиболее яркие примеры “выразительности” Дильтей находит в лирич. поэзии и музыке. В поздних работах Дильтей осмысляет “связь душевной жизни” как выражение нек-рого духовного “историч. мира”. Концепция историч. мира служит Дильтею гарантией научности всех гуманитарных дисциплин, в первую очередь истории и филологии: в историч. мире разные индивидуальности открыты друг другу, а отд. произв. получают общепонятный смысл (см. также Духовно-историческая школа).
Совр. зап.-европ. Г. разделена на многочисл. и существенно отличные друг от друга направления. Решая традиц. для Г. проблему адекватности истолкования историч., лит. и прочих текстов, одни ученые отстаивают путь максимально точной реконструкции стиля чужой эпохи, к-рая была бы свободна от к.-л. привнесения проблематики современности и личности истолкователя (нем. философ X. Гадамер), другие,
как, напр., итал. историк Э. Бетти, освоение чужой субъективности связывают с активным выявлением индивидуального начала самого исследователя. Наибольшую ценность для лит-ведения имеет именно классич. Г., поскольку ее цель — объединить в одном воззрении “жизненность” худож. целого и “научность” его истолкования, непосредств. достоверность самосознания и культурную традицию. В сов. науке творч. отклик на осн. идеи классич. Г. прозвучал в работах М. М. Бахтина, а одна из гл. проблем Г. — проблема интерпретации лит. произведений — послужила темой совр. оживленных дискуссий.
• Гайденко П. П., Герменевтика и кризис бурж. культурно-историч. традиции, <ВЛ”, 1977, № 5; ее же, Филос. герменевтика и ее проблематика, в сб.: Природа филос. знания, М., 1977, с. 134—210 (есть библ.); Бахтин М. М., Эстетика словесного творчества, М., 1979, с. 237—373; Шлейермахерф.Д., Речи о религии... Монологи, М., 1911; Dilthey W., Gesammelte Schriften, Bd l, 5, 7, Lpz.—B., [1923—58]; Hermeneutik und Ideologiekritik, Fr./M., 1971; R i coeur P., Hermeneutik und Psychoanalyse, Bd 1—2, Munch., 1973—74; Heidegger M., Sein und Zeit, 14 Aufl., Tьbingen, 1977; G a dame r H. G., Hermeneutik, в кн.: Historisches Worterbuch der Philosophie, Bd 3, Basel — Stuttg., 1974, S. 1061—73; Leibfried E., Literarische Hermeneutik, Tьbingen, 1980; Bibliographie der Hermeneutik und ihrer Anwendungsbereiche seit Schleiermacher, Dьsseldorf, [1972], S. 305—30.
E. А. Авдеенко. ГЕРМЕТЙЗМ (итал. poesia ermetica — герметич. поэзия), направление в итал. поэзии и критике 20— 40-х гг. 20 в. Теоретич. и практич. установка Г. — максимальное выявление символич. возможностей поэтич. слова, к-рое должно запечатлеть в себе и передать читателю самые широкие контексты объективной и субъективной действительности даже тогда, когда отд. слово или поэтич. фрагмент даются вне традиционно окружающих его логич., риторич. связей и примет реальности. Отсюда затрудненность восприятия поэзии Г. у читателя, владеющего только навыками классич. поэтик; во мн. случаях эта затрудненность превращается в многосмысленность текста, допускающего, по замыслу автора, неск. равноправных по истинности толкований, и далее — вплоть до принципиальной непереводимости произв. на нормальный язык формальной логики; в последнем случае поэтич. смысл постигается идеальным читателем интуитивно. В годы Движения Сопротивления и борьбы широких слоев интеллигенции против фаш. массовой культуры поэзия Г., ориентировавшаяся на глубины субъективного мира человека, а в политическом плане отвергавшая фашизм, противостояла офиц. словесности. Важнейшие представители Г. — Дж. Унгаретти, Э. Монтале, С. Квазимодо.
Н. В. Котрелев.
“ГЁТТИНГЕНСКАЯ РОЩА”, см. “Союз рощи”·· “ГИЛЕЯ”, наиболее “левая” из рус. футуристич. группировок (см. Футуризм). Сложилась в 1910, когда вышел первый сб. “будетлян” “Садок судей I”. Идеологом группы был В. Хлебников, организатором — Д. Д. Бурлюк; ее участники: В. В. Маяковский, В. В. Каменский, А. Е. Крученых, Е. Г. Гуро, Н. Д. Бурлюк, Б. К. Лившиц. Назв. “Г.” было непостоянным: “футуристы”, “кубофутуристы”, “будетляне” и т. п.
