Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 24 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 24 страница






 

Известный хирург Н. И. Пирогов, С. Т. Аксаков, Белинский с благодарностью вспоминали в числе первых книг, способствовавших их гражд. становлению, журнал “Детское чтение для сердца и разума”, издававшийся педагогом и писателем-просветителем Н. И. Новиковым. В детстве любимой книгой Пушкина, Н. В. Гоголя, Белинского, А. И. Герцена был “Письмовник” Николая Курганова (вышедший впервые в 1769, он переиздавался более десяти раз, вплоть до 1837); включенные в него историч. нар. песни, ок. 1000 пословиц и поговорок делали его, по сути, первым изданием рус. фольклора для детей.

 

==92 ДЕТС

 

Классово противоположные взгляды на задачи и особенности лит-ры для детей и юношества в России наиболее ярко обозначились к 40-м гг. 19 в., когда революц.-демократич. педагогич. и лит.-критич. мысль вступила в решит, борьбу против дворянско-бурж. педагогики и отражающей ее идеи и требования Д. л. Реакц. педагогика и критика рассматривали Д. л. как прикладной дидактич. материал, помогающий формированию “благонамеренного” гражданина. Под предлогом заботы о доступности книги юному читателю, о его нравственности (в понятие к-рой включались любовь к царю и верность догмам православия) в лит-ре для детей и юношества насаждались тематич. ограниченность, облегченный подход к действительности, слезливая сентиментальность, рассудочность, резонерство. Бездушное послушание, обывательская мораль, рабская покорность силе провозглашались гл. человеческими добродетелями.

 

Против этих взглядов, воплощавшихся в книгах Б. М. Федорова, Виктора Бурьянова (псевд. В. П. Бурнашева), П. Р. Фурмана и др. лит. ремесленников, решительно выступили сначала Белинский, а вслед за ним Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин и др. писатели-демократы. Особенно велика в истории рус. Д. л. роль Белинского. Посвятив проблемам лит-ры для детей и юношества ок. 200 статей и рецензий, он заложил основы науч. теории и критики Д. л., первым начал последоват. борьбу за художественно и нравственно полноценную дет. книгу. Основополагающим для Д. л. стал не только в России, но и во всей Европе впервые обоснованный Белинским тезис о единстве педагогич. и эстетич. требований к дет. книге.

 

Белинский утверждал равенство дет. и взрослой лит-р в нравств. и эстетич. отношении, требовал подчинения дет. книги общим законам реализма. Вместе с тем он высказал немало новых для своего времени соображений о специфике Д. л. Отличие ее от общей лит-ры, считал Белинский, не в ограниченности содержания: “Для детей предметы те же, что и для взрослых; только их должно излагать сообразно с детским понятием, а в этом-то и заключается одна из важнейших сторон этого дела!” (Полн. собр. соч., т. 4, с. 96). Для хорошего дет. писателя, по мысли Белинского, необходимо сочетание в одном лице художника и педагога, человека, тонко чувствующего и понимающего дет. душу. В своих статьях критик беспощадно разоблачал и высмеивал пустое резонерство, глупость, реакционность сочинений бездарных авторов, подобных Б. Федорову. Он горячо ратовал за обогащение дет. чтения произведениями классич. лит-ры, советовал включать в дет. чтение романы Скотта, Купера, Дюма, “Дон Кихота” Сервантеса. В качестве образца подлинно детской отечеств, книги Белинский называл сказки Пушкина, Дедушки Иринея (В. Ф. Одоевского), басни Крылова, нар. сказки, пословицы.

 

Лит.-критич. деятельность Белинского и развивавших его идеи в области Д. л. и дет. чтения Чернышевского, Добролюбова, К. Д. Ушинского и др. крупнейших представителей обществ, мысли 2-й пол. 19 в. способствовала утверждению в рус. обществе взгляда на Д. л. как на высокое, граждански активное иск-во.