Изд.: альм. “Пощечина общественному вкусу” (1912), “Садок судей II”, “Требник троих”, “Трое”, “Дохлая луна” (все — 1913), “Молоко кобылиц”, “Затычка”, “Рыкающий Парнас”, “Первый журнал русских футуристов” (все — 1914), “Весеннее контрагентство муз>, “Взял” (оба — 1915).
• Лившиц Б., Полутораглазый стрелец. Л., [1933]; Харджиев Н., Тренин В., Поэтич. культура Маяковского, М., 1970, с. 43, 309, 315. Н. А. Богомолов.
ГИМН (греч. hymnos — хвала), торжеств, песнь на стихи программного характера. Известны Г. государственные, революционные, военные, религиозные, в честь историч. событий, героев и т. д. Древнейшие Г. восходят к лит-ре ранних гос. образований Египта, Месопотамии, Индии (напр., Г. •“Ригведы”) и др. В Г. усматривают зачатки эпоса, лирики, драмы.
ГЕРМ — ГИМН
==77
поев. Аполлону, дифирамб — Дионису), а также орфические Г. (эпохи позднего эллинизма). Под назв. Г. известны произв. эпикоповествоват- характера — т. н. гомеровские Г. (приписывались в древности Гомеру). Культовые Г, были распространены у мн. народов. Христианство также создало гимнографию, входящую в церк. богослужение в молитв, обиход (см. Кондак, Акафист, Канон). Социально-религ. движения 15—16 вв. породили духовные Г.: протестантский (лютеровский) хорал в Германии, гуситские песни в Чехии, В новой европ. поэзии бытует также форма светского Г. (напр., пародийные гимны Бахусу в поэзии вагантов), однако Г. становится все менее определенным по форме (напр., “Гимны к ночи” Новалиса) или совсем утрачивает прежние структурные признаки (напр., у В. Я. Брюсова, Г.-пародии М. В. Ломоносова и В. В. Маяковского). Под назв. Г. известны одич, стихотворения: “Гимн Франции” П. Ронсара, Г. у А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева и т. п.
Великая франц. революция вызвала к жизни революц. Г., в т.ч. “Марсельезу” (слова и музыка К. Ж. Руже де Лиля). Междунар. пролетариат создал свой Г. —“Интернационал” (текст Э. Потье, музыка П. Дегейтера, рус. пер. трех строф А. Я. Коца). Во всех гос-вах существуют гос. Г. Гимном Сов. Союза до 1944 был “Интернационал”, затем — Государственный гимн (музыка А. В. Александрова, текст С. В. Михалкова и Г. Г. Эль-Регистана; с 1977 исполняется в новой редакции текста и музыки).
Жанр Г. представлен в хоровом, оперном, симфонич. иск-ве (напр., финальные хоры 9-й симфонии Л. Бетховена).
ГИПЕРБОЛА (от греч. hyperbole — преувеличение), стилистич. фигура или худож. прием, осн. на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Г. является худож. условностью; вводится в худож. ткань произв. для большей выразительности; характерна для поэтики эпич. фольклора, для поэзии романтизма и жанра сатиры (Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. В. Маяковский). Противоположная Г. стилистич. фигура — литота (во 2-м значении).
ГЛОССА (от греч. glossa — язык, наречие), 1) в антич. терминологии — архаизмы, диалектизмы и др. “редкие слова”, а также 2) комментарии к ним (между строк, на полях или в словарях — глоссариях); отсюда 3) твердая форма в исп. поэзии 14—17 вв.: стих. из неск. строф (обычно 4 децимы), последние строки к-рых составляют особую строфу (вводное мотто), как бы комментируемую последующими строфами (пример см. в романе Сервантеса “Дон Кихот”, ч. II, гл. 18). В других лит-рах малоупотребительна; ср., напр., аналогично построенные стих. В. Я. Брюсова “Витраж-триптих” и “Парки бабье лепетанье...”. ГЛОССАРИЙ, собрание глосс, толкований непонятных слов и выражений, встречающихся в к.-л. лит. памятнике. Первые Г. появились в 3—2 вв. до н. э. при изучении поэм Гомера (см. Александрийская филологическая школа), в средние века широко практиковались в толковании церк. текстов. В лексикографии Г. считаются предшественниками толковых и историч. словарей; в развитии филологии в целом составление Г. легло в основу науч. комментирования худож. произведения, а также разл. текстологич. исследований (см. Текстология), н. п. Кабанова. ГНОМА (от греч. gnome — мысль, мнение), жанр афористики, краткое изречение поучительно-филос. содержания, обычно стихотворное. В антич. лит-ре могла входить в состав хрии. Жанровым термином не стала, хотя сходные формы дидактич. поэзии известны в новоевроп. лит-ре (напр., у И. В. Гёте). Аналогичные формы распространены также в инд., араб. и перс. поэзии, м. л. Гаспаров. ГОВОРНОЙ СТИХ, 1) в рус. устной поэзии (в противоположность речитативному и песенному стиху; см. Народный стих} — рифмованный акцентный стих, не связанный с пением и употребительный в скоморошьих прибаутках, свадебных приговорах, пословицах, загадках и пр.; при переходе в письм, лит-ру — осн. вид досиллабического стиха 17 в.
==78 ГИПЕ — ГОНГ
напевному стиху и ораторскому стиху; см. также Мелодика стиха)— стих, наиболее близкий к интонациям разг. речи, с простыми фразами, не избегающий ритмико-синтаксич. переносов, со свободной тематич. композицией; употребителен в басне, комедии, отчасти послании и поэме 19 в. м.л. Гаспаров. “ГОГОЛЕВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ”, термин, возникший в 50-х гг. 19 в. для обозначения социальнокритич. линии в рус. реализме 40—50-х гг., начало к-рой положил Н. В. Гоголь. Соотносится с понятием натуральная школа и нередко выступает как синоним последнего (не путать с гоголевскими традициями, сохраняющими свою жизненность и в совр. лит-ре). В сов. лит-ведении 60—70-х гг. термин “Г. н.” употребляется реже.
ГОМЕРЙДЫ, корпорация (возможно, родовое объединение) др.-греч. эпич. певцов-ряисооов, считавших себя преемниками Гомера, исполнявших и истолковывавших его поэмы. В антич. время термин “Г.” употреблялся по отношению ко всяким исполнителям, толкователям, подражателям и поклонникам Гомера. В этом смысле И. В. Гёте также называл себя гомеридом, когда работал над эпич. поэмами “Герман и Доротея” и “Ахиллеида”. Нек-рые ученые, ошибочно отрицавшие самую возможность худож. единства гомеровского эпоса (см. Гомеровский вопрос), видели в Г. одну из тех школ эпич. певцов, к-рые были творцами др.-греч. эпоса.
ГОМЕРОВСКИЙ ВОПРОС, совокупность проблем, охватывающих историю возникновения и литературной фиксации др.-греч. эпич. поэм “Илиада^ и “Одиссеям, авторство к-рых приписывается Гомеру.
Сущность Г. в., возникшего в науке на рубеже 19 в., сводилась к тому, являются ли гомеровские поэмы созданием определ. автора (мнение т.н. унитариев) или дошедший до нас текст представляет собой результат записи, сделанной в сер. 6 в. до н. э. и объединившей не вполне согласованные между собой отд. поэтич. сказания — рапсодии (мнение т. н. аналитиков). Открытие микенской цивилизации (2-е тыс. до н. э.), изучение композиции гомеровских поэм, а также героич. фольклора, бытующего у ряда народов Европы и Азии, показали односторонность той и другой точек зрения. Ныне представители обоих направлений признают как первонач. единство авторского замысла, так и наличие в “Илиаде” и “Одиссее” разновременных хронологич. пластов. Гомеровские поэмы, т. о., следует рассматривать как цельные худож. произведения со строго продуманной композиц. структурой, созданные индивид, автором в 8—7 вв. до н. э. на основе многовековой фольклорной традиции с использованием худож. средств нар. творчества (формульный стиль, постоянные эпитеты, повторения целых куской). Остающиеся между исследователями разногласия (написаны ли “Илиада” и “Одиссея” одним и тем же автором или разными поэтами; принципы использования формульного стиля) не имеют определяющего значения для характеристики гомеровского эпоса, коль скоро признается генетич. связь обеих поэм с фольклорными истоками и мастерство поэта в их организации как худож. целого.