 

Еще в 18 в. родилась одна из благородных традиций большой рус. лит-ры: участие виднейших ее представителей в создании книг для детей. Специально для детей писали А. П. Сумароков и Н. М. Карамзин. Под влиянием революц.-демократич. критики в 50-х гг. 19 в. Д. л. обогащается автобиографич. повестями С. Т. Аксакова и его сказкой “Аленький цветочек”, рассказами И. С. Тургенева “Муму” и “Бежин луг”. В 60-х гг. создает лиричные, проникнутые историч. оптимизмом стихи для детей Н. А. Некрасов. В 70-х гг. Л. Н. Толстой печатает “Азбуку” и “Новую Азбуку”, для к-рых сочиняет десятки рассказов и сказок. В кон. 19— нач. 20 вв. для детей пишут Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. В. Григорович, К. М. Станюкович, В. М. Гаршин, В. Г. Короленко, А. Н. Плещеев, Чехов, Н. Г. Гарин-Михайловский, А. И. Куприн, М. Горький, А. А. Блок. Преимущественно произведениями для детей вошли в лит-ру 19 в. А. Погорельский, А. О. Ишимова, Н. П. Вагнер и ряд др. писателей.

 

Вместе с тем, особенно после подавления Революции 1905—07, в рус. лит-ре для детей усиливаются антидемократич. тенденции. Книжный рынок наводняют сентиментальные, малохудож. соч. К. В. Лукашевич, В. П. Желиховской, Л. А. Чарской, А. А-. Федорова-Давыдова, В. П. Авенариуса, проникнутые монархия, взглядами и обывательской моралью. Растет выпуск бульварного чтива: общий тираж только одной серии про сыщика Ната Пинкертона достиг 4 млн. экз.

 

Окт. революция стала поворотным пунктом в развитии Д. л. рус. и др. народов Сов. Союза. Впервые в истории был окончательно преодолен отрыв Д. л. от общей; она освободилась от диктата книжного рынка, необходимости угождать неразвитым вкусам читателей, от власти ложных и реакц. педагогич. концепций. Д. л. и содержанием, и формой приблизилась к своему читателю.

 

Постановления ЦК КПСС (“О мероприятиях по улучшению юношеской и детской печати”, 1928; “Об издательстве детской литературы”, 1933; “О мерах по дальнейшему развитию советской детской литературы”, 1969), другие парт. и гос. документы по вопросам Д. л., книгоиздания и дет. чтения стали идейным компасом лит-ры для детей и юношества, углубили ее теоретич. основы, помогли выработать четкие критерии для определения качества дет. книг, помогли расширению и улучшению издат. дела, развитию и совершенствованию библиотечно-массовой работы, преподаванию лит-ры в школе. Социалистич. гос-во осуществляет тесную связь Д. л. с передовой педагогич. наукой, со всей системой коммунистич. воспитания в стране.

 

В подготовке и практич. осуществлении решений партии и пр-ва о создании и развитии социалистич. лит-ры для детей и юношества выдающаяся роль принадлежит М. Горькому, А. В. Луначарскому, Н. К. Крупской, а также А. С. Макаренко, А. А. Фадееву. Опираясь на глубокие мысли, высказанные в свое время революц.-демократич. критикой, на суждения классиков марксизма-ленинизма о природе детства, о воспитании нового человека, на творч. поиски и открытия зачинателей сов. Д. л.— В. В. Маяковского, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. П. Гайдара, М. М. Пришвина, организаторы сов. лит-ры и системы нар. образования разработали и привели в действие всеобъемлющий и небывалый по масштабам план создания большой лит-ры для маленьких. В основе этого плана — отбор, адаптация и издание для детей наиболее ценного в нравств.-эстетич. отношении, что было создано предыдущей мировой и рус. лит-рой, творч. гением всех народов земли, а также создание новых произв., к-рые в совокупности дали бы юным читателям полную и правдивую картину мира в его историч. развитии.

 

М. Горький сам участвовал в создании новых книг для детей, вовлекал в.это дело талантливых писателей. Он изучал читательские интересы детей и на этой основе составил большой перечень вопросов и тем, на к-рые должна ответить Д. л. Для решения этой задачи Горький советовал широко привлекать бывалых людей — ученых, летчиков, моряков, путешественников, спортсменов, деятелей революции, ударников и новаторов производства. Нек-рые “бывалые люди” — кораблестроитель и летчик Б. С. Житков, биолог В. В. Бианки и др. — стали вскоре известными писателями. По инициативе Горького в 1933 было создано крупнейшее в мире изд-во дет. книг Детгиз (ныне ^Детская литературам), выпускавшее в кон. 70-х гг. ежегодно ок. 700 названий тиражом св. 200 млн. экз. В статьях, выступлениях, письмах литераторам М. Горький обстоятельно развивал свою концепцию Д. л. как органической части лит-ры социалистич. реализма. Он требовал от дет. книги игры, занимательности, юмора.