% Тройский И.М., Проблемы гомеровского эпоса, в кн.: Гомер. Илиада, [пер. Н. И. Гнедича], М.—Л., 1935; Лосев А. Ф., Гомер, М., 1960; Гордезиани Р. В., Проблемы гомеровского эпоса, Тб., 1978; Heubeck A., Die homerische Frage, Darmstadt, 1974.?.Η. ίрхо.
ГОНГОРЙЗМ (gongorismo), или культеранизм (culteranismo), одно из течений маньеризма, поэтич. школа в испаноязычных и португалоязычных лит-рах 17 в., начало к-рой положил исп. поэт Л. де Гонгора-иАрготе. Аналогична маринизму в Италии, прециозной литературе во Франции. Характеризуется культом “чистой формы”, изощренной метафоричностью, нарочитой усложненностью синтаксиса и образности. Крупнейшие представители Г. — Хуана Инее де ла Крус (Мексика), Г. ди Матус (Бразилия) и др. Интерес к Г. возродился в нач. 20 в.
ГОНДУРАССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народа Гондуддса. Развивается на исп. яз. Древнее индейское творчество представлено памятниками лит-ры майя (см. Гватемальская литература. Мексиканская литература). Г. л. возникла после провозглашения независимости страны от исп. колон, господства (1821), но долгое время ориентировалась на образцы лит-ры метрополии. Зародившаяся поэтич. традиция развивалась в русле неоклассицизма (X. Т. Рейес); в сер. 19 в. возникла романтич. поэзия (М. Молина Вихиль и Др.). В кон. 19 в. появился первый нац. роман — “Анхелина” К. Гутьерреса, написанный в костумбристской манере (см. Костумбризм).
На рубеже 20 в. возник модернизм; к нему принадлежали X. Р. Молина и Ф. Турсиос, выражавшие в лирич. стихах пессимистич. настроения, разочарование в бурж. цивилизации. Новый период в развитии Г. л. связан с появлением в 20—30-х гг. поэтовпостмодернистов (т. н. поколение 1937), к-рые стремились преодолеть ограниченность модернизма и придать лит-ре социально-критич. направленность. В творчестве А. Гильена Селаи, Р. Э. Валье и др. тяготение к нац. самобытности, изображение жизни народа сочеталось с поисками новых выразит, средств и форм.
С сер. 30-х гг., когда мн. писатели были вынуждены жить в эмиграции, в Г. л. усиливается социальнокритич. и антиимпериалистич. направленность: прозаики К. Исагирре, А. Мехия Ньето, Архентина Диас Лосано, поэтесса Клементина Суарес и др. В лит-ре 50—60-х гг. заметное место занял писатель-коммунист Р. Амая Амадор, в романах к-рого разоблачается империалистич. сущность политики правящих классов, показана революц. борьба трудящихся. Социальная тематика находит отражение в 60—70-х гг. в поэзии Клаудии Баррера, П. дель Валье и др.
• D u гоп R.E., Honduras literaria, v. 1—3, Tegucigalpa, 1957. С. Н. Табунов.
ГОНКУРОВСКАЯ АКАДЕМИЯ, франц. академия, осн. в 1896 по завещанию и на средства Эдмона Гонкура (Concourt). 10 видных деятелей Г. а. с 1903 присуждают ежегодную Гонкуровскую премию, одну из крупнейших лит. наград во Франции, за достижения в области романа.
ГОСИЗДАТ, Государственное издательство РСФСР, первое крупное сов. изд-во. Создано в 1919 в Москве по инициативе М. Горького и А. В. Луначарского. В 1921 объединил крупнейшие сов. изд-ва. Среди руководителей Г. — В. В. Воровский, О. Ю. Шмидт, А. Б. Халатов. Изд-вом осуществлены первые сов. издания соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Г. В. Плеханова, А. И. Герцена; стотысячными тиражами были выпущены соч. А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя и др. В Г. впервые вышли -“Чапаев” Д. А. Фурманова, “Железный поток” А. С. Серафимовича, -“Разгром” А. А. Фадеева. См. Издательства литературные.