 

Уже в 20-х гг. сов. Д. л. складывается в своих определяющих внутр. и внеш. чертах. Главные из них: многонац. характер, социалистич. содержание, высокий идейно-худож. уровень, тематич. и жанровое богатство и многообразие, единство познават., воспитат. и эстетич. начал.

 

Многонациональность сов. Д. л. не просто отражает факт издания дет. книг более чем на 60 языках народов СССР. Единство нац. сов. лит-р обусловлено общностью отношения к детству и к задачам воспитания, взглядов на сущность и цели дет. книги, нравств эстетич. и идейных требований к Д. л., наконец, интенсивностью взаимных переводов и разл. форм творч. общения писателей, критиков, руководителей чтения.

 

Ко времени Окт. революции уровни развития нац. лит-р резко отличались друг от друга. Если груз., арм,, укр., литов. и латыш. Д. л., несмотря на чинимые царизмом препятствия, достигли к нач. 19 в. значит, развития, то первые печатные книги для детей на белорус, яз. появились лишь в канун Революции 1905—07. В многовековой истории письм. лит-р тюркоязычных народов Ср. Азии и Кавказа собственно Д. л, до 1917 создано не было. Ок. 40 малых народов России вообще не имели своей письменности. Вместе с тем

 

общность гос. и экономич. жизни даже в условиях самодержавнокапиталистич. строя способствовала интенсивности культурных связей. Под воздействием прогрес. рус. культуры и педагогич. мысли формировалось творчество первого переводчика басен Крылова на арм. язык, классика арм. лит-ры X. Абовяна и основоположника совр. арм. Д. л. О. Туманяна, крупнейших груз. писателей И. Чавчавадзе, А. Церетели и Я. Гогебашвили, собирателя и издателя эст. нар. эпоса <Калевипоэг” и нар. сказок Ф. Р. Крейцвальда, классиков укр. лит-ры М. Вовчок, И. Я. Франко, Л. Украинки, белорусов Я. Купалы и Я. Коласа, выдающихся писателей Литвы П. Машетаса, Ю. Жемайте, Ю. Янониса и др. Их книги для детей — факт не только национальной, но и общеросс. культуры.

 

В итоге более чем полувекового совместного развития детские лит-ры сов. народов-братьев, сохранив верность нац. традициям и свои неповторимые особенности, достигли равномерно высокого уровня. Ныне творчество украинцев Н. Л. Забилы и Б. И. Чалого, белорусов Я. Мавра и В. Витки, литовцев К. Кубилинскаса и В. Петкявичтоса, латышей И. Зиедониса и Я. Османиса, эстонцев Э. Нийт и Э. Рауда, армян В. Ананяна и X. Гюльназаряна, грузин Мариджан и Хуты Берулава, азербайджанцев Т. Махмуда и И. Тапдыга, туркмена К. Тангрыкулиева, казаха А. Алимжанова, таджика М. Миршакара, киргизов Ч. Айтматова и Ш. Бейшеналиева, узбеков К. Мухаммади и X. Тухтабаева, молдаван С. Вангели и Г. Виеру, евреев Л. М. Квитко и О. О. Дриза, нивха В. Санги, манси Ю. Шесталова, калмыка А. Балакаева, чукчи Ю, Рытхэу, башкира М. Карима, даргинца Р. Рашидова и мн, др. писателей — такой же факт всесоюзной Д. л., как книги Маршака, Маяковского, Чуковского, Д. И. Хармса, Гайдара, Л. А. Кассиля, Р. И. Фраермана, Ю. К. Олеши, А. Н. Толстого, Бианки, Житкова, М. Ильина, Пришвина, Е. И. Чарушина, Н. Н. Носова, А. Л. Барто, Л. Пантелеева, С. В. Михалкова, В. П. Катаева, М. П. Прилежаевой, 3. И. Воскресенской, А. Г. Алексина, Н. И. Дубова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коринца, Р. П. Погодина, А. А. Лиханова, С. П. Алексеева и мн. др.

 

Содержание сов. лит-ры для детей и юношества определено всей реальностью социалистич. общества, его многосторонней деятельностью, направленной на формирование гармонически развитой коммунистич. личности. Если посмотреть на сов. Д. л. за 6 десятилетий как на зеркало текущей действительности, то перед нами предстанет грандиозная по масштабам картина рождения и становления первого в мире гос-ва трудящихся, рождения и становления первого в мировой истории социалистич. общества. Картина эта включает также исполненную борьбы предысторию социалистич. строя, рисует его не только в историч. перспективе, но и во всем многообразии географич., политич. и пр. связей. На первый план на этом фоне выходит рождение и становление нового человека, его характера, психологии, ценностных ориентации.

 

По тематич. и жанровому многообразию сов. Д. л. не знает себе равных. Она первой еще в 20-х гг. преодолела присущую старой Д. л. ограниченность тематики, решительно вывела своего читателя и героя в большой мир человеческой мечты и свершений, труда и борьбы.

 

Маяковский в стихотворениях “Что такое хорошо и что такое плохо”, “Кем быть?”, “Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий”, “Эта книжечка моя про моря и про маяк” и др. как бы отменил разделение поэтич. тем на детские и недетские. С присущим ему мастерством и юмором, со всей страстностью гражданина и патриота социалистич. Отечества он говорил с маленькими читателями высоким языком стиха о социальной структуре классового общества и об обществ, характере труда, о принципах коммунистич. морали и о выборе профессии. Наследуя традиции пушкинской и некрасовской простоты и гражданственности, Маршак в своих стихах открывал детям мир важнейших нравств., обществ., политич. понятий, сложных человеческих характеров и отношений (“Война с Днепром”, “Рассказ о неизвестном герое”, “Мистер Твистер” и мн. др.).

 

Среди основоположников сов. Д. л. — Чуковский, многие годы упорного труда отдавший поискам родств. связи между стихом и юным читателем-слушателем, открытию подлинно “детского” языка поэзии (“От двух до пяти”). Теоретич. “заповеди” Чуковского дет. поэтам блестяще подтвердились в его собств. практике (классич. произв. лит-ры для младших ребят — стихотв. сказки “Мойдодыр”, “МухаЦокотуха” и др.). Выдающуюся роль в становлении сов. прозы для детей сыграл Гайдар. Его повестям

 

ДЕТС

 

==93

 

ирассказам (-“Школа”·, “Судьба барабанщика”, < Военная тайна”, “РВС”, “Тимур и его команда” и др.) присуще сочетание вдохновенной романтики, революц. героики и трезвого, беспощадно правдивого реализма. В нач. 30-х гг. публикацией повестей “Кондуит” и “Швамбрания” начался творч. путь Кассиля; в его романах “Вратарь республики”, •“Великое противостояние”, “Ход белой королевы” и др., в повестях, рассказах ставилась проблема индивидуальности в коллективистском социалистич. обществе. Агния Барто стала летописцем и поэтич. бытописателем “страны детства”. В ее творчестве особенно сильна сатирич. струя. Воспитат. заряд таких произв., как “Снегирь”, “Наш сосед Иван Петрович”, “Лешенька”, “Штукатур” и др., заключен не в наставлениях и назиданиях, а в живых характерах персонажей и в жизненности ситуаций, в к-рые эти персонажи попадают. Барто значительно расширила ритмич. и фонетич. возможности дет. стиха. Во 2-й пол. 30-х гг. началась лит. деятельность Михалкова. Написанные им в то время дет. стихи (“А что у вас?”, “Мы с приятелем”, “Дядя Степа” и др.) радуют своей новизной, неподдельностью звучания в них ребячьих интонаций. За мн. годы работы Михалков создал целую библиотеку поэтич. дет. книжек—веселых, ироничных, иногда грустно-лирических.