ГОСЛИТИЗДАТ, см. -“Художественная литература”. ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН (англ. the Gothic novel), роман “ужасов и тайн” в зап.-европ. и амер. лит-рах 2-й пол. 18—1-й пол. 19 вв., отличительной чертой к-рого явились тематика и философия “мирового зла”. Возник как реакция на рационализм просветит. романа (см. Просвещение). Г. р. свойственно изображение сверхъестественного, загадочного, мрачного. Сюжеты, как правило, сводятся к таинств, преступлениям, герои отмечены печатью рока и демонизма. Создали Г. р. англ. писатели X. Уолпол, Анна Радклиф, М. Г. Льюис, Ч. Мэтьюрин; во Франции — Ж. Казот. Характерное явление предромантизма, Г. р. оказал влияние на становление европ. (Дж. Г. Байрон, В. Скотт, Э. Т. А. Гофман) и амер. (Э. По) романтизма.
• Summers М., The Gothic quest. A history of the Gothic novel. L., [1969].
ГОШМА, г о ш г а, одна из форм азерб. стихосложения. В строке 11 слогов. Г. состоит, как правило, из 5 строф по 4 строки. Схема рифм — abcb в 1-й строфе, в остальных строфах — dddb, eeeb... Форма с древних времен использовалась нар. поэтами-ашугами. В азерб. письм. лит-ре Г. еще в 16—17 вв. была представлена в творчестве Хатаи, Амани и др. поэтов, но как осн. форма силлабич. стиха утвердилась в 18 в. благодаря мастерству Вагифа, в поэзии к-рого она преобладала, и Видади. В Г. применяются разл. стилистич. приемы, звукопись. Из стилистич. приемов особенно употребителен теджнис.
ГРАДАЦИЯ (от лат. gradatio — постепенное повы шение), 1) в узком смысле слова — цепь анадиплосисов: “песня о ветре, о ветре, обутом в солдатские гетры, о гетрах, идущих дорогой войны, о войнах...” (В. А. Луговской); 2) в широком смысле слова — всякая цепь членов с постепенным нарастанием значимости (климакс: “ни позвать, ни крикнуть, ни помочь”, М. Волошин) или убыванием (антиклимакс: “Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах”, А. Белый). По аналогии с этой стилистич. Г. иногда говорят о сюжетной (последовательность эпизодов в сказке “О рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина), композиционной (стих. “Я пришел к тебе с приветом” А. А. Фета) и пр. Г.
М. Л. Гаспаров.
“ГРАЖДАНИН”, рус. политич. и лит. газета-журнал монархич. направления. Изд. в Петербурге в 1872—79 и 1882—1914 один-два раза в неделю, с 1887 — ежедневно. Основал кн. В. П. Мещерский. В 1873—74 (до апр.) ред. — Ф. М. Достоевский, к-рый вел еженед. политич. обозрение, публиковал “Дневник писателя” и др. При нем в “Г.” сотрудничали К. П. Победоносцев, Н. Н. Страхов. В разные годы печатались произв. А. Ф. Писемского, Н. С. Лескова, Ф. И. Тютчева, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского, А. Н. Апухтина.
•“ГРАКАН АДРБЕДЖАН” (“Литературный Азербайджан”), лит.-худож. и обществ.-политич. журнал, орган СП Азерб. ССР. Выходит раз в два месяца в Баку с 1957 на арм. яз.
“ГРАКАН ТЕРТ” (“Литературная газета”), еженед. газета, орган СП Арм. ССР. Изд. в Ереване с 1932 на арм. яз.
ГРАФОМАНИЯ (от греч. graphe — пишу и mania — страсть, безумие), болезненная страсть к сочинительству, не подкрепленная природным дарованием. Г. обычно возникает на почве наивного представления о легкости и общедоступности писательского труда, а также в результате переоценки собств. творч. возможностей. Нередко Г. (элементы к-рой могут присутствовать и в творчестве профессиональных писателей) порождается такими факторами, как причастность к издат. среде, обладание “громким именем” и т. п.
В история рус. лит-ры приобрел широкую известность в качестве графомана граф Д. И. Хвостов, сам скупавший свои соч. и считавший своим преемником А. С. Пушкина: после смерти великого поэта он надеялся получить полное признание. Законченный портрет напыщенного бюрократа-графомана, мнящего себя поэтом и мыслителем, представляет собой Козьма Прутков — нарицат. образ, созданный фантазией поэтов А. К. Толстого, бр. А. М. и В. М. Жемчужниковых.