 

Историч. проза для детей, возникшая в сов. время, решала новую и трудную задачу: соединить историч. правду с правдой художественной. Одновременно происходила переориентация на нового героя историч. повествования. Трудом десятков талантливых авторов (в числе их С. Т. Григорьев, Ал. Алтаев, Н. П. Кончаловская, В. Ян, С. П. Алексеев и др.) создана обширная дет. библиотека повестей и романов, дающих в совокупности впечатляющую и достаточно полную картину важнейших историч. событий, когда-либо происходивших в мире. Лучшим историч. книгам сов. детских и юношеских писателей присущ органический сплав научности и глубины марксистско-ленинского историч. анализа с простотой, занимательностью, доступностью языковой формы.

 

С богатой трудовой летописью освоения горных богатств Урала, с эпохой зарождения росс. рабочего класса связаны сказы П. П. Бажова “Малахитовая шкатулка”; это — история, преломленная через волшебную линзу сказки.

 

Особую ветвь сов. историч. лит-ры составляют книги для детей о В. И. Ленине и его соратниках по партии, о том, как подготавливалась и совершалась Окт. революция, как закладывались в стране основы социалистич. общества. Среди книг этой темы — произведения А. Т. Кононова, Прилежаевой, Воскресенской. История Гражд. войны полно представлена читателям-дошкольникам и младшим школьникам в повествовании С. Алексеева “Красные и белые”.

 

В прозе преобладают рассказы, повести и романы социально-бытового характера о жизни самих детей. Здесь тематически выделяются произв. о детстве до революции (“Детство Никиты” А. Н. Толстого, “Кондуит” и “Швамбрания” Кассиля, •“Дорога уходит в даль” А. Я. Бруштейн, “Жизнь и приключения Заморыша” и “Артемка” И. Д. Василенко, “Школа” С. Айни, “Озорник” Гафура Гуляма, “Белеет парус одинокий” Катаева и др.); о детях, ставших свидетелями и участниками событий революции и Гражд. войны (“Школа” Гайдара, “Ташкент — город хлебный” А. С. Неверова, “Республика Шкид” Г. Г. Белых и Л. Пантелеева, “Нахаленок” и “Алешкино сердце” М. А. Шолохова и др.).

 

С самого начала Д. л. делает первые попытки показать становление личности в новых социальных обстоятельствах. Открытие и познание ребенком большого мира запечатлено в повести С. Г. Розанова “Приключения Травки” и в книге Житкова “Что я видел”.

 

==94 ДЕТС

 

Сложные проблемы переходного возраста отразились в “Дневнике Кости Рябцева” Н. Огнева и “Дикой собаке динго, или Повести о первой любви” Фраермана.

 

Дети и юноши на оккупированной захватчиками земле, оказавшиеся среди воюющих взрослых и сражающиеся вместе с ними, подростки, заменившие на заводах и в полях ушедших на фронт тружеников, разделяющие со взрослыми все тяготы и лишения всенар. бедствия, — таковы осн. темы дет. книг о Великой Отечеств, войне, как написанных по горячим следам событий (“Сын полка” Катаева, “Дорогие мои мальчишки” Кассиля, “Клятва Тимура” Гайдара, “Улица младшего сына” Кассиля и М. Л. Поляновского, “Четвертая высота” Е. Ильиной, “Стожары” А. И. Мусатова, “Малышок” И. И. Ликстанова), так и созданных писателями, чье собств. детство пришлось на воен. годы (повести Лиханова, В. П. Крапивина и др.). Пафос дет. книг о войне — воспевание патриотизма и героизма сов. народа, пробуждение ненависти к войне и ее поджигателям, борьба за мир, за счастливое детство.

 

Кардинальные изменения претерпел в сов. время распространенный в мировой лит-ре жанр книг для девочек. В повестях Л. Ф. Воронковой, С. М. Георгиевской, Прилежаевой, С. А. Баруздина, Кассиля, Р. П. Погодина, Ю. Я. Яковлева, С. А. Иванова, И. М. Пивоваровой, героинями к-рых являются девочки, их духовный мир не отгорожен от большого мира. В них нет сентиментального умиления, псевдоромантич. “возвышенности” чувств и поступков.

 

Наиболее развита в послевоен. десятилетия социально-бытовая проза для детей младшего и среднего школьного возраста. Здесь можно выделить творчество Н. Н. Носова, рассказы и повести к-рого исполнены ликующего ощущения бытия, детской жизнерадостности, а искры юмора то и дело высекаются из столкновения неуемной энергии и любознательности маленького человека с возрастной ограниченностью его опыта. В этом же ряду —“веселые” книги Ю. В. Сотника и А. Б. Раскина, В. В. Голявкина и В. Ю. Драгунского, В. В. Медведева и Л. И. Давыдычева, В. Л. Разумневича и Ю. Ф. Третьякова, на Украине — В. 3. Нестайко, в Эстонии — Я. Раннапа, в Молдавии — С. Вангели и др. В творчестве А. А. Кузнецовой, Ю. И. Коринца, Р. Погодина, Ю. И. Коваля, Крапивина, эстонца X. Вяли и нек-рых др. писателей явственно ощутимо романтич. начало. Нередко они обращаются к близкой дет. мироощущению условности, метафоре, символу, что придает их произв. дополнит, глубину.

 

В лит-ре для старших подростков и юношества видное место занимают повести “Свет-трава”, “Много на земле дорог”, “Честное комсомольское”, “Под бурями судьбы жестокой” и др. А. Кузнецовой, “Третий в пятом ряду”, “Безумная Евдокия”, “Раздел имущества” и др. Алексина, “Сирота”, “Беглец”, “Огни на реке” и др. Дубова, “Зеленая ветка мая”, “Осень”, “Всего несколько дней” Прилежаевой, “Лабиринт”, “Паводок”, “Солнечное затмение”, “Благие намерения” Лиханова, “Жизнь Эрнста Шаталова”, “Возвращение брата”, “Нескучный сад” В. И. Амлинского. Эти книги особенно внимательны к социально значимым конфликтам и противоречиям современности. Идея нравств. преемственности в них — одна из определяющих. Значит, вклад в сов. прозу для детей внесло творчество Баруздина, А. Н. Рыбакова, В. К. Железникова, М. П. Коршунова, А. И. Мошковского, М. С. Бременера, Р. М. Достян, Е. А. Пермяка, X. Назира, Ю. С. Хазанова, С. М. Голицына.

 

В противовес “деловой” лит-ре бурж. Запада сов. писатели, в числе к-рых были М. Ильин, Бианки, Пришвин, создали жанр науч.-худож. книги, к-рая, будучи познавательной по существу, направлена не только к разуму читателя, но и к его сердцу.

 

Среди известных мастеров этого жанра — академик А. Е. Ферсман, математик Я. И. Перельман, артисты цирка В. Л. и Н. Ю. Дуровы, рус. писатели И. С. Соколов-Микитов, Ю. Д. Дмитриев, М. В. Зверев, В. К. Арсеньев, К. Г. Паустовский, Н. И. Сладков, Б. А. Дижур, А. В. Митяев, Г. Я. Снегирев, латыш Ю. Ванаг, украинка П. В. Утевская и др. Популярны ^Детская энциклопедия” в 12 тт. (для подростков) и трехтомная энциклопедия <Что такое. Кто такой” (для дошкольников и младших школьников), книжные серии “Знай и умей”, “Сделай сам”, <В мире прекрасного”, <Ты по стране идешь”, <Пионер — значит первый” (своего рода ЖЗЛ для самых юных читателей). К науч.-худож. книге примыкает книга худож.-публицистическая, поев. разл. аспектам обществ, жизни. Таковы книги о пятилетних планах экономич. развития, о съездах партии, о прославленных героях труда, о морально-атич. и вравств. ценностях коммунистич. общества.