Графоманов отличают неспособность критически оценить написанное ими, мания лит. величия, невосприимчивость к чужому мнению (отсюда их необыкновенная активность, наступательность в стремлении напечататься во что бы то ни стало), в. в. Жданов. ГРЕЧЕСКАЯ ДРЕВНЯЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра на др.-греч. яз. (8 в. до н. э.—5 в. н. э.), зародившаяся на эллинизированном побережье М. Азии (Иония) и на юге Балканского п-ова. Впоследствии распространилась на все восточное Средиземноморье, Бл. и Средний Восток. Возникла на основе фольклора греч. народностей (обрядовые песни, заклинания, культовые гимны, разл. виды дидактич. фольклора —
ГОНД — ГРЕЧ
==79
гномы, пословицы, афоризмы), богатой системы мифол. образов и сюжетов. Возникновение Г. д. л. (8—7 вв. до н. э.) связано с развитием рабовладельч. полиса, начинающимся распадом родовых связей внутри полисной общины и повышением личного самосознания индивида, к-рое еще не переходит в обособление от коллектива. На основе эпич. песен о родоплеменных героях (см. Аэды, Рапсоды), сказаний о событиях прошлого в Ионии создаются большие эпич. поэмы “Илиада”· и •“Одиссея”, приписывавшиеся слепому певцу Гомеру (см. Гомеровский вопрос, Гомериды), — образцы классич. эпоса, оказавшие огромное влияние на всю европ. и мировую лит-ру. Сюжеты обеих поэм относятся к сказаниям о Троянской войне, но реальная история переплетена здесь с более ранними мифами. В “Илиаде” сконцентрирован преим. воен.-героич. материал сказаний, в •“Одиссее” — бытовой и сказочный. Гомеровский эпос соединяет стихийный реализм с гуманным мировоззрением, прославлением героич. сил человека и представляет худож. синтез общинно-родовой Греции в условиях зарождающегося антич. общества. Ломка родовых отношений отражена в дидактич. поэмах Гесиода (8—7 вв. до н. э.): пользуясь материалом фольклора — перечнями, генеалогиями, афоризмами, он дал картину происхождения мира и богов (в “Теогонии”), свод морально-хоз. и религ. наставлений с позиции земледельца, притесняемого родовой знатью (в “Трудах и днях”).
Старинный эпос, изображая героя вне конфликта с гос-вом и моралью, навсегда сохранил для” греков значение сокровищницы идеальных образов, но перестал быть актуальным как ответ на вопросы текущего дня. Пародиями на эпос явились комич. поэма о героедурачке (“Маргит”) и еще в большей мере “Войне мышей и лягушек^, где пародируются и героика эпоса, и его боги, и приемы эпич. стиля.
В 6—5 вв. значит, роль в лит-ре начала играть лирика, отражавшая рост самосознания личности, но чувства и настроения индивида чаще всего сочетались с религ.-нравств. учительством. В Ионии при этом сложились два лирич. жанра: наставит, элегия (исполнялась под звуки флейты) с воен.-политич., нравоучит. и любовной тематикой (Каллин, Архилох, Мимнерм, в материковой Греции — Тиртей, Солон, Феогнид и др.) и бичующие ямбы (Архилох, Симонид, Гиппонакт). В ямбах Архилоха обществ, сатира перемежается с личными нападками. Поэты о. Лесбос разрабатывали сольные песни, исполняемые под звуки лиры (монодич. лирика). У Алкея (нач. 6 в.) мотивы бурной жизни политич. борца и эмигранта принимают форму традиционной для мужского содружества застольной песни; Сапфо культивировала поэзию нежной женской дружбы, лирику любовной и свадебной тематики. Вслед за этим иониец Анакреонт (6—5 вв.) создал отличающиеся утонченной техникой лирич. миниатюры, гл. обр. на застольные и любовные сюжеты. Развивалась торжеств, хоровая лирика, поэзия гимнов, в к-рых религ.-нравств. учительство, иллюстрируемое мифол. повествованием, свободно чередовалось с высказываниями от имени поэта и хора. Из представителей хоровой лирики наибольшей известностью пользовались Алкман, Стесихор, Арион, Ивик, Симонид, Вакхилид, Пиндар.
В отличие от поэзии, тесно связанной у греков с культовой и обрядовой песней и с мифол. сказаниями, лит. проза обязана своим зарождением росту критич. научной мысли, разрушавшей мифол. систему. В Ионии в 6 в. мифол. понимание мира уже не связывалось с участием божеств, сил. Возникающая философия (Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит) и наука начинают пользоваться формой прозаич. трактата, рядом с науч.-филос. прозой появляется историография —
К оглавлению
==80 ГРЕЧ
местные хроники, описание путешествий и т. д. Появляется новый тип фольклорного рассказа не с мифол., а с историч. бытовыми персонажами—новелла, героями к-рой становятся совр. вост. цари (Кир, Крез), греч. поэты и мудрецы (Гомер, “семь мудрецов”, особенно Солон); наиболее яркой “низменной” фигурой прозаич. фольклора является раб Эзоп, герой бытового анекдота и, по преданию, автор басен.
Аттический период. Время культурного первенства Афин 5—4 вв. до н. э. — эпоха наивысшего расцвета др.-греч. лит-ры. Развитие афин. демократии после греко-перс. войн сопровождается увеличением самостоятельности отд. гражданина как полноправного члена общины. Центр, место в антич. лит-ре 5 в. до н. э. занимают драматич. жанры, изображение конфликта. Ведущий жанр — трагедия с мифол. сюжетом — развивался на основе хоровой лирики и фольклорной игры, связанной с культом Диониса и разл. демонов плодородия, но их “страсти” были переосмыслены как нравств. проблема. Трагедия восприняла наиболее близкий к формам хоровой лирики тип изображения “страстей”: они не происходят на глазах у зрителей, о них сообщается через посредство “вестника”, а справляющий обрядовое действие коллектив (хор) реагирует песней и пляской на эти сообщения. Культовый характер игры требовал благополучного конца, победы светлых сил, и трагедийное представление заканчивалось веселой драмой сатиров (лесные демоны, спутники Диониса). Ранняя трагедия 6 в. до н. э. имела только одного актера и оставалась одной из ветвей мимич. хоровой лирики. Превращение ее в драму было начато Эсхилом, к-рый, как отметил Аристотель, первым увеличил количество актеров от одного до двух, уменьшил партии хора и придал первенство диалогу. Эсхил — поэт периода становления афин. демократии, и его трагедии неизменно изображают победу афин. демократич. свободы над разл. видами деспотизма (“Персы”, “Семеро против Фив”, “Молящие”), в “Прикованном Прометее” — неустрашимость перед карой в свершении героич. деяния ради “чрезмерной любви к людям”. В трилогии “Орестея” суд над родовыми порядками и моралью — архаич. законами кровной мести и родового проклятия — сложно соотносится с новой этикой возмездия и понимания божеств, справедливости. Действие божеств. сил в трагедиях Эсхила сливается с сознат. выбором человека и его личной ответственностью (см. Трагическое). У Софокла, поэта эпохи расцвета афин. демократии, люди вполне самостоятельны в своем поведении. Софокл интересуется судьбой индивида, а не рода, отсюда — отказ от сюжетно связанной трилогии. Введение третьего актера позволяет ему усложнить драматич. действие и характеристику героя. Фигуры Софокла нормативны, люди показаны, “какими они должны быть”, случайные особенности характеров или субъективные склонности отступают перед существ, чертами личности, определяющими линию ее поведения в конфликте, в столкновении с объективными силами жизни; таковы конфликты между писаным законом и неписаными нормами религии и морали (“Антигона”), столкновение честного прямодушия и лукавой мудрости (“Филоктет”), страдание во имя долга (“Электра”). Софокл верит в величие человека, но подчеркивает ограниченность его знания. Ошибки и страдания, вытекающие из человеческого неведения, изображены в “Трахинянках” и с особенной силой — в· трагедии “Эдип-царь”: субъективные намерения Эдипа, стремящегося избежать предсказанной ему оракулом судьбы, толкают его к поступкам, приводящим к осуществлению этой судьбы. В сцеплении строго мотивированных событий, вытекающих из характеров и поступков действующих лиц, воплощалось скрытое действие божеств, сил, управляющих ром, и на этом фоне трагич. страдание приобретает нравств. смысл.
|