 

Новую жизнь получили и такие традиц. жанры лит-ры для детей, как стихи, книжки-картинки для самых маленьких, сказки, приключения, фантастика. Под влиянием стихов Маршака, Чуковского, Маяковского, Хармса, Барто, Михалкова формировалось поэтич. творчество Я. Л. Акима и Коринца, И. П. Токмаковой и В. Д. Берестова, Э. Э. Мошковской и Е. А. Благининой, М. Д. Сергеева и Г. Р. Граубина, Г. А. Ладонщикова и А. И. Шлыгина, украинцев Чалого и Н. Ф. Сынгаевского, литовцев М. Вайнилайтиса и В. Пальчинскайте, молдаванина Г. Виеру и таджика У. Раджаба, чувашки Р. Сарби и мн. др. поэтов среднего и старшего поколений. Только в социалистич. обществе оказалось возможным отказаться от “комиксов”, поднять массовую книжку-картинку на уровень большого иск-ва. В создании сов. книжкикартинки участвовали такие писатели, как Маршак и Чуковский, и такие крупные мастера графики, как В. В. Лебедев, В. М. Конашевич, Ю. А. Васнецов.

 

Популярнейшим жанром сов. дет. лит-ры остается сказка. За редким исключением, сов. лит. сказки, хотя и опираются на устную нар. и мировую лит. традиции, отходят от обобщенно-условных обстоятельств старых сказок. В них, как правило, изображаются совр. мальчики и девочки, а действие происходит в наши дни, в знакомой юным читателям обстановке города и деревни, пионерлагеря или семьи. Богатая фантазией, причудливая по вымыслу сов. сказка вместе с тем выражает правду коммунистич. характеров и отношений, борьбы людей за новый прекрасный мир. Этим объясняется сила воздействия “Сказки о Мальчише Кибальчише” и “Горячего камня” Гайдара, “Трех толстяков” Олеши, “Старика Хоттабыча” Л. И. Лагина, цикла сказочных романов А. М. Волкова, романов Н. Носова о Незнайке и т. п. Дань сказочному жанру отдали почти все известные дет. писатели. Многие талантливые авторы — С. Л. Прокофьева, Э. Н. Успенский, литовцы К. Сая и В, Петкявичтос, узбек X. Тухтабаев — посвятили себя этому трудному и благородному роду лит-ры. К сказке примыкают и совр. фантасмагории в духе знаменитого барона Мюнхгаузена. Таковы написанные еще в 30-х гг. “Приключения капитана Врунгеля” А. С. Некрасова или повести совр. автора Г. М. Садовникова “Продавец приключений”, “Пешком над облаками” и др.

 

Если первые сов. приключенч. повести (“Красные дьяволята” П. А. Бляхина, “Макар-Следопыт” Л. Остроумова, “Черный вождь” С. А. Ауслендера) создавались б. ч. по облегченным схемам массовой приключенч. книжки нач. 20 в., то по мере общего повышения идейно-худож. качества лит-ры для детей и юношества в этом жанре усиливаются реалистич. элементы. Получает заслуженное признание филос.-психологическая, с элементами символич. фантастики, проза А. С. Грина. Образцами сов. лит-ры приключений становятся роман В. А. Каверина “Два капитана”, повести Рыбакова “Кортик”, “Бронзовая птица”, “Выстрел”, трилогия В. П. Беляева “Старая крепость”. В послевоен. время развивается жанр воен. приключений.

 

У истоков сов. науч. фантастики находятся книги, написанные крупными учеными К. Г. Циолковским и В. А. Обручевым. Пафос науч. предвидения и дерзания ощущался основоположниками жанра как

 

главный, определяющий. Как и вся сов. Д. л., науч фантастич. книги сов. писателей утверждают идеи срциалистич. гуманизма и пролет, интернационализма, исполнены оптимистич. веры в светлое будущее человечества (см. также Научная фантастика).

 

В едином русле многонац. сов. Д. л. развивается драматургия. Уже в нач. 20-х гг. Маршак и Е. И. Васильева создают в Краснодаре дет. театр, для к-рого пишут пьесы-сказки. Обширный и разнообразный в жанрово-тсматич. отношении репертуар сов. театра для детей и юношества составляют пьесы Н. Я. Шестакова, Е. Л. Шварца, Т. Г. Габбе, Михалкова, В. А. Любимовой, В. С. Розова, Н. В. Гернет, Л. Е. Устинова, В. Н. Коростылева, Г. С. Мамлина, Алексина, Р. Погодина, М. М. Рощина, А. Г. Хмелика и др. авторов. Национально самобытна, тесно связана с нар. театральной традицией дет. драматургия союзных республик.

 

В 60—70-х гг. все более отчетливо в Д. л. намечается своеобразная “диффузия” жанров. Если и прежде приключенч. занимательность в той или иной мере была присуща почти всем дет. книгам независимо от жанра, то теперь в социально-бытовую прозу, в т. ч. в книги из совр. школьной и семейной жизни, все чаще проникают элементы фантастики и сказочной условности. Усложняющийся язык Д. л. отвечает быстро растущему эстетич. уровню сегодняшних юных читателей.

 

Одновременно с прозой, драматургией для детей развивалась и критика Д. л. Изучением и пропагандой лит-ры для детей и юношества в СССР занимаются спец. центры (Дома дет. книги в Москве, Ленинграде и столицах нек-рых союзных республик, Ин-т худож. воспитания Академии пед. наук СССР, кафедры дет. лит-ры при ин-тах культуры и т. д.). Выходит лит.-критич. ежемесячник “Детская литература”·.

 

В пост. ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О мерах по дальнейшему развитию советской детской литературы” (1969) указывалось, что за годы Сов. власти “... в стране создана высокохудожественная многонациональная литература для детей, активно способствующая коммунистическому воспитанию подрастающего поколения. Она завоевала широкое признание советского и зарубежного читателя, заняла достойное место в культурной жизни социалистического общества” (“Правда”, 1969, 8 апр., с. 2).

 

φ Ρмирнова В., О детях и для детей, М., 1963; Д у? а н о? а И., Полвека. Сов. дет. лит-ра. 1917—1967. Очерки, М., 1969; Мотяшов И., Мастерская доброты. Очерки совр. дет. лит-ры, 2 изд.]. М-, 1974; его же, Авторитет доброго слова. Заметки о междунар. сотрудничестве в дет. лит-ре, М., 1975; Баруздин С. А., Заметки о дет. литре, М., 1975; Разумневич В., Всем детям ровесники. Заметки о книгах совр. дет. писателей, М., 1980; Брандис Е,, От Эзопа до Джанни Родари. Заруб, лит-ра в дет. и юношеском чтении, [2 изд.], М., 1980; Заруб, дет. лит-ра. Сост. И. Чернявская, 2 изд., М., 1982; Старцев И. И., Дет. лит-ра. Библиография. 1918—31, М., 1933; то же, 1932—39, М.—Л., 1941; то же, 1940—45, М.—Л,, 1948; то же, 1946—48, М.—Л., 1950; то же, 1949—50, М.-Л., 1952; то же, 1951-52, М.-Л., 1954; то же, 1953—54, М.—Л., 1958; то же, 1955—57, М., 1959; то же, 1958—60, М., 1961; то же, 1961—63, М., 1966; то же, 1964—66, М., 1970; его же, Вопросы дет. лит-ры и дет. чтения. Библиографич. указатель книг и статей по истории, теории и критике, 1918—61, M., 1962; то же, 1962—65, M., 1967; Живова 3. С., Медведева Н.Б., то же, 1966—70, М., 1977; Шиперович Б. Я., Дет. лит-ра. Библиография, 1967—69, M., 1973. И. П. Мотяшов.

 

“ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА”, сов. изд-во. Осн. в 1933 (до 1963 — Детгиз) в Москве (отделение — в Ленинграде). Выпускает худож. и науч.-популярную лит-ру для детей и подростков. В “Д. л.” выходят серии: “Школьная библиотека”, “Золотая библиотека”, “Библиотека приключений и научной фантастики” “Мои первые книжки”, “Историко-революционная библиотека”, “Книга за книгой”, “В мире прекрасного” и др. Изд-во выпускает альманах “Мир приключений”, дет. календарь (книгу для чтения) “Круглый год” и т. п. С 1950 при изд-ве существует Дом детской книги — учреждение, содействующее созданию дет. книги на науч.-пед. основе, изучающее читат. интересы, способствующее пропаганде дет. книги и изданию трудов о дет. лит-ре.

 

ДЕТС

 

==95

 

“ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА”, лит.-критич. и библиографич. ежемес. журнал. Орган Союзов писателей СССР и РСФСР, Гос. комитетов СССР и РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Изд. в Москве с 1966.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 492. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия